Упражнения третьего класса 5 страница

Сначала changement de pieds изучают лицом к палке.

Усвоив перемену ног в воздухе и эластичность demi plie в конце прыжка, движение переносят на середину зала.

В demi plie перед changement de pieds пятки плотно при­жаты к полу, корпус и руки в прыжке спокойны.

Музыкальный размер 4/4. Changement de pieds испол­няют, как и temps leve saut£: сначала — один прыжок на такт, затем — два прыжка на один такт.

PAS ECHAPPE НА ВТОРУЮ ПОЗИЦИЮ

Прыжок echappe— прыжок с просветом. Его изучают на вторую позицию, усвоив temps leve saute на второй и пятой позициях. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз — demi plie, голова поворачивается en face. На и ноги сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке пятую позицию в воздухе. На два предельно вытя­нутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выво­ротность, раскрываются, опускаясь в demi plie на вторую позицию. На и ноги, не расслабляя мышц, сильно отталки­ваются от пола, фиксируя в высоком прыжке вторую пози­цию в воздухе. На три предельно натянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, соединяются, заканчивая прыжок в demi plie пятой позиции — левая нога впереди, поворот головы налево. На четыре ноги вытягива­ются, и echappe исполняется с левой ноги (рис. 32).

Примечание. Demi plie пятой ц особенно второй по­зиции должно быть эластичным и непрерывным, пятки пло­тно прижаты к полу, при полной выворотности ног. Это исключает возможность двойного plie перед прыжком и со­храняет силу ног для прыжка. Корпус подтянут и спокоен, особенно в прыжке со второй позиции в пятую. Руки сохра­няют спокойное подготовительное положение.

Сначала echappe изучают лицом к палке. Усвоив пра­вильность и точность перехода из позиции в позицию во время прыжка, движение переносят на середину зала.

Музыкальный размер 4/4. В музыке, как и для предыду­щих прыжков, сочетаются плавный и четкий темпы. Echappe исполняется на один такт. В дальнейшем возможно испол­нение echappe также на такт 4/4, но начиная demi plie за тактом. Затакт — две восьмых. На первую восьмую — demi plie. На вторую восьмую — прыжок в пятой позиции. На раз
f

I // \\ /X

demi plie на второй позиции, на и прыжок на второй пози­ции, на два demi plie в пятой позиции. На три и колени вы­тягиваются. Четыре и — затакт к началу следующего ёсЬаррё.

PAS ASSEMBLE

Pas assemble —собранный прыжок —более сложен, чем предыдущие прыжки. Поэтому его проходят, уже усвоив по­ложение вытянутых в воздухе ног.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении, поворот головы на­лево.

На раз demi plie в пятой позиции, голова поворачивается en face. На и правая нога, скользя всей стопой по полу, броском открывается в сторону второй позиции, тотчас же левая нога, отталкиваясь от пола, сильно вытягивает в прыжке колено, подъем и пальцы. На два и обе ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, со­единяются в воздухе в пятую позицию, правая нога впереди. Assemble заканчивается в demi plie пятой позиции, поворот головы направо. На три и колени медленно вытягиваются, и ноги возвращаются в исходное положение. На четыре по­ложение сохраняется, после чего assemble исполняют с дру­гой ноги (рис. 33).

Pas assemble в обратном направлении исполняют из пя­той позиции, начиная движение ногой, стоящей впереди, и заканчивая его в пятую позицию назад.

Упражнения третьего класса 5 страница - student2.ru Рис. 32. Pas echappe

Примечание. Обе ноги фиксируют пятую позицию в воздухе в момент прыжка, так как основа assemble —
прыжок с двух ног на две. Нога, скользящая в сто­рону второй позиции, должна направляться точно по прямой. Прыжок заканчивается на месте, без продвижения вперед или назад. Пятки при ис­полнении assemble, как перед прыжком, так и после прыжка, плотно прижаты к полу. Корпус

подтянут и спокоен, руки сохраняют подготовитель­ное положение, особенно избегая напряжения в момент прыжка.

Pas assemble начинают изучать лицом к палке, вскоре перенося его на середину зала. Длительное изучение as­semble у палки лишает его самостоятельности.

