Контрольные работы по русскому языку и культуре речи.

Внимание!

Ответы на вопросы (кроме устных) следует записывать ручкой любого цвета, исключая красный и использование карандаша. Контрольные работы, выполненные на компьютере, на проверку не принимаются.

3.1 Контрольная работа №1 (ДЕ1 – стилистика):язык и речь; функционально-смысловые типы речи; функциональные стили речи.

Методические рекомендации студенту.

В процессе самоподготовки и выполнения контрольных заданий акцентируйте внимание на новой терминологии, от знания которой зависит уровень Вашей лингвистической компетенции.

Значительную часть материала по стилистике Вам предстоит проработать в режиме повторения. Именно поэтому особенно важны как творческий подход к материалу, так и взгляд на него с практической точки зрения.

Например, различия в типах и стилях речи станут понятнее, если мысленно решить задачу: Вы передаете важную информацию в нескольких сферах общения. Будут ли одинаковыми Ваши слова, структуры предложений, тип речи, интонация, мимика, жесты и т.д., если Вы обращаетесь к родителям, друзьям, преподавателям, попутчикам и пр.?

Литература

Внимание!

В контрольных работах рекомендуемая литература приведена порядковыми номерами из полного списка (см. п. 2, стр. 7) с указанием страниц источника.

Обязательная литература.

2.1…глава I, с.8-70; гл. II, с.70-93;

2.2…с 8-27; с. 27-31

Дополнительная литература

2.4…с.3-26; с.27-39

2.5…с.5-12; с.13-41

Вопросы для самоподготовки

· Каково соотношение языка и речи?

· Какие невербальные средства межличностного общения Вы знаете?

· Чем отличается монологическая речь от диалогической?

· Как определить функционально-смысловой тип речи?

· На что указывают сфера употребления, жанр, языковые особенности, цель высказывания?

Вопросы и задания для письменного ответа. (10б)

Задание №1. Напишите краткое определение лингвистических
терминов. (2б)

Ответ №1.

Язык – это_________________________________________________________

__________________________________________________________________.

Речь – это__________________________________________________________

__________________________________________________________._____(б)

Задание №2. Назовите автора и заглавие произведения художественной литературы, в котором важную роль играет один из 3-х типов речи. Кратко перескажите фрагмент произведения, иллюстрирующий Ваш выбор. (10б)

Ответ №2.

Такой тип речи, как___________________________________________, играет важную роль в _____________________________________________________

__________________________________________________________________.

Это_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________._____(б)

Задание №3. Выберите один вариант ответа: к какому типу и стилю речи относится текст.

Поэзия обладает удивительным свойством возвращать слову его первоначальную свежесть. Самые стертые слова, потерявшие свежесть, живущие как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! Но и проза, когда она достигает совершенства, становится подлинной поэзией. (По К.Г. Паустовскому).

А повествование; художественный стиль;

В повествование; разговорный стиль;

С рассуждение; публицистический стиль;

Д рассуждение; научный стиль. (1б)

Ответ №3.

__________________________________________________________._____(б)

Задание №4. Подчеркните в тексте, затем выпишите слова (словосочетания), характерные для научного стиля речи.

В текстах художественного стиля широко используются все типы речи. Одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния персонажей произведения и их психологической характеристики является форма рассуждения-размышления. (2б)

Ответ №4.

А______________________; В_______________________________;

С______________________; Д_______________________________.______(б)

Задание №5. Из какого стиля в бытовой ситуации неуместно использованы слова (словосочетания)?

Подчеркните их в тексте и выберите один вариант ответа.

Осуществив возвращение домой, я проделал работу по переодеванию и усаживанию в кресло с газетой. В этот период времени жена претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса и мойку посуды. (По О.В. Загоровской).

А публицистический стиль;

В официально-деловой стиль;

С разговорный стиль;

Д художественный стиль. (2б)

Ответ №5

_________________________________________________________._____б.

Рейтинговая оценка контрольной работы №1 _____б.

3.2 Контрольная работа №2 (ДЕ2 – риторика): предмет и структура учения о публичной воздействующей речи; типовые приемы разработки текста для речевого взаимодействия; логика, этика, эстетика публичного выступления.

Методические рекомендации студенту.

Особенности самоподготовки по риторике обусловлены новизной и актуальностью вопросов.

С одной стороны, Вы получаете возможность проанализировать свой опыт устного ответа, написания сочинений и рефератов с позиций учения о воздействующей речи, объективно оценить уровень своих компетенций, чтобы совершенствовать их.

