Группы и направления русского Серебряного века: история и эстетические принципы.
Билет 11
Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее «серебряным веком». В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили.
Каждое из литературных течений Серебряного века – это результат кризиса предыдущего или его отрицание создателями нового.
Датируется условно с 1890 года по 1921 (смерть Блока, расстрел Гумилева) или 1917 (Начало Гражданской войны).
Символизм:
Символизм – художественное направление, сложившееся в западно-европейской культуре в конце 1860-ых – начале 1870-ых гг. С. осуществил мечту романтиков о синтезе искусств. Центральный компонент символистского мировоззрения – символ.
Символ– обобщенный, условный знак, соединяющий в себе свойства абстрактного понятия и многозначного художественного образа. В символе принципиально не разделимы образное воплощение и содержание. Содержание символа неисчерпаемо.
Русский символизм стремился стать универсальным социокультурным явлением. Русский символизм не похож на западный. Символисты видели творчество способом преображения действительности («Искусство не для человека, а для жизни»).
Русский символизм обращался к античным образам, сюжетам, мотивам, пытался воссоздать в творчестве атмосферу античности. (Можно сказать о том, что были придуманы два понятия: аполлонистичское и дионистическое искусство. Аполлонистическое – светлое, ясное, прозрачное, упорядоченное, дионистическое – хаотичное (хаос как первозданное), спутанное, страстное).
1892 г. – начало истории русского символизма (лекция Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»).
Старшие символисты:
Эстетичекие принципы:
Теоретики русского символизма рассматривали искусство как непроизвольный, таинственный, «бескорыстный» акт, совершающийся в глубинах духа художника. Субъективное начало приобретало абсолютное значение.
Восприятие мира художником становилось и объектом и содержанием искусства. С этой точки зрения объективный мир, действительность не представляли для художника интереса. Художественное творчество сводилось лишь к «полноте в ощущении данной минуты».
Декадентское творчество.
Представители: Мережковский, Минский, Гиппиус, Сологуб, Брюсов, Бальмонт
Младосимволисты:
Эстетичекие принципы:
Переоценка эстетических взглядов символистов старшего поколения, перестройка, связанная с развитием революции.
Основным пафосом демократической литературы эпохи революции становится чувство наступающего обновления жизни.
Мысль об обновляющейся России, о «распрямлении» человека, формировании нового нравственного и социального восприятия жизни составляет основное содер-жание произведений писателей, творчества художников.
Философия, преломленная поэтическим сознанием
Представители: Блок, Белый
Акмеизм:
1910-е
1910 год – появление статьи Кузмина «О прекрасной ясности» сделало кризис символизма очевидным. Выход из символизма возможен был по двум путям: революция и эволюция. Первый путь выбрали футуристы, второй – группа, назвавшаяся акмеистами.
Эстетические принципы:
Противостояние символизму. Для нового поколения поэтов символизм перестал быть средством познания действительности.
Акмеизм зародился от тоски по живой жизни и живому человеку. Признание ценности реального человека в реальном мире.
Материальность, предметность, точность описаний.
Общее, что объединяло акмеистов,– поиски выхода из кризиса символизма. Однако создать целостную мировоззренческую и эстетическую систему акмеисты не смогли, да и не ставили перед собой такой задачи.
Ими утверждался логический, конструктивный метод в создании стихов. Если для символистов поэзия была обрядом, совершением таинства служения, то для акмеистов это – профессия.
Обращение к вещественному миру и появление после символистов обусловило еще одну особенность поэтики акмеизма – так называемый адамизм (от имени первочеловека). Мир как бы познается заново, с нуля, как будто через наивное сознание ребенка.
Акмеисты боролись за реальный мир – звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время. Они были уверены, что полнота бытия может быть найдена в предметной реальности культуры.
Под флагом акмеизма выступили многие поэты, не объединяемые ни мировоззренчески, ни стилевым единством, которые вскоре отошли от программ акмеизма в поисках своего, индивидуального творческого. Более того, крупнейшие поэты вступали в явное противоречие с узостью поэтической теории течения.