Характер музыкального сопровождения тот же, что и в предыдущих прыжках. Музыкальный размер 4Д- Assemble исполняется на один такт. По мере усвоения — на такт 2Д. На раз demi plie, на и — прыжок, на два — demi plie, на и — вытянуться и т. д.

PAS BALANCE

Pas balance — раскачивающееся движение; развивает сво­боду и непринужденность координации всего тела.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога впе­реди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

Упражнения третьего класса 5 страница - student2.ru Рис. 33. Pas assemble

За тактом на три demi plie в пятой позиции. На и левая нога, скользнув стопой по полу, открывается в сторону второй позиции, правая нога при этом вытягивается, руки, слегка приподнимаясь, раскрываются на вторую пози­цию, голова поворачивается налево. На раз левая нога, удлиняя движение в сторону, переходит в demi plie, правая нога поднимается на cou-de-pied сзади, корпус, сохраняя ровность плеч и бедер, наклоняется налево, правая рука закрывается в первую позицию, голова сохраняет поворот налево. На два правая нога, подменяя левую, переходит на полупальцы, левая слегка отделяется от пола, положение рук, корпуса и головы сохраняется. На три demi plie на
левую ногу. На и правая нога через cou-de-pied сзади, сколь­знув по полу, открывается в сторону, левая нога вытяги­вается, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, и pas balance исполняется с другой ноги.

Усвоив основные правила pas balance, его исполняют с руками в третьей позиции.

За тактом левая нога открывается в сторону второй по­зиции, руки раскрываются на вторую позицию. На раз demi plie на левой ноге, правая рука закрывается в третью позицию, левая — остается на второй позиции, голова сохра­няет поворот налево. На три, в то время как правая нога вытягивается в сторону, правая рука открывается на вторую позицию. На раз demi plie на правой ноге, левая рука за­крывается со второй позиции в третью, правая рука оста­ется на второй позиции, голова сохраняет поворот направо и т. д.

Примечание. Pas balance требует плавности испол­нения, выворотности ног, правильных позиций рук и точных поворотов головы.

Pas balance сразу изучают на середине зала, но сначала девочки держатся пальцами за платье, сохраняя округлую форму рук, мальчики держат руки на талии.

Музыкальный размер 8Д- Характер музыкального сопро­вождения— вальс. Pas balance исполняют на один такт.

SISSONNE SIMPLE

Sissonne simple — простой прыжок с двух ног на одну.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога впе­реди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз demi рНё, на и высокий прыжок по правилам temps leve saute, голова поворачивается en face: предельно натянутые ноги фиксируют в воздухе пятую позицию. На два и, сдерживая инерцию падения, demi plie на левую ногу, правая принимает положение условного cou-de-pied. На три и левая нога вытягивается, правая — открывается на вторую позицию носком в пол и на четыре закрывается по правилам battement tendu в пятую позицию назад, го­лова поворачивается налево. Затем sissonne simple испол­няют с левой ноги (рис. 34).Sissonne simple исполняют с положением ноги на cou-de-pied сзади в конце прыжка.

Вначале sissonne simple изучают лицом к палке, пере­нося его на середину зала, как только учащиеся усвоят эла­
стичность demi plie и выворот­ность обеих ног в момент окончания прыжка (принцип battement fondu). Корпус и ру­ки спокойны, как и в других прыжках.

Впоследствии sissonne sim­ple исполняют с прыжком as­semble: сначала лицом к пал­ке, потом на середине зала. После sissonne simple нога, находящаяся на условном cou-de-pied, опускается в demi plie пятой позиции и, скольз­нув стопой, посылается в сто-

рону в прыжке assemble назад. После sissonne simple в об­ратном направлении следует прыжок assemble вперед.

Музыкальный размер Аккомпанемент подчеркивает плавность plie и четкость прыжка. Sissonne simple испол­няют на один такт.

Sissonne simple с assemble исполняют также на один такт. На раз — demi plie, на и — прыжок, на два — demi plie, на и три — assemble, на и четыре — вытянуться.

PAS JETE

Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении, поворот головы на­лево.

