Принципы, методы и приемы обучения письму. Гигиенические условия письма
Методы обучения письму потерпели изменение. До сер.19 века обучали детей в отрыве от чтения. В основу этого письма также было положено механическое повторение упр.в письме букв, что тормозило процесс овладения письмом. Ушинский предлагает обучение вести совместно с чтением. Он отстаивал эту точку зрения потому, что осознанное овладение графическим знаком гораздо проще, доступнее и интереснее для ребёнка. И в наше время этот принцип обучения письму сохранился и даёт положительный результат. Линейный метод: букву и слова можно было писать пользуясь специальной сеткой (в основе этого метода лежит точные пропорции высоты и ширины буквы и её частей. Графическая сетка применялась впервые в Германии. Быстро получила применение в других странах. В 19 в.ее отвергли т.к. косая сетка вредна для зрения. Копировальный способ:обучение чистописанию основано на обведении напечатанных букв. Метод впервые был введен в 19 в. Но и этот метод критиковали. Допускали ограниченное применение копировального метода в каких – то специальных целях. Генетический способ: буквы изучались от простой по форме буквы к более сложной. Этот метод применялся в 19 в. в школах Европы. Он в своё время сыграл положительную роль и в русских школах. Этот способ применялся после того, как были изучены все буквы с целью отработки форм, т.е.для усовершенствования письма. Ритмический способ: это письмо под счет, в одинаковом темпе и ритме для всех детей. Но если долго пользоваться таким способом то дети быстро утомлялись. Гигиенические условия письма.Соблюдение требований способствует профилактике зрения, нарушения осанки, а также способствует чёткого, красивого и быстрого письма. 1.Посадка школьников. Необходимо воспитывать её с первых дней школьных. Необходимо неоднократно повторять правила посадки за партой. Нельзя опираться грудью о край парты, расстояние от глаз до книги или тетради прибл.30 см. При письме ученик опирается о спинку парты поясницей, обе ноги опираются о пол или подножку парты. 2.Ручка.Ручку удерживают 3 пальца: большой, средний и указательный. Нельзя ручку зажимать крепко. С первых дней нужно у детей контролировать как дети держат ручку. 3.Другие гигиенические требования.Свет должен попадать с левой стороны, необходимо при письме проводить упр.для глаз, различные физкультминутки для тела. Тетрадь должна лежать под наклономНепрерывность письма не должна превышать в 1-ом кл.до 5 мин., во 2 кл.до 8 мин., в 3 кл. до 12 мин., в 4 кл.до 15 мин., нужно чередовать письменные и устные работы. Приёмы в обучении письму: 1)письмо в такт счета – этот приём используется давным-давно. Основной элемент пишется под счет «раз», «2», «3» и т.д. А дополнительный элемент под счёт «и», которое произносится то коротко то протяжно, в зависимости от письма элементов букв; 2)показ учителем письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа; 3)списывание с готового узора (прописей, узора учителя в тетради или на доске); 4)копирование – обведение букв или их элементов по узору (через кальку или по точкам); 5)воображаемое письмо, или обведение букв над узором – письмо в воздухе; 6)анализ формы букв; 7)введение в обучение письму правил, которые дети должны хорошо знать.
Каллиграфическая работа во 2-4 классах. Упражнения для развития руки и глазомера.
Каллиграфия –это искусство писать чётким, красивым почерком.Для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв дети пишут слова, предложения и тексты, упражняются в списывании и письме под диктовку. К концу 2 кл. уч-ся должны каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты в 35-45 слов без пропусков, вставок, искажения букв. В 3-4 кл.содержание графических упраж.составляет письмо трудных по форме букв. На занятиях проводятся упр. по предупреждению и исправлению недочетовкал-го характера: несоблюдения наклона букв, искажения форм букв, учителю также можно прописывать в тетради буквы, а потом дома дети прописывают.
Содержание и методика работы по изучению основ фонетики и графики.
Фонетика- раздел языкознания, изучающий языковую систему языка. Графика- раздел языкозания, изучающий средства письменности. Содержание: 1 кл-уч-ся получают первоначальные знания о фонетики и графики усваивают понятие звук, буква, с,лог, ударение. 2 кл- основные знания по фонетики и графики звуки и буквы (см. программу). Основное внимание уделяется соотношению звуков и букв, их разграничение. 3-4 кл - самостоятельного радела нет. В процессе обучения осуществляется закрепление полученных знаний и их частичное расширение. Методика: 1)звуковой и слогозвуковой анализ: произнеси слово вслух и послушай его; найди ударный слог и произнеси слово по слогам; протяни, выдели голосом первый звук, назови и охарактеризуй; протяни и выдели голосов 2, 3.. звук; проверь, еще раз четко произнеси все слово, послушай. 2)звукобуквенный анализ: произнеси слово вслух и послушай его; найди ударный слог и произнеси слово по слогам; протяни, выдели голосом первый звук, назови и охарактеризуй; протяни и выдели голосов 2, 3.. звук; проверь, еще раз четко произнеси все слово, послушай; какой буквой обозначается каждый звук; сколько в слове звуков, сколько букв. При обучении с фонетикой и графикой учителю необходимо иметь наглядные пособия, карточки, проводить упражнения на сравнение слов (при изучнии тв. и мягк. согл).