Значение и употребление деепричастий
Образование деепричастий
Несовершенный вид | Совершенный вид | |
читать — читают — чита-} у я рисовать — рисуют — рису- [ кричать — кричат — крич- 1 слышать — слышат — слыш- | | прочитать — прочитал — прочита- закрыть — закры-л — закры-. испечь — испёк — испёк-засохнуть — засох — засох-запереть — запер — запер- | в(или) • ши |
1. Деепричастия образуются от основы неопределённой формы глаголов, у кото рых в основе настоящего времени суф фикс -ва- выпадает: узнавать — узна вая, вставать — вставая, издавать — издавая, 2. От глагола быть образуется дееприча стие будучи. 3. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов на -чь (стричь), -ну- (пахнуть, гнуть), от глаголов бе жать, писать, вязать, ехать, ждать, лгать, шить и некоторых других | 1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы бу дущего простого времени некоторых глаголов посредством суф фикса -а или -я: прочтут — прочтя, увид-ят — увидя. Иногда употребляются обе формы: принести — принёсши — принеся; отметиться — отметившись — отметясь. 2. У глаголов с основой на д и т деепричастия образуются или от основы простого будущего временихпри помощи суффикса -я: приобрести/^— приобретут — приобретя; привести — приве дут — приведя, или от основы прошедшего времени при помо щи суффикса >вшц (д и т в таком случае выпадают): сесть — сел — севши |
1. Деепричастие несовершенного вида обозначает
незаконченное добавочное действие, одновременное с дей
ствием, выраженным глаголом-сказуемым: Поезд замед
лял ход, подходяк станции,
Деепричастие совершенного вида обозначает добавочное действие, предшествовавшее действию, выраженному глаголом-сказуемым: Поднявшись на гору, мы увидели изумительную панораму.
2. В личных предложениях деепричастия относятся к
глаголу-сказуемому и обозначают добавочное действие под
лежащего: Волны шумят, ударяясьо скалы (глагол и дее
причастие обозначают действия подлежащего: волны шу
мят, ударяются о скалы). Поэтому неправильно построено,
например, такое предложение: Найдя лодку, радость охва
тила туристов. Поскольку деепричастие обозначает доба
вочное действие подлежащего, то получается бессмыслица
(«нашла лодку радость»). Это предложение следовало по
строить так: Найдя лодку, туристы обрадовались или Ко
гда туристы нашли лодку, они обрадовались.
Примечание. Иногда деепричастие может относиться к второстепенным членам предложения, выраженным неопределённой формой глагола или причастием, например: 1) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперёд, то и дело подёргиваяи почёсывая бороду. (Т.) 2) Кучер, спавший, опершись на локоть, начал пятить лошадей. (Гонч.)
3. В безличных предложениях деепричастие может
употребляться только тогда, когда оно указывает на дейст
вие того же лица, что и сказуемое, например: 1) Возвра
щаясь домой, надо было переезжать Подкумок вброд. (Л.)
(= нам надо было возвращаться домой и нам же нужно бы
ло переезжать Подкумок). 2) Изучая иностранный язык,
необходимо много читать (= тот, кто изучает иностран
ный язык, должен и много читать). 3) Не любя, невоз
можно понять жизни. (М. Г.) (= тому, кто не любит жиз
ни, невозможно и понять её).
322. I. Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида. Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.
Свирепеть, кричать, бежать, грохотать, проповедовать, заведовать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть,
признавать, визжать, писать, метить, метать, роптать,
стрекотать, мёрзнуть, волноваться.
П. Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида.
Вынести, развеять, развить, обессилеть, обессилить, сберечь, прикоснуться, запрячь, запереть, отречься, встретить, унести, выгрести, запыхаться, присесть, сбежать, остаться, сплести.
323. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоеди
ните одно из двух указанных предложений. Объясните, почему
вами выбран тот или другой вариант.
1) Дойдя до реки, ... а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Плывя в лодке, ... а) множество птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки множество птиц. 3) Заметив со всех сторон лодки и людей, ... а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас. 4) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.
5) Подъезжая к станции, ... а) пассажиры забеспокоились
и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно. 6) Наби
рая скорость, ... а) поезд быстро приближался к горному
перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных
столбов.
324. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна
ки препинания, раскрывая скобки. Подчеркните обособленные
обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.
1) Пр..слушавшись таинстве..ый посетитель вошёл в комнату. 2) Почему(то) испытывая доверие к (не)из-вес(?)ному Иван первоначально зап..наясь и робея а потом осм..лев начал ра..каз..вать вчерашн.. историю на Патриарших прудах. 3) Пов..нуясь жестам человека в ка-пюш..не один из палачей взял копьё. 4) (Н..)добившись толку в коми..и.. добросовес(?)ный Василий Степанович^) решил побывать в филиале её помещавшемся в Ваганьковском переулке. 5) Проснувшись Маргарита (не)заплакала как это бывало часто потому(что) проснулась с предчувствием что сегодня наконец что(то) произойдёт.
6) (Н..)(о)чём (н..)размышляя Маргарита торопливо побе
жала из Александровского сада вон. 7) Ск..льзнув к треть-
ему этажу Маргарита загл..нула в крайн.. окно завеш..ое лёгонькой тёмной шторкой.
