Слитное, раздельное и дефисное написание наречий
Дефис пишется:
1. В наречиях с суффиксами -и, -ому (-ему) и приставкой по-: по-товарищески, по-немецки, по-волчьи, по-прежнему, по-пустому.
Примечание.Приставка по- пишется слитно: а) в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов -у, -енъку, -оньку, например: попросту, попусту, поровну, помаленьку, потихоньку;
б) с формами сравнительной степени наречий, например: по
выше, покрасивее, поглубже;
в) в наречиях потому, почему, поэтому.
2. В словах на -ых, -ьих с приставкой во-(в-), образованных от порядковых числительных, например: во-первых, во-вторых, в-третъих (они употребляются в речи лишь как вводные слова, указывающие на последовательность мыслей).
3. В неопределённых наречиях с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-: где-то, куда-то, куда-либо, когда-нибудь, кое-где.
4. В наречиях, образованных: а) повторением слов и основ слов: еле-еле, чуть-чуть, давным-давно, мало-мальски, мало-помалу, крепко-накрепко, как-никак, волей-неволей, шиворот-навыворот, крест-накрест, точь-в-точь; б) сочетанием синонимических слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову.
Примечания: 1. Словосочетания, имеющие значения обстоятельств и состоящие из двух существительных с одним или двумя предлогами, пишутся раздельно: в конце концов, точка в точку, бок о бок, шаг за шагом, с боку на бок, с глазу на глаз. Сочетания точь-в-точь, крест-накрест, шиворот-навыворот пишутся с дефисом потому, что это уже наречия, а не существительные.
2. Пишется через дефис наречие на-гора (технический термин).
Слитно пишутся:
1. Наречия, образованные соединением предлогов с на
речиями, например: доныне, извне, навсегда, напротив,
насквозь, позавчера, послезавтра, донельзя.
Примечание. От таких наречий следует отличать сочетания предлогов с неизменяемыми словами, которые употребляются в значении существительных, например: до завтра, на авось, на нет (свести на нет), на ура.
2. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо и т. д., надвое, натрое (но: по двое, по трое, также по одному).
3. Наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными, например: вкрутую, вплотную, врукопашную, зачастую, напропалую, наудалую, наверное, а также впервые и вничью.
Примечание. Наречия, состоящие из предлога в и полного прилагательного, начинающегося с гласного звука, пишутся раздельно, например: в открытую, в общем,
4. Как правило, наречия, образованные соединением
предлога и существительного, например: наверх, вниз, вна
чале, впоследствии, налицо, наперебой, напоказ и др. В от
личие от существительных с предлогами такие наречия по
большей части не могут иметь при себе определений, напри
мер: В дали голубой виднелись горы (в дали — существи
тельное, имеющее определение — прилагательное голубой),
но: Вдали мелькнул парус (вдали — наречие, имеет значе
ние «далеко»). Ср.: Во время отпуска он много путешест
вовал, хорошо отдохнул и вовремявозвратился домой.
Примечание. Следует иметь в виду, что в современном русском языке есть много таких сочетаний существительных с предлогами, которые по значению похожи на наречия. К этим наречным выражениям, которые пишутся раздельно, принадлежат: а) сочетания из предлога в и слов, в той или иной степени приближающихся к наречиям и начинающихся с гласной буквы, например: в отместку, в обмен, в обрез, в охапку, в упор; б) сочетания с предлогами без и до, например: без устали, без толку, до упаду, до зарезу; в) сочетания существительных с другими предлогами, например: на ходу, на лету, с ходу, с лёту, за границу (уехал), за границей (жил) (также под мышками, под мышки, под мышкой, из-под мышки); г) выражения образного, метафорического характера, например: в корне (не прав), (это мне) на руку, (попасть) в тупик.
Чтобы усвоить правописание наречий, необходимо при затруднениях обращаться к орфографическому словарю.
5. Наречия, образованные путём соединения предлога с
вопросительными и указательными местоимениями, на
пример: почему, отчего, потому, поэтому, оттого, зачем,
затем.
Чтобы отличить наречие от сочетания предлога с местоимением, надо помнить, что наречие можно заменить только наречием, а местоимение с предлогом молено заменить прилагательным или существительным. Ср.:
1) Почему (отчего) он не пришёл? Простудился, потому (поэтому)и не пришёл. — По чему (по какому учебнику) лучше заниматься? Лучше заниматься по
этому (по новому) учебнику. По тому (по старому)
учебнику заниматься не надо.
2) Зачем (почему) он остался? Он остался затем (потому),что хочет получить консультацию.
