Функции института культуры
Институты культуры
К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им институты: наука, искусство, образование, церковь – способствуют накоплению социально значимого знания, ценностей, норм, опыта, осуществляют передачу богатств духовной культуры от поколения к поколению, от одной группы к другой. Существенной частью культурных институтов считают коммуникационные институты, которые производят и распространяют информацию, выраженную в символах. Все названные институты организуют специализированную деятельность людей, учреждений на основе установленных норм и правил. Каждый из них закрепляет определенную статусно-ролевую структуру, выполняет специфические функции.
Рис. 1. Система институтов культуры
Наука возникает как социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в объективном знании. Она снабжает общественную практику определенными знаниями, будучи сама специализированным видом деятельности. Социальный институт науки существует в виде форм ее организации, обеспечивающих эффективность научной деятельности и использования ее результатов. Функционирование науки как института регулируется совокупностью обязательных норм и ценностей.
По мнению Роберта Мертона, в их число входят:
универсализм (убеждение в объективности и независимости от субъекта положений науки);
всеобщность (знание должно становиться общим достоянием);
бескорыстность (запрет на использование науки в личных интересах;
организованный скептицизм (ответственность ученого за оценку работы коллег).
Научное открытие – это достижение, требующее вознаграждения, которое институционально обеспечивается тем, что вклад ученого обменивается на признание. Данный фактор, определяет престиж ученого, его статус и карьеру. В научном сообществе существуют разнообразные формы признания (например, избрание почетным членом). Они дополняются вознаграждениями со стороны общества и государства.
Наука как профессиональный вид деятельности складывалась в период первых научных революций XVI–XVII веков, когда исследованиями природы занимались уже специальные группы людей, профессионально изучающие и познающие ее закономерности. В период с XVIII по первую половину XX столетия научная деятельность развивается в трехмерной системе отношений: отношение к природе; отношения между учеными как членами профессиональной группы; заинтересованное отношение общества к науке, главным образом к ее результатам и достижениям. Наука оформляется в специфический вид деятельности, социальный институт со своими особыми внутренними отношениями, системой статусов и ролей, организациями (научными обществами), своей символикой, традициями, утилитарными чертами (лабораториями).
В XX веке наука превращается в производительную силу общества, обширную и сложную систему отношений (экономических, технологических, нравственных, правовых) и требует их организации, упорядочения (управления). Таким образом, наука становится институтом, организующим и регулирующим производство (накопление) знания и его применение в практической деятельности.
Институт образования тесно связан с институтом науки. Можно сказать, что в образовании потребляется продукт науки. Если революция в развитии знания начинается в науке, то завершается она именно в образовании, которое закрепляет то, что достигнуто в ней. Однако и образование оказывает обратное влияние на науку, формируя будущих ученых, стимулируя получение новых знаний. Следовательно, эти два института сферы культуры находятся в постоянном взаимодействии.
Назначение института образования в обществе многообразно: образованию принадлежит важнейшая роль транслятора социально-культурного опыта от поколения к поколению. Общественно-значимая потребность в передаче знаний, смыслов, ценностей, норм воплотилась в институциональные формы школ лицеев, гимназий, специализированных учебных заведений. Функционирование института образования обеспечивается системой особых норм, специализированной группой людей (учителей, преподавателей и др.) и учреждений.
В систему институтов культуры входят также формы организации художественной деятельностилюдей. Часто именно они воспринимаются обыденным сознанием как культура вообще, т.е. происходит отождествление культуры и ее части – искусства.
Искусство является институтом, регулирующим деятельность и отношения людей но производству, распространению и потреблению художественных ценностей. Это, например, отношения между профессиональными творцами прекрасного (художниками) и обществом в лице публики; художником и посредником, который обеспечивает отбор и распространение произведений искусства. Посредником может быть учреждение (министерство культуры) и отдельный продюсер, меценат. Система отношений, регулируемых институтом искусства, включает и взаимодействие художника с критиком. Институт искусства обеспечивает удовлетворение потребностей в воспитании личности, передаче культурного наследия, творчестве, самореализации; потребности решения духовных проблем, поиска смысла жизни. Две последние потребности призвана удовлетворять и религия.
Религия как социальный институт подобно другим институтам включает в себя устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей. Она организует систему статусов и ролей в зависимости от отношения к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку и достойным его поклонения.
