Молодые ученики и базовая техника айкидо
В последние годы число молодых учеников, занимающихся айкидо, резко возросло. Только в Hombu Dojo занимается более 500 учеников-школьников от учащихся начальных классов до старшеклвссников. Это характерно и для других школ айкидо Японии, в некоторых из которых зарегистрировано более ста таких учеников.Ежегодно проводятся летняя конференция по занятиям айкидо с молодежью в центре Nippon Budokan, а также зимние сборы, которые в качестве спонсора проводит Hombu Dojo в городах Сугадиара (перфектура Нагано) и Изу (префектура Шизуока). Эти встечи собирают большое количество участников, энтузиазм которых просто поразителен.
Вопрос об открытии детского класса в Hombu Dojo впервые встал почти двадцать лет назад. Причиной споров в возможности соответствующего решения было то, что в айкидо упор делается не только на физическую подготовку, но рано или поздно начинает требовать понимания стоящей за ней философии. Спортивные и игровые элементы, которые могли бы вызвать интерес детей используются в айкидо минимально, поэтому мы должны были серьезно обсудить свое решение. К нашему великому удивлению и удовлетворению большинство учеников продолжало занятия айкидо в течение многих лет. Накконец, несомненно, производит впечатление серьезность и сосредоточенность, показываемая молодыми учениками на занятиях. Эти качества, безусловно, необходимы всем занимающимся айкидо - и новичкам и опытным ученикам. Об этом мы никогда не должны забывать.
Недавно младший инструктор Hombu Dojo, который вел занятия в детском классе филиала Школы, высказал удивление быстрым прогрессом занимающихся. Он был поражен их интересом к занятиям, открытостью и готовностью многократно повторять одни и те же движения. Он обнаружил также, что они очень восприимчивы и могут уловить мысли и настроения учителя по его выражениям, манере разговора или взгляду. Фактически если бы учитель насправедливо наказывал или хвалил учеников, они бы его не уважали. Этот инструктор вел занятия пятнадцать лет, но только занимаясь с детьми он понял, что дух гармонии и истинной любви - основа обучения айкидо. Он говорил также, что уча детей базовой техника айкидо он учился у них основам любви и гармонии. Интерес к айкидо и желание заниматься у детей значительно превосходит представления большинства взрослых.
Методика занятий с детьми и подростками отличается от используемой для взрослых, но база и последовательность остаются теми же. Как и в классе для взрослых ученики начинают с подготовительных упражнений, таких как funakogi (гребля на лодке) и furitama (развитие ki). Эти упражнения были разработаны Основателем, когда он понял, что "личность по сути не отличается от вселенной", как способ развития связи собственного центра с универсальной сущностью.
В упражнении, имитирующем греблю на лодке, нужно поставить одну ногу вперед, а вторую назад, и как бы взять в обе руки весла. Таз становится центром повторяющихся движений вперед и назад, напоминающих движения при гребле. За счет движений взад-вперед ki накапливается в центре, что способствует соединению разума и тела. Ученикам действительно нравятся ритмичные движения, несмотря на необычность названия упражнения и входящих в него движений.
После этих предварительных упражнений ученики изучают страховки перекатом вперед и назад и тренируют движения, направляемые круговым движением партнера. Это называют тренировкой ukemi, при этом ведущий называется nage, а ведомый - uke. Далее, они переходят к перемещениям и работе на коленях, называемым shikko и suwari waza. поскольку японцы почти утратили обычай сидеть в формальном положении на татами, я опасался, что эта техника вызовет протест или трудоности у детей. Это оказалось не так, и к моей радости им действительно понравилась работа внизу.
Эти упражнения внизу основаны на seiza- формальном положении сидя. Как только это положение становится естественным положением сидя, что требуется в начале и в конце каждого занятия по айкидо, это само по себе ведет к развитию правильного понимания этикета.