3) За чем (за каким предметом) ты пришёл? Я пришёл за тем,что ты мне обещал. Я пришёл за словарём.
4) От чего (от какого предмета) эта деталь? Эта деталь от того (от прежнего) магнитофона.
335. Спишите. Объясните употребление дефиса в наречиях.
1) Фёдор Фёдорович что(то) сказал солдату (по)немец-ки. (Ф.) 2) (По)настоящему понравился ей [Даше] только Телегин. (А. Н. Т.) 3) Мало (по)малу стемнело. (Пришв.) 4) Ямщики засвистели (по)степному, сытые тройки рванули (в)скачь. (А. Н. Т.) 5) Печорин (чуть)чуть побледнел и отвернулся. (Л.) 6) (По)прежнему качается пароход. (Нов.-Пр.) 7) Боцман (всё)таки поступил (по)своему. (Нов.-Пр.) 8) Герман (волею)неволею согласился быть моим помощником. (Акс.) 9) В чертах у Ольги жизни нет, точь(в)точь в Вандиковой Мадонне. (П.) 10) Где(то), ко-гда(то), (давно)давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. (Т.) 11) Он [Андрей Болконский] предполагал, (во)первых, сосредоточить всю артиллерию в центре, (во)вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. (Л. Т.) 12) Покрытая багровым облаком, всходила луна и (еле)еле освещала дорогу. (Ч.)
336. Спишите словосочетания, раскрывая скобки.
Жить (по)новому, запомнить (крепко)накрепко, говорить (с)(глазу)(на)глаз, исполнить (точка)(в)точку, хлопотать (по)пустому, тратить время (по)пусту, пойти (куда)ли-бо, знать (мало)мальски, приделать (шиворот)навыворот, приехать (нежданно)негаданно, продвигаться (шаг)(за)ша-гом, прибыть (во)время, выдать уголь (на)гора, согласиться (в)(конце)концов, распределить (по)ровну, сделать (по)луч-ше и (по)красивее, ворочаться (с)боку (на)бок, сегодня, (по)видимому, будет дождь.
337. Спишите. Подчеркните наречия.
(На)всегда запомнить, перенести на (после)завтра, отложить (до)завтра, жить (на)против, видеть (на)сквозь, свести (на)нет, сохранить (до)ныне, сложить (в)двое, разде-
лить (на)двое, идти (по)одному, думать (по)своему, плыть (по)двое, увеличивать (по)немногу, сказать (с)горяча, биться (в)рукопашную, окончить (в)ничью, действовать ^открытую, решить (в)общем, говорить (во)обще.
338. От существительных верх, низ, перёд, бок образуйте при по
мощи соединения их с предлогами с, в и на по три наречия и за
пишите эти наречия в словосочетаниях с глаголами.
Образец. Смотреть вверх.
339. Образуйте от существительных высь, глубь, даль, ширь, круг, век, начало, новь при помощи соединения их с предлогом в (во) наречия и запишите эти наречия в словосочетаниях с глаголами.
340. Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Для справок используйте орфографический словарь.
Запомнить (на)век, (на)веки, записаться (на)кануне, прийти (тот)час, побежать (в)догонку, разбить (в)дребезги, сгореть (до)тла, обращаться (за)панибрата, подготовить (ис)подволь, смотреть (ис)подлобья, ударить (ис)подтишка, схватить (в)охапку, глядеть (в)упор, рассчитывать (на)вер-няка, считать (под)ряд, соскочить (на)ходу, стрелять (на)лету, спрашивать (по)одиночке, собираться (с)позаран-ку, измучиться (в)конец, сделать (в)отместку, покупать (на)расхват, нужно (до)зарезу, работать (без)устали, танцевать (до)упаду, заполнить (до)отказа.
341. Спишите, раскрывая скобки. Проверьте по орфографическо
му словарю.
Прикинуть (на)глаз, (на)глазок; разбить (в)пух и прах; поднять (на)смех; подняться (на)дыбы; наскочить (с)разма-ху; добавить (в)заключение; сказать (в)насмешку; попробовать (на)вкус; выучить (на)память; поработать (на)славу.
342. Спишите, раскрывая скобки.
I. 1) Потёмкин сложил бумагу в(двое), в(четверо), в(вось-меро), стремясь к какой-то последней, уже неделимой дроби. (Леон.) 2) Одна из девушек бежала в(припрыжку) по шоссе, спускаясь к морю. (Пауст.) 3) И вот я думал, она ударится с(размаху) о берег и разлетится в(дребезги). (Л.)
4) Обойма уже кончилась, и затвор щёлкал в(пустую). (Ф.)
