Творческая и исполнительская деятельность.
ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.
ПК 1.5. Выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов.
ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося: 804 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 514 часа;
самостоятельной работы (дополнительной работы над завершением программного задания под руководством преподавателя) обучающегося 290 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | 516 |
Итоговая аттестация в форме: экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Рисунок»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Рисунок натюрморта | |||
Тема 1.1. Рисунок натюрморта из геометрических тел и тел вращения | Содержание учебного материала: | 1 семестр | |
Основные закономерности восприятия и построения формы предметов в рисунке натюрморта. Основы конструктивного анализа формы, теория теней и основы линейной перспективы. Правила и законы линейно-воздушной перспективы геометрических тел и тел вращения, правила построения их падающей и собственной тени. | |||
Практические занятия: | |||
Выполнение линейно – конструктивного рисунка геометрического тела (куб) | |||
Выполнение линейно – конструктивного рисунка геометрического тела (шестигранная призма) | |||
Выполнение линейно – конструктивного рисунка тела вращения (цилиндр) | |||
Выполнение линейно – конструктивного рисунка тела вращения (шар) | |||
Тема 1.3. Рисунок натюрморта из геометрических тел | Содержание учебного материала: | ||
Особенности композиции и рисунка натюрморта в тоне. Конструктивный анализ предметов быта сложной формы, элементов крепления, особенности построения теней от них | |||
Практические занятия: | |||
Выполнение линейно - конструктивного рисунка натюрморта из группы геометрических тел | |||
Выполнение тонового рисунка натюрморта из группы геометрических тел | |||
Тема 1.3. Рисунок натюрморта из предметов быта | Содержание учебного материала: | ||
Конструктивный анализ предметов быта, элементов крепления, особенности построения теней от них. Особенности композиции и конструкции натюрморта при изменении точки зрения. Особенности композиции натюрморта с включением неглубокого пространства. Средства передачи плановости, световоздушной среды. Тоновое единство постановки. | |||
Практические занятия: | |||
Выполнение зарисовок предметов быта различной конструкции | |||
Выполнение линейно – конструктивного рисунка натюрморта из предметов быта и геометрического тела. | |||
Тема 1.4. Рисунок натюрморта с включением драпировки | Содержание учебного материала: | 2 семестр | |
Конструктивный анализ складок драпировки. Способы передачи материальности предмета. Композиция тематического натюрморта. | |||
Практические занятия: | |||
Выполнение тонового рисунка натюрморта с включением драпировки | |||
Выполнение тонового рисунка тематического натюрморта с передачей материальности предметов постановки (металл, стекло) | |||
Раздел 2. Рисунок архитектурных деталей и интерьера | |||
Тема 2.1. Рисунок гипсового орнамента | Содержание учебного материала: | ||
Конструктивные особенности архитектурных деталей: розетка. Правила построения гипсового орнамента. Этапы выполнения работы. Методы и технология работы мягким материалом. | |||
Практические занятия: | |||
Выполнение линейно – конструктивного рисунка гипсового орнамента (розетка) | |||
Выполнение тонового рисунка натюрморта с гипсовым орнаментом | |||
Тема 2.2. Рисунок гипсовой капители | Содержание учебного материала: | 3 семестр | |
Конструктивные особенности архитектурных деталей: капитель. Правила построения гипсовой капители. Этапы выполнения работы. Методы и технология работы мягким материалом. | |||
Практические занятия: | |||
Выполнение линейно – конструктивного рисунка капители (дорическая, ионическая) | |||
Выполнение тематической постановки натюрморта с капителью мягким материалом | |||
Тема 2.3. Рисунок крупных архитектурных деталей | Содержание учебного материала: | 4 семестр | |
Особенности композиции и конструкции натюрморта при изменении точки зрения. Композиция натюрморта. Способы передачи материальности предмета. | |||
Практические занятия: | |||
Выполнение тонового рисунка натюрморта с гипсовым вазоном (вазой) | |||
Тема 2.4. Рисунок интерьера и его деталей | Содержание учебного материала: | ||
Конструктивный анализ стула. Особенности построения теней в интерьере. Особенности перспективы интерьера. Средства передачи плановости, воздушной среды в рисунке интерьера. Специфика построения углового и фронтального интерьеров. Методы и технология работы мягким материалом. Особенности композиции натюрморта в интерьере, тональный строй графического листа. | |||
Практические занятия: | |||
Выполнение зарисовок элемента обстановки интерьера (стул) | |||
Выполнение линейно – конструктивного рисунка натюрморта с элементом обстановки интерьера (стул) | |||
Выполнение зарисовок интерьера | |||
Выполнение тематической постановки тонового рисунка натюрморта в интерьере | |||
Раздел 3. Рисунок фигуры человека | |||
Тема 3.1. Рисунок гипсовой античной головы | Содержание учебного материала: | 5 семестр | |
Конструктивный анализ черепа человека, его анатомические особенности. Конструктивный анализ головы человека, анализ конструктивных и анатомических узлов, характерных черт лица гипсовой модели. Конструктивный анализ губ, носа, уха и глаза, их анатомические особенности. | |||
Практические занятия: | |||
Выполнение линейно – конструктивного рисунка черепа человека (в ¾ ракурсе) | |||
Выполнение тонового рисунка гипсовой античной головы (Венера, Сократ) | |||
Выполнение тонового рисунка гипсовой античной головы (Апполон, Сенека) | |||
Тема 3.2. Рисунок головы человека с натуры | Содержание учебного материала: | 6 семестр | |
Особенности рисунка головы человека с натуры. Композиции портрета. Роль и значение портрета в истории изобразительного искусства. Образное решение портрета. Портретные зарисовки выдающихся художников. | |||
Практические занятия: | |||
Выполнение линейно - конструктивного рисунка головы натурщика (женская, мужская голова) | |||
Выполнение тонового рисунка головы натурщика мягким материалом | |||
Самостоятельная работа: | |||
Выполнение зарисовок головы натурщика | |||
Тема 3.3. Рисунок гипсовой фигуры человека | Содержание учебного материала: | ||
Конструктивный анализ скелета человека при различных положениях в пространстве. Конструктивные особенности построения скелета человека. Конструктивный анализ стоп и кистей рук человека, их анатомические особенности. Конструктивные особенности построения фигуры человека в пространстве. | |||
Практические занятия: | |||
Выполнение линейно – конструктивного рисунка скелета человека | |||
Выполнение тонового рисунка гипсовой модели верхней конечности человека (кисть) | 7 семестр | ||
Выполнение тонового рисунка гипсовой модели нижней конечности человека (стопа) | |||
Выполнение тонового рисунка гипсовой античной фигуры (Венера и Геракл) | |||
Тема 3.4. Рисунок фигуры человека с натуры | Содержание учебного материала: | 8 семестр | |
Особенности изображения стоящей и сидящей обнаженной модели: конструктивный анализ основных объемов, анатомические и композиционные особенности. Пластика силуэта в решении зарисовки фигуры человека, технические и пластические способы передачи образа. Пластика силуэта в рисовании фигуры человека, технические и пластические способы передачи образа. Конструктивные особенности изображения складок одежды модели, композиция сидящей фигуры человека. | |||
Практические занятия: | |||
Выполнение тонового рисунка фигуры натурщика стоя, сидя | |||
Выполнение тонового рисунка поясного портрета натурщика мягким материалом | |||
Выполнение тематической постановки фигуры натурщика в национальном костюме | |||
ВСЕГО за курс: |
3. условия реализации программы дисциплины: