По русскому языку и культуре речи
Для студентов заочной формы обучения
Контрольная работа по русскому языку и культуре речи составлена в соответствии с теоретическим материалом и практическими заданиями, которые представлены в учебно-методических материалах для студентов заочных отделений. Цель контрольной работы – закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче экзамена (зачета). Во всех случаях, когда вы сомневаетесь, обращайтесь к учебникам и словарям.
Контрольная работа состоит из 5 заданий. Представлено 25 вариантов контрольной работы. Нумерация вариантов соответствует номеру в журнале.
Задания.
Задание 1.Ответьте кратко, точно на теоретический вопрос.
Вариант 1. Что такое культура речи и какие аспекты культуры речи выделяются?
Вариант 2. Что представляет собой язык и какие функции выполняет язык?
Вариант 3. Что такое общенародный язык и каковы формы его существования?
Вариант 4. Что такое литературный язык и каковы его признаки?
Вариант 5. Что такое литературная норма? Что понимается под императивными и диспозитивными нормами?
Вариант 6. Что такое варианты нормы? Как соотносятся понятия вариант и вариативность?
Вариант 7. Что такое акцентологические нормы? В каком словаре они описываются?
Вариант 8. Что такое фонетические нормы? С чем они связаны?
Вариант 9. Что такое лексические нормы? Каковы причины нарушения лексических норм?
Вариант 10. Что такое фразеологические нормы? Каковы причины нарушения фразеологических норм?
Вариант 11. Какие морфологические нормы связаны с категорией рода?
Вариант 12. Какие морфологические нормы связаны с категорией числа?
Вариант 13. Какие морфологические нормы связаны с категорией падежа?
Вариант 14. Что такое синтаксические нормы и каковы причины нарушения их?
Вариант 15. Что такое точность речи и каковы причины нарушения ее?
Вариант 16. Что такое логичность речи и каковы причины нарушения ее?
Вариант 17. Что такое чистота речи и каковы причины нарушения ее?
Вариант 18. Что такое богатство речи и что свидетельствует о богатстве речи?
Вариант 19. Что такое уместность речи и какие типы уместности речи выделяются?
Вариант 20. Что такое выразительность речи и каковы лингвистические и паралингвистические средства выразительности речи?
Вариант 21. Что такое функциональный стиль речи и что представляет собой разговорный стиль речи?
Вариант 22. Каковы стилевые черты и языковые особенности научного стиля речи?
Вариант 23. Каковы стилевые черты и языковые особенности официально-делового стиля речи?
Вариант 24. Каковы стилевые черты и языковые особенности публицистического стиля речи?
Вариант 25. Каковы стилевые черты и языковые особенности художественного стиля речи?
Методическая справка. Выполнение данного задания требует внимательного чтения теоретического материала и отбора только того, что относится к данному вопросу. Ничего лишнего! Ответы можно оформлять в виде текста с четким делением на подпункты или схемы. Например, на вопрос о том, каковы задачи культуры речи, можно дать ответ в виде: Основными задачами культуры речи являются: 1), 2), 3). Схема же должна быть выразительной и понятной.
Задание 2. Определите фонетический признак, по которому одно из слов в данном ряду будет лишним. Укажите этот признак.
Вариант 1. Нетто, золото, брутто, ризотто
Вариант 2. Жасмин, кастрюля, старатель, вакансия, катамаран, астронавт
Вариант 3. Солнечный, полночный, срочный, скучный
Вариант 4. Боа, сонет, константа, зоопарк
Вариант 5. Афера, опека, пещера, маневры
Вариант 6. Новорожденный, осужденный, местоименный, посаженый (отец)
Вариант 7. Вокзал, вакса, безвкусица, КЗОТ
Вариант 8. Сапожки, сапожок, тяжба, служба
Вариант 9. Интерьер, интервью, интервал, интеллект
Вариант 10. Текст, тест, тенор, темперамент
Вариант 11.Страдать, жалеть. гадать, раздеть
Вариант 12. Чтить, что, почта, почтение
Вариант 13. Праздник, лестница, астма, страстность, властность
Вариант 14. Солнце, полночь, вольность, полнота, сольный
Вариант 15. Бог, стог, рог, порог, острог.
Вариант 16. Вождь, дождь, рождение, одежда, надежда
Вариант 17. Огород, оговор, круглого, оголить, поголовный.