На раз demi рНё в пятой позиции, голова поворачивается en face. На и правая нога, скользя стопой по полу, броском открывается в сторону второй позиции, тотчас же левая от­талкивается от пола, при этом сильно вытягиваются в прыжке колено, подъем и пальцы: в воздухе фиксируется натянутость и выворотность обеих ног. На два и правая нога опускается в demi рНё иа место левой ноги, которая сгибается на cou-de-pied сзади, голова поворачивается на­право.- На три и правая нога вытягивается, левая, соеди­няясь с нею, опускается в пятую позицию назад. На четыре положение сохраняется, после чего pas jet§ в обратном на­правлении начинают ногой, стоящей впереди, сгибая другую ногу на условное cou-de-pied.

Упражнения третьего класса 5 страница - student2.ru Рис. 34. Sissonne simple

Примечание. В pas jete нога скользит в сторону вто­рой позиции точно по прямой (принцип battement tendu jete). Прыжок исполняют без продвижения вперед или назад.

Пятки в demi plie, как перед прыжком, так и после него, плотно прижаты к полу. Ноги в прыжке, особенно в момент его окончания, выворотны, корпус подтянут и спокоен, руки сохраняют спокойное подготовительное положение.

Сначала jete изучают лицом к палке, перенося его на середину зала, как только учащиеся усвоят эластичность demi plie и выворотность ног в окончании прыжка.

Музыкальный размер 4Д- Pas jete исполняется на один такт. Аккомпанемент подчеркивает плавность plie и отры­вистый бросок прыжка.

Упражнения на пальцах

Техника танца на пальцах играет в женском классе зна­чительную роль. Поэтому упражнения на пальцах следует начинать с первого года обучения, но не раньше чем уча­щиеся усвоят правильную постановку корпуса, рук и головы, натянутость и выворотность йог, а главное — приобретут развитый подъем и силу стопы.

Начинать надо с наиболее простых упражнений, к кото­рым относятся relev6s в первой, второй и пятой позициях.

Сначала releve на пальцы изучают у палки, но не упи­раясь в нее руками. Усвоив правильное положение ног на пальцах, упражнение переносят на середину зала.

RELEVE НА ПАЛЬЦЫ В ПЕРВОЙ ПОЗИЦИИ

Исходное положение — первая позиция, руки в подгото­вительном положении.

На раз и два — demi рНё в первой позиции. Ноги уси­ливают выворотность, пятки плотно прижаты к полу, корпус подтянут, сохраняя вертикальную линию спины. На три и ноги, отталкиваясь от пола, встают на пальцы, сразу же сильно вытягивая колени и подъем. На четыре и фиксиру­ется первая позиция на пальцах. На раз и два второго такта ноги, усиливая выворотность, опускаются в demi plie первой позиции. На три и четыре вытягиваются, возвращаясь в исходное поло­жение.

Упражнения третьего класса 5 страница - student2.ru

Примечание. Расстояние между пят­ками в первой позиции на пальцах должно быть таким, чтобы, опустив пятки на пол, можно было, не изменяя положения ног, вер­нуться в первую позицию. Releve на второй Рис. 35. Relevfi и пятой позициях исполняют по тем же пра­
вилам. Здесь также требуется максимальная выворотность и натянутость ног с хорошо выгнутым подъемом и точная фиксация позиций ног на пальцах. В releve пятой позиции ноги соединяются так плотно, что создается зрительное ощу­щение одной ноги.

В releve, особенно на второй позиции, необходимо сле­дить за равномерным распределением центра тяжести кор­пуса на обе ноги. Во избежание скошенного подъема, стоять надо на первом и втором пальцах, сохраняя выворотность пятки. Предельная натянутость и выворотность ног на паль­цах, подтянутый- и легкий корпус способствуют развитию устойчивости (рис. 35).

Plie, как и в прыжках, эластично и непрерывно, пятки плотно прижаты к полу при полной выворотности ног — это сохраняет силу ног, облегчая подъем на пальцы. Корпус и руки совершенно спокойны.

Переход из позиции в позицию сначала исполняется че­рез battement tendu на два аккорда, затем через releve на пальцы во второй позиции на конец музыкальной фразы.

Характер музыкального сопровождения четкий, энергич­ный. Музыкальный размер 4Д- Вначале releve исполняется на два такта, затем — на один такт: на раз— demi рНё, на и два — встать на пальцы, на и три — demi plie, на четыре — вытянуться.

PAS ЕСНАРРЁ НА ПАЛЬЦАХ

Исходное положение — пятая позиция, правая нога впе­реди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.

На раз и, два и demi plie в пятой позиции. На три и ноги, отталкиваясь от пола, встают на вторую позицию на паль­цах, раскрываясь одновременно и равномерно, при этом сильно вытягиваются колени, подъем и пальцы, голова по­ворачивается налево. На четыре и фиксируется вторая пози­ция на пальцах. На раз и, два и второго такта ноги одновре­менно закрываются в demi plie пятой позиции, левая нога впереди, поворот головы налево. На три и четыре ноги, вы­тягиваясь, заканчивают движение, и ёсЬаррё исполняется с левой ноги.

ЁсЬаррё на вторую позицию изучают с переменой и без перемены ног. В ёсИаррё без перемены ног голова сохраняет первоначально принятый поворот. В ёсЬаррё с переменой ног поворот головы изменяется с подъемом на пальцы на вто­рую позицию.

Примечание. При исполнении ёсЬаррё ноги в demi рНё и на пальцах сохраняют выворотность, корпус подтянут, облегчая этим ге1еуё на пальцы. Корпус и ноги совершенно спокойны, поворот головы свободный.

Характер музыкального сопровождения очень четкий, энергичный. Музыкальный размер 4Д- Сначала одно ёсЬаррё исполняют на два такта, затем на один такт.

PAS DE BOURREE НА ПАЛЬЦАХ С ПЕРЕМЕНОЙ НОГ EN DEHORS И EN DEDANS

Pas de Ьоиггёе на пальцах с переменой ног en dehors и en dedans изучают, как и pas de Ьоиггёе на полупальцах, сначала лицом к палке, затем на середине зала.

Музыкальный размер и характер музыкального сопро­вождения аналогичен аккомпанементу pas de Ьоиггёе на полупальцах.

PAS SUIVI

Pas suivi представляет собой непрерывный, связный бег на пальцах в пятой позиции. В первом классе облегченное pas suivi изучают на одном месте. Сначала — у палки, по достижении четкости — на середине зала.

Исходное положение — ёраи1етеп1 croise, пятая позиция, правая нога впереди, корпус подтянут, пальцы рук припод­нимают платье, поворот головы направо.

Два" вступительных аккорда. На первый аккорд — demi рНё в пятой позиции. На второй — ноги, отталкиваясь от пола, встают на пальцы по принципу releve в пятой пози­ции.

За тактом на и левая нога, едва сгибаясь в колене, слегка отделяет носок от пола, на раз возвращает его на место, сразу вытягиваясь в колене. На и правая нога, едва сгибаясь в колене, слегка отделяет носок от пола, на два возвращает его на место, сразу вытягиваясь в колене. Обе ноги как можно более четко повторяют движение, сохраняя выворотную пятую позицию в ёраи1етеп1 croise. На конец музыкальной фразы ноги опускаются с пальцев в пятую позицию.

Pas suivi сначала исполняют медленно, ускоряя его по мере усвоения.

Характер музыкального сопровождения четкий, живой. Музыкальный размер сначала каждое движение падает на восьмую долю такта, затем — на шестнадцатую.

PAS SUIVI EN TOURNANT

Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди.

На два вступительных аккорда — releve на пальцы в пя­тую позицию, пальцы рук приподнимают платье.

Сохраняя выворотность пятой позиции на пальцах и под­тянутый корпус, следует поворачиваться по правилам pas suivi направо вокруг собственной оси на 360°, оставаясь на одном месте. В начале каждого поворота голова поворачи­вается налево и, не задерживаясь, возвращается направо.

На два заключительных аккорда — исходное положение.

Примечание. Поворот следует исполнять не быстрее чем на такт Каждая музыкальная четверть должна сов­падать с четвертью поворота, что позволяет следить за рав­номерностью поворота ног, корпуса и головы.

