Стилистика как раздел языкознания: объект, предмет и задачи стилистики. Основные подходы к определению объекта и предмета стилистики в современной русистике. Разделы стилистики
Стилистика– раздел языкознания, изучающий выразительные средства и возможности языка и закономерности функционирования (использования) последнего в различных сферах общественной деятельности и ситуациях общения (М.Н,Кожина)
(Стилистика-раздел языкознания ,в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни )
Предмет стилистики не сложен и неоднороден. Этим и можно объяснить различия в определении разными учеными предмета и задач стилистики
Швейцарский ученый Шарль Балли – один из основоположников стилистика как самостоятельной науки – в своей книге «Французская стилистика» так определяет предмет этого раздела языкознания: «Стилистика изучает эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию выразительных средств того или иного языка». Таку точку зрения разделяют многие современные лингвисты. Испанский ученый X. Касарес (в книге «Введение в современную лексикографию») видит задачи стилистики в анализе выразительных средств с целью выделения в них эмоциональных и оценочных элементов, содержащихся или возникающих в языковых единицах под воздействием контекста (например, зайчик как ласковое обращение матери к своему ребенку).
Известна и иная точка зрения. Представитель Пражского лингвистического кружка академик Б. Гавранек: «Стилистика – это наука о стиле в языке». При этом «пражцы» одной из самых важных категорий стилистики признают функциональный стиль. И такой подход тоже распространен. Профессор Б.Н.Головин в «Основах культуры речи» утверждал: «Объект стилистики (лучше – стилелогии) – стили языка и стили речи, их общность и их различия».
Истина в отношении стилистики состоит в том, что верен и первый и второй подход, что современная стилистика объединяет исследование эмоциональных и оценочных элементов в языке и функциональных разновидностей литер. Языка.
Правда. Некоторые лингвисты считают, что в рамках одной науки (а именно стилистики) такие разные задачи несовместимы. В упомянутой книге «Основы культуры речи» Б.Н. Головин писал: «Средства речевой выразительности – это одно. Закономерности функционирования языка, обусловленные «наиболее целесообразным использованием языковых единиц» в зависимости от того-то и того-то, – это другое. «Взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы» – это третье. Как столь разнообразные вещи оказываются предметом изучения одной науки?»
Итак, развитие стилистики выделило в качестве объектов изучения функциональные стили и эмоционально-экспрессивные средства. Однако и они не исчерпывают предмет стилистики.
Подытоживая сказанное о стилистике, можно воспользоваться обобщенным определением ее предмета, которое дал крупнейший отечественный филолог академик В.В. Виноградов (1895–1969): «Предметом стилистики служат все области и все способы использования языка, особенно литературного».
Таким образом, стилистика как раздел науки о языке изучает способы использования (или функционирования) языковых единиц и категорий в рамках литературного языка в соответствии: а) со сложившимися типическими контекстами и речевыми ситуациями их употребления, б) с расслоением литературного языка на функциональные варианты (стили), а также исследует систему стилей.
Здесь необходим небольшой комментарий. Вы, наверное, обратили внимание, что иногда говорится об использовании языковых единиц, а иногда об их функционировании, а то и через или. Вроде бы слова использование и функционирование – синонимы. Это их разделение объясняется разным взглядом исследователя на речевое общение, на речевую коммуникацию. (Речевая коммуникация включает в себя письменные тексты и устную речь. Здесь и совершается «жизнь» языка, здесь он проявляется в действии.) Так вот, когда мы говорим «использование языка, языковых единиц», то рассматриваем проблему с позиции потребителя, а вернее употребителя (если так можно сказать), языка, т.е. с точки зрения человека, пользующегося языком в каких-то своих целях. Функционирование же предполагает взгляд на использование языка с точки зрения конечного результата. Мы исходим из того, что языковые единицы уже употреблены, употребляются, и изучаем результаты этого употребления, условия и цели использования языка. И видимо, в стилистике логичнее говорить о функционировании языковых единиц, поскольку она изучает объективно протекающие процессы в речевой коммуникации, тенденции развития языка в процессе, в ходе его использования обществом. А об использовании языковых единиц целесообразнее говорить в учении о культуре речи как научной дисциплине, которая имеет педагогическую направленность, ставит своей целью соблюдение, сохранение, культивирование чистоты, богатства, красоты национального языка и воспитание у населения (и прежде всего у молодежи) высокой речевой культуры.
Возвращаясь к предмету стилистики, надо сказать, что в силу его многослойности, известной неоднородности в самой этой научной дисциплине четко вычленяются четыре основных раздела: стилистика языковых единиц, функциональная стилистика, стилистика художественной речи и стилистика текста.
