Рекомендации к оцениванию ответа
Утверждаю: Согласовано Рассмотрено
Директор МБОУ Гимназии №133 Зам. директора по УВР на заседании КГН
___________________ ____________________ ______________
«____»_________20___г. «____»_______ 20___г. «____»______20___г.
Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации
выпускников 9 классов
по предмету «Искусство» в устной форме
в 2011 – 2012 учебном году
Комплект билетов по искусству подготовлен с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования и Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.12.99 № 1075 (с изменениями от 16 марта 2001 г., 25 июня 2002 г., 21 января 2003 г.).
Представленный в комплекте экзаменационный материал разработан в логике изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка», изучаемых учащимися в начальной и основной школе (1–7 класс) и интегрированного курса «Искусство» в основной школе (8–9 класс).
Программа «Искусство» 8-9 кл. –М.,Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения). Под редакцией Кузнецова А.А., Рыжакова А.А., Кондакова А.М.
Экзамен в предлагаемой традиционной форме проводится по выбору учащихся.
Билеты в данном комплекте направлены на выявление потенциала для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного и общего художественного развития школьников в многообразных видах деятельности.
Вопросы в традиционной форме воспроизводят важнейшие тематические единицы курса «Изобразительное искусство».
Они направлены на проверку теоретических знаний основ разных видов визуально-пространственных искусств, таких как живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура и декоративно-прикладное искусство, что одновременно предполагает проверку умений логично раскрывать разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников.
Часть вопросов в традиционной форме воспроизводят важнейшие тематические единицы курса «Музыка». Они направлены на проверку теоретических знаний о музыке как о виде искусства во всем многообразии ее стилей форм и жанров, на понимание интонационно-образной природы музыкального искусства и средств художественной выразительности.
Отдельные вопросы посвящены истории таких жанров искусства как кино, театр и обзору мирового культурного наследия.
Вопросы №3 – практической направленности и составлены в тестовой форме с использованием репродукций произведений живописи , архитектуры и т.п.
На подготовку выпускника к ответу целесообразно отвести примерно 30–40 минут.
Рекомендации к оцениванию ответа
Владение знанием на теоретическом уровне предполагает:
• знание определений основных понятий курса, их существенных признаков, умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях, опираясь на многообразный опыт духовного наследия человечества в разных видах искусства;
• знание единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культуры;
• понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума, художественных ценностей, эстетических идеалов произведений разных видов искусства;
• применение ключевых знаний и художественных умений в области различных видов традиционного и современного искусства;
• умение раскрывать теоретические положения, используя знания о выдающихся произведениях и деятелях отечественного и зарубежного искусства;
• умение логически стройно излагать в соответствии с вопросом билета соответствующие факты, идеи, делать выводы.
При ответах по билетам за курс основной школы для оценивания знаний учащихся целесообразно исходить из ряда критериев, определяющих уровень овладения теоретическим материалом курса «Искусство»:
Отметка «5»выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел примеры, опираясь на многообразный опыт художественно-творческой деятельности человечества в разных видах искусства, правильно раскрыл те или иные положения, сделал обоснованный вывод.
Отметка «4»выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий художественных явлений искусства, специфики выразительных средств отдельных его видов. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал курса по искусству. На заданные экзаменаторами уточняющие вопросы ответил правильно.
Отметка «3»выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы по искусству, но не сумел привести соответствующие примеры художественно-творческой деятельности наследия человечества.
Отметка «2»выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ, не смог привести примеры из области различных видов традиционного или современного искусства.
Общая отметка по ответу ученика на экзамене по искусству выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из трёх вопросов билета.
Билет № 1
1. Назвать виды изобразительного искусства. Привести примеры на основе русского искусства или зарубежного искусства разных эпох. Перечислить жанры живописи, привести примеры на основе искусства разных эпох.
2.Искусство Византии (архитектура, иконопись, мозаика).
3. Практическое задание.
Билет № 2
1. Образ художественной культуры Древнего Египта. Отражение идеи вечной жизни в культуре Древнего Египта. Дать характеристику архитектуры, скульптуры, росписи храмов и гробниц, декоративно-прикладного искусства.
2. Джаз и рок (возникновение, развитие, виды).
3. Практическое задание.
Билет № 3
1. Образ художественной культуры Древней Греции. Идеалы прекрасного и их отражение в ансамбле афинского Акрополя. Храм Парфенон – как образец древнегреческой архитектуры. Три ордера в архитектуре древних греков.
