Словарь стилевых направлений в дизайне хх века
По мотивам словаря "Эстетика" и Design of the 20th Century
(Guy Julier "Dictionary of 20th-century design and designers")
АР ДЕКО Ведет свое происхождение из Франции 20-х годов, но в полную силу проявился в Британии и США в 30-х. Название происходит от Парижской выставки Декоративных и Промышленных искусств 1925 года, где этот стиль был представлен наиболее полно. На формирование стиля повлияли кубизм и фовизм, Русский Балет, африканские и другие неевропейские формы, в частности - Египетское искусство.Так же он оказался под влиянием дизайнеров-протомодернистов - Джозефа Хоффманна, Франка Ллойда Райта и Адольфа Лооса. В Ар Деко часто использовались роскошные, дорогие материалы - слоновая кость, эмаль, шагрень, эбонит. Мебель, изделия и архитектура этого стиля выглядят тяжеловесными, в них весьма заметны классицистические и египетские мотивы. Наиболее яркие представители Ар Деко - Жак-Эмиль Рулман, Рене Лалик, Жан Дюнан и А. М. Кассандр, чьи графические работы выдают его приверженность классицизму, но в равной степени - влияние футуристов и кубистов.
ДЕКОНСТРУКТИВИЗМТермин появился в архитектурном дизайне в конце 80-х. Критики определили его как тенденцию к агрессивному соединению форм и использованию геометрически упорядоченных зон интенсивного цвета. Признаки деконструктивизма усматривают в некоторых архитектурных работах Франка Гери, Питера Эйзенмана и Заха Хадида. Выставка, организованная Филиппом Джонсоном в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке (1988) закрепила значение термина.
Хотя некоторые из работ демонстрировали формы, подобные изломанным формам конструктивизма, параллели с русским течением 20-х были случайны. Деконструктивные мотивы присутствовали в проектах, которые были, большей частью, представлены в планах и моделях. Эти проекты, в основном, так и остались в "бумажной" стадии. Визуальная сложность стиля нашла отражение в некоторых графических работах датских и американских дизайнеров.
КАНТРИ («деревенский» стиль). Кантри является, по сути дела, антиподом хай-тэка, так как ратует за возвращение к «простой» жизни. Одним словом, это ностальгия по деревенскому дому.
Несмотря на первоначальное значение стиля «кантри» (подразумевающее воссоздания атмосферы американского ранчо), сегодня это понятие подразумевает под собой множество направлений (английское, скандинавское, французское, русское). Доминирующим и определяющим его мотивом являются традиции, особенности, самобытность, принадлежность той или иной этнической группы.
В зависимости от страны, чей колорит воспроизводит кантри, могут меняться практически все декоративные элементы в оформлении интерьера. Отличительная принадлежность стиля - "деревенская" мебель, коврики и покрывала из лоскутков (пэчворк), плетеные сундучки и кресла, обилие керамики и сухие композиции цветов, картины с изображением животных, сцен сельской жизни, натюрморты в простых деревянных рамах. В мебели и отделке помещений используются исключительно натуральные материалы: дерево, камень и т.д.
В общем, кантри это прежде всего обобщенный образ сельского дома, а уж потом сельского дома какой-либо "национальности" - русской избы, латиноамериканской гасиенды, американского ранчо или английского коттеджа.
КИТЧ 1) от немецкого музыкального жаргона начала 20-го века Kitsch - по смыслу "халтура"; 2) от немецкого verkitschen - удешевлять; 3) от английского for the kitchen "для кухни" (подразумеваются предметы плохого вкуса, для которых нет места в "приличном" помещении).
В дизайне термин "Китч" употребляют как антитезу хорошего дизайна. Впервые его использовал как эстетическую (точнее, антиэстетическую) категорию философ Фриц Карпфен в 1925 году. Позже значение слова расширилось, и оно стало определять некоторые элементы популярной культуры: определенные приемы рекламы и "trashy"-литературу.
В 60-х годах китч-дизайн достиг своего расцвета. В этот период была произведена масса дешевых безвкусных изделий, преимущественно из пластмассы. Это явление поощрялось защитой прав потребителей и было как бы реакцией на официально пропагандируемые каноны "Хорошего дизайна". В 60-х термин "китч" еще использовался в негативном смысле, но уже к 70-м явно "китчевые" объекты стали нарочито использовать в радикальных интерьерах. Через насмешку над хорошим вкусом китч наконец-то обрел реальную почву для оправдания своего существования.