С другой стороны, мы являемся свидетелями противостояния так называемой «черной риторики» и классического учения. Угасает или развивается ораторское искусство?

Безусловно, образованному и интеллигентному человеку необходимо не только самому владеть приемами разработки текста для публичного выступления, но и непредвзято воспринимать чужую речь.

Задумайтесь и сопоставьте: Ваш руководитель или лектор, участник дебатов или митинга, известный журналист или общественный деятель умеют убеждать или манипулируют аудиторией, не отступают от истины или «передергивают» факты, говорят просто и понятно или «жонглируют» фразами, используют логические и психологические ловушки?

Литература.

Обязательная.

2.1…глава III, с.95-106; гл. IV, с.116-147;

2.2…с. 31-33., с.34-51.

Дополнительная.

2.7…с.3-380.

Вопросы для самоподготовки.

· Какие изменения в классическое учение о воздействующей речи внесла современная так называемая «черная риторика»?

· Почему оратору не рекомендовано опираться на импровизацию?

· Как структурировать текст в целом и суждение в частности?

· Благодаря каким средствам и приемам ораторское выступление должно стать речевым взаимодействием?

· Какие логические ошибки и уловки можно назвать типичными?

· В чем заключается этика и эстетика публичной воздействующей речи?

Вопросы и задания для письменного ответа.(15б)

Задание №1. Выберите один вариант ответа: перечень наименований композиционных частей текста.

А вступление, абзац, заключение;

В аргументы, основная часть, выводы;

С вступление, основная часть, заключение;

Д основная часть, тезис, цитата. (1б)

Ответ №1.

_________________________________________________________._____б.

Задание №2. Выберите один вариант ответа: набор цифр соответствует последовательности предложений в связном тексте.

1) Он не пейзажист, не портретист и, конечно же, не художник-маринист.

2) Его картины написаны на темы, взятые из народных сказок и былин – словом, из народного эпоса.

3) Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник.

4) Такая направленность творчества объяснима: именно фольклор отразил мечты людей о счастливой жизни, о покорении могучей природы человеком.

А 1), 2), 3), 4); В 1), 4), 2), 3);

С 3), 4), 2), 1); Д 3), 1), 2), 4). (1б)

Ответ №2.

_____________________________________. _______б.

Задание №3. Подготовьте приведенный ниже текст к публичному выступлению, используя для этого контактоустанавливающие и активизирующие внимание средства и приемы: обращение, вводные элементы, усилительные частицы или междометия, риторический вопрос или восклицание, вопросно-ответную форму, эмоционально-оценочную окраску и т.д. Запишите переработанный текст.

А Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, время.

В Читать – значит искать и находить.

С Этому искусству надо учиться, чтобы выбирать углубляющее душу чтение, а не «скользящее мимо сердца и ума».

Д По кругу чтения можно узнавать и понимать людей: каждый из нас есть то, что и как он читает. (По И. Ильину) (10б)

Ответ №3 (переработанный текст)

А_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

В_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

С_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Д_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________._______б

Задание №4. Представьте: Вы выступаете с хорошо подготовленной убеждающей речью. Однако на один из доводов аудитория реагирует резко отрицательно. Выберите реплики, неэтичные для речевого взаимодействия. Кратко объясните выбор.

А Возможно, моя формулировка не совсем удачна. Попробуем…

В А почему, уважаемые господа, вы возражаете против очевидных вещей?

С Так! Ваше отрицание неуместно! Не надо очернять! Смотрите на проблемы позитивнее!

Д Не согласится ли уважаемая аудитория с тем, что… (1б)

Ответ №4.

Такие реплики, как_______________________________, неэтичны, потому что__________________________________________________________.____(б)

Задание №5. Выберите один вариант ответа: средство выразительности, называемое «обратная гипербола». Приведите пример.

А литота; В градация;

С эллипсис; Д анафора. (2б)

Ответ №5.

«Обратная гипербола» - это __________________________________________,

например:__________________________________________________________

___________________________________________________________._____б.

Рейтинговая оценка контрольной работы №2 _____б.

3.3 Контрольная работа №3 (ДЕ3 – научный и деловой русский язык): структура и языковое оформление текстов научного и официально-делового стиля; аннотирование, реферирование, рецензирование; типичные ошибки при составлении деловой документации.

Методические рекомендации студенту.

Стандартность формы, содержания, языковых средств – вот ракурс анализа научных и деловых текстов.

