Лекция 4: «Права, смежные с авторскими»

1. Правовая природа смежных прав.

2. Объекты смежных прав.

3. Сфера и срок действия смежных прав.

4. Права исполнителей и производителей фонограмм.

5. Права вещательных организаций, изготовителей баз данных и публикаторов произведений.

В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие «смежные права» не определено, как не определено и понятие прав, смежных с авторскими. Тем не менее, используя содержание гл. 71 Кодекса и общее определение понятия «интеллектуальная собственность» можно вывести следующее определение понятия «смежные права» или «права, смежные с авторскими».

Смежные права  это права исполнителей и правовое положение созданных их творческим трудом исполнений, в том числе некоторых видов произведений; права производителей фонограмм, вещательных организаций, производителей инвестиционных баз данных и правовое положение созданных ими фонограмм, передач вещания, баз данных; права публикаторов произведений, перешедших в общественное достояние.

Между понятием «смежные права» и «права, смежные с авторскими» нет различия. Разработчики части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации включили в число объектов смежных прав некреативные базы данных и опубликованные литературные произведения, перешедшие в общественное достояние. Для такого расширенного перечня объектов и был предложен термин «права, смежные с авторскими». Однако такое расширение не изменило существа понятия «смежные права», поэтому оба понятия можно использовать как синонимы, что мы и видим в Гражданском кодексе (часть 4 глава 71).

В отличие от авторского права история смежных прав непродолжительна. Права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций на международном уровне стали признаваться с 1964 г., когда вступила в силу Римская конвенция по охране исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

В Российской Федерации смежные права охраняются с 1991 г.

В основу регламентации смежных прав положены нормы международных договоров, в том числе те, в которых участвует Российская Федерация:

- Международная конвенция от 29 октября 1971г. об охране интересов производителей фонограмм (Женевская конвенция);

- Международная конвенция от 26 октября 1961г. по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций (Римская конвенция);

- Международная конвенция от 21 мая 1974г. о распространении неущих программ сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция);

- Договор ВОИС от 20 декабря 1996г. по исполнениям и фонограммам.

Основные положения, касающиеся смежных прав:

- интеллектуальные права, которые непосредственно связаны с результатом исполнительской деятельности (исполнения);

- с одной стороны, к смежным правам относится исключительное право, а с другой, могут относиться и личные неимущественные права, но на основании норм, предусмотренных ГК РФ (ст. 1226, 1229);

- смежные права имеют специфический объект, который на территории Российской Федерации охраняется в соответствии с действующим законодательством и международными договорами РФ;

- для возникновения, осуществления и защиты смежных прав регистрации их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей не требуется;

- если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на объект смежных прав, суд может принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора (ст.1253);

- отчуждение смежных прав осуществляется на основании заключаемых договоров (договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав, лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав);

- в отношении смежных прав не допускается: удаление или изменение без разрешения правообладателя информации о смежном праве; воспроизводение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение смежных прав до всеобщего сведения в отношении которых без разрешения правообладателя была удалена информация о смежном праве;

- смежные права могут возникать при отсутствии авторских и других смежных прав или прекращении их действия (например, права исполнителя на произведения фольклора, права публикатора, предусмотренные ст. 1338 ГК, возникают в отношении произведения, перешедшего в общественное достояние (за исключением случаев запрета автора на обнародование).

Субъекты смежных прав

В соответствии с Римской конвенцией к субъектам смежных прав отнесены исполнители, производители фонограмм, организации вещания. Хотя многие страны придерживаются этой классификации, в последние годы некоторые государства расширили число субъектов смежных прав, включив в них прежде всего производителей (изготовителей) инвестиционных баз данных, аудиовизуальных исполнений и публикаторов. Таким образом, субъектами смежных прав в настоящее время могут признаваться следующие физические и юридические лица:

• исполнители;

• производители фонограмм;

• организации вещания;

• производители инвестиционных баз данных;

• производители аудиовизуальных исполнений;

• публикаторы посмертных произведений;

• наследники исполнителей;

• работодатели исполнителей;

правопреемники тех или иных юридических лиц;

• иные правообладатели объектов смежных прав.

