Сложноподчинённое предложение
458. Произведите синтаксический разбор данных предложений и укажите виды придаточных предложений. Составьте их схемы.
I. 1) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце. (Ч.) 2) Около заднего воза, где был Егорушка, шёл старик с седой бородой. (Ч.) 3) Напишите, когда вы приедете. (Ч.) 4) Кто посеял, тот и пожал. (Даль) 5) Куда пошла река, там и русло будет. (Поел.) 6) Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего человека. (Аре.) 7) По утрам, пока брат был на службе, я сидел в публичной библиотеке. (Бун.)
П. 1) Морозный воздух так обжигал, что трудно было дышать. (Н. Ник.) 2) Валя проснулась оттого, что в столовой мать и отец тихо позвякивали чайной посудой. (Ф.) 3) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену. (Пришв.) 4) Гавриле всё-таки было приятно слышать человеческий голос, хотя это и говорил Челкаш. (М. Г.) 5) Всё было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут. (Л.)
§ 84. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ
1. Придаточное предложение отделяется от главного
предложения запятой, а если стоит внутри главного, то
выделяется запятыми с обеих сторон, например: 1) Когда
солнце поднимается над лугами,я невольно улыбаюсь
от радости. (М. Г.); 2) Над долиной, где мы ехали,спус
тились тучи. (Пришв.)
Не отделяется запятой неполное придаточное предложение, состоящее из одного союзного слова или союза: Меня спросили, куда я поеду летом. Я объяснил куда.
2. Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи составного союза (потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы), запятая ставится в зависимости от смысла высказывания и интонации один раз — или до всего сочетания, или перед союзами что, чтобы, как, например: Он не явился на занятия, потому чтозаболел. — Мы вынуждены были сделать такой большой обход потому, чтовесенним половодьем снесло пешеходный мостик.
3. В конце сложных предложений, включающих придаточное с косвенным вопросом, вопросительный знак не ставится (если в целом предложение не является вопросительным): 1)Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь.(Т.);2) Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать.(П.)(Но: Почему ты не спросил у него, когда отходит последний поезд?)
459. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения. Определите виды придаточных.
1) Если бы вы знали как я жалел что застал вместо вас одну записку вашу на моём столе. (Г.) 2) Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет музыка оборвалась. (Па-уст.) 3) Коль нет цветов среди зимы то и грустить о них не надо. (Ее.) 4) Временами дорога прорывалась через такую гущу лещины что надо было сидеть согнувшись чтобы ветками не исхлестало лицо. (Пауст.) 5) Мы шли то под ста-
рыми берёзами то по широким полянам на которых вольно и свободно стояли могучие... дубы. (Бун.) 6) Пьер не отвечал потому что ничего не слыхал и не видел. (Л. Т.) 7) Она уехала что(б) больше никогда не вернуться в Знаменское. (Л. А.) 8) (Как)будто не было зимы цветут деревья беззаботно. (Сок.)
460. Составьте сложные предложения, в которых каждое из данных слов где, куда, откуда присоединяло бы следующие придаточные предложения: 1) места, 2) определительное, 3) изъяснительное.
461. Составьте сложные предложения, в которых союзом что присоединились бы придаточные изъяснительные и придаточные степени, а союзным словом что — определительное, изъяснительное, присоединительное. Составьте сложные предложения, в которых союз чтобы присоединял бы придаточное цели и придаточное изъяснительное.
462. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения. Устно определите виды придаточных.