КОНСТРУКТИВИЗМ(от лат. constructio — «построение») — художественное направление в искусстве ряда европейских стран начала XX века, провозгласившее основой художественного образа не композицию, а конструкцию.
Сторонники конструктивизма выдвинули задачу конструирования окружающей среды, которая бы активно направляла жизненные процессы. Конструктивисты стремились вложить смысл в
формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а
также в эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево, железобетон. Показной роскоши предыдущих стилей конструктивисты стремились противопоставить простоту, лаконизм и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм. Характерным для произведений конструктивистов были простота и чистота линий, отрицание декора, аскетическая графичность плоскостей, преобладание объема над деталью.
КОНТЕМПОРАРИ. Несмотря на столь необычное название, переводится оно довольно банально и значит просто «современный» (а contemporary его назвали, чтобы не путать с прошлым «современником» - модерном).
Основной девиз контемпорари прост и понятен — удобство, простота, функциональность, доступность. Впрочем, с этим стилем мы знакомы довольно неплохо – всем нам знакомы с детства стенки, встроенные стеллажи, полки, шкафы. То есть мебель контемпорари должна, в первую очередь, быть модульной, легко трансформироваться и вписываться в любую квартиру. Этот стиль требует скрупулезного расчета пространства, «подгонки» предметов, предельного внимания к функции, к тому, кто и как в таком интерьере будет жить, что будет делать.
Демократичность «современного» стиля неизбежно несёт в себе и все характерные недостатки «массовости» – то есть определённую безликость и однообразие. Но контемпорари не исключает вмешательства других стилей, напротив, данный стиль может служить хорошим фоном для штучных вещей другой стилистики. Для декоратора интерьера типовая мебель служит скорее фоном, на котором выигрышно смотрятся яркие детали: светильники, коллекции картин и мелкой пластики, цвета, обивки... К тому же трансформирующаяся, раскладная, модульная мебель предоставляет возможность менять свой интерьер так часто, как вам этого хочется. Все упомянутые особенности делают «современный» стиль особенно подходящим для малогабаритных квартир.
ЛОФТ стиль лофт имеет американское происхождение и берет свое начало от многоэтажных парцеллированных фабричных построек, складов и мастерских. Идея использования заброшенных мануфактур под жилье и рабочие помещения возникла уже в сороковых годах в фабричном районе Манхеттена. Известнейшим из архитекторов и дизайнеров, начавших активно развивать лофт-тенденцию, был основоположник поп-арта Энди Уорхол, прославившийся "фабрикой" на Восточной 47-й улице в Манхеттене. При использовании таких зданий для жилья возникла новая форма организации жилища: внутреннее пространство представляет собой единый объем, практически отсутствуют изолированные помещения за исключением подсобных помещений и санузлов. Архитектура здания, большие остекленные поверхности, металлические балки, стойки и несущие конструкции, а также размах помещений как по площади, так и по высоте сохраняются и составляют своеобразный шарм жилища. Их площадь, нередко составляющая сотни квадратных метров, позволяет создавать смешанную форму обитаемого пространства (бюро/ателье/квартира), идеальную для свободных художников. Нечто среднее между мастерской художника-авангардиста и складским помещением.
МИНИМАЛИЗМ Формальные истоки минимализма лежат в конструктивизме 1920-х годов, а духовные – в «дзенских» интерьерах Японии. Принципы стиля хорошо отображены в знаменитой формуле архитектора Ван дер Роэ: «Меньше – значит больше».
Минимализм – это не просто стиль, это – целая философия отношения к жизни. Для него характерен исключительно аскетичный дизайн, максимальная рациональность и предельная лаконичность форм. Это настоящее царство пустоты и света, геометрически правильных форм и горизонтальных плоскостей. Здесь нет ничего лишнего, всё спрятано вглубь. Поэтому в мебели доминируют подиумы, закрытые шкафы, а в идеале – ящики для хранения. Дизайнеры-минималисты предпочитают работать с крупными монолитными формами. Поверхности должны быть идеальны.
Для минимализма важна ясность композиции, монохромность и подчёркивание естественных фактур. Дизайнер-минималист обычно берёт за основу один - два цвета (любимый из которых, белый – наиболее подчёркивающий линии предметов). Сам же интерьер оживляется за счёт одиночных выразительных деталей.