Вариант 18. Декольте, декор, дельта, девальвация
Вариант 19. Яичница, скворечник, одиночник, горчичник
Вариант 20. Радио, трио, соло, сало
Вариант 21. Шатен, гипотеза, протекция, тент
Вариант 22. Двоечник, очечник, девичник, сочник
Вариант 23. Интернет, брюнет, кларнет, сонет
Вариант 24. Восточный, скучный, одиночный, встречный,
Вариант 25. Зефир, музей, безе, зебра
Методическая справка. При выполнении данного задания используйте материал на стр. 28 учебно-методического пособия. Образец выполнения. Даны слова: конечно, скучно, нарочно, бесконечно. В данном ряду «лишним» будет слово бесконечно, так как в этом слове сочетание ЧН произносится как ЧН. В остальных словах не месте сочетания ЧН произносится (ШН).
Задание 3. Найдите слово, в котором ударение выполняет смыслоразличительную функцию или ударение является неверным.
Вариант 1. ОпЕка, афЕра, пещЕра, свеклА
Вариант 2. ЛомотА, духотА, сухотА, мерзлотА
Вариант 3. ТвОрог – творОг, щАвель – щавЕль, вЯзанка - вязАнка
Вариант 4. ОпОшлить, опошлЕние, намЕрение, осушЕние
Вариант 5. МЫшление – мышлЕние, Орган – оргАн, кАмбала – камбалА,
Вариант 6. ПредвосхИтить, предначЕртать, предназнАчить, предчУвствовать
Вариант 7. БронИровать – бронировАть, премИровать – премировАть
Вариант 8. ПрисовокупИть, пристрелИть, причастИть, притупИть
Вариант 9. Овсяной – овсяный, кОмпас – компАс, Атлас - атлАс
Вариант 10. ПЕренятый, пЕрежитый, пЕресланный, пЕреданный
Вариант 11. ЛОсось – лосОсь, мОлох – молОх, мокрОта - мокротАа
Вариант 12. ПерЕгнутый, перЕжданный, перЕгнанный, перЕданный
Вариант 13. НамЕрение – намерЕние, упрОчение – упрочЕние, вИдение - видЕние
Вариант 14. ПригУбить, прирУчить, припрАвить, принУдить
Вариант 15. ЛОомоть – ломОть, Ирис – ирИс, Иконопись – икОнопись,
Вариант 16. МартирОлог, метеорОлог, океанОлог, невропатОлог
Вариант 17. КрЕдит – кредИт, звОнит – звонИт, напОит – напоИт.
Вариант 18. ПрОпил, прОчат, пУдрил, пылИтся
Вариант 19. ХристиАнин, гражданИн, крестьянИн, горожАнин
Вариант 20. КаллиграфИя, пиццерИя, симметрИя, библиографИя
Вариант 21. СлепотА, зевотА, красотА, глухотА
Вариант 22. ОстрОта – остротА, фенОомен – феномЕн, фЕтиш - фетИш
Вариант 23. МонолОг, диалОг, аналОг, каталОг
Вариант 24. СвекОльный – свЁкольный, Угольный – угОльный
Вариант 25. БюрократИя, истерИя, кулинарИя, индустрИя
Методическая справка. При выполнении данного задания используйте материал на стр. 27 учебно-методического пособия. Образец выполнения. Даны слова: слИвовый – сливОвый, лАвровый – лаврОвый. В первой паре правильным является первое ударение, а второе – неправильным. Во второй паре представлены разные слова: лАвровый венок и лаврОвое дерево.
Задание 4.Определите причины нарушения нормы в каждом из данных предложений.
Вариант 1. 1) Я чувствую самый наивысший подъем душевных сил. 2) Галина Уланова – одна из крупнейших представителей русской балетной школы. 3) Я расскажу вам кратко автобиографию моей жизни. 4) Он любил ее всеми мышцами души.
Вариант 2. 1) Сын был способный к математике. 2) Играя в нашем казино, у вас каждый день есть шанс выиграть. 3) Новый дом представляет собой огромную махину. 4) Он протирал ей очки, и она верила ему..
Вариант 3. 1) Надо прибавить к полтораста рублям еще пятьдесят. 2) Те, кто ушли вперед, уже добрались до места назначения. 3) В лицее ставится упор на более глубокое изучение точных наук. 4) Не надо подливать масла в огонь.
Вариант 4. 1) Я всегда поражаюсь ловкостью альпинистов. 2) У партизанов не было иного выхода. 3) Туристский поезд прибывал в приморский город рано утром. 4) Я костью лягу за своего ребенка.
Вариант 5. 1) Я решил стать офицером, чтобы продолжить семейную династию. 2) Пришел искать разъяснений от каких-то наболевших вопросов. 3) Свободных местов, к сожалению, нет. 4) Он лил крокодилову слезу, и никто ему не сочувствовал.
Вариант 6. 1) Внутренний интерьер замка поразил нас роскошью. 2) Эта черта совершенно не характерна ему. 3) Покупая макароны «Макфа», вам гарантировано качество. 4) Целый день ребенок предоставлен себе.
