Тема 21. Русская живопись 17 в. Творчество Симона Ушакова.
Традиционность иконописания первой половины 17 в. Нарастание нарративности и декоративизма. Строгановская икона. Прокопий Чирин и Никифор Савин. Работа Назария Истомина над иконостасом Ризоположенской церкви в кремле (1627). Фрески церкви Троицы в Никитниках (1652-53). Формирование царской школы иконописи в середине 17 в.
Мастерская Оружейной палаты. Новый иконостас Успенского собора. Существование двух направлений в иконописи второй половины 17 в. – прогрессивного и консервативного.
Творчество Симона Ушакова. Естетические взгляды. Использование приемов европейской живописи. Стремление к монументальности и значительности образа. Повторение и копирование древних икон. «Богоматерь Киккская». Историзм творчества Симона Ушакова. Икона «Древо государства Российского».
Вопросы иконописания на церковном соборе 1666-67 гг. Ведущие мастера второй половины 17 в. Кирилл Уланов, Яков Казанец, Никита Павловец, Федор Зубов, Семен Спиридонов Холмогорец, Карп Золотарев, Тихон Филатьев. Влияние европейских художественных приемов. Иконы церкви Покрова в Филях. Рождение портретной живописи (парсуны).
Росписи Ростова. Творческий путь костромичей Гурия Никитина и Силы Савина. Западноевропейские иллюстрированные Библии и их значение для русской монументальной живописи второй половины 17 – 18 вв. Росписи Ростова, Ярославля, Костромы, Тутаева. Утрата монументализма и усиление повествовательности в росписях конца 17 в.
Тема 22. Русская скульптура середины 13 – 17 вв.
Специфика развития скульптуры в условиях православной культуры. Редкое применение круглой пластики. Связь скульптуры с декоративно-прикладным искусством. Периодизация развития древнерусской скульптуры. Шиферные рельефы киевских храмов 11-12 вв. Деревянная резьба (ковши, скобкари, игрушки со звериными головами, 10-11 вв.). Архитектурная резьба (в т.ч. с изображениями звериного стиля).
Распространение различных техник: литьё, ковка, чеканка, гравировка, скань (потир архиепископа Моисея, 1329, ГММК; оклад Мстиславова евангелия, 1551, ГИМ). Техника золотой наводки по меди - изображения на вратах Рождественского собора в Суздале (1230-33), Васильевских вратах, изготовленных для Софийского собора в Новгороде (1335/36, ныне в Троицком соборе Александрова), на Лихачёвских царских вратах (1330-40-е гг., ГРМ). Иконография и стиль.
Особенности развития искусства в местных центрах. Опыт скульптуры Владимиро-Суздальской Руси 12 – начала 13 вв. Особенности развития скульптуры в Новгороде в середине 13 – 16 вв. Деревянные кресты с резьбой (Людогощенский крест, 1359, мастер Яков Федосов; крест Св. Саввы Вишерского, конец 15 – начало 16 вв.). Каменные кресты - Боровичский (13-14 вв., Русский музей), Алексеевский (вторая половина 14 в., собор Святой Софии в Новгороде). Создание рельефных икон, фигур святых (Святой Варлаам Хутынский, 1560; Святая Параскева Пятница, 16 в.; все - Новгородский объединённый музей-заповедник), рак (Святых Зосимы и Савватия Соловецких, 1565-66), амвонов (Софийского собора, 1533, Русский музей), Святительского и Царского места Софийского собора (16 в., ныне в Новгородском музее), иконостасов и царских врат.
Специфика скульптуры Северо-Восточной Руси в 14-15 вв. Фигура Николы Можайского (1320-е гг., ГТГ). Гравированные изображения на окладе Евангелия Симеона Гордого (1343). Изображения 12 праздников на окладе иконы Владимирской Богоматери (1410-31, ГММК). Каменный крест дъяка Степана Бородатого (1458, Ростовский музей). Элементы скульптурной пластики в литургических сосудах, кадилах. Большой Сион Успенского собора (1486).
Расцвет пластического мышления второй половины 15 в. Иконы троицкого резчика Амвросия. Золотой складень с деревянными резными иконками 12 праздников (1456). Развитие идеи статуарности. Деятельность В.Д. Ермолина. Белокаменная скульптура Святого Георгия на коне, располагавшаяся на Фроловских (Спасских) воротах московского кремля (1464). Рельефная икона Богоматери Одигитрии в Троице-Сергиевой лавре (1469). Деревянные скульптуры «Чудо Георгия о змие» из Юрьева-Польского, Ростова, Вологды.
Деревянные рельефные иконы, кресты, резные царские врата 16-17 вв. Резная икона Русского Севера. Мономахов трон в Успенском соборе московского кремля (1551). Каменные статуи Христофора Голловея (1624). Пышная резьба иконостасов конца 17 в. Развитие круглой скульптуры во второй половине 17 в. Параскева Пятница из Брянского Петропавловского монастыря. Скульптура Пермского края, получившая большее развитие в 18 в.
Тема 23. Древнерусское лицевое шитьё.
Специфика древнерусского шитья как предметов литургической утвари, храмового убранства и светского искусства. Отличие русского шитья от византийского и молдаво-влахийского. Шитье лицевое и орнаментальное. Золотошвейное искусство: мастера - «знаменщики», «травники», «словописцы». Роль силуэта, цветовые решения. Типология предназначения лицевого шитья: церковные облачения (поручи Святого Варлаама Хутынского, 12 в.; саккос митрополита Фотия, 15 в.), их символика и иконография изображений. Индитии (напрестольный покров), плащаницы, «воздухи» («воздух» тверской княгини Марии Семеновны, 1389, ГИМ; «Суздальский воздух», 1410-16), пелены (пелена 1499 в Троице-Сергиевой лавре), покровы, хоругви, шитые иконы.
Региональные отличия в лицевом шитье 14-15 вв. Монастырские и великокняжеские мастерские. Раннемосковский покров с изображением Сергия Радонежского (1420-е гг.) и «Голубая плащаница» (нач. 15 в.) из Троице-Сергиевой лавры. Произведения т.н. евфимиевской мастерской новгородского шитья (по красному фону) - Пучежская плащаница (1441, ГММК), Хутынская плащаница, Покров с изображением Св. Ионы Отенского (предположительно, 1470-е гг.; оба – Новгородский музей).
Усиление декоративизма в 16-17 вв. Мастерские царицы Анастасии Романовны и Ефросинии Старицкой. Годуновское и строгановское шитье. «Знамя Сапеги» (конец 16 в., ГТГ). Сближение шитья с ювелирным искусством в 17 в. Саккос патриарха Никона (1655).
Планы семинарских занятий