Исполнители  это актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальных инструментах, танца или каким-либо иным образом. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1313(1) относит к исполнителям режиссеров-постановщиков исполнений и дирижеров.

Исполнителем может быть только физическое лицо (гражданин, творческим трудом которого создано исполнение) независимо от наличия полной дееспособности.

Изготовители фонограмм  это лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первые звуковые записи каких-либо исполнений или иных звуков. В Гражданском кодексе Российской Федерации вместо международно признанного термина «производитель» ( producer ) ошибочно используется термин «изготовитель». Дело в том, что изготовить можно несколько экземпляров фонограмм, а произвести  неограниченное количество.

Фонограмма не является результатом творческого труда, поэтому среди личных неимущественных прав на фонограмму нет и не может быть права авторства –права, принадлежащего творцу. Однако субъектами личных неимущественных прав на фонограмму могут быть не только физические лица, но и юридические лица, поскольку они также могут взять на себя инициативу и ответственность за первую запись (ст.1323).

Организации вещания  это юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и или изображений или их отображений (ст.1329) или организации радиовещания, эфирного, кабельного и спутникового телевидения, а также компьютерного сетевого вещания (web-casting), создающие свои собственные передачи и объекты авторского права или смежных прав или использующие передачи других лиц или организаций.

Производители инвестиционных баз данных  это лица, которые обеспечивают существенные инвестиции в создание баз данных. В Гражданском кодексе Российской Федерации использован термин «изготовитель», являющийся формально правильным, но ошибочным по существу, поскольку он не подразумевает производства товаров, которые воплощены в базах данных, что имеет серьезные последствия, вскоре они будут обсуждены.

Право изготовителя базы данных охраняется только в отношении базы данных, созданной или обнародованной после 31 декабря 2007г. (п.46 Постановления Пленума №5/29).

Производители аудиовизуальных исполнений  это физические или юридические лица, которым переданы исключительные права исполнителей по договорам на создание аудиовизуальных исполнений.

Публикаторы посмертных произведений  физические или юридические лица, которые впервые обнародуют произведения, срок охраны которых истек, т. е. перешедшие в общественное достояние. Термин введен для отличия от издателей, обнародующих произведения, срок охраны которых не истек.

Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства обраняется только в отношении произведения, правомерно обнародованного публикатором после 31 декабря 2007г.

Наследники исполнителей  это физические или юридические лица, которые по закону или завещанию наследуют исключительные права исполнителя на те или иные исполнения.

Работодатели исполнителей  это лица, которые по договору оплачивают участие исполнителей в тех или иных исполнениях.

Правопреемники юридических лиц  лица, к которым перешли исключительные права в силу закона, договора или других юридических оснований, например при реорганизации юридического лица (производителя фонограмм, вещательной организации и т. д.).

Правообладатели объектов смежных прав  любые лица, обладающие по договору исключительными правами на объекты смежных прав.

Объекты смежных прав (ст. 1304)

Рассмотрим определения объектов смежных прав, признаваемых в настоящее время Гражданским кодексом Российской Федерации.

Исполнение  это воплощение произведений или иных объектов реальными или виртуальными исполнителями посредством игры, танца, декламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инструментов и технических средств.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определение понятия «исполнение» отсутствует.

Исполнение может быть обнародовано различными способами:

• непосредственно группе слушателей или зрителей;

• передачей (трансляцией) исполнения средствами организаций вещания для приема и восприятия публикой с помощью технических средств (радиоприемники, телевизоры, тюнеры, декодеры, громкоговорители, плазменные панели, видеопроекторы и т. д.);

• записью исполнения на материальный носитель (кинопленку, магнитные кассеты, компакт-диски) аналоговыми или цифровыми методами (кинокамеры, видеокамеры, магнитофоны и т. д.) для последующего доступа к ним.

Существует много видов исполнений, в том числе постановки, спектакли, представления (сценические исполнения), музыкальные, драматические и музыкально-драматические исполнения (оперы, оперетты, мюзиклы и проч.), хореографические исполнения (балет, пантомимы, танцы и проч.), кроме того, исполнениями являются лекции, речи, проповеди и т. д.

Фонограмма то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной аудиовизуальное произведение.

