График изучения дисциплины

Вид учебной работы Часы
Всего Семестр
Общая трудоёмкость дисциплины 3 зет                
Аудиторные занятия              
Лекции (Л)              
Практические (семинарские) занятия (ПЗ)              
Лабораторные занятия (ЛЗ)                  
Самостоятельная работа              
Зачет/ Экзамен экзамен               Э

3.2. Содержание лекций:

№ темы Название раздела/темы Технология проведения Трудоем. (час.)
Введение. Предмет и задачи курса «Сценография» Обзорная лекция  
Истоки возникновения и типы функционирования сценографии Обзорная лекция  
Театральное здание и зрительный зал Лекция, презентация  
Выразительные средства сценографии Лекция, презентация  
Приборы сценического освещения Лекция, презентация  
Эскиз и макет спектакля Лекция-консультация, презентация  
Работа балетмейстера над решением внешней формы хореографического произведения Лекция, презентация  

Тема № 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «СЦЕНОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ КОСТЮМА»

Значение курса «Сценография» в подготовке бакалавров хореографического искусства. Структура курса. Краткий обзор основных разделов курса, определение их характерных особенностей. Историческая и социально-классовая обусловленность возникновения сценического оформления, определенных художественных стилей. Специфика театрально-декорационного искусства – связь с изобразительным искусством и театром. Связь театральной декорации с различными видами и жанрами искусства (архитектурой, живописью, скульптурой и др.). Синтетичность театрально-декорационного искусства (драматург, музыка, постановщик, танцовщик, художник). Единство содержания и формы в художественном оформлении балетного спектакля. Мера условности сценографии и реализм. Общность организационной и творческой деятельности хореографа и художника.

Место курса среди общепрофессиональных и специальных дисциплин. Система знаний, умений и навыков, необходимых для создания внешней формы спектакля.

Требования к освоению курса. Аннотированный обзор литературы и других источников по предмету.

Тема № 2. ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЦЕНОГРАФИИ

Понятие «сценография». Предсценография. Основные этапы развития сценографии. Культурно-исторические и философские концепции построения театрального пространства.

Функции сценографии: игровая, действенная и персонажная. Все­общность функций. Персонажная функция. Взаимосвязь материально-вещественных элементов с обрядово-ритуальным действом.

Возникновение и развитие театрального искусства в Древней Греции, Рима. Устройство греческого и римского театра.

Литургический театр. Итальянские театры ХV-ХVI веков. Возникновение нового тапа театрального здания в эпоху Возрождения.

Декорации театра барокко. Содержательный характер и сценическая форма мест действия. Новый тип декорационного оформления. Идея синтеза (музыка, слово, действие, изобразительное искусство). Симультанная декорация и живописная перспектива.

Барочный театр. Декорации театра классицизма.

Русское театрально –декорационное искусство ХVI - XX вв. Поиски новых форм сценического решения. Стремление к синтезу искусств.

Игровая сценография – первый исток и составная часть новой системы искусства сценографии – действенной сценографии. Эволюция принципов игровой сценографии. Типологическая структура функционирования игровой сценографии. «Действенная» сценография как комплекс раскрытия идейно-художественных компонентов спектакля. Основные принципы решения композиции постановки сценической среды – образ конкретного места действия; образ обобщенного места действия.

Декорационные и игровые формы оформления сценического пространства. Многомерность композиционных решений. Объемно-пластические решения. Традиции и стилевые решения оформления сцены.

Наши рекомендации