5) Вслед за машинами на гору в(рассыпную) взбиралась пехота. (К.С.) 6) Мы сели в кибитку в(троём): Марья Ива-
новна с Палашкой и я. (П.) 7) Иногда и сам в(просак) он попадался, как простак. (П.)
П. 1) (С)начала подумай, потом отвечай. 2) Дожди шли беспрерывно (с)начала весны. 3) Как хорош лес (в)начале осени! 4) (В)начале я не почувствовал своеобразной красоты горного пейзажа. 5) Все собрались (во)время, никто не опоздал. 6) Кругом было (на)столько красиво, что все замолкли и с восторгом глядели (в)перёд и (в)верх. 7) (На)сколько километров (в)верх поднялись (без)отдыха альпинисты? 8) Берёзка склонилась (на)бок. 9) (В)ширь и (в)даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 10) (В)даль туманную двигались обозы. 11) Несмотря (на)конец сентября, под Москвой было (по)летнему тепло. 12) Путники (на)конец добрались до реки. 13) Мальчик (в)упор смотрел на меня.
443. Спишите, раскрывая скобки. Объясните (устно) написание наречий.
1) Маленькие домики спят (бе.-)пробудно. (Вер.) 2) Отрядом книг уставил полку, читал, читал, а всё (б..)толку. (П.) 3) Мы доехали до дому не более как в полчаса, но (всё)время толкуя о пережитых нами страхах. (Леек.) 4) (Без)умолку шумит вода. (Жук.) 5) Третий день уже сеет ветер осиной, а земля (без)устали требует всё больше и больше семян. (Пришв.) 6) Ромашов угрюмо смотрел (в)бок, и ему казалось, что никакая сила в мире не заставит его перевести глаза. (Купр.) 7) Следующую речку Павел решился переехать (в)брод. (Писем.) 8) Онегин (ни)когда со мною не хвастал дружбой почтовою, а я, счастливый человек, не переписывался (в)век ни (с)кем. (П.) 9) Жёлтые, (на)половину завядшие ивы, наклонённые ровно (на)право и (на)лево с обеих сторон дороги, уходили (в)даль, пересекали холмы. (А. Н. Т.) 10) Быть сильным хорошо, быть умным лучше (в)двое. (Кр.)
344. Спишите, раскрывая скобки. В случае затруднения в написании справляйтесь в орфографическом словаре.
1) Варя исходила полдеревни без всякого результата и, расстроившись (в)конец, повернула обратно. (Ф.) 2) Стали гости расходиться, но мало побрело (во)свояси: много осталось ночевать у есаула на широком дворе. (Г.) 3) Хозяйки
глаз (по)всюду нужен: он (в)миг заметит что-нибудь. (П.) 4) Александр задумался и говорил (в)полголоса, как будто с собою. (Гонч.) 5) Дерево росло почти (в)плотную около скалы. (Аре.) 6) Матросы двигались (по)морскому — чуть (в)развалку, с особой, только им присущей лихостью. (Степ.) 7) Птицы щебетали как(то) (в)разлад. (Г.) 8) У одного из юношей (по)верх зелёного кафтана — шубка (в)на-кидку. (Марш.) 9) Дядя Мизгирь лежал (в)растяжку и дремал. (Григ.) 10) (На)отрез старик отказал вчера. (Кольц.) 11) Низко летали, вились колесом совы, шарахаясь (о)земь крылом. (Н.)
345. Спишите, раскрывая скобки. В случае затруднения в напи
сании справляйтесь в орфографическом словаре.
1) Они как(то) более (за)панибрата стали с ним обходиться. (Дост.) 2) У нас уж (ис, из)стари ведётся, что по отцу и сыну честь. (Гр.) 3) Морозно (по)утру в степи. (Фурм.) 4) Все (на)перерыв хвалили его храбрость, ум, великодушие. (Л. Т.) 5) (На)утро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды... (Л. Т.) 6) (От)роду не слыхивал свиста пуль. (П.) 7) Приказано было продвинуться (в)перёд и (на)лево. Солдаты стали перебегать (по)двое и (по)одиночке до следующей канавы, протянувшейся к овсяному полю. (А. Н. Т.) 8) Я (с)боку смотрел на его овальное бледное лицо. (М. Г.) 9) Море (по)прежнему было спокойно. (Степ.) 10) Страшно, страшно (по)неволе средь неведомых равнин. (П.) 11) Это лекарство надо принимать (натощак. 12) Он выкрикивал (на)распев свои четырёхстопные ямбы. (Т.) 13) По улицам Слона водили, как видно, (на) показ. (Кр.) 14) (С)переди находился палисадник, (с)зади сад. (Т.) 15) Не ныряй (в)глубь — утонешь. (Даль) 16) Серая полоса дороги уходила от реки (в)глубь степи.
