Писание материально-технических ресурсов, учебно-методического обеспечения образовательной деятельности.

д, 8д КЛАССОВ.

5 класс.

Обучающиеся могут научиться:

- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов.

6 класс.

Обучающиеся могут научиться:

- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объёмную форму;

- уметь подбирать гармоничные сочетания цветов в декоративном рисовании;

- в рисунках на темы осуществлять пространственную композицию;

- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.

7 класс.

Обучающиеся могут научиться:

- передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его от общего к частному;

- изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая их объём и окраску;

- проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров в основных геометрических формах, применяя осевые линии.

- использовать приём загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удалённые предметы с учётом их зрительного уменьшения;

- высказывать оценочные суждения о предметах изобразительного искусства.

Обучающиеся могут усвоить:

- виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

- отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);

- основные средств выразительности живописи: цвет, композиция, освещение;

- особенности материалов (гуашь, акварель, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);

- отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства.

Содержание учебного предмета

ПРОГРАММА

5 класс

1 час в неделю

В программу включены следующие разделы:

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на тему.

Беседы об изобразительном искусстве.

Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения кабинета.

Декоративное рисование

На уроках декоративного рисования пятиклассники:

- учатся составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии;

- совершенствуют умение соблюдать последовательность при рисовании узоров;

- находить гармонически сочетающиеся цвета в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

Рисование с натуры

При рисовании с натуры у школьников 5 класса:

- формируется эстетическое отношение к явлениям окружающей жизни,

- совершенствуются умения анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей);

- сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой;

- намечать последовательность выполнения рисунка,

- передавать в рисунке форму; строение, пропорции и цвет предметов;

- при рисовании предметов симметричной формы использовать среднюю (осевую) линию;

- передавать объем предметов доступными средствами, ослаблять интенсивность цвета путем прибавления воды в краску.

Рисование на темы

Тематическое рисование в 5 классе позволяет научить детей:

- отражать свои наблюдения в рисунке;

- передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе дальше);

- передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного;

- выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что особенно хорошо можно показать в рисунке;

- работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве

Беседы об изобразительном искусстве в 5 классе способствуют:

- развитию у обучающихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства;

- выработке понятия о художественных средствах живописи;

- развитию чувства формы и цвета;

- развитию умения рассказывать о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства;

- воспитанию умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц;

- ощущению красоты и своеобразия произведений декоративно-прикладного искусства.

Класс Количество часов в неделю Количество часов в семестр Количество часов в год
           

класс

1 час в неделю

В программу включены следующие разделы:

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на тему.

Беседы об изобразительном искусстве.

Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения кабинета

Декоративное рисование

На уроках декоративного рисования в 6 классе закрепляются умения и навыки, полученные обучающимися в 5 классе;

- раскрывается практическое и общественно полезное значение работ декоративного характера;

- даётся понятие о построении сетчатого узора для ткани с помощью механических средств;

- развивается у детей художественный вкус и умение стилизовать природные формы;

- дети знакомятся с основными правилами оформления стенной газеты;

- даётся элементарное представление о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам;

- совершенствуются умения и навыки пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.

Рисование с натуры

На уроках рисования с натуры обучающиеся 6 класса:

- закрепляют умения и навыки, полученные обучающиеся в 5 классе;

- у школьников развивается эстетическое восприятие окружающей жизни, дети учатся видеть красоту формы предметов;

- совершенствуются процессы анализа, синтеза, сравнения;

- шестиклассники учатся последовательно анализировать предмет, определяя общую форму (округлая, прямоугольная и т. д.), пропорции, связь частей, цвет;

- развивается умение в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу;

- обучающиеся пользуются простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

- учатся передавать в рисунке объемную форму предметов доступными средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

Рисование на темы

На уроках тематического рисования:

- у обучающегося развивается и совершенствуется способность отражать свои наблюдения в рисунке;

- школьники учатся заранее продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание;

