Темы для самостоятельной работы. «Научные стратегии и методологические принципы изучения стилей в архитектуре и искусстве»

СЕМИНАРЫ ПО КУРСУ

«Научные стратегии и методологические принципы изучения стилей в архитектуре и искусстве»

Семинар 1. Проблема художественных стилей и направлений в искусстве ХХ – начала XXI веков

Темы

1. Стиль модерн в архитектуре и искусстве рубежа XIX–XX веков

2. Ар-деко в архитектуре и искусстве ХХ века

3. Классицизм в архитектуре и искусстве от 1910-х гг. до начала XXI века

4. Конструктивизм в архитектуре и его отражение в искусстве ХХ века

5. Сюрреализм в искусстве ХХ века и его влияние на архитектуру и ДПИ ХХ века

6. Феномен авангарда в искусстве ХХ века и его региональные особенности и эволюция

Темы для самостоятельной работы

1. Фовизм в искусстве ХХ в.

2. Кубизм в искусстве ХХ в.

3. Экспрессионизм в искусстве ХХ в.

4. «Новая вещественность» в немецком искусстве ХХ века

5. Риджионализм в американском искусстве ХХ века

6. Дадаизм в искусстве ХХ века

7. Метафизическая живопись в искусстве ХХ века

8. Мистический реализм в искусстве ХХ века

9. Футуризм в искусстве ХХ в.

10. Абстракционизм в искусстве ХХ в.: типология и эволюция (геометрический, каллиграфический, лирический и др.)

11. Минимализм в архитектуре и скульптуре ХХ в.

12. Оп-арт в искусстве ХХ в.

13. Поп-арт в искусстве ХХ в.

14. Концептуализм в искусстве ХХ в.

15. Гипер- и фотореализм в искусстве ХХ в.

16. Неореализм в изобразительном искусстве ХХ века

17. Деконструктивизм как направление в архитектуре и дизайне

18. Постмодернизм и проблемы стиля в искусстве

19. Проблема типологии стилей в современном интерьере

20. Современное искусство в контексте феномена «цитатного мышления»

21. Феномен искусства аутсайдеров в XX–XXI веке

22. Феномен искусства «Анахронизма» в европейской художественной практике

23. Концепция арт-брют и современное искусство

24. Движение арт-повера в европейском (итальянском) искусстве

25. Стрит-арт и современное искусство

Презентация Power-point на тему «Проблема художественных стилей и направлений в искусстве ХХ – начала XXI веков». Необходимо выбрать один из знаковых стилей или одно из стилистических направлений и построить презентацию на основе анализа явления. Объём около 15–20 слайдов с текстом и иллюстрациями.

1. Название стиля (стилистического направления), время существования, регион распространения, виды искусства, для которых он характерен.

2. Характерные черты стиля. Визуальные примеры и описание.

3. Проявление характерных черт стиля в архитектуре. Типичные примеры, описание, анализ.

4. Решение градостроительных проблем и вопросов ансамбля в рамках стиля. Примеры и анализ явления.

5. Особенности конструкции. Описание, анализ, примеры. Своеобразие планировочных решений. Анализ явления, типы конструкций, характерные примеры. Типичные пропорциональные соотношения. Анализ явления, примеры

6. Особенности декоративного убранства. Экстерьер и интерьер. Фасад. Типичные декоративные элементы. Типология, характерные черты, визуальные примеры.

7. Особенности решения интерьеров, структура, декоративное убранство.

8. Региональные проявления стиля в различных странах. Характерные особенности, связь с национальной традицией, примеры.

9. Особенности изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

10. Живопись данного направления, её особенности, приёмы, принципы композиционных решений, специфика колорита и манеры художников. Основные мастера.

11. Скульптура данного направление, особенности формообразования, язык, трактовка объёмов и пространства, фактура, материалы и техники, постановка в пространстве. Ведущие мастера.

12. Графические искусства: рисунок и печатная графика. Специфика художественного языка, типология, техники, принципы трактовки листа, приёмы и средства художественной выразительности. Знаковые мастера.

13. Проблема синтеза искусств и её решение в рамках стиля.