346. Спишите, раскрывая скобки. Объясните (устно), почему вы
выбрали слитное или раздельное написание.
1) Он вместе с Аркадием ходил по саду и толковал ему, (по)чему иные деревья, особенно дубки, не принялись. (Т.) 2) Горели фруктовые деревья около построек, (от)чего дым был особенно густ и чёрен. (С.-Ц.) 3) (От)чего ушёл, к тому и пришёл. (Поел.) 4) Он был мрачен не только (по)тому, что сам был вынужден остаться, а и (по)тому, что из-за него
оставались мать и сестра. (Ф.) 5) И сердце вновь горит и любит (от)того, что (не)любить оно (не)может. (П.) 6) (От)того, кто не мил, и подарок постыл. (Поел.) 7) «А (по)чему ехать мне вправо?» — спросил ямщик с неудовольствием. (П.) 8) Кругом были люди, (по)этому прощались они сдержанно. (Н. О.) 9) (По)этому берегу легче идти, чем (по)тому. 10) (За)чем vice вас стеснять? Я устроюсь (где)нибудь. (Перв.) 11) Разумный видит, что (за)чем следует. (Поел.)
12) Живописец и его спутник с жадностью напились холодного квасу и (за)тем продолжали разговор. (Усп.)
13) Азамат, мальчишка лет пятнадцати, повадился к нам ездить всякий день, бывало, то (за)тем, то (за)другим. (Л.)
347.Образуйте от данных прилагательных наречия, запишите их.
Подчеркните в наречиях безударные гласные, не проверяемые уда
рением. Устно с каждым наречием составьте словосочетание.
Популярный — популярно, примитивный, принципиальный , радикальный, рациональный, революционный, регулярный, резонный, ритмичный, сентиментальный, солидарный, стихийный, субъективный, трагичный, традиционный, энергичный, эффективный.
348. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность
текста. Мотивируйте свой ответ. Спишите, раскрывая скобки,
расставляя знаки препинания. Составьте схемы выделенных
предложений.
(Сего)дня мы имели случай наблюдать на востоке теневой сегмент земли. Вечерняя з..ря перел-.валась особе..о яркими красками. (С)начал.. она была бледная (по)том стала (изумрудно)зелёной и (по)этому зелёному фону как расходящиеся столбы поднялись из-за горизонта два (свет-ло)жёлтых круга. Через (н.-)сколько минут лучи пропали. Зелёный цвет з..ри сделался оранжевым а (по)том красным. Самое последнее явление заключалось (в)том что (баг-рово)красный горизонт стал тёмным словно от дыма. Одно-време..о с закатом солнца на востоке появился теневой сегмент земли. Одним конц..м он к..сался северного горизонта другим южного. Внешний край этой тени был пурпуровый; чем ниже спускалось солнце тем выше поднимался теневой сегмент. Скоро пурпуровая полосасл..лась с красной з..рёй на зап..де и тогда наступила тёмная ночь...
Вечером мы долго с.дели у огня. Утром мы встали рано. (За)день ут..мились и (по)этому как только поужинали (тот)час легли спать. Предра..ветный наш сон был ка-кой(то) тяжёлый. Во всём тел., чествовалась истома и слабость движения были вялы... (Не)хотя мы поели и (не)хотя поплыли дальше. (В. Арсеньев)
§ 57. ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В СЛОВАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
349. Вспомните правила правописания н и нн в прилагательных,
причастиях и наречиях. Выпишите словосочетания с этими сло
вами, устно объясняя написание н и нн.
1) Мы сложили её [песню] на стари..ый лад. 2) Не измялась ли шапка соболи..ая? Не казна ли у тебя поистратилась? Иль зазубрилась сабля закале..ая? Или конь захромал, худо кова..ый? 3) Прежде свахе смышлё..ой покланяйся и пошли дары драгоце. .ые ты своей Алёне Дмитревне. 4) Опустел широкий гости..ый двор. 5) Перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетё..ые снегом-инеем пересыпа..ы. 6) Как запру я тебя за железный замок, за дубовую дверь окова..ую. 7) Горят очи его соколи..ые, на опричника смотрят пристально. 8) И промолвил ты правду исти..ую: по одном из нас будут панихиду петь, и не позже как завтра в час полуде..ый. 9) И подумал Степан Парамонович: чему быть суждено, то и сбудется, постою за правду до послед..его! 10) Прикажи меня казнить — и на плаху несть мне головушку пови..ую. 11) Твоим братьям велю от сего же дня по всему царству русскому широкому торговать безда..о, бес-ПОШЛИ..О. 12) И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позор..ою; и головушка бестала..ая во крови на плаху покатилася. 13) И гуляют шумят ветры буй..ые над
его безымя..ой могилкою.
(М. Лермонтов)
350. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните (устно)
написание.
1) С краше..ого охрой карниза смотрела на улицу затейливо сдела..ая маляром надпись славянского письма. (Шол.) 2) На краше..ом полу в одном из углов из года в год
ссыпали конопля..ое семя. Рядом с дверью стояла кадушка с мочё..ыми яблоками. (Шол.) 3) Окна изнутри были плотно занавеше..ы дерюжками, ставни закрыты. (Шол.) 4) (На)конец зазвучал и заглушё..ый доселе фонтан. (Булг.) 5) Пусты..ы и печальны Карпаты в осе..ий ветр..ый вечер. (А. Н. Т.) 6) Вечер был безветр..ый и жаркий. (А. Н. Т.) 7) Матушка сидела в гости..ой и разливала чай. (Л. Т.) 8) Даша сидела в плетё..ом кресле. (А. Н. Т.)
9) На ней была вяза..ая кофточка и си..яя юбка. (А. Н. Т.)
10) Агафья, хотя и перестала ходить за Лизой, осталась в
доме и часто видалась с своей воспита..ицей. (Т.) 11) Все
мы читали, все мы так любим праздничные книги, напи-
са..ые тружениками науки. (Пришв.) 12) Меньший вдруг с
беше..ой силой закрутил ручку стартёра. (А. Н. Т.)
13) Машина рванулась, Телегин откинулся на кожа..ое си
денье. (А. Н. Т.) 14) В многочисле..ых сараях, разбро
са.. ых по берегу, хранились незаряже..ые мины. (Степ.)
15) В колеях неезже..ой дороги росло много грибов. (Па-
уст.) 16) Ливень хлынул (н..)ожида..о. (Булг.)
351. Прочитайте и сравните выделенные слова. Объясните, ка
кие буквы в них пропущены. Спишите.
1)На организова..ойлетом встрече юных легкоатлетов установлено несколько рекордов. Соревнование было организовалохорошо. Участники приехали и уехали очень организовало.2) Для расследования причин пожара образовалакомиссия. Комиссия, образовавшаядля расследования причин пожара, приступила к работе. Ольга Ильинская была умна и образовала.3) Усадьба с двух сторон ограниченарекой. С двух сторон ограниче..аярекой усадьба находилась в красивой лесистой местности. 4) На вопросы экзаменаторов экзаменующийся отвечал спокойно и продумало.Проведение туристского похода было продума..о со всех точек зрения. 5) Девочка-сирота была воспиталав детском доме. Многие из воспита..ых в детском доме детей затем поступили в высшие учебные заведения. Воспи-та..икис глубокой признательностью вспоминали своих наставников.
352. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна
ки препинания, раскрывая скобки. Определите тему текста. Дай-
те толкование выделенного слова. В случае затруднения обратитесь к словарям.
К. Симонов был не только правдивым (лето)писц..м великой народной войны но и серьёзным глубоким и..лед..ва-телем её. Когда дело к..салось войны (не)было для него вещей (не)существе..ых малозначащих всё было важно. Его занимала история отдельных операций тех оч..видц..м которых он был и тех к которым лично (не)был пр..частей. И боевые действия как они выгл..дели на разных ступенях армейской иерархии— от р..довых до командующих армиями и фронтами. И ответстве..ость Сталина за пон..сё..ые нами т..жёлые поражения (за)то что немцам удалось дойти до Москвы и Сталинграда Ленинграда и Кавказа. И нравстве..ые проблемы р..ждё..ые постоя..ой смертельной опас(?)ностью. И (само)отверже..ая до изнеможения работа в тылу. И ужас(?)ная судьба наших вое..опле..ых их сопротивление в фашис(?)ских лагерях атмосфера подозрительности которой они были окруже..ы в (после)вое..ые годы. И (не)пр..кр..щающиеся уже столько лет розыски родными и бли(з, с)кими пропавших без вести. И отношение к инвалидам и учас(?)никам войны. И развитие литературы о войне (художестве..ой документальной м..муарной исторической) — равно как кино и телевидения, — возникавшие ..десь проблемы и сложности. И память о грозном врем..н.. у тех кто его (не)пережил у молодых людей. ..десь назва..о далеко не всё всё перечислить (не)возможно.