1) Под вечер Беликов оделся потеплее хотя на дворе погода стояла совсем тёплая и поплёлся к Коваленкам. (Ч.) 2) Кругом было тихо так тихо что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. (Л,) 3) Я думал о том что случилось и ничего не понимал. (Ч.) 4) Яков был прозван Турком потому что действительно происходил от пленной турчанки. (Т.) 5) Егорушка задыхаясь от зноя который особенно чувствовался теперь после еды побежал к осоке и отсюда оглядел местность. (Ч.) 6) Из-за скалистого холма где тёк ручей возвышался другой поглаже и пошире. (Ч.) 7) Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плач и едва уловимая слухом слышалась то справа то слева то сверху то из-под земли точно над степью носился невидимый дух и пел. (Ч.) 8) Чтобы заглушить песню он напевая и стараясь стучать ногами побежал к осоке. (Ч.) 9) После трудного дня такая радость охватила меня что я даже обнял своего Лувена и он старый прослезился от удовольствия. (Пришв.) 10) Жара была такая что малейшее движение утомляло. (Стан.) 11) Я опять пришёл сюда слушать прибой долго смотрел в ту сторону куда ушёл пароход и потом
очнулся в тумане. (Пришв.) 12) Таких далёких и чистых далей какие открываются с этого холма мало в России. (Пауст.)
463. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения.
I. 1) Он [Старцев] решил сходить к Туркиным посмотреть что это за люди. (Ч.) 2) Я не понимал для чего и чем живут все эти шестьдесят пять тысяч людей. (Ч.) 3) Сестра и Анюта хотели спросить как мне тут живётся но обе молчали и только смотрели на меня. (Ч.) 4) Затем она стала расспрашивать меня где я теперь работаю. (Ч.) 5) Изредка она [Каштанка] останавливалась и плача приподнимая то одну озябшую лапу то другую старалась дать себе отчёт как это могло случиться что она заблудилась. (Ч.) 6) Кое-где по моху и лопушкам болотным запах этот был очень силён но нельзя было решить в какую сторону он усиливался и ослабевал. (Л. Т.) 7) Искатель женьшеня приютил меня покормил не спрашивая откуда я и зачем сюда пришёл. (Пришв.) 8) Весь простор будто затянут паутиной и не разберёшь где кончается море и начинается небо. (Нов.-Пр.) 9) Нескошенные луга так душисты что с непривычки туманится и тяжелеет в голове. (Пауст.) 10) Я начал читать и зачитался так что к огорчению взрослых почти не обратил внимания на нарядную ёлку. (Пауст.) 11) Я видел счастливого человека заветная мечта которого осуществилась так очевидно который достиг цели в жизни получил то что хотел который был доволен своею судьбой и самим собой. (Ч.)
П. 1) В то время когда со старых осин летит пух молодые переодеваются из своей коричневой младенческой одежды в зелёную. (Пришв.) 2) Взгляд и улыбка у него были так приветливы что сразу располагали в свою пользу. (Гонч.) 3) Индейский петух подняв голову и озираясь вокруг неистово выругался по-своему точно сердитый командир оборвал всю команду на ученье за беспорядок. (Гонч.) 4) Синцов с тревогой вспомнил о словах Серпилина что время дорого и заколебался задерживать ли корреспондента. (К. С.) 5) В то время как Райский уходил от неё [Веры] Тушин прислал спросить может ли он её видеть. (Гонч.) 6) Пишу Вам дабы предупредить Вас что фельетон бу-
дет выслан мною не сегодня в воскресенье а завтра в понедельник. (Л.) 7) Писатель истинно владеющий своим ремеслом всегда лаконичен ибо всякая доработка окончательная обработка произведения это прежде всего изъятие лишнего. Лев Толстой говорил что лучший вид правки это сокращение. (Наг.) 8) Маша чувствовала что он [Синцов] взволнован ещё чем-то не только их свиданием но не могла понять чем. (К. С.) 9) Приеду в Москву скоро но неизвестно когда. (Ч.)
464. Из двух простых предложений составьте сложноподчинён
ное с одним придаточным предложением.
1) Туристы свернули в лес; этот лес тянулся на десятки километров. 2) Посёлок находился в лощине; возле этого посёлка отряд расположился на отдых. 3) Берёзки выросли и стати теперь высокими, ветвистыми деревьями; эти берёзки при мне были посажены около забора. 4) Автобус остановился на горном перевале; далеко внизу пассажиры увидели сверкающее море. 5) Болота покрылись крепким слоем льда; в начале ноября неожиданно начались сильные морозы. 6) Снегопад прекратился; регулярное движение городского транспорта возобновилось.