Структурными элементами религии как социального института выступают:
1. система определенных верований;
2. конкретные религиозные организации;
3. свод морально-нравственных предписаний (представления о праведном образе жизни).
Религия выполняет такие социальные функции, как мировоззренческую, компенсаторную, интегрирующую, регулятивную.
Функции института культуры
Культурный институт в прямом смысле чаще всего соотносится с различными организациями и учреждениями, непосредственно, напрямую осуществляющими функции сохранения, трансляции, развития, изучения культуры и культурно значимых явлений. К таковым, например, относятся библиотеки, музеи, театры, филармонии, творческие союзы, общества по охране культурного наследия и пр.
Наряду с понятием культурного института в различных публикациях часто используется традиционное понятие учреждение культуры, а в теоретических культурологических исследованиях - культурная форма: клуб как учреждение культуры, библиотека, музей как культурные формы.
Образовательные учреждения, такие как школы, университеты, мы также можем соотнести с понятием культурного института. В их числе и образовательные учреждения, непосредственно имеющие отношение к сфере культуры: музыкальные и художественные школы, театральные вузы, консерватории, институты культуры и искусств.
Социальный институт культуры в широком смысле - это исторически сложившийся и функционирующий порядок, норма (институция) осуществления какой-либо культурной функции, как правило, порождаемой стихийно и не регулируемой специально при помощи какого-то учреждения, организации. К ним мы можем отнести различные ритуалы, культурные нормы, философские школы и художественные стили, салоны, кружки и многое другое.
Понятие института культуры охватывает не только коллектив людей, занятых тем или иным видом культуротворческой деятельности, но и сам процесс создания культурных ценностей и процедуры исполнения культурных норм (институт авторства в искусстве, институт богослужения, институт инициации, институт похорон и т.п.).
Очевидно, что вне зависимости от выбора аспекта трактовки - непосредственного или расширительного - культурный институт является важнейшим инструментом коллективной деятельности по созданию, сохранению и трансляции культурных продуктов, культурных ценностей и норм.
Найти подходы к раскрытию сути феномена культурного института можно, базируясь на системно-функциональном и деятельностном подходе к культуре, предложенном М.С. Каганом.
Культурные институты являются устойчивыми (и одновременно исторически изменчивыми) образованиями, нормами, возникшими в результате человеческой деятельности. В качестве компонентов морфологической структуры человеческой деятельности М.С. Каган выделил следующие: преобразование, общение, познание и ценностное сознание.
Исходя из этой модели, мы можем выделить основные направления деятельности культурных институтов:
· культуропорождающие, стимулирующие процесс производства культурных ценностей;
· культуросохраняющие, организующие процесс сохранения и накопления культурных ценностей, социально-культурных норм;
· культуротранслирующие, регулирующие процессы познания и просвещения, передачи культурного опыта;
· культуроорганизующие, регулирующие и оформляющие процессы распространения и потребления культурных ценностей.
Создание типологии и классификации культурных институтов - сложная задача. Это обусловлено, во-первых, огромным разнообразием и количеством самих культурных институтов и, во-вторых, многообразием их функций.
Один и тот же социальный институт культуры может выполнять несколько функций. Так, например, музей выполняет функцию сохранения и трансляции культурного наследия и является также научным и образовательным учреждением. Вместе с тем в расширительном плане понимания институализации музей в современной культуре представляет собой один из наиболее значимых, сложных по своей сути и многофункциональных культурных институтов.
Ряд функций в рамках деятельности культурного института носит опосредованный, прикладной характер, выходящий за пределы основной миссии. Так, многие музеи и музеи-заповедники осуществляют релаксационные и гедонистические функции в рамках туристических программ.
Различные культурные институты могут комплексно решать общую задачу, например, просветительскую функцию осуществляет подавляющее большинство из них: музеи, библиотеки, филармонии, университеты и многие другие.
Некоторые функции обеспечиваются одновременно разными институтами: сохранением культурного наследия занимаются музеи, библиотеки, общества охраны памятников, международные организации (ЮНЕСКО).
Основные (ведущие) функции культурных институтов определяют в конечном счете их специфику в общей системе. Среди этих функций можно выделить следующие:
· охрана, реставрация, накопление и сохранение, защита культурных ценностей;
Обеспечение доступа для изучения специалистами и для просвещения широких масс к памятникам мирового и отечественного культурного наследия: артефактам, обладающим исторической и художественной ценностью, книгам, архивным документам, этнографическим и археологическим материалам, а также заповедным территориям.