Музыкальный размер *U и 8Д. Характер музыки легкий, четкий, живой.

PAS COURU

Pas couru представляет собой бег на пальцах, ио, в отли­чие от pas suivi, исполняется ногами, невыворотно постав­ленными рядом. Кроме того, pas couru исполняют только вперед и назад, в отличие от pas suivi, исполняемого также и в сторону. Pas couru изучают у палки, и лишь по дости­жении четкости его переносят на середину зала.

Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди, корпус подтянут, пальцы приподнимают платье, пово­рот головы направо.

Два вступительных аккорда. На первый ак­корд demi plie, на второй — ноги встают на пальцы в невыворотиое (одна рядом с другой) положение (рис. 36).

Упражнения третьего класса 5 страница - student2.ru Рис. 36. Положение йог для pas couru

За тактом на и правая нога, едва сгибаясь в колене, слегка отделяет носок от пола, на раз возвращает его на место, сразу вытягиваясь в колене. На и левая нога, едва сгибаясь в ко­лене, слегка отделяет носок от пола, на два воз­
вращает его на место, сразу вытягиваясь в колене. Обе ноги как можно более четко повторяют движение до конца музы­кальной фразы — сначала медленно, потом ускоряя его по мере усвоения. Упражнение заканчивается на конец музы­кальной фразы в demi plie пятой позиции.

Приобретя четкость и чистоту в pas couru на месте, его исполняют продвигаясь вперед и назад. Здесь также сле­дует переступать с ноги на ногу как можно мельче, сохра­няя корпус подтянутым и спокойным.

В pas couru вперед по прямой руки постепенно подни­маются из подготовительного положения в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисти; затем руки или раскрываются на вторую позицию, или поднимаются в третью, голова слегка приподнимается, взгляд направлен вперед.

В pas couru назад по прямой руки раскрываются на вторую позицию и слегка отводятся назад, корпус направ­ляется немного вперед.

В pas couru вперед по диагонали из точки 4 в точку 8 плана класса на раз и два руки плавно поднимаются из подготовительного положения в первую позицию, голова на­клоняется налево, взгляд направлен на кисти рук. На три и четыре бег на пальцах продолжается, правая рука плавно поднимается в третью позицию, левая — раскрывается на вторую позицию, голова, поворачиваясь направо, слегка на­клоняется вперед, взгляд направлен под правую руку, мимо локтя. На раз и два второго такта бег продолжается в той же позе. На три и четыре, заканчивая движение, правая рука постепенно открывается на вторую позицию, голова повора­чивается направо в профиль. На раз и два следующего такта начинают pas couru по той же диагонали назад. Кисти рук во второй позиции, раскрываясь, поворачиваются ладо­нями вниз и слегка отводятся назад, подтянутый корпус немного направляется вперед. Поза сохраняется до конца музыкальной фразы.

Pas couru из точки б в точку 2 плана класса исполняют по тем же правилам.

Характер музыкального сопровождения легкий, бодрый, живой, как бы чеканящий движение. Музыкальный размер 4U, 2Л или SU\ движение исполняют шестнадцатыми.

ВТОРОЙ КЛАСС

Упражнения второго класса »

Основными задачами второго класса являются: развитие силы стопы упражнениями на полупальцах и пальцах, раз­витие устойчивости, развитие силы ног путем увеличения количества пройденных движений, развитие техники испол­нением упражнений в более быстром темпе.

Для развития координации ряд упражнений постепенно переводят в epaulement, сначала исполняя их на середине зала.

Упражнения en face и в epaulement, как у палки, так и на середине, соединяют вместе, вначале не более двух.

Помимо координации, сочетание движений воспитывает танцевальность, поэтому следует разнообразить сочетания движений, так как ежедневное повторение одних и тех же сочетаний вырабатывает механистичность исполнения. На­ряду с этим необходимо повторять движения в чистом виде, проверяя правильность исполнения. Движения; появляю­щиеся в программе второго класса впервые, изучают сна­чала в чистом виде.

