Бритты, англосаксы, викинги... 4 страница
2005 год принес нам сразу несколько хороших книг по рунам, и первая из них, которую необходимо упомянуть, это работа Г езы фон Неменьи «Священные руны. Магические символы Севера», вышедшая в издательстве «Велигор».
Фон Неменьи — руководитель одного из языческих объединений Г ермании. В июне 1998 года он представлял свою организацию и свою страну на I съезде WCER (World Congress of Ethnic Religions) в Вильнюсе; жаль, что мы так и не встретились на этих съездах: меня не было на первом, а позднее, когда я уже участвовал в работе WCER, туда не добирался он. Думаю, нам было бы о чём поговорить.
Книга фон Неменьи могла бы послужить примером того, как стоит строить книгу, посвященную рунам. Я прекрасно вижу и то, что структура «Священных рун», на мой, по крайней мере, взгляд, не идеальна, и то, что этот труд не лишен целого ряда недостатков (их не лишена любая из наших книг). Но здесь я имею в виду сам подход автора к рассказу о рунах: фон Неменьи говорит сначала о Традиции и лишь во вторую очередь — о практике. Увы, это редкое достоинство.
Из недостатков книги следует отметить, например, очень местами странные выводы о происхождении формы рун (например, руны Райдо — от изображения изгибов дороги) и иногда не допустимые (на мой взгляд) трактовки их значений.
Не подлежит сомнению, что книга фон Неменьи — «не для всех» (всем порекомендую, например, брошюры Лизы Пешель). Но те, кто серьезно стремится к постижению рун, эту книгу, несомненно, оценили.
В том же 2005 году вышла книга Сергея Кормилицына «Тайны Рун.
Наследники Одина» (Москва, издательства «Яуза», «Эксмо»). Это нужная, хорошая книга, но: а) она состоит из трех очень разных материалов, которые не стоило пытаться слить в одно целое, и б) она абсолютно неверно позиционирована.
Основная часть книги — это новый русский перевод «Тайны рун» Гвидо фон Листа; мне было очень интересно сравнить его с нашим переводом, сделанным четырьмя годами раньше. Не знаю, почему Кормилицын не ссылается на наше издание, но — это его личное дело. Гораздо непонятнее другое: почему книга не была позиционирована как новое русское издание знаменитого труда фон Листа? У меня есть некоторые замечания и к переводу, и к трактовкам, но это уже совсем другой вопрос, — значимости работы это никак не снижает.
Две другие части книги — неравноценны. Первая представляет собой очень интересный очерк использования рун в Германии первой половины XX века. Эту часть — возможно, несколько расширенную, — было бы удовольствием видеть отдельно изданной книгой.
А вот третью часть — свод трактовок значений рун разными авторами — можно было и вообще не печатать. Автор сам указывает, что часть информации скачал из Интернета, и даже приводит веб-ссылки. Можно было и ограничиться публикацией этих ссылок на пиратские сайты: кому нужно — сам скачает...
2005 год разродился еще одной книгой по рунам: это «Магия рун: Футарк классический и арманический» Евгения Колесова и Александра Торстена
(издательство «КСП+»). Необходимо сразу сказать, что попытки связать воедино жесткими соответствиями все известные символические системы, чтобы создать некую великую «надсистему», не вызывают у меня серьезного доверия. Подобные системы вообще далеко не всегда сопоставимы (даже когда число элементов в них близко), нередко они используют разные «базы». А уж сопоставить «всё со всем»... В рамках данной книги авторы попытались сделать именно это — увязать (жестко увязать!) между собой руны, астрологические образы, буквы еврейского алфавита, арканы Таро, алхимические символы, христианские и иудаистские представления, «архетипы артурового цикла». Так, например, руна f оказывается связана с «великой триадой Алеф-Мем-Шин», со словами Иисуса про «да любите друг друга», с образом Саваофа, с «путем Диониса», с арканом «Первосвященник» и с «артуровым архетипом ЯН». Дело не только в изрядной мешанине (что это, например, за артуров «архетип» с китайским названием, да и вообще такие концепции, как Ян или Инь, не являются архетипами — ни в юнговском, ни в элиадевском смыслах), но и в том, что связывать северные руны с ветхозаветными образами или с мистикой еврейского алфавита, на мой взгляд, бессмысленно, да и опасно.