С древних времен одной из установок будо было #" Начинайте с этикета и заканчивайте этикетом" Этикет, которому учат в айкидо - взаимоуважение, внимание к окружающи, чистота - не вырабатывается насильственно за счет внушения и наказания. Он является естественным следствием обучения правильному сидению в положении seiza и тренировки базы suwari waza. Правильное положение тела дает правильное направление разума. Это справедливо для каждого ученика, который на основе своего центра и собственной инициативы будет чувствовать желание вести себя в соответствии с самыми высокими стандартами поведения.. Воспитание этикета - важный аспект тренировки всех занимающихся айкидо.
Сидячее положение seiza- формальное положение, ринятое в Японии с древних времен, служит источником природного этикета, закрепляемого в сознании людей. Я считаю, что даже если обычай seiza будет уходить из повседневной жизни, его духовные и этические корни так просто не исчезнут. И когда я вижу детей, сидящих в seiza выпрямив спины и держа руки на сложенных коленях, я снова чувствую, что это положение должно занимать уентральное место в тренировках по айкидо.Это источник правильного этикета, это основа многих видов техники, и это существенный компонент хорошей тренировки.
Наблюдая лично занятия айкидо для детей и подростков я пришел к заключению, что решение об открытии класса для них оправдано. В то же время, я ощущая ответственность за правильную передачу им моральной и духовной сущности айкидо. Это особенно актуально в современных условиях, когда молождежные проблемы становятся общемировыми. Нельзя обвинять в этом только молодежь, взрослые тоже должны нести ответственность.
Ранее я отметил, что некоторые люди неправильно понимают что такое айкидо. Теперь я должен сказато, что есть люди, неправильно понимающие назначение айкидо. Это особенно характерно для родителей, чьи дети не такие агрессивные и сильные как другие - они заставляют детей заниматься айкидо, чтобы решить свои проблемы. Думать, что занятия айкидо сделают детей крепче и сильнее, несправедливо и по отношению к своим детям, и по отношению к айкидо. Айкидо отвергает любые формы насилия, оправданные и неоправданные. В другом случае мы бы на увидели отличий от видов боевых искусств, где отправными моментами являются борьба и победа.
Рискуя повторяться я все же хочу еще раз сказать что айкидо - это духовный путь, и его идеал - достижение гармонии и любви. Развивая разум и тело, особенно разум, оно ведет к совершенствованию личности и развитию человечности. Мы учим детей не грубой силе, не насилию, но развитию ki на основе тренировки тела и разума, которая постепенно создаст в их жизни уверенность, самооценку и чувство контроля.
Мы, таким образом, стемимся к тому, чтобы и дети и их родители правильно понимали задачи айкидо. Инструктор также постоянно должен помнить главное назначение нашего искусства, и при обучении детей никогда не думать, что они неспособны понять основы айкидо. Дети тоже должны рассматриваться как личности, ищущие развития по пути любви и гармонии, как и все мы независомо от возраста.
Расширение круга айкидо Помимо важности занятий с детьми и подростками, еще одна характерная особенность айкидо, отличающая его от других боевых искусств - огромное количество женщин-учениц.
В последние годы даже в японии число занимающихся женщин, возрастает почти во всех видах спорта, за исключением бокса и сумо. Что касается боевых искусств, то женщины занимаются дзюдо, кендо, карате, кенпо и т.д., но похоже, что айкидо привлекает непропорционально болбшее количество женщин. Этот феномен включает не только числа, но имеет и качественную сторону, поскольку тренировка женщин расширяет и углубляет айкидо.
Существуют самые разные основания и причины занятий айкидо, и многие женщины всех возрастов и профессий посвящают себя этому пути, следуют ему многие годы в поисках высших духовных идеалов будо. Создается ощущение, что айкидо специально открыто для женщин, которые могут легко войти в его ворота и естественно создать часть процесса его саморазвития.
Не поэтому ли иногда появляются очень странные трактовки айкидо? По этому поводу возникает много упрощенных вопросов и утверждений. Люди спрашивают# "Является ли айкидо боевым искусством для женщин?" Они говорят "Оно кажется более предпочтительным для женщин" или даже "Оно женственно". Некоторые высказывания имеют сексологическую основу#"Не вредны ли совместные занятия?" или "Действительно ли столь многие женщины занимаются по-настоящему?" Другие вопросы возникают естественно# "Женщин не интересует будо. Не считают ли они айкидо лишь методом самозащиты или просто набором упражнений для сохранения здоровья и красоты? " "Занимаются ли с женщинами отдельно, существуют ли специальные методы?"