Музыкальное сопровождение урока второго класса тре­бует, по сравнению с первым классом, большего разнообра­зия ритмического рисунка и общего ускорения темпа.

При сочетании движений сохраняется общая линия ме­лодии, меняется лишь ритмический рисунок внутри такта, этим оттеняется характер сочетаемых движений.

Упражнения у палки

Упражнения у палки во втором классе повторяют и раз­вивают упражнения первого класса.

Достигнув устойчивости на целой стопе, отдельные дви­жения переводят на полупальцы, добиваясь устойчивости и
укрепляя силу ног. Усвоив правильное положение стопы[6]на полупальцах, его повышают до предельной высоты. Вы­сокие полупальцы обусловливают натянутость опорной ноги и подтянутость корпуса, что сообщает фигуре танцовщика легкость и стройность.

Подготовительное упражнение — releve на полупальцы на одной ноге — исполняется в конце экзерсиса у палки, лицом к палке.

Пример. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, корпус подтянут, руки свободно лежат на палке.

На два вступительных аккорда правая нога вытяги­вается в сторону носком в пол и сгибается на cou-de- pied вперед или назад. На раз и два пятка сильно на­тянутой опорной ноги, сохраняя выворотность, посте­пенно поднимается от пола как можно выше, тем са­мым выгибая подъем. При положении на полупальцах избегается упор на большой палец, работающая нога сохраняет правильное положение cou-de-pied. На три и четыре положение сохраняется. На раз и два второго такта пятка опорной ноги постепенно опускается на пол. На три и четыре положение сохраняется (рис. 37).

Releves на полупальцы повторяются от четырех до восьми раз. Впоследствии медленные releves на полупальцах соче­тают с быстрыми, чередуя releves на две четверти и на каж­дую четверть.

Упражнения третьего класса 5 страница - student2.ru

м
ч
\ Рис. 37.

Примечание. В releve необходимо следить за правиль­ным положением стоны на полу и на полупальцах, избегая упора на большой палец, а также за предельной натяну­тостью и выворотностью опорной ноги. Подтянутый корпус и сильно натянутая опорная нога позволяют легко отделять пятку от пола, сохраняя ее выворотность. Руки свободно ле­жат на палке так, чтобы учащийся не нава­ливался и не оттягивался от нее.

Усвоив releve на полупальцы одной ноги лицом к палке, его исполняют держась за палку одной рукой, включая затем в упраж­нения экзерсиса, например в petit battement. По усвоении releve на полупальцах одной ноги с положением работающей ноги на cou- de-pied впереди или сзади, это движение ис­полняют с работающей ногой, вытянутой на на полупальцах 45°, вперед, в сторону или назад, тем самым
подготавливая более сложные упражнения на полупальцах. Этот вид releve сочетают с battement frappe и battement fondu.

PETIT BATTEMENT НА ПОЛУПАЛЬЦАХ

Исполнению petit battement предшествует preparation.

Исходное положение — пятая позиция, правая нога впе­реди. На раз рука, приоткрываясь за тактом, поднимается через подготовительное положение в первую позицию, на и работающая нога вытягивается на вторую позицию носком в пол, рука открывается на вторую позицию. На два рабо­тающая нога сгибается на cou-de-pied вперед, опорная нога поднимается на полупальцы, рука сохраняет вторую по­зицию.

В petit battement опорная нога натянута в колене и вы­воротна (особенно в пятке), работающая нога выворотна — принцип движения тот же, что и на целой стопе.

BATTEMENT FONDU НА ПОЛУПАЛЬЦАХ

В battement fondu releve опорной ноги на полупальцы точно совпадает с вытягиванием работающей иоги на 45°; движение обеих ног заканчивается одновременно.

В releve опорной ноги на полупальцы пятка выворотна, положение стопы на полупальцах ровное, без упора на боль­шой палец. Опорная нога поднимает пятку от пола только после того, как вытянется ее колено, и начинает demi рПё только после того, как коснется пяткой пола.

Вначале следует чередовать battement fondu на целой стопе с подъемом на полупальцы. В дальнейшем battement fondu исполняют только с подъемом на полупальцы. Пра­вила исполнения те же, что и на целой стопе.