Период четвертый: ХАОС
Начиная примерно с конца 2005 года число книг по рунам, выходящих на русском языке, увеличивается лавинообразно. На настоящий момент (конец 2009 года) мне известно более 100 русскоязычных изданий, — а я наверняка знаю их далеко не все. В последние годы переиздаются и переводные книги, успевшие ранее завоевать популярность, но масса изданий — новые книги новых русских авторов. Сейчас таких авторов около двадцати.
Анализировать все это «книжное буйство» невозможно, да и не нужно. Нет никакого смысла последовательно разбирать все вышедшие в свет «Эротические руны», «Руны для дома и семьи», «Рунические настои», «Мудры рун исцеления» и т.д. Среди этого болота появляются новые значимые и интересные книги, но их доля в завалившем прилавки ширпотребе минимальна.
На самом деле, в этом нет ничего страшного. Массовое появление «:пустых» книг ничего не значит, пока есть книги достойные. Отличить их в создавшемся хаосе совсем несложно: если автор ставит Традицию впереди сугубой практики,
— как Пенник, Торссон, фон Неменьи, — книга заслуживает изучения, даже если трактовки и концепции автора будут отличаться от наших собственных или от «условно общепринятых».
Глава 3
Итога применения рун
Происхождение рун
Истоки рунического искусства, как и зарождение самих рунических символов, корнями уходят в древнейшие времена. Принято считать сегодня, что формирование классического германского рунического строя
— Футарка — датируется первыми веками нашей эры, а время собственно возникновения рунического письма определяется разными исследователями в интервале середина I тысячелетия до н. э. — I век до н. э.
Относительно небольшие вариации в определении времени появления рун мало что меняют в общей картине и не вызывают сейчас серьезных разногласий. А вот с вопросом о происхождении рун все обстоит гораздо сложнее. Сложнее настолько, что это позволило известному лингвисту Э. Хаугену заметить: «Согласно исландским литературным источникам, руны были изобретены Одином и дарованы им человечеству; возможно, эта теория не хуже всякой другой...»
Несомненно, «эта теория» ничуть не хуже всякой другой (хотя Хауген, конечно, имел в виду огромное количество существующих гипотез о происхождении рун и отсутствие однозначных доказательств верности какой- либо одной из них). Руны действительно суть дар Одина, но это никак не исключает наличия и их «земной» истории.
Изначально научная борьба развернулась вокруг двух фундаментальных версий происхождения рун; обе они были высказаны в последней четверти XIX века. Автор первой из них, Л.ФА. Виммер, настаивал на том, что руническое письмо развилось из более древних, хорошо известных систем письма Автор другой версии, Р.Н. Мейер, утверждал, что руны возникли непосредственно в Скандинавии, путем длительного развития образовав письменную систему из древнейших сакральных символов, часть которых использовалась еще в бронзовом веке. Один из его последователей, Г. Некель, так сформулировал в 19 3 8 году эту идею: «Употреблению рун в качестве письменных знаков предшествует их употребление в качестве понятийных символов».
И тот и другой подходы базируются на вполне объективных данных; и в то же время сторонникам и той и другой версии можно предъявить не менее объективные факты, ставящие их выводы под сомнение. Возможно, именно поэтому у обеих гипотез нашлись сторонники.
Сторонники версии Людвига Виммера — о вторичности рунического письма по отношению к более южным алфавитам — стремились определить ту конкретную письменность, к которой можно было бы возвести руны. Действительно, многие руны — Г, t, l, a, N, I, S и т.д. — не только похожи или полностью повторяют начертания этрусского, латинского и других древних алфавитов, но нередко и передают тот же самый звук. Сам Виммер считал, что руны образовались из знаков латинского письма; позднее его предположение было признано несостоятельным, и все-таки полностью отрицать возможное влияние контактов с римлянами на развитие северной письменности остается невозможным. Позднее С. Бугге предложил вариант заимствования из греческого курсивного письма, но и эта версия была отвергнута. Действительно, готы — а они единственные из германских племен могли серьезно контактировать с греками — добрались до Причерноморья как минимум на три- четыре столетия позже, чем на Севере были созданы первые рунические надписи. И, наконец, в 1928 году К. Марстрандер выдвинул гипотезу о родстве рунического письма и североиталийской (альпийской) письменности, восходящей к письму северных этрусков. Именно эта гипотеза не опровергнута до сих пор; дело не только в том, что североиталийские знаки максимально «подходят» к рунам, но и в том, что германцы того времени знали Альпы, и у них была возможность заимствовать эти знаки.