Вспомните, с какими трудностями Вы сталкивались, готовя реферат, рецензируя чей-либо текст. Подумайте, от каких ошибок в написании стилистически окрашенных слов и конструкций Вам не удалось избавиться. Насколько точны Ваши представления о структурировании официально-деловых бумаг? Свободно ли Вы подбираете синонимы, чтобы избежать тавтологии?

Литература.

Обязательная.

2.1…гл.X, с.350-391; с.393-402

2.2…с.132-175; с.213-294

Дополнительная.

2.1…гл. V-VIII

Вопросы для самоподготовки.

· Какие тематико-структурные особенности отличают научный письменный текст?

· Каковы наиболее употребляемые при реферировании глаголы, оценочные конструкции, языковые средства организации текста?

· Как оформляется в научном тексте цитируемый и справочно-библиографический материал?

· Какую роль в языковом оформлении текстов делового стиля играет стереотипность?

· Какие ошибки при составлении деловой документации считаются типичными?

Вопросы и задания для письменного ответа.(15б)

Задание №1. Выберите варианты ответов: что из перечисленного НЕ относится к письменному научному тексту.

А резюме; В реферат;

С инструкция; Д аннотация. (1б)

Ответ №1.

___________________________________________________________._____б.

Задание №2. Впишите в таблицу по одной языковой формуле к каждой смысловой части реферата. Используйте безличные конструкции. (8б)

Ответ №2.

Смысловые части реферата Используемые языковые формулы
Название реферируемой работы ____________________________________________________________________  
Композиция реферируемой работы ___________________  
Проблематика и основные положения _______________________  
Аргументация основных положений _______________________  
Выводы, заключения ____________________________________________________________________  

Дополнение к информационному реферату.

Согласие (положительная оценка) Несогласие (отрицательная оценка)
________________________________   ________________________________  

Задание №3. Выберите варианты ответов: какие особенности речи НЕ относятся к деловому стилю.

А выразительность; В точность;

С информативность; Д эмоциональность (1б)

Ответ №3.

___________________________________________________________._____б.

Задание №4. Выберите один вариант ответа: фамилия записана НЕпривильно (в скобках даны фамилии в именительном падеже).

Заявление подано…

А от Бориса Живаго (Живаго);

В от Натальи Седых (Седых);

С от Ирины Хакамады (Хакамада);

Д от Олега Мицкевич (Мицкевич).

Ответ №4.

___________________________________________________________._____б.

Задание №5. Составьте заявление по всем правилам, используя вымышленные данные. Запишите получившийся текст. (4б)

Ответ №5.

___________________________________________________________._____б.

___________________________________________________________._____б.

___________________________________________________________._____б.

___________________________________________________________._____б.

___________________________________________________________._____б.

___________________________________________________________._____б.

___________________________________________________________._____б.

___________________________________________________________._____б.

___________________________________________________________._____б.

___________________________________________________________._____б.

___________________________________________________________._____б.

___________________________________________________________._____б.

Рейтинговая оценка контрольной работы №3 ._____б.

3.4. Контрольная работа №4 (ДЕ4 – культура устной и письменной речи): лингвистические словари; нормы фонетические, лексические и фразеологические, грамматические, орфографические и пунктуационные.

Методические рекомендации студенту

Данная контрольная работа, наиболее объемная из всех, предназначена для повторения и систематизации материала, подробно изученного в довузовский период, и, следовательно, полезна для самопроверки.

В отличие от традиционных новейшие методики не отвергают принцип «На ошибках учатся» (см. варианты Централизованного тестирования или Олимпиады МГУ и ЕГЭ по русскому языку). Именно поэтому Вам предстоит на примере исправления речевых и грамматических ошибок учиться соответствующим нормам.

Целесообразно совершенствовать безошибочное письмо, преобразовав знание «параграфа» в алгоритм проверки.

Не будем забывать, что язык – это устойчивая и динамичная система, а словарь – безотказный помощник!

Литература.

Обязательная.

2.3…(в качестве справочника полностью)

Дополнительная

2.1…глава IX, с.272-349;

2.2…с.83-117;

2.6…(в качестве справочника полностью);

2.8. – 2.15. (словари).

Вопросы и задания для письменного ответа.(35б)

Задание №1. Выберите один вариант ответа: чтобы узнать значение слов «релятивный», «пролонгировать», следует воспользоваться словарем…

А этимологическим; В орфографическим;

С толковым; Д орфоэпическим. (1б)

Ответ №1.

___________________________________________________________._____б.

Задание №2. Поставьте ударение в словах. (3б)

А договоры, каталог, обеспечение, диспансер;

В дозвонимся, отключим, ходатайствуем, хотим баловать;

С языковые барьеры, взглянуть мельком, кому-то завидно, красивее
других. _____б.

