Происхождение и характеристики багуачжан семьи Фань
Багуачжан семьи Фань было создано Фань Чжиюном (1840-1922), маньчжуром чисто-белого знамени.
Фань, прозванный "Фань-сумасшедший", начал заниматься боевыми искусствами с детства, и восемь лет изучал в основном шаолиньское ушу и таньтуй. Позднее, будучи уже опытным бойцом, Фань стал учеником Дун Хайчуаня и изучал у него багуачжан. За годы усердной практики Фань получил истинную передачу и достиг высокого уровня мастерства. Он был не только очень мощным, но и искусным в рукопашном бое и циньна.
В 1898 году по приглашению Лю Баочжэня Фань переехал со всей семьей в уезд Гуань провинции Хэбэй и оставался там три года. В это время в буддийском храме Сихун он убил известного местного бандита по прозвищу "Хэй Лоцзы" ("Черный осел"). Данный факт потверждает дочь Фаня - Фань Фэнлань, в это время ей было 14 лет.
В первые годы Китайской республики (1911-1949) Лу Цзингуй в своей книге "Полное собрание багуачжан семьи Цао" в главе, посвященной Дун Хайчуаню, написал: "...самыми известными среди его учеников были шестеро: Инь Фу, Чэн Тинхуа, Ма Вэйци, Сун Чанжун, Лю Фэнчунь и Фань-сумасшедший. Фань Чжиюн однажды провел с Дун Хайчуанем 49 дней в резиденции князя Су, изучая комбинированный буддийско-даосский метод "Уцзи багуачжан", другое название - "Нэйцюань багуачжан" ("Багуачжан внутреннего круга")".
В багуачжан внутреннего круга нет канонических комплексов, каждый раз во время практики возникает естественная последовательность. Но так как Фань Чжиюн до багуачжан занимался внешними стилями, в его направлении имеются канонические комплексы без оружия и с оружием.
Багуачжан внутреннего круга изучается так:
Начинающие должны поначалу изучать базовые упражнения - такие как "Чжуан гун" ("Стоять подобно свае") и "Дань цао чжан" ("Одиночные техники ладони"). После года-двух учитель приводит их в комнату, где они сначала приветствуют изображения Дамо (Бодхидхармы) и Дун Хайчуаня, а затем учитель руководит их упражнениями (метод аналогичен используемому при занятиях цигун, за тем исключением, что в цигуне используется лишь несколько движений, в то время как метод семьи Фань использует техники ладони и кулака, движения корпуса, перемещения). При этом методе необходимы искренность во время практики, мысль должна пронизывать движения, надо быть естественным. Длительность практики зависит от мастерства занимающегося и от его усин (мощи понимания).
Так как в багуачжан семьи Фань очень необычный метод обучения, то учитель весьма тщательно отбирает учеников и учит их очень строго. Потому этим стилем занимается очень мало людей. Фань Чжиюн учил Ван Чжи, Нин Хунляна, Цза Лифэня, Ао Цинхуа, Тао Юнфу, Фань Фэнлань, Ши Циншэна и других. Однако большинство из них не унаследовали искусства, только Фань Фэнлань и Ши Циншэн передали его нескольким последователям.
Фань Фэнлань (1884-1967) была единственной дочерью Фань Чжиюна. Она имела высокую репутацию среди занимающихся боевыми искусствами, особенно среди занимающихся багуачжан. Она была одной из Трех Старейшин пекинского багуачжан в 1960-х (наряду с Го Гуминем - учеником Лян Чжэньпу, и Чэн Юсинем - сыном Чэн Тинхуа). Так как она была очень честной и искренней, люди почтительно называли ее "Фань Дагу" - "Фань Старая Тетушка". Фань Фэнлань училась у отца с очень раннего возраста, и так как была очень талантливой ученицей, то получила истинную передачу и унаследовала полную систему багуачжан. Ее наиболее известными учениками были И Шилинь, Чжао Чжихай, Ван Цзэнку, Ван Юань, Ван Ган и Вэнь Дашэн.
Вэнь Дашэн начал изучать багуачжан с пятнадцати лет. Так как Фань Фэнлань, будучи уже весьма старой, решила, что искусство может сгинуть бесследно, если преподавать его традиционными методами, она учила его используя много примеров, тщательно объясняя все детали. Таким способом Вэнь смог освоить Старые ладони семьи Фань и комплексы с оружием. В 1970-х Вэнь решил систематизировать стиль, и его первая статья "Восемь форм поворачивания ладоней восьми триграм по методу семьи Фань для начинающих" была опубликована в 1984 году. Позднее Вэнь также опубликовал статьи по Попирающей ладони багуачжан семьи Фань, Восьми методам непрерывных ладоней, Алмазному методу великой силы, комплексу "Непрерывный широкий меч", и т.д. Помимо этого Вэнь обобщил суть багуачжан семьи Фань в 24 иероглифах.
В багуачжан семьи Фань входит следующее:
- Ба да чжан фа (Восемь больших методов ладоней):
- Тачжан (попирающая ладонь)
- Чжуанчжан (сталкивающая ладонь)
- Пичжан (рубящая ладонь)
- Чуаньчжан (пронизывающая ладонь)
- Чжуаньчжан (поворачивающаяся ладонь)
- Хуанчжан (качающаяся ладонь)
- Жаошэньчжан (ладонь сворачивающегося корпуса)
- Ляньхуаньчжан (непрерывная ладонь)
Каждая из этих Ладоней состоит из восьми Техник, а каждая из Техник может трансформироваться в восемь Рук. Только пятая ладонь - Поворачивающаяся ладонь - исполняется в движении по кругу, остальные используют в основном саньцзяобу (шаг по треугольнику), дасымянь (удары по четырем сторонам), цайбафан (наступание на восемь сторон) и чуаньцзюгун (пронизывание девяти дворцов), а хождение по кругу используется в качестве вспомогательного метода. Однако несмотря на то, что техники рук, перемещения, движения телом свободны и полны изменений, при окончательном анализе выясняется, что они выполняются по полукругу или полному кругу.
- Комплексы без оружия: Бэньцзыцюань ("Комплекс выполняемые по рисунку иероглифа "корень""), усинбагуацюань ("кулак пяти первостихий и восьми триграмм"), бафаляньхуаньчжан ("непрерывные ладони восьми методов") и т.д.
- Комплексы с оружием: Сюаньхуань дао ("вращающийся широкий меч"), чуаньюнь цзянь ("меч пронзающий облака"), багуа дао ("широкий меч багуа"), чжунцзы цян ("комплекс с копьем, выполняемый по рисунку иероглифа "середина""), дуаньхунь цян ("копье, разрубающее душу"), чуньцю дадао ("алебарда Весен и Осеней"), чжуанъюань би ("кисточка академика"), багуа чуй (молот багуа), бафа сяоцзыгунь ("восемь методов действий малым цепом"), ляньхуань шуандао ("непрерывные парные широкие мечи"), уцзи шуанцзянь ("парные мечи У Цзи") и т.д.
- Методы наработки: уцзичжуан ("столб У Цзи"), цзинган дали фа ("Алмазный метод великой силы"), каоцзы ("опирания"), чуаньшоу ("пронизывание рукой") и т.д.
- Вспомогательные упражнения: доу дацян ("встряхивание большого копья"), нин банцзы (вращение дубины), да шадай (удары по мешку с песком) и т.