Сторонники автохтонной версии Р.Н. Мейера интересовались в ответ, откуда же взялись остальные руны — те, которые нельзя вывести из более древних алфавитов, а также указывали (не без ехидства, вероятно), что многие из «предположительно заимствованных» символов можно увидеть на скалах Северной Европы, причем изображения эти заведомо древнее того же латинского письма.
Действительно, на норвежских и шведских прибрежных скалах можно видеть тысячи искусно вырезанных изображений, датируемых бронзовым веком (в Скандинавии это примерно XIX—VI века до н. э.). Их называют hallristningar, в основном это красивейшие в своей примитивной эстетике изображения древних судов, оружия, людей — в бытовых и в очевидно культовых ситуациях, — и многочисленные символы: «солнечные колеса», простейшие лабиринты, руноподобные символы.
Hallristningar, несомненно, имеют определенную связь с рунической традицией. Связь эта проявляется не только в схожести некоторых символов; две традиции объединяет и сама идея вырезания рисунков и знаков на камнях и скалах, и даже обычай раскрашивать эти изображения, — и в том и в другом случае найдены частички красной краски, оставшиеся в образующих рисунок углублениях камня.
Кроме того, нельзя забывать, что скандинавы в Швеции и Дании этнически автохтонны, т.е. руны на камнях вырезали прямые потомки тех, кто оставил изображения своих кораблей и магических символов на прибрежных скалах. Свидетельством того, что скандинавы ранней эпохи рун осознавали свою преемственность по отношению к традиции hallristningar может послужить уникальная находка в Химмельстадлунне (Швеция) рунической надписи, выполненной рядом с изображением корабля бронзового века.
Дискуссия между сторонниками автохтонной теории и теории заимствования могла бы продолжаться до бесконечности, но, по счастью, уже в тридцатых годах XX века многие исследователи сумели понять, что причина разногласий не в ложности или истинности той или иной гипотезы, а в неполноте каждой. Уже тогда было высказано мнение, что совпадение многих рун со знаками, например, латинского письма объясняется общими, гораздо более древними корнями, что снова возвращает нас к древней альпийской письменности и ее истокам.
Определенную точку в этом споре поставил Вольфганг Краузе, «постановивший», что руны имеют двойное происхождение, и знаки знакомой германцам североиталийской письменности были некогда переосмыслены вместе с древнейшими германскими идеографическими символами, в результате чего и родилась совершенно новая сакрализованная система письма. В 1943 году Краузе писал:
«В начале бронзового века древние германцы, судя по всему, могли пользоваться идеографическими до-руническими знаками в своей культовой и магической деятельности. Эти идеограммы были достаточно просты в своём написании и были близки по своему виду североиталийскому алфавиту. Таким образом, при возникновении древнегерманской рунической письменности были совмещены североиталийские буквы и до-рунические идеограммы, причем не только по форме, но и по значению, так что руны, помимо звуковых значений, имели также значение смысловое».
* * *
Краузе прав, прежде всего, в том, что возникновение и развитие рунического искусства не может быть описано в рамках одной локальной концепции, но является частью общеевропейского процесса формирования сакральной графики и систем письма. Это всегда следует иметь в виду при осмыслении рунической традиции.
Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII—XVI тысячелетиями до н. э. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине; знаки, высеченные на европейских скалах (в том числе — и существенно более древние, чем hallristningar); или обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира «солнечные колеса», вырезанные из кости.
Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали пра-формами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и тд. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI—V тысячелетиям до н. э. относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в том числе — и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений.
Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов. Еще позднее, во II — начале I тыс. до н. э., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее — греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее и к идеографическим символам, и к алфавитам североиталийской группы, т.е. к алфавитам северных этрусков, ретов и италийских венетов.