465. Переделайте предложения, превратив придаточные предло
жения причины в придаточные следствия, придаточные следст
вия — в придаточные причины.
1) За пять часов времени мы не проехали и двадцати вёрст, потому что дорога была скверная. 2) Лес стоял тёмный и молчаливый, потому что главные певцы улетели. 3) Он сейчас же уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание. 4) Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 5) Нужно было остановить лошадь, так как наша прямая дорога обрывалась и уже шла вниз по крутому, поросшему кустарником скату.
466. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания.
Определите тип речи. Найдите в тексте метафоры. Какие ещё вы
разительные средства языка используются в этом тексте?
Вдруг рванул ветер и с такой силой что едва не выхв..тил у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись рогожа рв..нулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу
Егорушки. Ветер со свистом понёсся по степи беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум что из(за) него не было слышно н.. грома н.. скрипа колёс. Он дул с ч..рной тучи неся с собой обл..ка пыли и зап..х дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился стал как будто грязнее звёзды ещё больше нахмурились и видно было как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь по всей вероятности вихри кружась и увл..кая с земли пыль сухую траву и перья поднимались под самое небо, вероятно около самой ч..рной тучи летали перекати-поле и как должно быть им было страшно! Но сквозь пыль зал..плявшую глаза не было видно н..чего кроме блеска молний. (А. Чехов)
§ 85. СИНОНИМИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИЧАСТНЫМИ
И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
467. Произведите замену придаточных определительных предло
жений причастными оборотами, где это возможно. Если замена
невозможна, устно объясните почему.
1) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами. 2) Около дома был небольшой огород, на котором росли брюква, салат и лук. 3) По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. 4) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата. 5) Хребет, по которому мы теперь шли, состоял из ряда голых вершин. 6) Кругом — в лесу и на поле — стояла тишина, которую нарушает только однообразное жужжание комаров. 7) Енотовидная собака — животное, которое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами. 8) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в горах. 9) Сразу трудно было найти лодочника, который бы перевёз нас на другой берег. 10) Мы решили остановиться у первой же реки, которую встретим на пути. 11) Впереди расстилалась большая болотистая равнина, которая была покрыта изжёлта-бурой травой.
468. Произведите замену обстоятельственных придаточных пред
ложений деепричастными оборотами, где это возможно. Если за
мена невозможна, объясните (устно) почему.
1) Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу. 2) Охотники вздрогнули и оглянулись, потому что услышали в кустах какой то шорох. 3) Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность. 4) По мере того как путешественники углублялись в горы, растительность становилась всё более дикой. 5) Когда они поднялись на горную вершину, то увидели вдали море. 6) Лес стоит молча, неподвижно, словно он всматривается куда-то своими верхушками.
469. Произведите замену причастных и деепричастных оборотов
придаточными предложениями. Запишите полученные сложно
подчинённые предложения.
1) Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом. 2) Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь. 3) Вступая в лес, тянущийся на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости. 4) Сильно устав, путешественники всё же упорно шли вперёд. 5) Отдохнув и утолив жажду, они двинулись дальше. 6) Приближаясь к морю, мы ещё издали услышали его глухой шум.
470. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна
ки препинания, раскрывая скобки. Определите основную мысль
текста. К какому типу речи он относится? Докажите, что струк
тура текста соответствует этому типу речи. Подберите синонимы
к выделенным словам. Определите тип сказуемого в первом пред
ложении. Составьте схему последнего предложения. Написание
какого слова в предпоследнем предложении зависит от правиль
ного определения его части речи? Докажите.
Исти..ое творчество всегда народно.
У Высоцкого(поэта) слово пр..ходило с улицы и отчистившись его талантом на улицу выходило. У него нет злых песен хотя он к..сался разных отнюдь (не)самых светлых сторон жизни.
