Права, смежные с авторскими
К смежным с авторскими относятся права на результаты исполнительской деятельности, фонограммы, сообщения в эфир и кабелю радио- и телепередач, на содержание баз данных и права публикаторов.
Смежные права производны, зависимы от авторских прав, поскольку, например, результат труда артиста-исполнителя зависит от творчества драматурга, композитора, поэта.
Охрана смежных прав зародились значительно позже авторских, только в первой половине XX века. В России эти права стали охраняться с начала 90-х годов XX века.
С принятием и введением в действие ч. IV ГК РФ c 01.01.2008 года круг объектов смежных прав расширился.
Ими являются:
1) исполнения артистов-исполнителей, дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, если эти исполнения выражаются в форме, допускающих их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;
4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их, перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Как и в отношении объектов авторского права законодательство не требует регистрации объектов смежных прав, поэтому смежные права возникают, осуществляются и защищаются без соблюдения каких-либо формальностей, однако исполнитель и изготовитель фонограммы, а так же иной обладатель исключительного права на эти объекты вправе для информации о своем праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Данный знак включает три элемента:
- латинскую букву «R» в окружности ®;
- имя или наименование обладателя исключительного права;
- год первого опубликования фонограммы.
Как уже отмечалось к смежным правам относится исключительное право, которое возникает на все объекты таких прав в силу их создания, а в отношении некоторых объектов также личные неимущественные права.
Например исполнителю принадлежат:
- исключительное право на исполнение;
- право авторства, т.е. право указываться автором исполнения;
- право на имя – право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения;
- право на неприкосновенность исполнения – право на защиту исполнения от всякого искажения.
Закрепление за исполнителем комплекса личных неимущественных прав и в первую очередь права авторства, связано с тем, что исполнителем признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, артист-исполнитель, режиссер-постановщик, дирижер. Признак творчества является необходимым для возникновения права авторства на любой объект.
Поскольку творчество гражданина (физического лица) отсутствует при создании иных объектов смежных прав, считается, что труд по их созданию носит в большей мере технический характер, то и право авторства не закрепляется ни за изготовителями фонограмм, ни за организациями эфирного и кабельного вещания, ни за изготовителем базы данных, ни за публикатором.
В силу закрепления исключительного права на объекты смежных прав за определенными субъектами – правообладателями по общему правилу их использование другими лицами допускается на основе договора (договора об отчуждении исключительного права на объект смежных прав или лицензионного договора о предоставлении права использования объекта смежных прав).
В случаях, предусмотренных гражданским кодексом возможно свободное использование объектов смежных прав.
Во-первых, использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования объектов авторских прав.
Во-вторых, такое использование возможно в случаях специально (для смежных прав) установленных Гражданским кодексом.
К таким случая относятся: распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы (см.1325 ГК).
В то же время следует иметь в виду, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а так же её сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения правообладателей, но с выплатой вознаграждения обладателям исключительных прав на фонограмму и зафиксированного в ней исполнения.
Поэтому все пользователи фонограмм (рестораны, кафе, дискотеки, организации кабельного вещания) должны представлять в соответствующею организацию по управлению правами на коллективной основе (например, Российское авторское общество) отчеты об использовании фонограмм и иные необходимые сведения, а эта организация осуществляет сбор вознаграждения с пользователей и выплачивает его исполнителям и изготовителю фонограмм в пропорции 50% на 50%.
Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с первого января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись.
Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения её создания и действует в течение пятнадцати лет, считая с первого января года, следующего за годом её создания.
Следует иметь ввиду, что в соответствии со ст.1334 ГК исключительное право изготовителя базы данных возникает, если создание базы требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. При отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных, содержащая не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов).
Исключительное право изготовителя базы данных признается и действует независимо от наличия и действия авторских и иных исключительных прав изготовителя базы данных и других лиц на составляющие базу данных материалы, а так же на базу данных в целом как составное произведение – объект авторского права.