2. Искусство и культура Самарской области.
3. Практическое задание.
Билет № 4
1. Идеалы в скульптуре Древней Греции. Мирон «Дискобол», Фидий «Афина-дева в Парфеноне», Александр «Афродита Милосская», «Ника Самофранкийская».
2. Искусство кино. Игровое и документальное кино. Анимация.
3. Практическое задание.
Билет № 5
1. Образ художественной культуры Древнего Рима. Особенности римской архитектуры (акведуки, термы, форум, амфитеатр, Колизей, триумфальные арки). Пантеон – отражение идеи славы и величия Древнего Рима.
2. Понятие о музыкальных жанрах.
3. Практическое задание.
Билет № 6
1. Образ художественной культуры средневековья. Отличительные черты романского стиля Средневековья и готики. Готический собор как образ мира (Собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор).
2. Художественные традиции Индии.
3. Практическое задание.
Билет № 7
1. Эстетика Высокого Возрождения в итальянском изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти).
2. Художественные промыслы России.
3. Практическое задание.
Билет № 8
1. Новые средства художественной выразительности в произведениях импрессионистов (Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсаро).
2. Первобытное искусство.
3. Практическое задание.
Билет № 9
1. Особая роль пейзажа в русской реалистической живописи И.И. Левитана («Март», «Золотая осень», «Владимирка», «У омута»…), И. Шишкина («Утро в сосновом лесу», «Рожь»), А. Куинджи («Лунная ночь над Днепром», «Берёзовая роща»). Дать характеристику пейзажному жанру.
2. Романтизм как явление искусства.
3. Практическое задание.
Билет № 10
1. Передвижники. Социальная тематика в творчестве передвижников (И.Е. Репин «Бурлаки на Волге», В. Перов «Тройка»).
2. Особенности и своеобразие мусульманского искусства.
3. Практическое задание.
Билет № 11
1. Древнерусское искусство. Конструктивные элементы русской деревянной и каменной храмовой постройки (Кижи, храм Покрова на Нерли).
2. Художественные традиции Японии.
3. Практическое задание.
Билет № 12
1. Особенности портретного жанра в произведениях русских художников (К. Коровин, В. Серов, Б. Кустодиев, В. Борисов-Мусатов).
2. Искусство цивилизаций доколумбовой Америки.
3. Практическое задание.
Билет № 13
1. Особенности жанра натюрморта в произведениях русских художников (К. Коровин, И. Машков, П. Кончаловский, Н. Сапунов).
2. Радуга русского танца (Развитие русского народного танца).
3. Практическое задание.
Билет № 14
1. Художники К. Малевич, В. Кандинский как представители абстрактного искусства. Отказ от изображения реальных предметов, стремление к созданию с помощью отвлечённых элементов художественной формы.
2. Искусство балета.
3. Практическое задание.
Билет № 15
1. Живопись «постимпрессионизма» (Винсент Ван Гог «Подсолнухи», «Автопортрет», «Красные виноградники»).
2. Искусство оперы.
3. Практическое задание.
Билет № 16
1. Тема сказки в произведениях русских художников В. Васнецова («Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке») и М. Врубеля («Царевна-лебедь»).
2. Театр как вид искусства.
3. Практическое задание.
Билет № 17
1. Историческая живопись В. Сурикова. Главное действующее лицо произведений Сурикова – народ («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Берёзове»).
2. Русская и зарубежная духовная музыка.
3. Практическое задание.
Билет № 18
1. Творчество А. Рублёва – одна из вершин русского и мирового искусства. Глубокое поэтическое и философское содержание «Троицы», совершенство её художественной формы.
2. Художественная культура Китая.
3. Практическое задание.
Билет № 19
1. Искусство Северного возрождения. Творчество П. Брейгеля-старшего («Слепые», «Охотники на снегу», «Падение Икара»), И. Босха («Воз сена», «Корабль дураков», «Сад наслаждений»), Ян Ван Эйка («Семейство Арнольфини», «Мадонна канцлера Роллена»).
2. Мой любимый исполнитель или направление в музыке.
3. Практическое задание.
Билет № 20
1. Раннее Возрождение в Италии. Творчество Мазаччо («Чудо со статером», «Изгнание из рая»), Джотто («Бегство в Египет», «Взятие Христа под стражу»), Сандро Боттичелли («Весна», «Рождение Венеры»).
2. Героический эпос народов мира.
3. Практическое задание.