Представители: "Цех поэтов" (создание 1911 г.) Гумилев, Ахматова, Мандельштам.
Футуризм:
1910-е
1910 – в сборнике «Студия импрессионистов» появляется стихотворение Хлебникова «Заклятие смехом». Чуть позже выходит первый сборник футуристов «Садок судей» - вот начало русского футуризма.
Декабрь 1912 – «Пощечина общественному вкусу» (Д. Бурлюк, А. Крученых, Маяковский, Хлебников).
Футуризм происходит от слова «будущее» («будетляне» - люди будущего). Будущее – еще отсутствующее, всегда неизвестное, к которому устремлены помыслы и желания.
Футуризм в предреволюционной России отличало ощущение грядущего мирового переворота, неизбежности крушения старья и возникновение нового человека.
Футуризм стремился на всех уровнях изменить традиционную систему литературного текста:
- смешиваются роды и жанры литературы; цель смешения – синтез искусств;
- введение новых принципов стихосложения, основанного на композиционных сдвигах, смысловых парадоксах, обновлении способов рифмовки;
- отказ от традиционных стихотворных размеров;
- использование визуальной графической поэзии;
- обновление поэтического словаря;
- отказ от традиционного словостроения и словопроизношения;
- заумь (заумный язык/заумная поэзия). Цель зауми – поиск архетипического смысла звука/фонемы, который ближе к сущности, чем фиксируемый разумом смысл;
- отказ от синтаксиса;
- читатель должен стать сотворцом, соучеником, тогда не останется равнодушия, сократится дистанция между автором и читателем.
Важнейшая цель футуризма – выведение искусства в жизнь.
Эгофутуризм:
Эстетические принципы:
По своим идейно-художественным программам занял некую срединную позицию между акмеизмом и собственно футуризмом. Эклектика эстетических деклараций и поэтической практики стала отличительной чертой этого поэтического течения.
Отличается рафинированностью ощущений, новыми иноязычными словами и себялюбием поэта.
Бесплодное течение, изжило себя в конце 1910 года
Представители: Северянин и его последователи К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев
Кубофутуризм:
Эстетические принципы:
Русский кубофутуризм первоначально и возник как школа в живописи.
Отказ от идеалов прошлого. Эпатаж. Апология техники и урбанизации.
Декларировалась полная свобода искусства от содержания и идейности. Отрицание современной культуры оборачивалось у них отрицанием культуры вообще, всей цивилизации и искусства прошлого, утверждением примитивизма, первобытных основ жизни, культом ее «первооснов», «первооснов» слова, в поисках которых футуристы обращались к «истокам» народной жизни – славянской и русской мифологии.
Анархическое бунтарство против всех поэтических норм и традиций в искусстве. Заявленная футуристами «революция в искусстве» стала отрицанием содержания, поэтических традиций реализма в искусстве.
Главная идея кубофутуристов – исчерпанность существовавшего до них искусства. Отрицание классики (всех сбросить с парохода).
Старое определяется футуристами через отрицательное «содержание». Сами они «содержания» не признают, а главенствующей делают форму – «не что, а как». Футуристы открывают Самоценное Слово (только слово для них и важно).
Отрицаются привычный синтаксис, правописание, знаки препинания. В непрерывности словесной массы футуристы видели космическую сущность, разумеется, никаким временем не измеряющуюся.
Главенствующим пейзажем для футуристов был всё-таки пейзаж урбанистический. Но следует отметить, что город у футуристов ведет себя, как живое существо
Представители: "Гилея", "Будетляне", Хлебников, Маяковский.
Имажинизм:
Эстетические принципы:
Термин заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии — имажизма.
Литературное направление рождалось под знаком непримиримой борьбы, соперничества со своими предшественниками. Цель - преодоление футуризма.
Главенство «образа как такового»; образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
Поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
Эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;
Поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
Текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.
Представители: Шершеневич, Мариенгоф, Есенин.