Суждения Симонова о войне проницательны взвеш..ы основательны. Показательно что к ним пр.. с луш.. вались они были авторитетны и для выдающихся наших военачальников. Извес(?)но с каким уважением относились к Симонову Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский И. С. Конев и И. X. Баграмян и другие. (По Л. Лазареву)
353. Прочитайте, подготовьтесь к пересказу текста. Составьте с выделенным словом предложение.
Из биографиислов...
Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нём происходят процессы отмирания одних слов и рождения других.
Так, в древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом в образовалось наречие вдребезги.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ПРЕДЛОГИ
354. Прочитайте. Укажите предлоги и слова, к которым они относятся; затем укажите, с каким падежом употреблён каждый предлог. Выделите производные предлоги, образовавшиеся: а) из наречий, б) из существительных, в) из глаголов (деепричастий).
1) Вночь погода зашумела. (П.) 2) Для берегов отчизны дальной ты покидала край чужой. (П.) 3) У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. (П.) 4) Ветер дул навстречу. (П.) 5) Дым багровый клубами всходит к небесам навстречу утренним лучам. (П.) 6) Река разлилась, и пришлось ехать кружным путём. 7) Задача решается путём приведения к единице. 8) Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться. 9) Я узнал много нового благодаря вам.
§ 58. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯНЕКОТОРЫХ ПРЕДЛОГОВ
1.Предлог между (меж) употребляется с двумя падежами: родительным и творительным, например: 1) Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село. (Н.); 2) Паузы между выстрелами были тягостнее самих выстрелов. (М. Г.) В современном русском литературном языке предлог между чаще употребляется с творительным падежом.
2. При глаголах чувства (тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу,горевать по мужу,тосковать по родному селу, скучать по Михайловскому. Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже, например: плачет повас, горюет по нас.
Ошибочным является употребление после отмеченных глаголов предлога за с творительным падежом, например: «Он скучает за вами», «Она тоскует за тобой».
После глаголов движения (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лугам), гулял по лесу(по лесам), бежал по берегу(по берегам), бродил по полю (по полям) и т. п.
Предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь», например: по истечении срока, по прибытиина место, по окончаниишколы, по приездев город.
После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тетрадей дали каждому ученику? По несколькусуток не бывал дома.
Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого и т. д., употребляется со следующими падежами: 1) с винительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, почетыре карандаша; выдали по двести, по триста, по четырестарублей); 2) с дательным падежом при остальных числительных: один, ..., пять,..., десять, ..., двадцать,..., сорок, ..., пятьдесят, ..., девяносто, ..., сто (выдали по одному, по пяти, по десяти, по сорока, по пятидесяти...);3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пятисот, по шестисоти т. п., по полтора, по полторы).
Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря вашему совету, согласновашему желанию, вопрекивашему предсказанию.
Значение предлога благодаря обусловливает сочетание его только с существительными, имеющими положительное значение, указывающими на то, за что можно принести благодарность: благодаря вашему совету, благодаря солнечной погоде и т. п. Поэтому, например, предложение вроде «Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника» неправильно.
С дательным падежом употребляется ещё три наречных предлога: навстречу, подобно, наперекор, например: 1) Я бросился навстречу брату.2) Подобно грохотанию дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водопада. 3) Он всё делал наперекор желаниюродных.
355. Спишите данные словосочетания, ставя заключённые в
скобки слова в нужном падеже.
Скучать по (родной город), бродить по (парк и роща), взбираться по (лестница), приехать по (окончание института), возвратиться по (завершение строительства), справиться по (прибытие в столицу), рассказать по (возвращение из командировки), отчитаться по (окончание экспедиции), заплатить по (триста восемь рублей), купить по (двадцать три) тетради, поступить наперекор (желание), действовать вопреки (совет), уезжать согласно (предписание), добиться хорошего урожая благодаря (правильная обработка полей), выйти навстречу (участники пробега), петь подобно (соловей).
356. Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном па
деже. Предлоги, относящиеся к словам в скобках, подчеркните.