Подобно Есенину Высоцкий возводил низовую культуру в культ всего общества и подобно Зощенко в своих сатирических ц..клах он очень точно определял тип людей от лица которых пел. Он ввёл в большую поэзию человека со старого московского двора пел от им..ни разных людей строителей фронтовиков боксёров моряков альпинистов шофёров спортсменов.
Он часто говорил о той стороне жизн.. о которой «официальная» поэзия (не)говорила о человеческой дол., об обидах о том что в жизн.. (не)получает(?)ся о людях которых вроде бы списали со счетов но они живут и хотят жить. Причём он как(будто) входил во внутре..ее состояние персонажа о котором пел и может (по)этому кстати у слушателей возникало убеждение что Высоцкий каждый раз пел про себя.
Высоцкий как исти..ый поэт пропустил время через своё сер(?)це. Его творчество нравстве..о потому что чес(?)но. Его интерес — ситуация внутре..его состояния когда человек оказывает(?)ся перед выбором на грани излома надрыва и ему нужны мужество воля одержимость что(бы) выстоять победить.
Кажется нет темы в нашей жизни за двадцатилетие) 60—80-х гг., которой бы он не к..снулся. (По А. Демидовой)
§ 86. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными предложениями бывают двух основных типов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному; 2) первое придаточное присоединяется к главному, второе — к первому придаточному и т. д.
I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному, могут быть однородными и параллельными (неоднородными).
1. Однородные придаточные имеют одинаковое значение и, как и однородные члены, произносятся тоном перечисления; между ними могут быть сочинительные союзы. Связь однородных придаточных с главным называется соподчинением, поэтому придаточные однородные называются соподчинёнными.
Если соподчинённые предложения соединяются сочинительными союзами, то запятая между ними ставится по тем же правилам, что и при однородных членах: Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я на-
прасно оскорбил его упрёком и подозрением. (П.) При глав
ном предложении имеются два однородных (сопод
чинённых) предложения (изъяснительные), которые связа
ны одиночным союзом и, перед которым запятая не
ставится: ________________
[ ]> (что...) и (что...).
Если же однородные придаточные не соединяются сочинительным союзом, между ними ставится запятая: Я увидел, какзвёзды стали туманиться и терять свою лучистость, каклёгким вздохом пронеслась по земле прохлада. (Ч.) При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны интонацией перечисления, между ними
стоит запятая: .____________ ,
(------ т----------- *
[ ], (как...), (как...).
Если однородных придаточных несколько, то знаки препинания ставятся по тем же правилам, что и при однородных членах, ср.: Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они, заснеженные, спокойно спят под холодным светом луны. При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) придаточных (времени); перед каждым придаточным стоит союз и; перед вторым союзом и поставлена
запятая:
i---------------- *------------------------------- *
[ ] и (когда...), и (когда...).
Если при главном предложении имеются два однородных придаточных (определительные), которые очень распространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: Был тот предночной час, когдастираются очертания, линии, краски, расстояния; когдаещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.)
I------------ *--------------------- *
[ ] (когда...); (когда...).
2. При главном предложении могут быть неоднородные придаточные, которые имеют разные значения, например: Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, чтоиз деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (Гонч.) При главном предло-
жении находятся два неоднородных придаточных (придаточное времени и придаточное изъяснительное), которые отделяются от главного запятыми. Это сложноподчинённое
предложение с параллельным подчинением:
* 1 *
(Когда...), [ ], (что...).
II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, в которых придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Такая связь предложений называется последовательным подчинением, например: Была ночь, когдая вышел на улицу из дома, гдев кругу близких читал свой рассказ. (Т.)
[ ],(когда...), (где...).
Придаточное 1-й степени — придаточное времени; придаточное 2-й степени — придаточное определительное.