Опять таки, вопросы и критические высказывания основаны на незнании айкидо. Если человек хотя бы чуть-чуть занимался айкидо, знает что-то о его философии и осознает какая строгая дисциплина необходима для достижения его высшей цели, он никогда не будет задавать подобные вопросы.
Следует просто сказать, что айкидо - это будо, открытое для всех людей, которые стремятся к соединанию собственной ki с ki вселенной. Для всех представителей человечества это путь к гармонии со всеми живыми существами. Ворота айкидо открыты для людей независимо от их возраста пола, классовой, национальной и расовой принадлежности. Отсутствие дискриминации и элитарности - базовая характеристика айкидо. Как и с случае подростков и рассматриваемом ниже случае пожилых людей, для женщин не существует никакой дискриминации. Более того, обвинять айкидо в том, что оно предназначено в основном для женщин или предоставляет им преимущества только потому, что их достаточно много, значит проявлять явный или скрытый сексуализм.
В то время как в айкидо никогда не отдавалось предпочтения ни женщинам ни мужчинам, верно, что традиционное будо, созданное в эпоху феодализма, рассматривалось как принадлежность исключительно мужского пола. Критика айкидо за женственность и предпочтение, оказываемое женщинам - это ничто иное как пережиток этой устаревшей трактовки. Поскольку это серьезная проблема, связанная с настоящим и будущим боевых искусств, мы должны рассмотреть подобные трактовки более подробно.
Древние боевые искусства возникли в то время, когда только мужчины решали вопросы жизни или смерти на поле боя, и взгляд на будо как исключительномужское искусство тогда был полностью оправдан. В наше время, когда боевые искусства должны служить для развития как тела, так и разума, подобные взгляды - это чистый анахронизм. Мысль о том, что боевые искусства должны быть предоставлены мужчинам, основана на допущении о ведущей роли грубой силы, но это положение сейчас утратило истинность. Современное будо как путь развития разума и тела основано на положении о ведущей роли любви и гармонии. Айкидо - это высшее проявление будо, задача которого состоит в развитии истинной человечности в мирном мире.
Айкидо для женщин несомненно относится к будо, и различий в занятиях для мужчин и женщин нет. Женщины, занимающиеся в настоящее время айкидо, пришли к пониманию этого. Это не исключает того, что некоторые женщины все же приходят в айкидо, считая его полезным для самозащиты или идеальным упражнением для поддержания здоровья и красоты. Их вводят в заблуждение статьи в газетах и журналах, рассказывающие о популярности айкидо среди женщин на основе описанных выше предубеждений.
Начав заниматься они осознают, что айкидо означает регулярные тренировки, требующие единства тела и разма и накопления энергии ki. Польза для здоровья и красоты или для самозащиты - это лишь побочный продукт занятий, не связанный с духом айкидо. Стремление быстро достичь подобных результатов как кончной цели само по себе приводит к недооценке потенциальных возможностей айкидо.
Некоторым женщинам, как и мужчинам, может не нравится повторная тренировка базовых стоек, но это обязательные этап, предшествующий изучению техники. Правильная оценка расстояния (ma-ai) до противника может неожиданно вызвать трудности, как и отработка плавных скользящих движений ног, подобных характерным для танца Noh. У других учеников сразу же могут возникнуть трудности при развитии дыхательной энергии ki, зарождающейся в центре и направляемой через руки и ноги.
Необходимо также снова и снова отрабатывать элементы ukemi - страховки с сохранением собственного центра и равновесия. Трудности с которыми сталкиваются новички, вызывающие смущение скованность и случайные оплошности, не разочаровывают их, а напротив, по их словам, рассматриваются не как повод для разочарования, а как стимул, усиливающий желение заниматься айкидо.