Произойти это могло только в Альпах — там, где и была распространена североиталийская письменность. С этнической точки зрения Альпы того времени представляли собой бурлящий котел; здесь жили, воевали и сотрудничали италийские, германские, кельтские, славянские племена. Относительно этнической принадлежности многих здешних племен до сих пор идут споры. Так, нориков, или норцев — основное население провинции Норик, о которой дальше пойдет речь, — называют, как правило, кельтским народом; однако некоторые авторы считают их германцами, а ряд известных славистов — славянами.
(Действительно, в «Повести временных лет» — Нарци еже суть Словъне; хотя само по себе это свидетельство Нестора ещё не есть доказательство.)
Именно в альпийском регионе почти ровно два столетия тому назад была сделана находка, которая играет существенную роль в понимании процесса рождения рунического искусства.
В 1812 году в Негау (тогда — территория Австро-Венгрии, сейчас — Словения; в древности — окраина римской провинции Норик) при сельскохозяйственных работах был найден большой клад: 26 древних бронзовых боевых шлемов. Все они принадлежали к достаточно известному типу «шлемов с полями»; характерной чертой этого типа являются небольшие поля и наличие гребня при общей «шапкообразности» шлема. Все шлемы имеют разный возраст — от V до II вв. до н. э. На двух из них были обнаружены надписи; более новый несет несколько коротких надписей, интерпретируемых как ретийские; более древний (один из самых древних в кладе) — несет надпись, которая получила в рунологической литературе название «Надпись на шлеме из Негау».
Надпись выполнена справа налево, содержит 14 знаков, четко интерпретируемых как алфавитные, и завершается еще пятью знаками, смысл которых не совсем понятен (скорее всего, это неалфавитные знаки магического или какого-то иного предназначения — подобные знаки обнаружены и на других шлемах клада). Как правило, читают именно первые четырнадцать символов, используя один из ретийских алфавитов или алфавит венетов:
harigast i teiwa
Именно в содержании надписи и заключается ее уникальность. Первая часть надписи идентифицируется как известное германское имя Harigast (рун. harigastiR); последнюю же многие рассматривают как архаичный вариант имени германского бога войны Тива (сканд. Тюра). В этом отношении и первое имя, соотносимое со скандинавской основой «воин» (общегерм, *harjiz, сканд. herjar), может быть рассмотрено как хейти или одно из имен Одина, аналогичные эпитеты-имена которого хорошо известны (например, Herjann). С точки зрения грамматики полная фраза по-разному трактуется исследователями; возможны разные варианты прочтения, в том числе и простейший, хотя и неочевидный, вариант двух имен в именительном падеже, соединенных союзом .
Собственно говоря, не настолько важно, что именно хотел передать автор надписи, гораздо важнее то, что она — германская, а значит, перед нами — материальный свидетель начального момента развития рунической традиции. Пусть надпись выполнена еще альпийским письмом, но именно те, кто её начертал, принесут это знание на берега Балтики, где оно сольется с местными традициями магической графики и даст начало собственно рунам.
И уже в Скандинавии будет сформирован Футарк, и начнется «классическая» эпоха развития рунического Искусства.
Классическая эпоха
Вероятно, к началу II века н. э. был сформирован классический общегерманский рунический строй — Футарк. Первоначально он появился в Дании, примерно к III веку н. э. относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV—V векам — на континенте.
До наших дней сохранилось чуть менее трехсот надписей, выполненных рунами Футарка или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них
— это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях. Разумеется, во времена использования Футарка таких надписей было сделано гораздо больше, но традиционные материалы рунического искусства — дерево и кость, — увы, недолговечны... Самые ранние сохранившиеся памятники — это надписи на оружии и украшениях; IV веком датируется первый рунический камень, в более поздние времена они становятся в Скандинавии привычными.
Один из древнейших рунических памятников — это наконечник копья из Овре-Стабю (II век н. э.), несущий короткую руническую надпись raunija[R], трактуемую либо как «Ранящий», либо как «Испытывающий». Надпись, несомненно, передает имя оружия, что, в целом, обычно для рунических надписей на оружии (традиция давать оружию имя и наносить это имя на клинок сохранилась и в более поздние, средневековые времена).
Рунические надписи на древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим примером такого рода является, несомненно, золотой рог из Галлехуса. Его поверхность покрыта удивительными мифологическими изображениями, а по краю идет руническая надпись, гласящая: «Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил».