1) Она меж (дело и досуг) открыла тайну, как супругом самодержавно управлять. (П.) 2) Меж (горцы) пленник наблюдал их веру, нравы, воспитанье. (П.) 3) Всегда я рад заметить разность между (Онегин) и (я). (П.) 4) Не тужи по (сны прелестные). (Держ.) 5) Он соскучился по (свой дядя). (Т.) 6) По (небо) крадётся луна. (П.) 7) Где-то вьётся прихотливым извивом просёлок, и бойко проскачет по (он) телега. (С.-Щ.) 8) По (окончание) университета он уехал работать в деревню. 9) По (прибытие) на место мы направились к коменданту. 10) По (истечение) срока отпуска он возвратился на завод. 11) Все дома были построены одинаково: фасад выходил на юг, на каждом фасаде было по (десять) окон, на каждой западной стене по (шесть) окон, на восточной тоже по (шесть), а сзади, на северной стороне, по (четыре) окна. 12) Согласно (указание штаба армии) отряд должен был перебраться на Двину. (Н. Ник.) 13) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров. 14) Они будут видеться, будут каждый день просиживать по (несколько) часов вместе. (Гарш.) 15) В Петербурге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло. (Т.)
8 — В. Ф. Греков
16) Благодаря (масса новых впечатлений), день для Каш-танки прошёл незаметно. (Ч.)
357. Спишите, употребляя предлоги благодаря, ввиду или вслед
ствие и ставя существительные в нужном падеже.
1) ... (ожидаемые заморозки) пальмы убрали в оранжерею. 2) ... (ремонт железнодорожного полотна) поезд пришёл с опозданием. 3) ... (мужество и самообладание) машиниста авария была предотвращена. 4) Часть набережной была затоплена ... (быстрый подъём воды) в реке. 5) ... (предстоящий турнир) шахматисты усиленно тренировались. 6) ... (правильное лечение и внимательный уход) больной скоро поправился.
§ 59. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ
1. Предлоги из-за, из-под, по-над, по-за пишутся с дефисом.
2. Производные предлоги, в состав которых входят непроизводный предлог и имя существительное, пишутся обычно в два слова: в течение, в продолжение, в виде, в связи, по мере и т. п. Слитно пишутся предлоги ввиду (в значении «по причине»), вроде (в значении «подобно»), вместо, вследствие, наподобие, насчёт (в значении «о»), сверху.
Примечание. Раздельно пишется ввиду, когда это сочетание не имеет значения предлога, например: В виду неприятеля (устарелый оборот), иметь в ввиду.
3. В предлогах в течение, в продолжение, вследствие
на конце пишется е. Сочетания с двумя первыми предло
гами всегда имеют значение времени и отвечают на вопрос
как долго? Например: Был в командировке в течение
(в продолжение)месяца. Сочетание с предлогом вследст
вие имеет причинное значение, например: Вследствие сы
рой и прохладной весны зелень сохранила свою свежесть до
начала июля (не следует смешивать написание предлога
вследствие с написанием наречия впоследствии).
358. Спишите. Объясните (устно) написание предлогов.
I. Отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели; наблюдать изменения (в)течени.. реки; болеть (в)продолжени.. месяца; читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа; не
пойти на прогулку (в)следстви.. дождя; уехать, но (в)по-следстви.. возвратиться в родной город.
П. 1) Далеко (из)за деревьев, (из)за ветвей, (из)за листвы долетела песня. (Сераф.) 2) (Из)за мыса, рассекая волны, выплыл пароход. (М. Г.) 3) Жёлтые шустрые огоньки вырвались (из)под сизого дыма. (Пол.) 4) В садочке (по)за тыном что(то) зашуршало. (Кор.) 5) (Из)под воротника пальто белели стоячие воротнички рубашки. (Стан.) 6) (По)над Доном сад цветёт. (Кольц.) 7) Кого же он имел (в)виду? Я имею (в)виду вчерашний случай. (Т. С.)
8) (В)место девяти часов утра мы выехали в два. (Т.)
9) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской,
(в)роде серенькой. (Г.) 10) (В)течени.. мая чаще дули (севе-
ро)восточные ветры. (Прж.) 11) Гроз (в)течени.. августа не
было ни одной. (Прж.) 12) Сговорившись (на)счёт завтраш
него дня, они распростились. (Стан.) 13) (В)следстви.. ка-
кой(то) задержки (в)пути лошади отстали. (Аре.) 14) (В)по-
следстви.. я узнал, что не только наводнение являлось при
чиной нашей задержки. (Аре.) 15) (У) многих русских рек,
(на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. (Т.)
16) (В)продолжени.. целого часа мы наблюдали зелёные
огни в воде. (Нов.-Пр.) 17) (В)течени.. пятнадцати минут
противник не отвечал. (Нов.-Пр.)
СОЮЗЫ
359. Прочитайте. Выделите союзы и укажите, какие из них связывают члены предложения, какие — предложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Назовите сочинительные союзы. Подчеркните подчинительные союзы.