Мнение мужчин аналогично, но похоже, что у женщин в целом больше стойкости, терпения и желания продолжать путь, и это вероятно связано с тем, что они бессознательно несут в себе созидательную энергию. Войдя в ворота айкито женщины редко бросают занятия едва успев начать. По крайней мере восемь из десяти остаются, и по мере увеличения продолжительности и глубины обучения все больше привязываются к айкидо. Причины этого не всегда ясны, но общее предствление может быть получино из высказываний, взятых из интервью в газетах и журналах и заметок в изданиях, публикуемых Hombu Dojo# "Я вообще не могла перевернуться через голову, когда начала заниматься айкидо, поэтому сделав первый кувырок вперед почувствовала, что сегодня мой день".
" Через полгода мое тело при бросках стало легким как мячик. Я считаю что айкидо сделано меня сильнее как личность и хотя я особенно не думаю насчет будо, я все же считаю что учусь воспринимать его." " Постояння тренировка положения seiza действительно улучшила мою осанку. Это часто отмечают мои учителя по чайной церемонии и аранжировке цветов, а мой японский учитель танцев говорит, что очень доволен моей осанкой и движениями ног."
" Занимаясь дзюдо я всегда ощущала комплекс неполноценности из-за мужчин, которые были сильнее, к тому же мне не нравились некоторые приемы в нижней позиции. Но айкидо, цель которого не просто проявление силы и в котором отсутствуют приемы раельного нападения, мне по-настоящему нравится."
"Мне действительно нравится быть uke, потому что когда меня бросают, пропадает мое упрямство и наглость. Айкидо назвали "динамичным дзэн" Кокда могу раскрыть себя на основе занятий, я действительно думаю, что в этом должно быть что-то, похожее на дзэн."
" Одна из причин почему я продолжаю занятия в dojo - это атмосфера гармонии. Я занимаюсь с разными людьми и никто ни на кого не обижается, поскольку нет выигравших и проигравших. Это усилило мое уважение к другим. Я стараюсь работать с людбми, более внимательно прислушиваясь к тому, что они хотят сказать."
Когда я начила осваивать принцип кругового движения, это привело к заметному повышению моих способностей к выполнению домашних дел. Я больше не теряю даром времени, и мой мир стал полнее и богаче. Айкидо - это неот`емлимая частьмоей жизни. Я уже не могу жить без него."
Авторы подобных высказываний - учительницы, канцелярские работницы, домохозяйки, студентки, врачи, секретарши и другие представительницы разных возрастов и профессий. Несмотря на различия, я ощущая общую тему. Все они интуитивно и на опыте в той или иной степени уловили сущность айкидо, а их комментарии, которые отличаются от высказываемых мужчинами, в большей степени связаны с повседневной жизнью. Это значит, что при отсутствии различий для мужчин и женщин в содержании и методах занятий айкидо существует естественная разница влияния айкидо на одних и других. Для айкидо это хорошо, поскольку так ломаются стереотипы боевых искусств, сложившиеся у людей.
В айкидо уважают индивидуальные особенности личности и развивают индивидуальную силу и способности. При том, что методы занятий и философия айкидо универсальны, восприятие в каждом случае, как для мужчин, так и для женщин, индивидуально. Айкидо нельзя считать ни мужским ни женским, и не должно быть никаких предварительных предположений об особенностях занятий айкидо для мужчин или для женщин.
Еще один феномен, характерный в последние годы для айкидо - это увеличение числа занимающихся семьями.Как уже говорилось, многие ролители поощряют занятия своих детей айкидо. Затем, регулярно посещая Dojo они сами начинают проявлять интерес и приступают к занятиям. Это особенно харатерно для родителей и прародителей, занимавшихся айкидо в молодости, а теперь приводящих на занятия детей и внуков. Удивительно большое число мам, приводящих детей на тренировки, тоже начало регулярно заниматься айкидо.