- развивается умение отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения;

- тематическое рисование позволяет воздействовать на развитие у обучающихся творческого воображения;

- совершенствуется умение работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве

Беседы об изобразительном искусстве способствуют:

- развитию у обучающихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства;

- выработке умения рассказывать содержание рассматриваемого произведения, выявляя при этом основную мысль художника и отмечая основные изобразительные средства, которыми пользовался художник;

- определению и уточнению понятия о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства;

- школьники знакомятся с широко известными скульптурными произведениями;

- продолжают знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;

- развивается восприятие цвета, через показ примеров красивых и гармоничных цветовых сочетаний.

Класс Количество часов в неделю Количество часов в семестре Количество часов в год
I II III  
 

класс

1 час в неделю

В программу включены следующие разделы:

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на тему.

Беседы об изобразительном искусстве.

Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения кабинета.

Декоративное рисование

В 7 классе на уроках декоративного рисования:

- продолжаетсясовершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различныхгеометрических формах, умений декоративно перерабатыватьприродные формы и использовать их в оформительской работе;

- отрабатываются приемы работы акварельными и гуашевыми красками;

- на конкретных примерах раскрывается декоративное значениецвета при составлении орнаментальных композиций, прикладная роли декоративного рисования в повседневной жизни.

Рисование с натуры

У обучающихся 7 класса продолжают развиваться способности самостоятельно анализироватьобъект изображения;

- определять его форму, конструкцию,величину составных частей, цвет и положение в пространстве;

- развиваетсяумение соблюдать целесообразную последовательностьвыполнения рисунка;

- формируются основы изобразительной грамоты;

- совершенствуются умения пользоваться вспомогательными линиями;

- развивается навык правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы;

- совершенствуется навык передачи в рисункецветовых оттенков изображаемых объектов.

Рисование на темы

На уроках тематического рисования в 7 классе:

- у обучающихся развиваются способности к творческому воображению;

- педагог учит передавать в рисунке связное содержание;

- новым в 7 классе является использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга;

- происходит формирование умения размещать предметы в открытом пространстве;

- семиклассники учатся изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;

- закрепляется понятие о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.

Беседы об изобразительном искусстве

Беседы об изобразительном искусстве в 7 классе способствуют:

- развитию и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним;

- формированию понятия о видах и жанpax изобразительного искусства;

- формированию представления об основных средствах выразительности живописи;

- ознакомлению с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве;

- закреплению знаний об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.

Класс Количество часов в неделю Количество часов в семестре Количество часов в год
I II III  
 

д класс

2 часа в неделю.

Осуществлять сенсорное воспитание обучающихся: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показы­вать основные геометрические фигуры и тела (круг, квад­рат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по ве­личине между предметами одной и той же формы; ориенти­роваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верх­ний, нижний, правый и левый края; формировать графи­ческие представления формы (круг, квадрат, прямоуголь­ник, треугольник), различать круг и овал.

Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и уме­ния; навыки и умения владения карандашом; навык произ­вольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекраще­ния движения в нужной точке: навык удержания направле­ния движения.

Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, ко­ричневый, черный, белый.

Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не остав­лять пробелов, не выходить за пределы контура.

Класс Количество часов в неделю Количество часов в семестре Количество часов в год
I II III  
 

д класс

2 часа внеделю.

Подготовительные упражнения.

Осуществлять сенсорное воспитание обучающихся: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показы­вать основные геометрические фигуры и тела (круг, квад­рат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по ве­личине между предметами одной и той же формы; ориенти­роваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верх­ний, нижний, правый и левый края; формировать графи­ческие представления формы (круг, квадрат, прямоуголь­ник, треугольник), различать круг и овал.

Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и уме­ния; навыки и умения владения карандашом; навык произ­вольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекраще­ния движения в нужной точке: навык удержания направле­ния движения.

Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, ко­ричневый, черный, белый.

Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не остав­лять пробелов, не выходить за пределы контура.