1) Тёмная грозовая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (Ч.) 2) Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (Л.) 3) Солнце село но в лесу ещё светло. (Т.) 4) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто. (Т.) 5) Когда же на запад умчался туман урочный свой путь совершал караван. (Л.) 6) Если дед уходил из дома бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания. (М. Г.) 7) Под аркою ворот танцевало и прыгало беспокойное пламя факелов. (Гум.) 8) Я ничего не хотел кроме того чтобы никто не приехал звать меня. (Булг.)
8*
§ 60. ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ
1. Союз чтобы следует отличать от местоимения что с частицей бы: союз чтобы пишется в одно слово, а местоимение с частицей — в два слова: что бы; частицу бы от местоимения можно отделить и перенести в другое место, например: Я пришёл в читальню, чтобыпрочитать нужную мне книгу. Что бымне прочитать по этому вопросу? Чтомне прочитать бы по этому вопросу?
2. Наречное выражение во что бы то ни стало состоит из шести частей, которые пишутся раздельно.
3. Союзы тоже и также пишутся в одно слово, а местоимение то и наречие так с частицей же пишутся раздельно; в последнем случае частицу же можно опустить. Очень часто при местоимении то с частицей же стоит местоимение что, а при наречии так с частицей же — наречие как.
4. Союз тоже по смыслу равен союзу также, и оба равны союзу и, заменяя друг друга, например: 1) Я тоже прочёл эту книгу. — Я такжепрочёл эту книгу. — И я прочёл эту книгу. 2) Я читал тоже, что и вы. — У меня тоже серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году. — У меня тосамое серое пальто. 3) Знаю также, как и вы. — Знаю так,как и вы.
5. В роли союза выступает слово итак, означающее «следовательно». Его необходимо отличать от сочетания союза и с наречием так, которое пишется в два слова, например: Итак, всё кончено. (Следовательно, всё кончено.) Я упал и такушиб ногу, что пришлось обратиться к врачу.
6. Союз зато близок по значению к союзу но и пишется в одно слово; предлог за с указательным местоимением то пишется раздельно, например: 1) Становилось всё холоднее, затодождь прекратился (зато = но). 2) Спрячься за тодерево.
1. Союзы причём и притом близки по значению к выражению вместе с тем и пишутся в одно слово; предлог при с местоимениями том и чём пишется раздельно, например: Ученикам раздали листочки с задачами и притомпредупредили, что на решение их даётся два часа. — Ученикам раздали листочки с задачами, причёмпредупредили... — Ученикам раздали листочки и вместе с темпредупре-
дили... Но: При том заявлении приложены и необходимые документы. При чём же ты останешься?
8. Раздельно пишутся союзы как будто, потому что, оттого что, так как, так что, как только, не то... не то, то есть.
360. Спишите. Устно объясните слитные и раздельные написания слов.
I. 1) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, что(бы) они не раскатывались. (Л.) 2) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. (Поел.) 3) Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу. 4) Надо было дождаться мулов во что(бы) то (н..^тало. (Аре.) 5) Он непременно хотел стать героем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что(бы) ему ни предложили. (К. С.) 6) Василёк во что(бы) то (н..)стало хотел первым всё рассказать брату. (Н. О.) 7) Не для того(же) пахал он и сеял, что(бы) нас ветер осенний развеял? (Н.) 8) Смотри, кума, что(бы) не осрамиться. (Кр.) 9) Очевидно, лоси привыкли к тому, что сюда можно выходить во всякое время дня и ночи, что(бы) понежиться на прохладном морском берегу, где нет докучливых, кровь сосущих насекомых. (Аре.)
П. 1) Меняется деревня Щипачи, но в мелкой речке так(же) месяц тонет, и так(же) силу ей дают ключи, и пьют мальчишки из ковша ладоней. (Щип.) 2) Мои спутники то(же) осматривали берег, но (в)виду имели совсем другое. (Аре.) 3) Если дуб и чёрная берёза избрали себе южные склоны гор, то липа спустилась ниже, где толще были слои наносной земли; но в то(же) время она сторонилась других деревьев, которые могли бы затенить её от солнца. (Аре.) 4) Я склонился к реке, но и там, и в этой тёмной, холодной глубине, то(же) колыхались, дрожали звёзды. (Т.) 5) «Да, хорошо!» — так(же) тихо отвечала она [Ася], (не)смотря на меня. (Т.) 6) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась так(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. (Купр.) 7) Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так(же) закрываются к вечеру. (Па-уст.) 8) Предприятия стояли молчаливые, тихие и то(же) пустые. (Ф.) 9) Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М. Г.) 10) Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же), как и он, обжились в ней. (Г.)