Задание №3. Выберите один вариант ответа: словосочетание, в котором вместо «информационный» надо употребить пароним «информативный».

А информационные носители в электронном виде;

В руководитель информационной телепрограммы;

С современные информационные технологии;

Д статья весьма информационная и очень полезная. (1б)

Ответ №3.

___________________________________________________________._____б.

Задание №4. Найдите и подчеркните в предложениях речевую ошибку (нарушение лексической сочетаемости). Запишите правильное сочетание слов.

А Встреча сыграла огромное значение в судьбе человека.

В Через этот банк проводились махинации.

С Проблема в том, что документ не выполняется.

Д Благодаря пожару лес уничтожен (4б)

Ответ №4.

А________________________; В_____________________________;

С________________________; Д_____________________________;_____б.

Задание №5. Подчеркните и заключите в скобки слова, создающие смысловую избыточность (плеоназм). (2б)

А ответственный за точную достоверность информации;

В большой выбор памятных сувениров;

С объявление о свободных вакансиях;

Д хронометраж времени процесса кристаллизации. _____б.

Задание №6. Найдите и подчеркните в предложениях речевую ошибку (искажение фразеологизма). Запишите устойчивое сочетание слов правильно.

А «Мир растений и животных» - увлекательное чтение о братьях наших по разуму.

В СМИ пытаются вбить кол между участниками дискуссии.

С К счастью, она воспряла из пепла.

Д Они присвоили львиную часть прибыли. (4б)

Ответ №6.

А__________________________; В___________________________;

С__________________________; Д___________________________;_____б.

Задание №7. Выберите один вариант ответа: перечень слов, соответствующих грамматическим нормам.

А лягте на кровать, с обеих сторон, согласно расписанию;

В зажгем свет, наиболее решительнее, трое девушек;

С едь быстрее, на ихней территории, 100 килограмм;

Д бежите сюда, в двух тысяч первом году, пара туфлей. (1б)

Ответ №7.

___________________________________________________________._____б.

Задание №8. Выберите один вариант ответа: принцип однородности НЕ нарушен в предложении.

А Рабов травили и кусали собаками.

В Я всегда восхищаюсь и поражаюсь его таланту.

С Все были счастливы и веселые.

Д Надо найти и проанализировать первоисточник. (1б)

Ответ №8.

___________________________________________________________._____б.

Задание №9. Укажите цифрами над словами, в какой последовательности их надо расположить, чтобы информация воспринималась однозначно. (1б)

А Они будут обсуждать трагедию в нашем эфире _____б.

Задание №10. Выберите один вариант ответа: деепричастный оборот включен в предложение правильно.

Работая над рефератом,…

А сначала составляются тезисы;

В ничто не должно отвлекать;

С нужны учебники;

Д не отвлекайтесь. (1б)

Ответ №10.

___________________________________________________________._____б.

Задание №11. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. (4б)

А препод_ватель, предпол_жение, уча_ствовать;

В мирово_зрение, ра_суждать, пр_дел функции;

С доверч_вый, реч_вой, совестл_вый;

Д сверх_естественный, комп_ютер, с_экономить. _____б.

Задание №12. Перепишите, раскрыв скобки.

А повыше(н?нн?)ые обязательства, беше(н?нн?)ый темп, сезо(н?нн?)ые работы;

В (не) выносимые условия, вовсе (не) прав, никем (не) решенная задача;

С (кое) как, как (бы), (по) моему мнению;

Д (в) течение семестра, сделать то (же) самое, (в) связи с отпуском. (4б)

Ответ №12.

А___________________________________________________________________

В___________________________________________________________________

С_________________________________________________________________

Д___________________________________________________________.______б.

Задание №13. Расставьте знаки препинания. (4б)

А Иногда когда редакцию лихорадило старейший из сотрудников вспоминал как быстро решались проблемы прежде и выглядывал в окно как будто хотел там увидеть свою молодость и приходилось постараться для того чтобы вернуть старика в наше время. ______б.

Задание №14. Вычеркните, где необходимо, неправильно поставленные знаки препинания. (4б)

А Новая дисциплина преподается: на дневном, вечернем, заочном отделениях вуза.

В В продолжение месяца отдел работал, спустя рукава.

С Обсуждение дипломного проекта, очевидно, удовлетворило, назначенного кафедрой, опытного научного руководителя.

Д По моему мнению, эта работа, как стихийное бедствие. ______б.

Рейтинговая оценка контрольной работы №4 ______б.

Наши рекомендации