BATTEMENT FRAPPE НА ПОЛУПАЛЬЦАХ

В начале изучения чередуют battements frappes на полу­пальцах и на целой стопе.

Пример. Три четверти первого такта—три batte­ments frappes на целой стопе, на четвертую четверть—- releve на полупальцы с ногой, открытой на 45° в тре­буемом направлении. На три четверти второго такта — три battements frappes на полупальцах, на четвертую четверть — пятка опускается на пол и т. д.

Впоследствии battement frappe исполняют только на по­лупальцах. В этом случае preparation к battement frappe исполняют также на полупальцах.

На раз рука поднимается в первую позицию. На два работающая нога, скользнув всей стопой по полу, открыва­ется на вторую позицию на 45°, опорная нога поднимается на полупальцы, рука открывается на вторую позицию.

В конце упражнения, на два заключительных аккорда, работающая нога, скользнув натянутым носком по полу, за­крывается в пятую позицию назад, пятка опорной ноги опу­скается на пол, рука закрывается в подготовительное поло­жение.

BATTEMENT DOUBLE FRAPPE НА ПОЛУПАЛЬЦАХ

Battement double frappe на полупальцах изучают по пра­вилам battement frappe.

В начале упражнения releve на полупальцы опорной ноги совпадает со сгибом работающей ноги на cou-de-pied. При переносе работающей ноги полупальцы сохраняются. В конце упражнения пятка опорной ноги опускается на пол, работающая нога вытягивается в требуемое направление носком в пол или на высоту 45°.

Впоследствии все упражнение исполняют на полупальцах.

Музыкальное сопровождение то же, что и в первом классе.

ROND DE JAMBE EN L'AIR

Вначале чередуют rond de jambe en l'air на целой ноге и на полупальцах, впоследствии упражнение исполняют только на полупальцах.

Preparation к rond de jambe en l'air сначала расчленяется на два момента, в которых подчеркивается переход с целой ноги на полупальцы.

Два вступительных аккорда. На раз рука поднимается в первую позицию. На и работающая нога вытягивается на вторую позицию, рука открывается на вторую позицию. На два работающая нога поднимается на 45°, опорная нога поднимается на полупальцы. И является затактом к началу rond de jambe en l'air. В конце упражнения — два заключи­тельных аккорда: на первый — работающая нога опускается носком в пол, опорная — опускается пяткой на пол; на вто­рой — работающая нога закрывается в пятую позицию назад, рука опускается в подготовительное положение.

Впоследствии оба момента preparation сливаются. На раз рука поднимается в первую позицию. На два работающая нога, скользнув всей стопой по полу, открывается на вторую позицию на 45°, опорная нога поднимается на полупальцы, рука открывается на вторую позицию. И является затактом к началу rond de jambe en l'air. В конце упражнения, на два заключительных аккорда, работающая нога, скользя носком по полу, закрывается в пятую позицию назад, опор­ная нога опускается пяткой на пол, рука опускается в под­готовительное положение.

Примечание. В rond de jambe en l'air опорная нога натянута в колене и выворотна (особенно в пятке), поло­жение стопы на полупальцах ровное, без упора на большой палец.

Музыкальное сопровождение то же, что и в первом классе.

BATTEMENT SOUTENU НА 45°

Исходное положение — пятая позиция.

В затакте три восьмых. На первую восьмую рука слегка приоткрывается. На вторую восьмую — закрывается в под­готовительное положение вместе с подъемом на полупальцы в пятой позиции. На третью восьмую — поднимается в пер­вую позицию, голова наклоняется налево, работающая нога поднимается на условное cou-de-pied.

На раз опорная нога, опускаясь пяткой на пол, начи­нает demi plie, работающая нога, сохраняя выворотность, вытягивается вперед на 45°, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и — опорная нога продолжает demi plie, работающая нога опускается и, коснувшись пола носком вытянутых пальцев, не задержи­ваясь на два, подтягивается, возвращаясь в пятую позицию, в то же время опорная нога также вытягивается, и обе ноги одновременно втягиваются в пятую позицию на полупальцах. И является затактом следующего battement soutenu.

Наши рекомендации