Раздел III. Искусство Византии IX-XII вв.
Новое укрепление и возвышение Византийской империи. Македонская династия: 867-1057 гг., Комниновский период: 1057-1204 гг. Культурные связи Византии с другими странами.
Тема 6. Архитектура и монументальное искусство
Архитектура.
Литературные источники и археологические данные о дворцовом строительстве в Константинополе. Дворец Василия I – Кенургий. Влахернский дворец Мануила Комнина (1054 г.). Текфур-серай. Описание внутреннего убранства дворцовых покоев императором Константином Багрянородным и посланником Лиутпрандом.
Культовое зодчество. Крестовокупольный храм, его конструкция и основные варианты. Его символика. Литературные источники о пятиглавой церкви «Неа» Василия I в Константинополе (освященной в 881 г.). Храм Мирелейон в Константинополе (Будрум-Джами, 2-я четверть X в.).
Крестовокупольные храмы на территории Греции.
Постройки XI-XII вв. Монастыри Афона. Сложение основных принципов монастырского зодчества.
Кафоликон и церковь Богоматери в монастыре Осиос Лукас в Фокиде (кон.X-1-я пол. XI в.). Монастырь Неа Мони на острове Хиосе (1042 г.). Церковь монастыря Дафни близ Афин (2-я пол. XI в.).
Церкви Афин: Святого Феодора (ок. 1070 г.), Капникарея (сер. XI в.) и Малая Митрополия.
Церковь Св. Пантелеймона (Исакие-Джами) в Салониках (XIIв.).
Перестройка и расширение старых церквей Константинополя. Церковь Св. Феодора (Килиссе-Джами, 2-я пол. XII в.). Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами). Комплекс монастыря Пантократора (Зейрек-Джами).
Монументальная живопись.
Сохранение в некоторых произведениях традиций периода иконоборчества: преобладание символики, абстрактность композиционного построения, насыщенность декоративными элементами.
Мозаики Собора Святой Софии в Константинополе. Изображение Богоматери с младенцем и ангела в апсиде (867 г.). Мозаики в покоях патриарха – святые и патриархи - иконофилы. «Лев VI Мудрый перед троном Христа» (до 912 г.). «Богоматерь с младенцем и императоры Константин и Юстиниан» (ок. 950 г.). Более поздние мозаики собора. «Христос между императором Константином IX Мономахом и его женой Зоей» (1042-1056 гг.). «Богоматерь с младенцем между императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной» (1118 г.). Изображение наследника царевича Алексея (1122 г.).
Иконографический канон росписи крестовокупольного храма.
Развитие местных школ. Мозаики и фрески кафоликона в монастыре Осиос Лукас в Фокиде (1-я пол. XI в.). Мозаики церкви Неа Мони на острове Хиос (1042-1056 гг.). Усиление спиритуалистического начала. Цикл мозаик церкви монастыря Дафни (2-я пол. 11 в.).
Тема 7. Миниатюра, икона, прикладное искусство
Миниатюра
Миниатюра периода Македонской династии. Поиски структуры кодекса. Заставки, инициалы. «Евангелие» на пурпурном фоне (X в., С.-Петербург, Российская национальная библиотека) – золотой минускул текста, серебряный унциал комментариев.
Антикизирующее направление в искусстве, ярко представленное памятниками книжной миниатюры. Кодекс «Омилии Григория Назианзина» (879-883 гг., Париж, Национальная библиотека). «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (посл. четверть IX в.). «Парижская псалтирь» (ок. 950 г., Париж, Национальная библиотека). Свиток Иисуса Навина (Xв., библиотека Ватикана). Трапезундское евангелие (X в., С.-Петербург, Российская национальная библиотека). Минологий Василия II (нач. XI в., библиотека Ватикана). Псалтирь Василия II (нач. XI в., Венеция, библиотека Марчиана).
Миниатюра XI-XII вв. Единство текста и изображения. Окончательное оформление особенностей декора книги. Ювелирная тщательность исполнения рисунков. Рукописи Императорского скриптория: «Омилии Иоанна Златоуста» с изображениями императора Никифора Вотаниата (1078-1081 гг., Париж, Национальная библиотека), Псалтирь (1066 г., С.-Петербург, Российская национальная библиотека). Рукописи Студийского монастыря и обращение к ее образцам русских и болгарских миниатюристов. Иконография Студийских кодексов. Рукописи Афонских монастырей XI-XII вв.
Иконопись.
Дальнейшее развитие иконописи. «Иоанн Лествичник» (XI в.) из монастыря Святой Екатерины на Синае. Лучший образец – «Владимирская Богоматерь» (ок. 1132 г., ГТГ). «Григорий Чудотворец» (XII в., ГЭ). Ангел «Златые Власы» (XIIв., ГРМ).
Образы святых воинов – «Святой Феодор, Святой Димитрий и Святой Филипп» (кон. XI– нач. XII вв., ГЭ).
Декоративность фона в иконах «Преображение « (XII в., ГЭ) и «Воскрешение Лазаря» (XII в., Афины, частное собрание).
Мозаичные иконы: «Спас Элеймон» (1-я пол. XII в., Берлин), «Христос» (XII в., Флоренция).