Обучение хождению по руке.
Усложняем задачу. Начинаем заносить два предмета. Заносим второй предмет вначале упражнения в противоположном первому направлении. Направляем собаку на последний заносимый предмет, затем начинаем направлять собаку по своему выбору рукой дублируя жест командой «подай», и блокируя собаке другой предмет корпусом. Как только с расстояния в 10-15 метров до предметов у собаки упражнение получается правильно, заносим предметы, постепенно увеличивая расстояние до них, как в предыдущем упражнении. Перестаем блокировать ненужный предмет корпусом. Чуть не забыл. Не провоцируйте собаку в начале изучения упражнения резкими движениями руки показывающей направление. В начале освоения упражнения делайте все нарочито медленно. С небольшими паузами между указанием рукой и командой «Подай». В дальнейшем, по мере усвоения упражнения можно начинать управлять собакой как Вам удобно.
У Вашего питомца, получается, выполнять по вашему указанию упражнение? Отлично. Начинайте, сохраняя дистанцию до предметов, постепенно сокращать угол между ними. Доведя расстояние между предметами до 2-3 метров. Собака должна выполняя упражнение приносить предмет по вашему указанию. Не меняя его, на другой. Так же четко и быстро, как и в предыдущем упражнении с одним предметом.
Скрытая подача.
Заносим поочередно два предмета в противоположных направлениях на расстояние 30-50 метров. Посылаем собаку к видимому собакой предмету, в это время, забрасывая третий предмет незаметно для собаки, или заложив его заранее. Посылаем собаку к скрытому от нее предмету. Забрасывать сразу далеко не надо. После первого раза Вы увидите, что собака, не видя предмета, по посылу на скрытый проходит прямо около 5-10 метров, а потом, отклоняется от направления, начинает искать предмет или останавливается, не понимая, что Вы хотите. Отзовите собаку, усадите ее, медленно подойдите к предмету, подняв с земли, покажите собаке, и положите обратно. Вернитесь и пошлите собаку подать его. Затем пусть подаст другой видимый предмет. Начальное расстояние для заброса скрытого предмета - это расстояние, которое собака проходила прямо в первой попытке найти скрытый предмет.
Постепенно увеличиваем расстояние до скрытого предмета, до 30-50 метров, добиваясь прямого движения собаки к месту, где находится скрытый предмет.
Несколько усложним занятие. В место площадью 2-4 кв.м. закладывается несколько предметов, 3-5 шт. небольших мячиков. В дальнейшем, усаживаете собаку в 30-50 метрах от этого места и забрасываете или заносите два видимых предмета, так же, как до усложнения занятия, на расстояние 30-50 метров. После подачи первого скрытого предмета, Вы посылаете собаку подать второй скрытый предмет из группы. Потом второй видимый предмет. И после третий скрытый предмет.
В дальнейшем, чередуйте подачу скрытых и видимых предметов по своему усмотрению.
Как только собака усвоит это упражнение, перенесите занятия в более крепкое место, и как усвоит в этом месте, не поленитесь подобрать еще более крепкое место.
Чем устойчивей и правильней собака будет работать в крепком месте, тем лучше.
Обучение челноку
Итак, Ваша собака умеет ходить по руке. Подает предметы в руку. Умеет оставаться на месте и искать предмет по Вашему указанию.
Осталось научить ее искать предмет челноком.
Начинаем с расстояния до спрятанного или заброшенного предмета в 20-30 метров.
Усаживаем собаку, задаем ей первое плечо челнока: пройдя несколько метров в сторону и показав рукой направление, командуем «Подай!». Собака обгоняет Вас, проходит в этом направлении 25-30 метров, Вы в это время, проходите по диагонали 5-10 метров в сторону движения собаки, таким образом, чтобы Вы отклонились на 2-3 метра ближе к спрятанному предмету. Подавайте сигнал к повороту, показав рукой в другую сторону, и одновременно сами поворачивайте в том же направлении.
Двигайтесь, так же как и на первом плече челнока. В общей картинке Вы двигаетесь внутри челнока, своеобразной пилой.
Несколько замечаний по этому упражнению.
Пускайте собаку строго против ветра, чтобы параллель челнока была перпендикулярна ветру.
Показывайте поворот рукой, плечо которой при повороте будет направлено к спрятанному предмету. Это позволит собаке с самого начала меньше заворачивать внутрь челнока.
Не идите сами на предмет так, чтобы собака находила его по окончанию упражнения, перед Вами. Стремитесь идти так, чтобы собака находила предмет с разных от Вас сторон, и на разном расстоянии от Вас. И чаще, в конце плеча челнока.
В начале обучения Вы увидите, что собака делает две-три параллели быстро и четко. Дальше, зависит от собаки. Некоторые будут и следующие параллели делать четко и энергично, у некоторых будет наблюдаться явная потеря интереса. В любом случае, Вы должны после нескольких первых занятий понять расстояние, на котором собака не теряет интереса к занятию. Чуть меньшее расстояние и будет начальным, для данного упражнения.
Увеличивайте расстояние до предмета постепенно, обращая особое внимание на сохранение интереса к занятию. Всегда старайтесь прекращать его на пике интереса.
Первый показатель, что Вы прозевали время прекращения занятия – это возрастающее количество команд, требуемых для управления собакой при снижении ею скорости поиска.
Если собака при сохранении скорости, начинает выходить из под вашего управления, необходимо прервать занятие, усадить собаку и дать ей успокоиться. Также необходимо прервать занятие, усадить собаку и дать ей успокоиться, если собака при сохранении скорости, начинает выходить из под вашего управления. И Вы вынуждены увеличивать количество команд для управления собаки в поиске.
Итак, время в поиске постепенно должно быть доведено до 20-40 минут, в течение которых собака, не теряя желания и требуя минимального количества команд для управления, ищет спрятанный предмет. Вы можете его подбрасывать незаметно для собаки в последний момент, но Вам надо учесть, что резкое движение рукой при забросе создает характерный звук, который собака слышит и легко связывает его с нахождением заброшенного предмета. Если это произойдет, Вы получите ухудшение поиска, вместо его закрепления.