МОДЕРН(фр. moderne - современный, новый) - русское наименование стиля в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX в. (соответственно "ар нуво" - во Франции и Великобритании, "югенд-стиль" - в Германии, "сецессион" - в Австрии и т. п.). Представляет собой совокупность попыток сформировать целостный, противостоящий эклектике художественный стиль в архитектуре и декоративном искусстве. Теоретическим основанием модерна были труды Рёскина ("Семь светочей архитектуры", 1849), первой творческой лабораторией деятельность У. Морриса и прерафаэлитов в Англии. Представители модерна - X. ван де Вельде (Фолькванг - музей в Хагене), Ч. Р. Макинтош (школа искусств в Глазго), Г. Гимар (оформление метрополитена в Париже), А. Гауди (дом Мила и другие постройки в Барселоне), Ф. О. Шехтель (Ярославский вокзал, бывший особняк Рябушинского в Москве), В. Орта (отели "Тассель" и "Сольвей" в Брюсселе) и другие. Модерн отличают поэтика символизма, высокая дисциплина композиции, подчеркнутый эстетизм в трактовке утилитарных деталей, декоративный ритм гибких, текучих линий, увлеченность национально-романтическими мотивами, акцент на индивидуальной изобретательности художника. Характерные для многих мастеров модерна рационализм, внимание к функциональной организации пространства, увлеченность новыми материалами (металл, стекло, керамика) несли в себе зародыш эстетических программ функционализма и конструктивизма в искусстве XX в.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ Основателем Ф. считается американский архитектор Льюис Салливан. В 1896 году он опубликовал эссе, в котором прозвучал ставший потом всемирно известным тезис: "форма следует функции". Он подразумевал, что при проектировании образа объекта нужно руководствоваться внешними факторами - физическими, климатическими. Но удачная формулировка быстро распространилась и, в отрыве от контекста, видоизменилась. Вместо внешних факторов определяющей стала функция самого объекта.
ФЬЮЖН Этим словом именуется современное направление в музыке, моде, дизайне интерьера и кулинарии, для которого характерно эклектическое смешение и нарочитое противопоставление противоположных тенденций: например, супер - современных технологических разработок и подчеркнуто примитивных фольклорных и этнических мотивов. В период «межстилья», такой метод позволяет дизайнеру проявить большую фантазию и подчеркнуть связь старого и нового в жизни современного человека.
ХАБИТАТ (контемпорари) "До появления Habitat все считали, что современный дизайн существует только для богатых интеллектуалов. Я предложил больше, чем мебель. Я предложил стиль жизни", ≈ сказал Конран. мебель и аксессуары для современного интерьера, но предложить покупателям возможность их объединять и комбинировать.
До Конрана красота британского дизайна измерялась степенью его «полезности» для тела и души, так же, как рыбий жир, холодный душ, сон и благотворительность. Удивительно, но Конрану удалось привить соотечественникам мысль о том, что настоящий дизайн – это соблазн. Он продает не пользу, а ощущения. Это совпало с бунтарскими 60-ми. Молодые люди вдруг поняли, что необязательно украшать комнаты рюшечками и подушечками и стелить на пол цветастые ковры. Рухнул последний оплот консерватизма≈ английская гостиная. Сейчас бумажные абажуры и белые диваны стали общим местом, в 60-е они были откровением.
ХАЙ-ТЕК Как следует из названия, хай-тэк – это отражение века «высоких технологий», последний из оформившихся стилей ХХ века. В интерьерах хай-тэка индустриальные и урбанистические мотивы не только лишены недостатков, наоборот – они поражают своей необычной «космической» красотой.
Хай-тэку (и только ему) присущ демонстративный «супертехницизм». Интерьеры напоминают кадры из научно-фантастических фильмов обилием блестящих металлических поверхностей и стекла. Коммуникации (воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы) и несущие конструкции становятся декоративными элементами.
Мебель хай-тэка одновременно и функциональна, и экстравагантна. Декор, как и в минимализме, очень сдержан. Почти полное отсутствие декора здесь компенсируется "работой фактуры": игрой света на стекле, блеском хромированных и металлических поверхностей, рисунком натуральной древесины. Один из самых распространённых методов украшения поверхностей – перфорирование, ряды круглых или квадратных отверстий, прорезей.