Новая лексика. Причины и пути возникновения. Типы неологизмов. Использование авторских неологизмов.

Новая лексика – это те сравнительно недавно вошедшие в наш язык слова, новизна которых ощущается говорящими: бахтинистика (наука, изучающая труды отечественного философа-литературоведа М.М. Бахтина), беспредел, беспредельничать, ОМОН, омоновец, СП (совместное предприятие), спецназ, сталинист, тинэйджер, триллер (фильм ужасов),

Причины возникновения:

1. Новое понятие в жизни бахтинистика, брокер, ваучер, ваучеризация, ГКЧП, гекачепист, импичмент и нек. др., маркетинг, СНГ

2. Если раньше явления присутствовали, но никак не назывались. Таковы, например, отказник (тот, кто отказывается от исполнения своих обязанностей, в частности от службы в армии), правозащитник, мафия, рэкет, рэкетир, застой (эпоха застоя) и нек. др. Еще потому, что языковой коллектив стремится дать новую оценку тому, что прежде обозначалось оценочно-нейтральным сочетанием слов, например: застой, эпоха застоя (годы правления Л.И. Брежнева), сталинист (прежде – верный сталинец, тот, кто следует идеологии Сталина) и т.п.

3. Иногда новое слово появляется просто как более удобное однословное обозначение того, что прежде называлось при помощи словосочетания. Таковы, например, приведенные выше слова дайджест, тинэйджер, а также визажист (художник лица), истеблишмент

4. В некоторых случаях новые слова возникают в результате необходимости подчеркнуть частичное изменение предмета в нашем меняющемся социуме. Таковы, например, сбербанк (прежде – сберкасса), офис (контора, служебное помещение) и нек. др.

5. Влияние, которое оказывает в данное время культура какой-либо иной страны на русскую жизнь, мода на иностранные слова, входящие в лексикон этой страны. Напр: гирла (девушка), мен (человек, мужчина), пипл (народ, люди, компания), шузы (обувь), флэт (квартира) и т.п.

Три группы новообразований: 1) неологизмы-заимствования: армрестлинг, имидж, импичмент, маркетинг, пейджер, рейтинг, фристайл и пр.; 2) семантические неологизмы (т.е. новые значения, появившиеся у уже имевшихся в языке слов): галопирующий (галопирующие цены), застой 3) неологизмы, созданные по моделям русского словообразования: властный (властные структуры), правозащитник, оборонка (оборонная промышленность), разгосударствление, сталинизм, сталинщина

- Сложносокращенные слова: Госдума, иномарка, сбербанк, сберфонд, спецмагазин, спецназ, турбюро и т.д.

- суфф. ок (для существительных мужского рода): валютка (валютный магазин), оборонка (оборонная промышленность), комок (комиссионный магазин), совок (советский человек).

- сложные слова с первой частью аудио-, видео- (которые потеснили прежде лидировавшие радио-, фото-): аудиоаппаратура, аудиокассета, аудиотехника, аудиоурок, видеомагнитофон, видеопиратство, видеотехника, видеофильм и мн. др.

См.: Калинин А.В. Лексика русского языка. 3-е изд. М., 1978. С. 115 – 116.

- суффиксы -ец, -ист, -ник: дудаевец, омоновец, спецназовец, гекачепист, гольфист, сталинист, правозащитник, подсервантник и пр.

Классификация. Регулярно употребляющиеся - языковые неологизмы. От них следует отличать авторские неологизм: Например: огончарован, кюхельбекерно (П.); громокипящий, благороднокрылый, либидобелиберда (В. Набоков)

- Отражение неологизмов в словарях

Толковые словари современного русского языка новизну слова, как правило, не отмечают. Но словарь Д.И. Ушакова, выходивший с 1935 по 1940 год - слова мировой войны и послеоктябрьского периода: комбед, колхоз, комсомол, лишенец, нэп, продразверстка, спецеедство и т.п. Такие слова имеют в словаре помету нов. – новое. То, что устарело - нов. истор., т.е. новое историческое.

- Использование авторских неологизмов

- Словесная игра, ироническое отношение. Пушкинские неологизмы: кюхельбекерю ("За ужином объелся я. Да Яков запер дверь оплошно. Так было мне, мои друзья, И кюхельбекерно и тошно"); огончарован ("Я влюблен, я очарован, Словом, я огончарован").

- стремление к поиску таких лексических единиц, которые наиболее полно и адекватно отобразили бы те экспрессивно-смысловые нюансы. Таковы, например, многие неологизмы М. Цветаевой: певцеубийца ("Певцеубийца царь Николай Первый"), обеззноено, обезжемчужено ("...Только Елена над брачной бойнею

- создание неологизмов иногда становится у писателя почти самоцелью, своеобразной словесной игрой, в процессе которой обнаруживается заинтересованное, восхищенное отношение к слову как к таковому. Марина Цветаева:

"А комната – трущоба! – берлога! – где обольщает лейтенанта персияночка! Эта дрянь, рвань, стклянь. Глаза по углам, узлы по углам. Эти ошметки, оплевки, обглодки. Эта комната, центр которой туфля.

Полный отказ футуристов от литературной и языковой традиции сделали многие произведения футуристов закрытыми для читателя, остающимися в рамках языкового эксперимента. Поставленная футуристами глобальная задача – обновление поэтического языка – оказалась нерешенной именно потому, что они пытались подвести итог всему предшествующему развитию языка и, перечеркнув его, вырастить дерево без корней.

Наши рекомендации