Фонограмма как объект – это не сам материальный носитель, а сделанная на нем запись, т.е. и в этом проявляется близость с интеллектуальными нематериальными объектами) произведениями и фонограммами). Ведь важно охранять не право собственности на носитель, а само право на запись.

Под отображением звуков (ст.1305) понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания  это распространяемые в эфир или по кабелю звуки и изображения реальных и виртуальных объектов и исполнений, в том числе литературных, художественных и музыкальных произведений.

Определение этого понятия отсутствует в международных договорах и в национальном законодательстве. Сложность определения заключается в том, что слово «передача» имеет двоякий смысл. С одной стороны, пере дача  это процесс распространения аналогового или цифрового сигнала в эфир или по кабелю, а с другой стороны, передача  это объект охраны.

В соответствии с Римской конвенцией «передача в эфир означает передачу звуков или изображений и звуков беспроводными средствами для приема публикой». Это определение относится к процессу передачи, но не к объекту охраны. Такой же подход используется в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам, в котором вместо термина «передача в эфир» используется термин «эфирное вещание». Таким образом, международные договоры определили процесс передачи, но неопределенным остался объект охраны.

В соответствии с предложенным выше определением к передачам могут относиться три вида объектов:

• звуки и изображения реальных объектов окружающего мира, например спортивные передачи;

• исполнения, создаваемые сотрудниками организаций вещания, например дикторами, ведущими;

• исполнения литературных и музыкальных произведений, например аудиовизуальные исполнения (в том числе с участием виртуальных исполнителей), видеоклипы, записи сценических исполнений и т. д.

Существует множество программ не только традиционного вещания, но и его новых форм, прежде всего компьютерного сетевого вещания (web-casting). Новые технические достижения  цифровое вещание, телевидение высокого разрешения, многоканальность, мультиплексирование, передача данных, интерактивность  расширяют возможности пользователей, не изменяя ни существа вещания, ни его содержания, ни тем более его предназначения, главными из которых являются политика и бизнес.

базы данных  это воплощенная на материальном носителе совокупность данных, подбор и расположение которых не является результатом творческого труда, но в создание или представление содержания которой инвестированы значительные ресурсы.

Подобно креативным базам данных, инвестиционные базы данных также могут включать не только любую информацию, но и произведения, объекты смежных прав и промышленной собственности. Определение инвестиционной базы данных отличается от определения обычной базы данных заменой творческого критерия в подборе материалов базы данных на инвестиционный критерий.

Как уже отмечалось в пункте 2.5, разделение баз данных как на креативные и некреативные, так и на инвестиционные и неинвестиционные является субъективным из-за субъективности творческого и инвестиционного критериев. Другими словами, любые базы данных можно охранять авторским правом. Представление об инвестиционных базах данных введено только для того, чтобы сделать охрану баз данных бессрочной.

В ст. 1334 Гражданского кодекса Российской Федерации инвестиционной базой данных признается электронная (креативная) база данных, которая содержит не менее 10 тыс. самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных. Такой подход к пониманию инвестиционных баз данных представляется рациональным при единственном условии: база данных должна находиться не только в компьютерной сети, но и в гражданском обороте в виде тех или иных товаров, в которых воплощена база данных. В таком случае новый срок охраны будет распространен на охрану новой базы данных, воплощенной в новом товаре. К сожалению, использованный в Гражданском кодексе термин «изготовитель базы данных» не подразумевает производства товаров.

Посмертное произведение  это впервые обнародованное произведение после истечения срока действия авторского права, т. е. перешедшее в общественное достояние.

Исключительное право на посмертные (posthumous) произведения, перешедшие в общественное достояние, признается в немногих странах, например в Германии, Российской Федерации.

Принципы охраны посмертных произведений соответствуют принципам охраны, сложившимся в Венецианской республике и особенно в Англии, когда издателям предоставлялось право на публикацию не только новых, но и древних рукописей и книг, которые с современной точки зрения находились в общественном достоянии. Как отмечалось в пункте 2.2, в соответствии со Статутом Анны издателю предоставлялось на 14 лет право на публикацию. Затем это право могло переходить к автору, но после его смерти право еще 14 лет принадлежало издателю.

