График изучения дисциплины
Вид учебной работы | Часы | ||||||||
Всего | Семестр | ||||||||
Общая трудоёмкость дисциплины | 3 зет | ||||||||
Аудиторные занятия | |||||||||
Лекции (Л) | |||||||||
Практические (семинарские) занятия (ПЗ) | |||||||||
Лабораторные занятия (ЛЗ) | |||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||
Зачет/ Экзамен | экзамен | Э |
3.2. Содержание лекций:
№ темы | Название раздела/темы | Технология проведения | Трудоем. (час.) |
Введение. Предмет и задачи курса «Сценография» | Обзорная лекция | ||
Истоки возникновения и типы функционирования сценографии | Обзорная лекция | ||
Театральное здание и зрительный зал | Лекция, презентация | ||
Выразительные средства сценографии | Лекция, презентация | ||
Приборы сценического освещения | Лекция, презентация | ||
Эскиз и макет спектакля | Лекция-консультация, презентация | ||
Работа балетмейстера над решением внешней формы хореографического произведения | Лекция, презентация |
Тема № 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «СЦЕНОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ КОСТЮМА»
Значение курса «Сценография» в подготовке бакалавров хореографического искусства. Структура курса. Краткий обзор основных разделов курса, определение их характерных особенностей. Историческая и социально-классовая обусловленность возникновения сценического оформления, определенных художественных стилей. Специфика театрально-декорационного искусства – связь с изобразительным искусством и театром. Связь театральной декорации с различными видами и жанрами искусства (архитектурой, живописью, скульптурой и др.). Синтетичность театрально-декорационного искусства (драматург, музыка, постановщик, танцовщик, художник). Единство содержания и формы в художественном оформлении балетного спектакля. Мера условности сценографии и реализм. Общность организационной и творческой деятельности хореографа и художника.
Место курса среди общепрофессиональных и специальных дисциплин. Система знаний, умений и навыков, необходимых для создания внешней формы спектакля.
Требования к освоению курса. Аннотированный обзор литературы и других источников по предмету.
Тема № 2. ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЦЕНОГРАФИИ
Понятие «сценография». Предсценография. Основные этапы развития сценографии. Культурно-исторические и философские концепции построения театрального пространства.
Функции сценографии: игровая, действенная и персонажная. Всеобщность функций. Персонажная функция. Взаимосвязь материально-вещественных элементов с обрядово-ритуальным действом.
Возникновение и развитие театрального искусства в Древней Греции, Рима. Устройство греческого и римского театра.
Литургический театр. Итальянские театры ХV-ХVI веков. Возникновение нового тапа театрального здания в эпоху Возрождения.
Декорации театра барокко. Содержательный характер и сценическая форма мест действия. Новый тип декорационного оформления. Идея синтеза (музыка, слово, действие, изобразительное искусство). Симультанная декорация и живописная перспектива.
Барочный театр. Декорации театра классицизма.
Русское театрально –декорационное искусство ХVI - XX вв. Поиски новых форм сценического решения. Стремление к синтезу искусств.
Игровая сценография – первый исток и составная часть новой системы искусства сценографии – действенной сценографии. Эволюция принципов игровой сценографии. Типологическая структура функционирования игровой сценографии. «Действенная» сценография как комплекс раскрытия идейно-художественных компонентов спектакля. Основные принципы решения композиции постановки сценической среды – образ конкретного места действия; образ обобщенного места действия.
Декорационные и игровые формы оформления сценического пространства. Многомерность композиционных решений. Объемно-пластические решения. Традиции и стилевые решения оформления сцены.