По данным на 1981 г. чило занимающихся айкидо в мире (имеются в виду последователи главных традиций Учителя Уесиба - направления, официально называемого Aikikai и включающего# Hombu Dojo, более 250 школ-филиалов в Японии, клубы университетов, фирм и правительственных учреждений) превысило 500 тысяч в Японии и 100 тысяч за рубежом, в целом приблизившись к числу 700 тысяч. Общее число будет еще больше, если сюда добавить школы айкидо, организованные бывшими учениками Основателя, филиалы этих школ и другие группы, которые относятся к айкидо только по названию.
Продолжение традиции
Обсудив важную роль занятий подростков и женщин, я не хочу заканчивать этот раздел,не упомянув бессчетное число людей, кто в прошлом обеспечивал сохранение и продолжение традиций айкидо. Их вклад был представлен как очень важный в связис 50-й годовщиной основания высшей школы айкидо, отмечавшейся в октябре 1981 г. в Aikidi Hombu Dojo в Токио.
В 1931 г. Основатель, которому тогда было 48 лет, установил постоянное руководство в айкидо - направлении, постепенно разработанном им в 1920-х гг. Эта первая Hombu Dojo с 80-ю татами находилась там же, где современная высшая школа в Токио. С тех пор прошло 50 лет. Для человека, которму Основатель был и отцом и учителем, 50 лет кажутся очень небольшим промежутком времени, но все же это длительный период.Временами я думаю, что полвека - это очень большое время, но в то же время оно очень-очень мало.
Его достижения наполняют мое сердце гордостью и удовлетворением, но я хочу также вспомнить и отдать дань уважения всем занимавшимся айкидо и поддерживавщим это искусство на протяжении последних 50-60 лет, всем кто внес вклад в развитие айкидо и кого с нами больше нет. Я признателен также тем, кто начал заниматься айкидо до П мировой войны, а сейчас продолжает использовать каждую возможность, чтобы дать совет, вдохновить и поддержать нас.
Среди людей, которых я помню, были первые ученики, или uchideshi, жившие в доме основателя и бывших его воспитанниками как в профессиональном аспекте, так и в смысле развития личности. Многия другие ученики хотя и не входили в состав uchideshi, но тем не менее занимались с Учителем Уесиба и полностью посвятили себя пути айкидо. Мы не должны забывать и тех общественных деятелей, которые на основе глубокого уважения Основателя и расположения к нему материально и морально поддерживали его в создании нового направления будо. Есть и многие другие, кому мы признательны за вклад в поддержку и помощь в распространении айкидо. Сюда входят люди, с которыми я много лет тренировался под руководством Основателя, тех кто начал формирование школ в Японии и за рубежом. Мне не хватает места, чтобы поблагодарить каждого отдельно, но когда я вспоминаю их имена и лица, полувековая история айкидо проходит у меня в памяти как события, случившиеся вчера.
В этой истории выделяются отдельные моменты. Школу называли "дьявольской Dojo" , поскольку в тренировочном зале основателя собирались сильные ученики, каждый из которых был яркой индивидуальность... Стремление Основателя к распространению айкидо, которое привело к приключениям в центральной Монголии...Период его жизни в городе (?) Ивама, где расположен Храм Айки и где он рещил воплотить цели айкидо в жизни фермера... Годы сразу после П мировой войны, когда айкидо, как и другие боевые искусства, было запрещено законом, и горстка собравшихся вокруг Него учеников старалась сохранить искру айкидо... Затем февраль 1948 г. - радость получения официального правительственного разрешения открыть Aikikai в качестве общественной организации, событие, начавшее новую главу нашей истории.
Воспоминания об этих событиях и людях вновь вызывают во мне разочарование и удовлетворение, радость и печаль. Но я хотел бы, чтобы они не оставались лишь личными воспоминаниями и были бы недоступны для занимающихся айкидо, которые сегодня получают удовольствие отдостижений прошлого. Мы никогда не должны забывать вклад, жертвы и достижения мужчин и женщин, сделавших айкидо тем, что оно есть сегодня. Одна из наших задач - передать следующим поколениям историю развития айкидо, которая делится на период основания, период развития, спада восстановления и нового развития.