14. Основные центры художественной жизни и их своеобразие в рамках эволюции стилистического направления.

15. Итоговые выводы об особенностях конкретного стиля в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Литература:

1. Акопян, К.З. ХХ век в контексте искусства. История болезни как повод для размышлений. / К.З. Акопян. Рец.: Т.Ф. Кузнецова, А.К. Якимович; Российский ин-т культурологии. – М.: Академический проект, 2005. – 336 с. (Технологии культуры).

2. Андреева, Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. — 488 с.: ил. ISBN 5-352-01984-5.

3. Афанасижев, М.Н. Западные концепции художественного творчества. / М.Н. Афанасижев. - М.: Высшая школа, 1990 – 176с.

4. Барт, Р. Мифологии / Перевод, вступ. ст. и коммент. С.Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996 — 320 c.

5. Батракова, С.П. Художник ХХ века и язык живописи. / С.П. Батракова. – М.: Наука, 1996. – 176 с.

6. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. // Киноведческие записки. Вып. 2. - М., 1989. С. 151-173

7. Бобриков А.А. Другая история русского искусства / Алексей Алексеевич Бобриков. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 744 с.: ил.

8. Богемская, К.Г. Понять примитив. / К.Г. Богемская. – СПб: Алтейя, 2001. – 185 с.

9. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. – М.: Культурная революция; Республика, 2006. – 269 с. (Мыслители ХХ века).

10. Бодрийяр, Ж. Система вещей. / Пер. с фр. и сопр. ст. Н.С. Зенкина. – М.: Рудомино, 2001. – 220 с.

11. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. Л. Любарской, Е. Марковской. — М.: Добросвет, 2000. — 387с.

12. Боровский А. Близкое чтение - М.: Новое литературное обозрение. 2009. - 288 с., ил.

13. Боровский, А. Цепь романов: Русское искусство прошедшего века: Незанудливый курс / Текст А. Боровский; рис. А. Белкин. – СПб.: Эрви, 2001. – 208 с.

14. Вейдле, В.В. Умирание искусства. / В. Вейдле. Толмачев В.М. (сост. и послесл.). – М.: Республика, 2001. – 447 с.

15. Гавришина О. Империя света: фотография как визуальная практика эпохи «современности». — М.: Новое литературное обозрение. 2011. — 192 с.: ил.

16. Герман, М. Ю. Модернизм. / М.Ю. Герман. - М.: Слово,2005. -306 с.: ил.

17. Гинзбург К. Приметы. Уликовая парадигма и ее корни. // Новое литературное обозрение, 1994, № 8, с. 27-61

18. Гомбрих, Э.Х.История искусств / Эрнст Х. Гомбрих. – М.: Искусство – XXI век, 2014. – 688 с.

19. Гройс, Б. Комментарии к искусству. / Пер. А. Фоменко, С. Веселовой, Г. Литичевского, О. Степанова, Е. Лазаревой, А. Матвеевой, В. Софронова-Антомони. — М.: Художественный журнал; Прагматика культуры, 2003. — 342 с. — (Modus pensandi).

20. Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: тексты, иллюстрации, документы. / Под ред. К. Шумана. - М.: Республика, 2002 . – 560 с.

21. Деготь, Е. Русское искусство ХХ века / Екатерина Деготь. – М.: Трилистник, 2000. - 224 с.

22. Добрынина, В.И., Большаков А.В. Актуальные проблемы культуры XX века. / В.И. Добрынина, А.В. Большаков. - М.: Знание, 1993. – 480 с.

23. Ильин, И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодерн. / И.П. Ильин. Научный редактор А. Е. Махов. - М.: Интрада, 1996. – 256 с.

24. Ильин, И. П. Постмодернизм : словарь терминов / И. П. Ильин. - М. : ИНИОН РАН - INTRADA, 2001. - 384 c. - Библиография: с. 357-369. - Именной указ.: с. 370-374. - Предм. указ.: с. 375-382.

25. Искусство в современном мире. Сборник статей. Вып. 3. /Отв. Ред. М.А. Бусев, сост. М.П. Лазарев. - М.: Памятники исторической мысли, 2009. – 411 с., ил.