При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза, например: Старик предупредил, что, еслипогода не улучшится, о рыбалке нечего и думать. При главном предложении имеется изъяснительное предложение, а при нём — придаточное условное, расположенное внутри первого придаточного:
[ ], (что, (если...)...).
Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя и т. п.), то между союзами ставится запятая (пример см. выше). Запя-тая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза — то или так, например: 1) Старик предупредил, что еслипогода не улучшится, тоо рыбалке нечего и думать', 2) Брат строго сказал Алёше, что еслион обещал принести книгу, такдолжен выполнить своё обещание.
[ ], (что (если...), то...).
[ ], (что (если...), так...).
III. Имеются такие сложноподчинённые предложения,
в которых указанные виды предложений комбинируются,
например: В тишине отчётливо послышалось, какпро
стонал человек и кактяжело захрустел наст под ногами
медведя, которогонеобычный гул и треск выгнали из ле
са. (Пол.) __^
[ ], (как...) и (как...)., (которого...).
471. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обо
значьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте
схемы.
1) Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев ещё собрать последних сведений. (Л. Т.) 2) В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колёс чтобы они ехали. (Л. Т.) 3) После экзамена нам с отцом тотчас же сказали что я принят и что мне даётся отпуск до первого сентября. (Бун.) 4) Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. (К. С.) 5) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. (Купр.) 6) Когда их [рыбаков] работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что всё дно застлано живой ещё шевелящейся рыбой. (Купр.)
7) Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. (Купр.)
8) Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. (А. Н. Т.) 9) Сажая деревца и тем я веселюсь что если от него сам тени не дождусь то внук мой некогда той тенью насладится. (Кр.)
472. Прочитайте. Спишите, расставляя знаки препинания, со
ставьте схемы сложных предложений.
1) Будьте настойчивы упорны но не упрямы... Помните что на свете есть много умных людей которые могут заметить у вас ошибки и если они правы не стесняйтесь согласиться с ними. (Обр.) 2) Опыт подтверждает что добрые чувства должны уходить корнями в детство а человечность
доброта ласка доброжелательность рождаются в труде заботах волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства эмоциональная культура это средоточие человечности. (Сухомл.) 3) Я уверен что для полного овладения русским языком для того чтобы не потерять чувство этого языка нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами пересвистом птиц и с каждым цветком что кивает головой из-под куста лещины. (Пауст.)
473. Из трёх простых предложений составьте одно сложноподчи
нённое и запишите его.
Образец. Природа — могучий источник воспитания человека. С познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений. Только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение (хотя, потому что).— Хотя природа — могучий источник воспитания человека, с познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений, потому что только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение.
1) Человеку в учении всё даётся легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни (если..., если..., который...). 2) Чтение — один из источников мышления и умственного развития. Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни (так как..., чтобы...). 3) Надо усвоить одну простую истину. Мы живём в особую эпоху. Без прочных научных знаний невозможно активное участие в общественной жизни (что..., когда...). 4) Без хороших навыков чтения учиться трудно. Мало знать буквы, слоги, уметь читать слова. Чтение должно быть беглым, быстрым (так что..., ибо...).
474. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их
употребление. Составьте схемы 1—6-го предложений.
1) Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день говорила о том что она знает как будет несчастлив отец
ежели Андрей уедет не помирившись с ним. (Л. Т.) 2) Уже по тому как их встретил дворецкий на крыльце одинцовского дома приятели могли догадаться что они поступили неблагоразумно поддавшись внезапно пришедшей им фантазии. (Т.) 3) Со всеми остальными он [Басистов] был на короткой ноге что не совсем нравилось хозяйке как она ни толковала о том что для неё предрассудков не существует. (Т.) 4) Когда страсти совсем улеглись и началось спокойное обсуждение я решился наконец спросить Лувена о чём у них теперь идёт разговор. (Пришв.) 5) Когда Челкаш меняясь с ним местами взглянул ему в лицо и заметил что он шатается на дрожащих ногах ему стало ещё больше жаль парня. (М. Г.) б) И вдруг на гребне этого холма в той точке где как бы кончалась езженая дорога возникло тёмное пятно которое быстро стало вытягиваться навстречу в виде тёмной узкой ленточки. (Ф.) 7) Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.) 8) Она [Каштанка] знала по опыту что чем скорее уснёшь тем скорее наступит утро. (Ч.) 9) Я люблю эту бедную природу может быть потому что какова она ни есть она всё-таки принадлежит мне. (С.-Щ.) 10) Пойми что если бы ты писал так рассказы как пишешь письма то давно бы уже был великим большущим человеком... Думаю что если не поленишься напишешь недурно. (Ч.)
475. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы 1—4-го предложений.
1) Теперь когда его нет особенно мучительно чувствуешь как драгоценно было каждое его слово улыбка движение взгляд в которых светилась его прекрасная избр..ная аристократическая душа. 2) Антон Павлович (не)любил и (не)много сердился когда ему говорили что его дача слишком мало защищена от пыли летящей (с)верху с шоссе и что сад плохо снабж..н водою. 3) Как часто должно быть думал он о будущем счасти.. человечества когда по утрам один молчаливо подрезывал свои розы ещё влажные от росы или внимательно осматривал ран..ный ветром молодой побег. 4) С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще с которыми он сталкивался слуги
разносчики носильщики странники почтальоны. 5) В хорошие тёплые утра его можно было вид..ть на скамейк.. за домом в самом укромн..м месте дачи где вдоль стен стояли кадки с олеандрами и где им самим был посажен кипарис. 6) Но надо было вид..ть Чехова в иные минуты увы столь редкие в последние годы когда им овладевало веселье и когда он быстрым движением руки сбрасывал пенсне и покачиваясь взад и вперёд на кресле разражался мил..м ис-крен..м и глубоким смехом. (А. Куприн)
§ 87. НЕКОТОРЫЕ НЕДОЧЁТЫ И ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
При построении сложноподчинённых предложений встречаются недочёты и ошибки. Укажем некоторые из них.
1. Придаточное определительное со словом который может быть слишком удалено от определяемого им слова, например: Игру надо было закончить из-за темноты, котороймы увлеклись. Это предложение можно исправить следующим образом: Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.
2. Неправильно совмещается иногда придаточное предложение и причастный оборот: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшейпочти полпарка. Это предложение можно исправить так: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка;или: Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
3. Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточными излишне загромождается одинаковыми союзными словами, например: Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, котораяславилась обилием рыбы. Это предложение можно исправить разными способами: 1) Деревня, где мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы. 2) Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы.
4. В сложноподчинённых предложениях с однородными придаточными неудачно употребляются сочинительные или подчинительные союзы и союзные слова, например: Когда бой был окончен, когдавражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. Это предложение можно исправить следующим образом: Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.
476. Прочитайте. Найдите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Спишите, исправляя данные
предложения.
1.1) Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ. 2) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 3) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни. 4) В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена. 5) На другой день Петя пошёл к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который тоже поступил в полк. 6) Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус. 7) Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили теплоходы. 8) Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов. 9) Разведчики тихо подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом.
II. 1) Главное, на что обращает внимание автор, — это на тщательный отбор языковых средств. 2) Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой.
3) Авторские ремарки указывают на разные детали, например на стук топора, который доносится из-за кулис.
4) Когда его спросили, почему он убил девушку, Ларра ответил, что зачем я буду объяснять вам свои поступки.
5) Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 88. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ
ПРЕДЛОЖЕНИИ
В бессоюзных сложных предложениях ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
1. Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки (между ними можно вставить союз и), например: Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (Шол.)
2. Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть запятые), например: Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит. (С.-Щ.)
