Самопредставление или только физическое движение
Из сказанного выше выявляются две опасности для эвритмии, которые возникают тогда, когда нет свободного разговора между Я и эфирным телом. С одной стороны, может проявиться тенденция, когда вместо того, чтобы эвритмическое движение проводилось через Я, оно приносится неконтролируемым волнующимся астральным, с другой стороны, оно может перебраться из эфирного в физическое. В первом случае эвритмия станет неким видом характерного танца, который хотя и использует эвритмические элементы, но в нём извращён чисто эфирный элемент из-за неочищенного астрального. В этом случае человек высказывает то, что он сам ощущает, и стремится выразить своё субъективное ощущение. Из такой установки проистекают всякого рода самопредставления.
Вторая опасность состоит в переносе эвритмического подхода в физическое. Есть люди, пластически очень одарённые от природы, которые без устали и напряжения выучивают эвритмические жесты, не понимая, однако, эфирного начала. Не замечая этого, они могут «заменить» его чисто физической подвижностью. Тогда возникает обманчивый образ фотографического подобия эвритмии, который истинной эвритмией не является. Это можно пояснить на одном примере.
В книге «Как достигнуть познания высших миров?» Рудольф Штайнер описывает упражнение с двумя семенами: одним настоящим, а другим искусственным, которые нельзя различить не только простым глазом, но и через микроскоп. Невидимое различие состоит лишь в том, что одно зерно содержит эфирную силу и поэтому окружено аурой, которой нет у другого. Если же оба зерна положить в землю, различие будет очень скоро заметно: лишь одно семя начнёт прорастать и принесёт плоды. Что касается эвритмии, то к её важнейшим плодам принадлежит то, что она открывает людям доступ к эфирным силам космоса, чего не происходит, если зрителям представляется подходящий суррогат эвритмии.
«Телесная эвритмия» выступает сегодня как один из видов современного балета, а «эвритмия-самопредставление» подобна многим другим танцевальным формам. Такие формы искусства часто вызывают восторг, ибо идут навстречу вкусу и привычкам сегодняшней публики, они гораздо понятнее и легче находят у неё признание.
То, что в этой области могут быть представлены большие, достойные восхищения художественные достижения, показывают успехи классического балета и отдельных гениальных танцовщиков, работающих в области характерного танца, таких, как легендарная Айседора Дункан или Исмаэль Иво и другие. Однако оба эти вида искусства движения идут в другом направлении. Они имеют собственные, вполне полноправные, цели. Но тот, кто хочет работать в этих направлениях, не может называть себя «эвритмистом».
Ничего произвольного, лишь закономерное
По этой причине Рудольф Штайнер неустанно подчёркивал самобытность эвритмии: «Я прошу вас принять во внимание, что эвритмическое искусство - не мистическое искусство, не пантомима, не искусство жестов, что она ничего общего не имеет с обычным искусством танца. Во всех этих формах искусства через непосредственные жесты или движение выражается то, что живёт в душе. Эвритмия же подобна самой музыке. В движении заключено не нечто произвольное; в отдельном движении и в последовательности движений лежит нечто закономерное». (17 августа 1919 г.) В наше время индивидуализма, когда каждый предпочитает выражать только себя самого, человеку тяжело даётся переживание объективности. Из этого следует, что эвритмия с самого начала не может рассчитывать на лёгкий успех у публики - также и потому, что предполагается подготовка или даже определенное обучение публики для того, чтобы принять её.
Духовный образ эвритмии
Решив стать эвритмистом, человек внутренне ставит себя перед скульптурной группой «Представителя человечества» между люциферическими и ариманическими силами (даже если он их не всегда осознаёт). В контексте сказанного «Представитель человечества» является образом того, что хочет вступить сегодня из эфирного мира в человеческое эфирное тело, чтобы быть воспринято и далее развито человеческим Я. Эта работа с силами эфирного происходит затем в двух направлениях: в астральном теле и в физическом теле. Когда это происходит, то люциферические силы изгоняются из очищенного астрального тела, а ариманические должны также отступить, так что через физическое тело могут быть видимы чистые закономерности эфирного. При сдвиге связанной с эвритмией срединной сферы вверх или вниз прекращается диалог между Я и эфирным телом и возникает либо люциферически окрашенный душевный, либо ариманически окрашенный физический род движения.
Ещё более роковым и губительным становится для эвритмии, если оба эти направления соединяются между собой и, в окружении чисто эфирного, душевные стремления и эмоции выражаются непосредственно в физическом теле, используя при этом для чуждых целей весь инструментарий эвритмических жестов, форм и движений. Такое негативное развитие, впечатляюще представленное на левой стороне скульптурной группы, лишило бы эвритмию её христианского характера и её культурообразующей задачи в сегодняшнем мире.
Эвритмия в своей изначальной сущности является духовным искусством, которое находит своё адекватное выражение в эфирном. Она исходит из того, что «всё, что чувственно проявлено во внешнем мире, берет своё начало в духовном.Духовное может быть представлено только через человеческий организм. И это представление воспринятого духовного через человеческий организм, то есть через проявление воли, есть эвритмия». (Р.Штайнер, из выступления 26 марта 1922 г.) Такое отношение к жесту для современного человека ещё непонятно и чуждо. Поэтому самой эвритмии и ещё более её представителям в мире требуется поистине михаилическое мужество.
Сергей Прокофьев
DasGoetheanum №23-24/2003
Перевод с нем. А.Л.