Другой пример — руническая надпись на древней фибуле из Фрейлауберсхейма:
bosowraetruna
^kdalenagolida
Первая часть надписи читается достаточно четко: «Босо начертал руны...» Вторая часть вызывает у исследователей сомнения; по наиболее распространенному мнению, она продолжает первую: «...тебе, Далена, он дал [фибулу. — А. П.]».
Надписи на рунических камнях, как правило, более многословны (хотя встречаются и очень короткие, всего из нескольких знаков). В качестве примера можно привести надпись на «камне Водурида» (Tune Stone, камень из Туне), ставшую классическим примером.
Камень находится в Норвегии и датируется первой половиной V века. Надпись, содержащая пять строк (две на одной стороне камня и три на другой) гласит[13]:
Сторона А:
I e k w i w a R a f t e r woduri
II dewitada ha laiban: worahto
Сторона В:
I ... Rwoduride : s t aina
II b r i j o R d o h t r I R da l i d u n
III arbij arj osteRarbij ano
Текст на первой стороне камня читается достаточно легко: «Я, Вив, по моему лорду Водуриду сотворил [руны/». Слово runoR («руны») в тексте опушено, но сама примененная конструкция настолько стандартна для рунического искусства, что восполнить пробел несложно. Соответственно, руны на первой стороне камня говорят о том, что камень поставлен эрилем по имени Вив (рун. wiwaR) в память о его умершем лорде. (В тексте употреблен термин, звучащий как «податель хлеба», равнозначный англ. lord или master)
Со второй стороной дело обстоит несколько сложнее из-за утраты нескольких рун в начале первой строки. Разные авторы высказывают разные предположения
о том, какие именно руны были утрачены, и в зависимости от этого получают несколько разные трактовки. Однако в любом случае речь здесь идет о трех дочерях Водурида, о наследстве и об установке данного камня. Лично я более склоняюсь к версии, предполагающей, что сколотые руны были началом имени мастера; в таком случае текст на второй стороне камня можно трактовать как: «Вив Водуриду камень [поставил/. Три дочери поделили наследство, как ближайшие из оставшихся [наследников]».
Созданных с помощью рун монументов, подобных камню Водурида, много, но, конечно, это не единственный «тип» рунических камней. С помощью рун в I тысячелетии н. э. делалось многое...
Рунический камень из Бю (Норвегия) представляет собой плоскую плиту размером примерно полтора метра на метр. Некогда камень был занесен в погребальный курган, где и был найден при проведении археологических работ. Надпись, датируемая VI веком, гравирована на одном из торцов плиты; она состоит из двух частей: одна длинная линия рунического текста и четыре крупные руны, ее «закрывающие».
Основная надпись гласит:
ek i r i 1 a R h r o R a R hr о R e R o r t e ^ a t a R I n a u t a 1 a i...
Окончание надписи прочитать невозможно; но то, что мы видим, можно перевести так: «Я, эриль Хрор, сын Хрора, сделал эту жертвенную плиту...» Таким образом, перед нами совсем другой тип памятника...
Вторая — «закрывающая» — надпись составлена из четырех больших рун: Райдо («дорога», «всадник»), Манназ («человек»), Турисаз («турс») и Эйваз («тис»). Это — «рабочая» (в магическом отношении) комбинация рун, составленная эрилем Хрором для определенных целей.
* * *
Раз уж зашла речь о погребениях и погребальных курганах, то нужно вспомнить и о рунических камнях на захоронениях. (Плита Хрора, вероятно, не относится к таковым; судя по всему, она была создана раньше, чем умер человек, погребенный в кургане, где нашли эту плиту.) Этот вопрос действительно стоит отдельного рассмотрения — надписи на камнях погребений составляют примерно треть всех старшерунических надписей. И они весьма разнообразны: от двух слов на камне с кургана в Рогаланде до сложнейших заклятий на камне из
Эггьюма или на Бьоркеторпском камне .
Один из древнейших памятников такого рода — Килверский камень, знаменитый тем, что содержит самый архаичный из известных нам перечней рун Футарка. Камень, представляющий собой мощную песчаниковую плиту, запечатывал один из могильников острова Готланд, датируемый IV веком н. э. Могильник был вскрыт в самом начале XX века, и только тогда и обнаружилась руническая надпись на нем.