Вариант 7. 1) Подъезжая к станции, у меня слетела с головы шляпа. 2) Крыша сарая была покрыта толью. 3) Я попросил показать мне прейскурант цен. 4) Это глас вопящего в пустыне.
Вариант 8. 1) Мы рады, что из-за вашего рационализаторского предложения увеличилась производительность труда. 2) Этот памятный сувенир мне привезли с Таити. 3. На бюджетном отделении учится более трехста студентов. 4) Шесть лет разлуки ни на мизинец не уменьшили моей любви к вам.
Вариант 9. 1) Это был юный вундеркинд из Сибири. 2)В стихах Пушкина выражается уверенность и любовь к будущему России.3) Разработка данной темы становится все интенсивнее. 4) Наконец-то приказ вступил в законную силу.
Вариант 10. 1) Покидая родителей, его охватила внезапная грусть. 2) Заходя в автобус, своевременно оплачивайте за проезд. 3) Мать считала, что у ее сына есть поэтичные задатки. 4) А через несколько дней как молния среди ясного неба случилась беда.
Вариант 11. 1) Все казаки были поглощены в свои мысли. 2) Выбейте мне, пожалуйста, товарный чек. 3) Однажды со мной на рыбалке случился такой случай. 4) Его ищут, а он как в воду провалился.
Вариант 12. 1) Каждый гражданин обязан гордиться и любить свою родину. 2) Его публицистическая речь была встречена на «ура». 3) В смертельном бое Мцыри победил могучего барса. 4) У него еще белое молоко на губах не обсохло.
Вариант 13. 1) Группа запорожцев написали письмо турецкому султану. 2) Свесьте мне, пожалуйста, полкилограмма карамели. 3) Сестра купила две новых кофточки. 4) Да это сущая ерунда на сливочном масле.
Вариант 14. 1) Дети любовались то на море, то на картину. 2) Заглавную роль в этом спектакле играл мой любимый артист. 3) По этой горной дороге могут ездить только опытные шофера. 4) Это все равно, что валить с больной на здоровую.
Вариант 15. 1) У него огромное превосходство перед однокурсниками. 2) Трое юношей были в одинаковых костюмах. 3) За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 4) Меня предупреждали не давать свободы рукам.
Вариант 16. 1) Много сил и времени ушли на осуществление этого проекта. 2)Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой. 3) В детстве мальчик был очень полон, потому что не занимался физкультурой. 4) Вот и пришла пора заморить червячков.
Вариант 17. 1) Установка нового оборудования и реконструкция старого ведется параллельно. 2) Выход на сцену артистов был очень эффективным. 3) Окна были выкрашены белилом. 4) Писатель идет в ногу со своим временем.
Вариант 18. 1) Нам тоже следовало уделять внимание к своим истокам. 2) Качество товара контролируется путем выборной проверки изделий. 3) Около полторы суток ушло на дорогу до станции назначения. 4) Для чего ты кидаешь камушки в мой огород?
Вариант 19. 1) Три соседние здания были построены в прошлом году. 2) Этому вопросу придается первоочередное внимание. 3) Надо забрать братишку из ясель. 4) Он хитер и держит уши по ветру.
Вариант 20. 1) Большинство стихотворений автора посвящены русскому крестьянству. 2) Он полный невежа в вопросах искусства. 3) Все ректора вузов России собрались в этом зале. 4) После драки нечего рукой махать.
Вариант 21. 1) Проехав по этой тропе с километр, открывался чудесный вид на море. 2) Цветы сохнули в вазе. 3) Наутро мы столкнулись с проблемой выбора одной из нескольких альтернатив. 4) Это дело выеденного гроша не стоит.
Вариант 22. 1) Те, кто жил рядом, угадывал желания ближнего. 2) На протяжении матча защита не раз оказывалась в затрудненных ситуациях. 3) Самый наилучший день в моей жизни – это выступление на сцене Большого театра. 4) Я буду помнить этот день по гроб доски.
Вариант 23. 1) Часть работ направлены нами на экспертизу. 2) Ухудшается уровень жизни народа. 3) Ехай на поезде - самолетом опасно. 4) Он работал спустя рукав.
Вариант 24. 1) По нашей улице часто ездиют грузовые машины. 2) Я этим подарком очень рада. 3) Большую половину своего доклада он посвятил воспоминаниям о войне в Чечне. 4) Данный проект играет важное значение для жизни горожан.
Вариант 25. 1) Факты говорят за возможность использования резервов. 2) На кафедре есть свободная вакансия лаборанта. 3) Большинство времени он проводил в разъездах.