Понятие авангарда. Русский футуризм
Акмеизм
Акмеизм(греч.akme – высшая точка чего-либо, цветение, цветущая пора) – одна из наиболее значительных поэтических школ 10-х гг. XX века, во многом явившаяся реакцией на кризис символизма. Наиболее яркими представителями акмеизма были Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова. О. Мандельштам.
Основные черты философии и эстетики акмеизма:
1) основной принципа изображения мира – признание ценности мира в целом, во всех его проявлениях, от самых «высоких» до самых «низких»;
2) высшая цель творчества – научить человека вновь воспринимать мир как нечто прекрасное, в самых обыденных явлениях чувствовать праздник;
3) в отличие от символистов, акмеисты полагали, что истину, божественную идею можно обрести, если с любовью и восхищением всматриваться в явления реальной действительности, обычные вещи и воссоздавать их в своих произведениях, поэтому художественный мир акмеизма – это мир «вещный». При этом акмеисты вовсе не тяготеют к реалистической философско-эстетической парадигме. Они являются носителями идеалистических взглядов, разделяя точку зрения, согласно которой, сущность вещи, ее совершенная идея, обретается лишь в мире идеальном. Отблеск именно этого мира и ищут акмеисты в своих «земных вещах», полагая, что идеальный мир для человека недостижим.
Понятие авангарда. Русский футуризм
Авангард(от фр.avant-garde - передовой отряд) – в культурной традиции первой половины 20 века один из основных принципов создания художественной реальности наряду с модернизмом. Если модернизм элитарен по своей природе, то эстетическая позиция авангардного искусства демократична.
В искусстве 20 века явными направлениями авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадизм (дадаизм).
Значение авангарда в том, что он показал относительность форм, средств и способов воплощения эстетического сознания; путем доведения до абсурда всех основных видов искусств доказал, что они изжили или изживают себя как актуальные явления культуры; выработал новые решения для выражения идей нового искусства; способствовал возникновению новых видов искусств (компьютерные искусства, современные шоу и др.).
Основные черты авангарда:
1) установка на активное, порой даже агрессивное воздействие факта искусства на человека;
2) эпатирующий и шокирующий характер произведений как на уровне формы, так и на уровне содержания;
3) броскость, необычность поэтики.
Футуризм(от лат. futurum – будущее) – направление авангардного искусства, возникшее в начале 20 века, наиболее широко распространенное в Италии и России. Теоретическая платформа направления была в основном оформлена в работах Ф.Т. Маринетти. С точки зрения футуристов, основными характеристиками современного мира были: энергия, риск, дерзость, скорость, что реализовывалось в стремлении представителей этого течения передать динамику мирового процесса. Практика футуризма связана с попыткой эстетически осмыслить действительность как стремительно несущийся поток, хаотично фиксируемый сознанием «человека толпы». Авангардная прагматика футуризма влекла за собой эпатирующий характер его искусства.
Русский футуризм был крайне неоднороден и был представлен различными группировками, соперничавшими между собой. К ним относились: «Гилея» (кубофутуристы В.В. Маяковский, В. Хлебников, Д. И Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых и др.), «Ассоциация эгофутуризма» (И. Северянин, И. Игнатьев и др.), «Центрифуга» (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев и др.), «Мезонин поэзии» (В. Шершневич, Р. Ивнев и др.)
Основные черты философии и эстетики футуризма:
1) стремление воплотить те черты современного мира, которые представлялись футуристам основными - энергию, риск, дерзость, скорость. Старые формы для этого казались им непригодными;
2) намерение осуществить реформу поэтического языка посредством введения «свободного» синтаксиса, звукоподражания, словотворчества и др.;
3) тяготение к технократическим, урбанистическим, милитаристическим темам;
4) эпатирующий характер произведений.
Литература:
1. Марков В. История русского футуризма. – СПб., 2000.
2. Литературный энциклопедический словарь / п/р В. Кожевникова и П. Николаева – М., 1987.
3. Современное зарубежное литературоведение. Страны западной Европы и США. Концепции, школы, термины / Сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. – М., 1996.
4. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М., 2001.
5. Соколов А.Г. История русской литературы к.19-н.20 в. – М., 1999.