Прообразом правовой охраны прав публикатора послужили нормы ст. 30 Положения об авторском праве от 20 марта 1911г., которые признавали за «издателем древней рукописи» авторское право на свое издание в течение 50 лет.

Аналогичный подход используется в ст. 13371340 Гражданского кодекса Российской Федерации с 25-летним сроком охраны исключительного права с момента публикации произведения.

Отличия объектов смежных прав от объектов авторских прав:

- не каждый объект смежных прав включает в себя творческий элемент, например деятельность изготовителей звукозаписей и организаций эфирного и кабельного вещания носит в основном технический характер;

- для осуществления смежных прав, затрагивающих охраняемые произведения, необходимо получение разрешения автора (правообладателя) и соблюдение его авторских прав.

Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст.1273, 1274, 1277-1279), а также в иных случаях, к которым относятся:

- воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п.3 ст.1317 ГК), аналогичное положение действует в отношении сообщения радио- или телепередачи (п.4 ст.1330 ГК);

- извлечение из правомерно используемой базы данных материалов и осуществление их последующего использования в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц (п.3 ст. 1334 ГК). К таким действиям относятся демонстрация приобретенного в собственность оригинала произведения и воспроизведение его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передача оригинала этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами;

- распространение оригинала или экземпляров фонограммы, правомерно введенных в гражданский оборот, путем их продажи или иного отчуждения (ст.1325 ГК). Данное положение относится и к оригиналам или экземплярам произведений, на которые распространяются права публикатора (ст.1344);

- использование оригинала произведения, на которое распространяются права публикатора, если исключительное право публикатора на произведение не перешло к приобретателю оригинала произведения.

Принцип автоматической охраны

Принцип автоматической охраны произведений литературы, науки и искусства справедлив и для объектов смежных прав, т. е. права на исполнения, фонограммы, программы вещательных организаций, инвестиционные базы данных возникают в силу их создания. Для посмертных произведений исключительное право публикатору предоставляется после опубликования произведения, на которое истекло действие исключительного авторского права.

Следовательно, подобно авторскому праву, для возникновения смежных прав не нужны какие-либо формальности, такие как регистрация, депонирование, обнародование (за исключением посмертных произведений).

Принцип автоматической охраны признан Римской конвенцией. С принятием в 1996 г. Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам принцип автоматической охраны подтвержден для исполнений и фонограмм.

Из принципа автоматической охраны вытекает принцип презумпции обладателя смежных прав, который заключается в том, что при отсутствии доказательств иного обладателем исключительного права считается лицо, указанное на товаре, в котором воплощен объект смежных прав. Однако на международном уровне этот принцип признается только для исполнений, записанных на фонограммы.

Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих исключительных правах может разместить на каждом экземпляре товара, в котором воплощена фонограмма, знак правовой охраны смежных прав из трех элементов:

• латинская буква «Р» в окружности;

• имя или наименование обладателя исключительного права;

• год первого опубликования фонограммы.

Использование знака правовой охраны авторского права было впервые установлено в ст. 11 Римской конвенции, и поэтому этот знак часто называют конвенционным знаком охраны смежных прав исполнителей и производителей фонограмм.

Использование конвенционного знака правовой охраны регламентируется ст. 1305 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для иных объектов смежных прав знаки правовой охраны не введены. В ст. 19(2) Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам устанавлено, что к экземплярам записанных исполнений и фонограмм может быть приложена информация об управлении правами, которая идентифицирует исполнителя, исполнение исполнителя, производителя фонограммы, фонограмму, обладателя какого-либо права на исполнение или фонограмму, или информацию об условиях использования исполнения или фонограммы и любые цифры или коды, в которых она представлена. В Гражданском кодексе Российской Федерации данное положение Договора расширено на все объекты смежных прав в ст. 1310. Информация об управлении правами может быть приложена или быть частью объекта смежных прав, в частности передач вещательных организаций, баз данных, посмертных произведений.

Следует особо подчеркнуть, что наличие или отсутствие конвенционного знака, как и информации об управлении правами, не имеет никакого отношения к наличию прав, которые могут возникнуть только в силу создания и объективного существования объекта смежных прав.

Лекция 5: «Защита авторских и смежных прав»

1. Общая характеристика защиты авторских и смежных прав.

2. Способы гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав.