Пока такие воспоминания живы, они будут напоминать нам. что айкидо не появилось вдруг само по себе. Оно- продукт длинной цепи событий, начинающихся с Основателя и его учеников и кончающейся занимающимися айкидо сегодня. Рассматривая боле, чем полувековой промежеток времени, мы видим, как айкилр начинают заниматься представители первого, второго, третьего и даже четвертого поколений. Действительно, мы стали одной большой семьей, работающей вместе для достижения одной цели и и ведущей свою родословную от Учителя Уесиба.
К счастью, большинство занимающихся айкидо достаточно хорошо знакомы с нашим наследием, и мне не нужно ничего напоминать им. Это становится очевидным, когда я вижу группы учеников, собирающихся вокруг своих инструкторов чтобы послушать основанные на собственном опыте или на опыте других рассказы об Основателе. В атмосфере совместной жизни история айкидо естественно и непроизвольно передается следующим поколениям. В повседневных занятиях между периодами интенсивной тренировки подобные беседы вырабатывают чувства товарищества и дружбы. Это может считаться характерной особенностью айкидо, которая бессознательно воспроизводит тип общения с учениками, который нравился Основателю и который способствует познанию истории.
Айкидо считают будо, об`единяющим молодых и старых, юных и пожилых. Несмотря на различия пола и возраста дети и взрослые, мужчины и женщины занимаются и вдохновляют друг друг друга на тренировках. Это представляет разительный контраст с теми видами будо, где преобладает молодой сильный и мужественный тип учеников. Это частично об`ясняется тем фактом, что айкидо отвергает все формы соревнований, где решающей является физическая сила, и в то же время обеспечивает сбалансированное развитие тела и разума. Для каждой возрастной группы занимающихся айкидо имеются свои пути достижения единства ki, разума и тела, но все они могут обмениваться опытом и учиться друг у друга.
В атмосфере занятий, свободной от разделения по половым и возрастным признакам, возрастают общительность и взаимоуважение. Дети стремятся достичь уровня подростков, подростки воспринимают мастерство ki взрослых, а взрослые учатся красивым и плавным движениям старых. Существует и обратная связь. Старых стимулирует энергия молодых, молодые воспринимают энергию подростков, а подростки - детское сотояние начинающего открытого и ищущего разума. Из таких круговых связей вырастает сила, зародившаяся из гармонии действия, и кроме того это формированию чувства правильного поведения и этикета на основе взаимоуважения.
В заключение мы можем сказать, что айкидо представляется имеющим глубину и ширину, редко встречающиеся в будо. Это может быть только резутьтатом упора на любовь и гармонию, необходимость которого Основатель доказывал к течение всей своей жизни. Поэтому, наша задача состоит в том, чтобы постоянно и регулярнох заниматься, всегда помня о центральном положении любви и гармонии.
Основатель часто использовал выражение "быстрее света", рассказывая о теории айкидо. ПОд этим он понимал то, что поскольку база техники айкидо основана на включении движений партнера в собственные движения, то айкидо в духовном смысле быстрее пули и даже быстрее самого света. Истинно уникальная черта айкидо в его соединении с природой, дающем движения на основе единства духа и техники при постоянном следовании принципу кругового вращения.
Движения айкидо исключительно разнообразны. Техника развивается не строго на основе следования фиксированным формам, скорее все виды техники возникают один за другим из единого базового принципа. По этой причине рождение новых видов техники происходит даже сейчас. Бесконечные возможности, скрытые в каждом дне - характерная особенность айкидо.
Суть айкидо, возможно, наиболее полно выражается в irimi nage (броске со входом), и на следующих страницах я рассматриваю эту технику в качестве примера. В отличие от других более сложных видов техники вертикальные движения в начале и боковые движения в конце наиболее четко выражены.
Irimi-nage- это техника, в которой nage (ведущий) входит в мертвый угол (shikaku) партнера, получая возможность управлять им, направляя его движение и бросая его в соответствии с принципом кругового вращения. При этом нужно втянуть противника в собственные движения, так чтобы два тела двигались как одно, затем нарушить его равновесие и бросить, сохраняя и контролируя его положение в своем круге вращения.