Декоративное рисование.

Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонталь­ные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной за­краске элементов орнамента с соблюдением контура рисун­ка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеле­ный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

Рисование с натуры.

Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Пра­вильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно за­крашивать изображения, соблюдая контуры.

писание материально-технических ресурсов, учебно-методического обеспечения образовательной деятельности. - student2.ru писание материально-технических ресурсов, учебно-методического обеспечения образовательной деятельности. - student2.ru Рисование на темы.

Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее про­стой для изображения момент из прочитанной сказки, раз­мещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая про­странственные и величинные отношения несложных пред­метов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

Беседы об изобразительном искусстве.

(2 раза в семестр) писание материально-технических ресурсов, учебно-методического обеспечения образовательной деятельности. - student2.ru

Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изобра­жения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

Класс Количество часов в неделю Количество часов в семестре Количество часов в год
I II III  
8 д  

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Оценке результатов практической работы обучающегося на уроке изобразительной деятельности всегда предшествует самооценка самого обучающегося и взаимооценка одноклассников. В конце каждого урока выделяется время для этой работы. Форма обсуждения практических работ:

1.«Что нравится в рисунке?», «У кого получилось лучше то или иное изображение».

2. «Цепочка». Вопрос: «Чья работа вам нравится больше всего? Почему?». Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждается каждая работа. В обсуждении принимает участие все обучающиеся.

Оценка учителем устных ответов и практической работы обучающихся должна осуществляться с учётом их индивидуальных возможностей, здоровья.

Итоговый контроль может проходить в форме творческой работы по заданной теме.

Критерии оценки:

- владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками);

- соблюдение пропорций;

- при рисовании по образцу - сходство с образцом;

- знание основных законов композиции;

- оригинальность исполнения;

- творческая активность;

- аккуратность;

- соблюдение ТБ.

Умения обучающихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий, при этом учитывается доля самостоятельности при выполнении работы.

Оценка практических работ

Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы. обучающийся хорошо владеет материалом, знает основы композиции (правильно располагает изображение на листе бумаги и т.д.), легко ориентируется в задании, творчески подходит к выполнению работы, аккуратен и соблюдает технику безопасности во время работы;

Оценка «4» - выставляется обучающемуся за аккуратное выполнение работы, обучающийся хорошо владеет материалом, но допускает неточности в выполнении работы, несмотря на помощь учителя; испытывает затруднения при выполнении работы творческого характера

Оценка «3» - выставляется обучающемуся за неаккуратную работу, имеющую грубые неточности в выполнении работы (в восприятии формы, конструкции, величины, цвета предметов, расположения в пространстве), выполненную со значительной помощью и требующую корректировки со стороны учителя, изобразительная деятельность только репродуктивного характера.

При сомнительных результатах практической работы, оценка всегда ставится в пользу ученика.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов во время бесед об изобразительном искусстве принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения материала; б) полнота ответа; в) последовательность изложения и речевое оформление ответа;

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя логично сформулировать ответ, привести необходимые примеры;

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности; делает некоторые ошибки в речи; недостаточно свободно владеет материалом;

Оценка «3» ставится, если обучающийся излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить своё высказывание примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в значительной помощи учителя.

писание материально-технических ресурсов, учебно-методического обеспечения образовательной деятельности.

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются:

- натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой, муляжи фруктов, овощей, грибов, листья и ветки деревьев, геометрические объемные и плоские фигуры;

- наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета «Изобразительное искусство», каталог иллюстраций;

- оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиа проектор, ноутбук).

Учебно-методический комплект по изобразительному искусству для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида отсутствует. На уроках используется наглядный, иллюстративный, демонстрационный, раздаточный дидактический материал в соответствии с тематикой предмета.

- Серия наглядно-дидактических пособий – М.: «Мозаика-Синтез», 2014: Дымковская игрушка, Хохлома, Гжель, Полховмайдан.