В круг проблем функциональной стилистики входит:
1. Исследование композиционно-речевой структуры функциональных вариантов литературного языка. На первый план выдвигаются три аспекта: а) анализ состава тех языковых единиц, которые объединены в известную систему в каждом стиле, вообще в каждом функциональном варианте литературного языка; изучение механизма взаимодействия, взаимного сочетания, переплетения языковых единиц, выяснение приемов, способов их использования в текстах данного стиля. Иными словами, исследуется внутренняя организация языковых средств, образующих тот или иной стиль. б) особенности композиции тех текстов, которые наиболее типичны для каждого из стилей, анализ того, как соотносится использование определенных языковых единиц, а также особые приемы их использования с известными элементами, частями или блоками композиции текстов; в) роль внешних по отношению к языку обстоятельств и условий, от которых зависит внутренняя организация известных языковых единиц, способов их использования в рамках каждого стиля. Такие обстоятельства и условия ученые называют экстралингвистическими стилеобразующими факторами, выделяя среди них для того или иного стиля общий, или единый, конструктивный принцип.
1. Разработка общих принципов выделения стилей. В связи с этим встает проблема функционального стиля как основной, фундаментальной категории стилистики. В современной научной литературе нет общепринятого подхода к этому понятию. Тем более что наряду со стилями выдвигаются другие функциональные разновидности литературного языка. Нет и единых критериев выделения этих разновидностей.
2. Исследование дифференциации литературного языка на функциональные варианты. Функциональная стилистика занимается поиском общих принципов и подходов к классификации и типологии стилей. Стилистика художественной речи изучает закономерности организации языкового материала в художественных текстах, приемы и способы использования языка в эстетических целях. Она выясняет особенности образной речи, различные ее проявления в прозе и поэзии, драме и трагедии, эпосе и лирике – словом, во всем разнообразии родов и жанров литературы.
Стилистика художественной речи изучает закономерности организации языкового материала в художественных текстах, приемы и способы использования языка в эстетических целях. Она выясняет особенности образной речи, различные ее проявления в прозе и поэзии, драме и трагедии, эпосе и лирике – словом, во всем разнообразии родов и жанров литературы.
Оставаясь лингвистической дисциплиной, стилистика художественной речи для выявления эстетической функции языка обращается к категориям и понятиям искусствоведения, литературоведения, а также вырабатывает свои собственные понятия («образ автора», «художественно-образная речевая конкретизация»).
Стилистика художественной речи много внимания уделяет вопросу о том, как влияет контекст на возникновение у отдельных слов и словосочетаний различных добавочных значений, или созначений, «приращений смысла». При этом обычно различают макроконтекст, т.е. контекст всего художественного произведения, и микроконтекст – непосредственное словесное, фразовое окружение (в рамках одного-двух абзацев).
В этом разделе стилистики исключительно важную роль играют вопросы индивидуально-авторского стиля.
Стилистика текста изучает общие и частные закономерности организации языковых единиц, включенных в текст. Использование этих языковых единиц, их организация внутри текста, их взаимодействие, взаимные связи и соотношения подчиняются одной задаче – передать содержание данного текста в соответствии с его функциональным назначением. Эта задача осуществляется в тесном взаимодействии с композиционной структурой конкретного текста, взаимодействии настолько органичном, что исследователи говорят о композиционно-стилистических приемах изложения, служащих для выражения содержания.
Стилистика текста выясняет способы и нормы организации языковых единиц в текстах определенного типа, соотнесенность тех или иных частей (композиционных «узлов», «блоков») и отдельных элементов композиции текста с известными приемами использования языковых единиц.
Стилистику текста в известном смысле можно назвать «стилистикой последовательностей». Стилистика последовательностей изучает не стилистические особенности языковых единиц самих по себе (этим занимается в основном стилистика языковых единиц). Она исследует стилистические эффекты, возникающие от соседства языковых единиц (каждая из которых может быть и нейтральной в стилистическом отношении), от их взаимодействия в конкретном тексте
Все четыре «стилистики» объединяются общностью языкового материала и того культурно-исторического контекста, в рамках которого и функционирует данный лингвистический материал, – контекста русского литературного языка современной эпохи. Ведь объектом исследования каждого из четырех разделов стилистики является один и тот же литературный язык, речевая организация которого и сам лингвистический материал рассматриваются в различных аспектах, с разных точек зрения.
Прежде всего стилистика художественной речи соотносится с функциональной стилистикой. Объектом первой является язык художественной литературы. Именно из него черпает материал, наблюдения данный раздел стилистики. Вместе с тем язык художественной литературы выступает также в качестве функционального варианта литературного языка. И следовательно, функциональная стилистика рассматривает его в общем контексте функционального расслоения литературного языка.
Стилистика художественной речи непосредственно связана и со стилистикой текста, поскольку художественная речь, как всякая письменная речь, представлена в виде законченных, цельных текстов. И конечно, особенности художественной речи нельзя глубоко изучить, осознать без учета всех тех параметров, которые определяют речевую структуру и композицию всякого текста.
Стилистический анализ использования языковых единиц в художественном произведении не может не опираться на результаты, добытые стилистикой языковых единиц, т.е. на ее рекомендации по оптимальному употреблению стилистических вариантов слов и форм и других языковых единиц в типических контекстах и речевых ситуациях. Во-первых, потому, что художественный текст, во всяком случае произведение, относящееся к реалистической литературе, в использовании языковых единиц всегда ориентировано на общелитературное употребление.