(М. Булгаков)
325. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Укажите обо
собленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и дее
причастными оборотами. Найдите историзмы, определите их
роль в тексте.
Напротив Сигурда вдруг рухнул снег обн..жив чёрную пустоту откуда п..хнуло звери..ым жаром и огромная мед-веж(?)я голова появилась в проёме. Секунду зверь пр..нюх..вался дёргая чёрным носом потом подобрался и взревев начал (не)спешно подн..мат(?)ся (на)дыбы. Сигурд отбросил собол(?)ю шапоч(?)ку оставшись в кольчужном наголовье выхват..л меч(?) и в тот момент когда зверь выпр..милея подняв лапы бросился вперёд в его об(?)ятья (с)разбега вс.див меч(?) по рукоять. Медведь взревел облапал ю..оп1у всей тушей. Сигурд устоял на ногах с силой оттолкнув зверя по кольчуге бе..ильно проскрипели когти. (Б. Васильев)
326. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в построе
нии деепричастных оборотов. Спишите предложения, исправ
ляя их.
1) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор». 2) Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 3) Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки. 4) Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 5) Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова. 6) Войдя в кочегарку, нас обдало жаром. 7) Услышав о разведке, Пете стало весело.
327. Прочитайте и укажите, к какому типу речи относится
этот текст, определите его стилистическую принадлежность.
Составьте план текста. Спишите 2-ю часть, расставляя недостаю
щие знаки препинания. Постройте схему выделенного предло
жения.
I. Творческий проц..с вещь неизмеримо более сложная нежели умение стандартно пользоват(?)ся так называемыми правилами стихосложения...
Здесь я хотел(бы) привести один пример. Я сошлюсь на известное стихотворение Некрасова «(Не)сжатая полоса». Как вы помн..те содержание его таково: наступила поздняя осень а в поле всё ещё стоит (не)сжатая крестьянская полоса. (Не)сжата она потому что её хозяин надорвался на работе и тяжко заболел.
Я изложил это событие довольно точно но в моей передач.. оно всё же (не)производит ровно (ни)какого впечатления.
В да..омслучае я этосделал нарочно сделал для того чтобы показать как много завис..т от поэта от того духовного поэтического «вклада» который он внос.т в жиз-не..ый материал положе..ый в основу произведения.
П.Теперь посмотр..м как это же событие воспринял и передал читателю Некрасов...
С первых же строк вас б..рёт за сердце какая(то) щемящая боль хотя вы вначале может быть даже и (не)зна.-те для чего поэт начал свой разговор. Вас охватывает жалость к этой од-.нокой крестьянской полоске котор..ю и буря б(?)ёт и заяц топч..т и птицы разоряют.
И чем дальше вы чита..те тем всё ощ..тимей всё ярче встаёт перед вами образ русского мужика задавле..ого нуждой и (не)посильной работой и не только образ да..ого конкретного мужика о котором говорит(?)ся в стихотворении но и образ всех подобных ему образ тогдашней деревни подневольной нищей раз..рё..ой тёмной...
Дело всё в том что Некрасов за казалось бы рядовым (не)значительным фактом увид..л гораздо больше того что можно увид..ть при поверхностном рассмотрен.. . Светом своего поэтического таланта он проник в него и осв..тил те его стороны которые на первый взгляд были незаметны. Он нашёл в своём сердце такие взв..лнова..ые такие прон..кно-ве..ые поэтические слова которым нельзя (не)поверить. Это были слова глубоко прочувствова..ые выноше..ые слова если хотите выстрада..ые. Это были те единстве..ые (незаменимые слова при помощи которых только и можно было с наибольшей полнотой и убедительностью сказать то что хотел сказать Некрасов. (М. Исаковский)
328. Спишите. С выделенными словами составьте словосочетания.
Дистиллированный, компоновать, комбинировать, следующий, будущность,свед-.щий (человек), а..нулировать,апеллировать, мультипликационный (фильм), стипендия, кол..квиум, с.нсация, с.нсационный, с.лекция, с.лекционный.
НАРЕЧИЕ
329. Прочитайте, укажите наречия и определите их синтаксическую роль. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных наречий.
1) На батарее Телегина первая половина дня прошла спокойно.Грохотало где-то за горизонтом, но равнина была безлюдна. 2) Справа,шагах в полутораста, послышался сторожевой окрик. 3) Жёлтая немигающая звезда стояла невысоконад лесистыми холмами. 4) В этот день обедали поздно. 5) Кузьма Кузьмич часто-часто закивал красным, весёлым лицом. 6) Всё началось заново.7) Узкая полоса заката, тусклого и по-осеннемубагрового, догорала над степью. (А. Н. Толстой)
§ 56. ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
Буквы н и нн
В наречиях на -о и -е пишется одно н, если они образованы от прилагательных с одним н, и пишется нн, если наречия образованы от прилагательных с нн (в том числе и от прилагательных, возникших из страдательных причастий), например: путано отвечать (путаный ответ); искренне сожалеть (искреннее сожаление); говорить обдуманно (обдуманная речь).