26. Искусство эпохи Модернизма. Стиль Ар Деко. 1910–1940-е годы. / Отв. ред. Т.Г. Малинина. - М.: Пинакотека, 2009. - 320 с., ил.

27. Искусствознание запада об искусстве XX века. - М., 1938

28. Краусс, Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / Пер. А. Матвеевой, К. Кистяковской, А. Обуховой. — М.: Художественный журнал, 2003. — 318 с. — (Классика современности).

29. Крючкова, В.А. Антиискусство. Теория и практика авангардистских движений Серия: Искусство и борьба идеологий. - М.: Изобразительное искусство, 1985 г. - 304 с.

30. Крючкова, В.А. Социология искусства и модернизм. / Крючкова В.А. - М.: Изобразительное искусство, 1979. - 215 с.

31. Лакатос, И. Методология исследовательских программ. / И. Лакатос. - М.: Аст, Аст Ермак, 2003. - 384 с.

32. Левинг, Ю. Воспитание оптикой. Книжная графика, анимация, текст. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 528 с., ил.

33. Маргинальное искусство. / Составление и предисловие А.С.Мигунова. - М.: Издательство Московского государственного университета, 1999. - 159 с., 35 цв. ил.

34. Михайлова, И.Г. Художественное моделирование как фактор фантастического видения реальности. / И.Г. Михайлова. – СПб.: Б&К, 2005. – 312 с.

35. Мифология медиа. Опыт исторического описания творческой биографии. Алексей Исаев (1960—2006): Сборник. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 464 с.: ил.

36. Модернизм: Анализ и критика основных направлений : [сб. ст.]. / Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобр. искусств ; под ред. В. В. Ванслова, Ю. Д. Колпинского. - М.: Искусство, 1980. – 311 с. 39 л. ил.

37. Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства. / Я. Мукаржовский. - М.: Искусство, 1994. - 606 с.

38. Олива Акилле Бонито. Искусство на исходе второго тысячелетия. / Пер. с итал. Курьеровой Г., Чекалова К. - {Классика современности} – М.: Художественный журнал, 2003. – 217 с.

39. От конструктивизма до сюрреализма. / Отв. ред.: Е. К. Виноградова, Г. Ф. Коваленко; Гос. ин-т искусствознания. - М.: Наука, 1996. - 202 с., 24 л. ил.

40. Паперный, В. Культура Два. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 408 с.: ил.

41. Рокмакер, Х. Р. Современное искусство и смерть культуры. / Ханс Р. Рокмакер.– СПб.: Мирт, 2004. – 218 с.

42. Тасалов, В.И. Светоэнергетика искусства. Очерки теории искусствознания. / В.И. Тасалов. – СПб.: ДМ. Булганин, 2006. – 462 с.

43. Трубина, Е.Г. Город в теории: опыт осмысления пространства. / Е.Г. Трубина.— М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 520 с.: ил.

44. Турчин, В.С. Образ двадцатого: в прошлом и настоящем. Художники и их концепции. Призведения и теории. / В.С. Турчин. – М.: Прогресс - Традиция, 2003. – 648 с.

45. Турчин, В. С. По лабиринтам авангарда. / В.С. Турчин.— М.: Издательство МГУ им.М.В.Ломоносова, 1993.—248 с.

46. Фоменко, А. Архаисты, они же новаторы. / Андрей Фоменко.- М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 214 с. ISBN 9785867935238

47. Хоннеф, К. Энди Уорхолл (1928 - 1987). От коммерции к искусству. / К. Хоффнер. – М.: Арт-Родник, 2008. - 96 с.

48. Хренов, А. Маги и радикалы: век американского авангарда. / А. Хренов. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 408 с.: ил. - ISBN 978-5-86793-842-0

49. Шенье-Жандрон, Ж. Сюрреализм. / Пер. с франц. С. Дубина. - М.: НЛО, 2002. – 416 с.

50. Эко, У. VERTIGO – Круговорот образов, понятий, предметов. / Умберто Эко. – М.: Слово/SLOVO, 2009. – 408 с.

Семинар 2. «Стили и стилизации в архитектуре и искусстве»

Наши рекомендации