3. Двоеточие ставится в следующих случаях:
а) когда второе предложение указывает причину то
го, о чём говорится в первом, например: Любите книгу:
она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыс
лей, она научит вас уважать человека. (М. Г.) (Ср.: Люби
те книгу, потому чтоона поможет...);
б) когда второе предложение раскрывает содер
жание первого, поясняет первое или какой-нибудь
член его, например: Степь весело пестреет цветами: ярко
желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет це
лыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит
пунцовыми пятнами. (Купр.) (Ср.: Степь весело пестре
ет цветами, а именно:ярко желтеет дрок...);
в) когда второе предложение дополняет первое, на
пример: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и
толкает. (Т.) (Ср.: Вдруг я почувствовал, чтокто-то бе
рёт меня за плечо...)
Иногда в первом предложении опускаются слова и увидел, и услышал, и почувствовал и т. д., например: Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела
мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Т.) (Ср.: Я поднял голову и увидел:перед огнём сидела мельничиха...)
4. Тире ставится в следующих случаях:
а) если предложения рисуют быструю смену со
бытий или неожиданный результат действия,
например: 1) Проснулся — пять станций убежало назад.
(Г.); 2) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (Кр.);
б) если в предложении содержится противопостав
ление, например: Одно полено не горит и в печи — два
полена не гаснут и в поле. (Поел.) (Ср.: Одно полено не го
рит и в печи, адва полена не гаснут и в поле.);
в) если первое предложение обозначает время или
условие совершения действия, о котором говорится во
втором предложении, например: 1) Лес рубят — щепки
летят. (Поел.); 2) Назвался груздем — полезай в кузов.
(Поел.) (Ср.: 1) Когда лес рубят, щепки летят. 2) Если
назвался груздем, полезай в кузов.);
г) если то, о чём говорится в одном предложении,
сравнивается с тем, что сказано в другом, например:
Молвит слово — соловей поёт. (Ср.: Молвит слово, как
соловей поёт.);
д) если второе предложение указывает на результат
того, о чём говорится в первом, например: Солнце дым
ное встаёт — будет день горячий. (Твард.) (Ср.: Солнце
дымное встаёт, так что (поэтому)будет день горя
чий.)
477. Прочитайте. Укажите смысловые связи между частями сложных предложений и объясните пунктуацию.
1) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина. (П.) 2) На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (С.-Щ.) 3) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Т.) 4) Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост; её чешуя отливала золотом, плавники были ярко-красного цвета, от громадной хищной морды шли в стороны два нежно-голубых складчатых, как веер, длинных крыла. (Купр.) 5) Виктор Александрович... посмотрел на каминные часы: было двенадцать минут перво-
го. (И. Шм.) 6) Скажешь слово — добавят десять. (Поел.) 7) Кончил дело — гуляй смело. (Поел.) 8) Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце. (Па-уст.) 9) Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (Гонч.)
478. Опустив выделенные союзы, превратите данные предложе
ния в сложные бессоюзные. Спишите, расставляя знаки препи
нания.
1) Я поднял глаза и увидел, чтовысоко в небе неслись над станицей птицы. 2) Староста спросил у него документ, но документа не оказалось. 3) Мороз не страшен, потому чтовоздух сухой, ветра нет. 4) Снег долго не выпадал, поэтомуна санях начали ездить лишь в декабре. 5) Солнце сильно палит, так чток вечеру, по-видимому, соберётся гроза.
479. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (устно)
их расстановку.
I. 1) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. (Т.) 2) Картина переменилась уже на чёрной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. (Акс.) 3) Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. (Л.) 4) Несчастья бояться счастья не видать. (Поел.) 5) На мостике трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солёными брызгами как плетью. (Нов.-Пр.) 6) Мне страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне. (М. Г.)
И. 1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. (Н.) 2) Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи. (Т.) 3) Это была песня. Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и печальный то быстрый и живой. Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с неба. (Л.) 4) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц! 5) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. 6) Успокойтесь рана не опасная. (Т.)
7) Шестнадцать лет служу такого со мной не было. (Л. Т.)
8) Хочет пить не нравятся ей вина хочет есть кусок не ле-
зет в рот слушает как шепчется рябина как щегол за окнами поёт. (Заб.)