Дело в том, что надпись выполнена на скрытой, обращенной вовнутрь погребения стороне камня. В свое время это послужило весомым аргументом против распространенного некогда мнения, что подобные «перечни рун» представляют собой своего рода «азбуку» для изучения рун и не имеют сакрального смысла. В данном случае, очевидно, что это не так: в захоронении не было никого живого, кто мог бы поучиться письму таким способом.
Но сейчас нас интересует другое; живых в могиле действительно не было, но погребальные курганы на Севере всегда считались входами в Иной мир, в мир
мертвых. Именно к ним (или — к тому, кто погребен конкретно здесь) и обращена надпись.
Фактически, Килверский камень несет два рунических заклинания. Первое из них - это собственно перечень рун Футарка, который сам по себе есть «классическая», исходная магическая комбинация рун - именно в таком качестве мы встречаем Футарк на многих древних предметах: фибулах, брактеатах и т.д. Второе заклинание - палиндромная комбинация из пяти рун: Не
будем здесь останавливаться на попытке представить смысл заклятья, лишь отметим, что его центральная руна — Эваз, «Конь». А непосредственно под заклятьем изображена именно голова коня. С этим образом мы еще встретимся.
Г оворя вообще, большинство связанных с погребениями древних рунических надписей содержат всего лишь короткое упоминание имени погребенного. В качестве примера можно привести камень с погребения в Амле (Норвегия, середина V века). Начало надписи на нем утрачено; остальные руны читаются как
...iRhl aiwida Rfrar
Первые две из сохранившихся рун — это обычное для древнесеверных имен собственных окончание (-iR); следующее слово — hlaiwidaR
— глагол «хоронить» в прошедшем времени; и последнее слово — ^ar — «здесь». Таким образом, вся надпись означает «Такой-то (...-iR) погребен здесь».
Другой пример — камень, возложенный на погребальный курган рубежа V—VI веков возле поселка Бо в Рогаланде (Норвегия), также несущий одну короткую надпись:
hna bud a s h 1 a i w a
Надпись переводится как «могила Хнабуда», а сам камень является, очевидно, просто напоминанием о том, кто именно лежит под курганом.
В ряде случаев надпись содержит не только имя погребенного, но и что-либо еще. Так, надпись на почти трехметровой каменной стеле с захоронения в Кьольвике (также Норвегия), датируемого конном IV — началом V в., гласит:
hadulaikaR ekhagustadaR hlaaiwidomaguminino
Перевод надписи таков: «Хадулайк [лежит здесь]. Я, Хагустадаз, похоронил моего сына».
Еще один подобный пример — надпись на камне, найденном возле большого погребального кургана у хутора Опедаль в Норвегии:
b i r g N g u b o r o s w e s t a r m i n u 1 i u b u m e Rw a g e
Перевод надписи: «Помоги, Ингубора, моя милая сестра, мне, Вагу!»
Подобные памятные рунические надписи, довольно многочисленные, далеко не всегда являются просто указанием имени погребенного. Судить об этом можно уже хотя бы потому, что ряде случаев, как и надпись на Килверском камне, они обращены внутрь погребения.
Даже если надпись не содержит собственно заклинаний, сам факт того, что она выполнена рунами, превращает такой могильный камень в магический артефакт. Таким образом, мы уже видим часть погребального обряда: эриль (маг, владеющий знанием рун) вырезает на камне руны, и этим камнем закрывает вход в курган (или погребальную нишу). Вероятно, это действие имело двоякий смысл: с одной стороны — обеспечить охрану захоронения (мы увидим позднее памятники, охранная функция которых несомненна), а с другой стороны — закрыть вход в мир мертвых, «запечатать» погребение.
Вообще, упоминание мага, производившего обряды, а не имени погребенного — не редкость среди подобных памятников. Так, например, на погребальном кургане у хутора Нордхунгло (остров Хунгло, Норвегия) находится трехметровая каменная плита со следующей рунической надписью:
ekgudijaungandiR...
Начало надписи — ek gudija — переводится как «Я, годи...». Годи (др.-сев. godi, норв. gode) — известный термин, обозначающий скандинавского жреца. Дальнейшая часть надписи является, вероятно, именем годи — Унганд (хотя возможен и другой вариант перевода — «...не подвластный колдовству», от др.-сев. gandr, «колдовство»).