Изобразительное искусство
Энциклопедия искусства - http://www.artprojekt.ru/Menu.html
Электроннная библиотека - http://www.bibliotekar.ru/index.htm
Страна мастеров - http://stranamasterov.ru/
Методическая копилка - Искусство - http://vmo.omskedu.ru/modules/smartsection/category.php?categoryid=75
Для учителя ИЗО - http://www.proshkolu.ru/user/kuchina70/folder/45623/
Творческое объединение учителей ИЗО - http://umbrag.blogspot.com/
Сообщество учителей ИЗО и МХК - http://2berega.spb.ru/club/izo/list/
Блог дизайнера Марины Терешковой - http://www.mtdesign.ru/

Образовательный процесс оснащается:

Наименование Наличие
Альбомы для рисования у каждого обучающегося
Кисточки у каждого обучающегося
Карандаши простые у каждого обучающегося
Карандаши цветные у каждого обучающегося
Цветная бумага у каждого обучающегося
Картон у каждого обучающегося
Емкости для воды (баночки-непроливайки) у каждого обучающегося
Палитры пластмассовые у каждого обучающегося
Краски (гуашь, акварель) у каждого обучающегося
Ножницы у каждого обучающегося
Клей ПВА у каждого обучающегося

Список литературы

1. Рау М.Ю. Изобразительное искусство: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Просвещение, 2013.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007.

№ урока По плану Фактически Кол-во часов Тема урока Домашнее задание Повторение, перспектива Эколого-валеологический компонент
5 класс1 СЕМЕСТР
02.09   Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки)     искусство родного края
09.09   Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующих­ся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).      
16.09   Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).     элементы башкирской росписи
23.09   Рисование геометрического орнамента в круге (построение четы­рех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону).      
30.09   Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керами­ческий стакан      
07.10   Рисование симметричного узора по образцу.      
21.10   Декоративное рисование - узор в круге из сти­лизованных природных форм (круг – по шаблону диаметром 12 см).     цветок курая
28.10   Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).      
07.11   Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посу­да, игрушки, малая скульптура)     декоративно-прикладное искусство родного края
14.11   Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).      
2 СЕМЕСТР
28.11   Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).      
05.12   Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство»      
12.12   Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласи­тельного билета (формат 7x30 см).     элементы башкирского орнамента (с.18)
19.12   Оформление пригласительного билета. Защита проектной работы.      
26.12   Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плот­ной бумага размером 10 х 30 см).      
16.01   Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисун­ка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем по­лянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполня­ется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.     стихотворение «Зима» Шакир Биккулов (с.44)
23.01   Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).      
30.01   Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ребенок).      
06.02   Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержа­ние рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.).     стихотворение «Горка» Баязит Бикбай
13.02   Рисование с натуры цветочного горшка с растением.      
20.02   Рисование в квадрате узора из растительных форм с применени­ем осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки – посередине сторон).     стихотворение «Буду, как мама» Гариф Гумер (с.63)
3 СЕМЕСТР
05.03   Декоративное рисование плаката «8 Марта».      
12.03   Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (теле­визор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).      
19.03   Беседа об изобразительном искусстве с показом репродук­ций картин на тему: «Непокоренная воля» Р. Ишбулатов, «Башкир-охотник» К.Давлеткильдиев, «Башкирский воин» А.Орловский     репродукции башкирских художников
26.03   Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (че­модан, ящик, коробка).      
02.04   Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, по­вернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лен­той; аквариум с рыбками).      
09.04   Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).      
23.04   Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей обучающихся).      
30.04   Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Ге­расимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» – карикатура).      
07.05   Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометри­ческой форме (по выбору обучающихся).     элементы башкирской росписи, цветок курая
14.05   Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стреко­за, жук – по выбору (натура – раздаточный материал).      
21.05   Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.      
28.05   Составление узора в круге с применением осевых линий и ис­пользование декоративно переработанных природных форм (напри­мер, стрекозы и цветка тюльпана).      
                 

Наши рекомендации