3. Административно-правовая и уголовно-правовая защита авторских и смежных прав.

4. Обзор судебной практики по защите авторских и смежных прав.

Понятие защиты авторских и смежных прав.

Под защитой авторских прав в российской юридической науке понимается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании.

Субъектами, обладающими правомочиями на защиту авторских прав являются:

- авторы

- наследники, иные правопреемники

- работодатели

Защита авторских прав представлена:

1.1. Гражданско-правовыми способами (признание права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, выплата денежной компенсации, возмещение убытков и др.)

1.2. Административные и уголовные меры, направленные на борьбу с правонарушителями

Формы защиты прав авторов.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав.

Могут быть судебные и несудебные формы защиты.

К судебным относится защита авторских прав в различных судах. К несудебным административно-правовые способы и самозащита..

Распространенными способами является защита в судах общей юрисдикции и арбитражном суде.

Исковая давности к защите личных неимущественных прав авторов не распространяется.

Защита авторских прав в административном порядке осуществляется посредством подачи жалобы на нарушение авторского права, например в Федеральную антимонопольную службу.

Самозащита осуществляется путем отказ в совершении действий, в отношении нарушителя авторского права, т.е . действия. Совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости.

Способы гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав (общая характеристика)

Частью первой ст. 432 ГК предусмотрено, что каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего права интеллектуальной собственности согласно ст. 16 ГК.

В соответствии со ст. 16 ГК способами защиты гражданских прав и интересов могут быть:

1) признание права;

2) признание правового действия недействительным;

3) прекращение действия, нарушающего право;

4) возобновление положения, которое существовало до нарушения;

5) принудительное выполнение обязательства;

6) изменение правоотношения;

7) прекращение правоотношения;

8) возмещение убытков и другие способы возмещения имущественного ущерба;

9) возмещение морального (неимущественного) ущерба.

Моральный ущерб заключается, в частности, в унижении чести, достоинства, а также деловой репутации физического или юридического лица, а его возмещение осуществляется деньгами, другим имуществом или другим способом (ст. 23 ГК);

Суд может защитить гражданское право или интерес иным способом, установленным договором или законом. Приведенный перечень способов защиты не является исчерпывающим.

Согласно ст. 432 ГК суд в случаях и в порядке, установленных законом, может постановить решение, в частности, о:

применении немедленных мер по предотвращению нарушения права интеллектуальной собственности и сохранения соответствующих доказательств;

остановке пропуска через таможенную границу Украины товаров, импорт или экспорт которых осуществляется с нарушением права интеллектуальной собственности;

изъятии из гражданского оборота товаров, изготовленных или введенных в гражданский оборот с нарушением права интеллектуальной собственности;

изъятии из гражданского оборота материалов и орудий, которые использовались преимущественно для изготовления товаров с нарушением права интеллектуальной собственности;

применении разового денежного взыскания вместо возмещения убытков за неправомерное использование объекта права интеллектуальной собственности. Размер взыскания определяется согласно закону с учетом вины лица и других обстоятельств, имеющих существенное значение;

опубликовании в средствах массовой информации сведений о нарушении права интеллектуальной собственности и содержании судебного решения относительно такого нарушения.

Административная и уголовная защита авторских и смежных прав

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу, сдачу в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм.

Субъектами ответственности выступают физические и юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью по использованию произведений или фонограмм.

По КоАП РФ установлен штраф в размере от 1.5 до 2 тысяч рублей (для граждан), от 10 до 20 тысяч рублей (для индивидуальных предпринимателей), и от 30 до 40 тысяч рублей (для юридических лиц) с конфискацией контрафактных экземпляров.

В соответствии с уголовным кодексом РФ дела в отношении нарушителей авторских и смежных прав возбуждаются по заявлению потерпевшего.

Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов авторского и смежных прав.

Субъективная сторона характеризуется только умышленной виной.

Субъектом выступает вменяемое физическое лицо, достигшее 16 – летнего возраста.

Объективная сторона предусмотрена ст. 146 УК РФ:

1.2.2. присвоение авторства

1.2.3. незаконное использование объектов авторского права и смежных прав (приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограммы в целях сбыта, в крупном размере)

Наши рекомендации