Раздел 13. ГЛУБИНА ПЕРСПЕКТИВЫ
Предмет глубины перспективы, прежде всего, относится к производству фильмов и фотографии, но также к дизайну и искусству вообще.
Под ПЕРСПЕКТИВОЙ понимается искусство создания впечатления глубины и расстояния, представления, будто сцена развертывается на глазах зрителей. Это достигается за счет правильного использования средств изображения, светотени и т.д.
Существуют 8 типов перспективы.
1. Создание глубины за счет воздушной перспективы: отдаленные области неясные, а ближние четкие.
2. Создание глубины за счет цвета: теплые цвета зрительно приближаются к наблюдателю, а холодные отдаляются. Цвета выбираются в зависимости от их положения относительно заднего плана. Более темные или более светлые оттенки того же цвета, даже по-разному оттененные, не создают глубину перспективы.
3. Глубина за счет линейной перспективы. Имеются еще два фактора, создающие иллюзию перспективы. Один из них – это освещение. Изображая отдаленный объект уменьшенным, получают иллюзию глубины.
Другим способом создания перспективы является отнесение точки бесконечности, из которой исходят параллельные линии, «за» плоскость картины. Эта точка выбирается предварительно, и все параллельные линии объектов изображаются сходящимися в этой точке. Эта точка может располагаться внутри или за кадром, но обязательно «за» картиной – посередине, слева, справа, внизу или вверху, но всегда на бесконечном удалении от наблюдателя. Перспектива, в действительности, создается за счет построения параллельных линий по линейке из бесконечно удаленной точки, при этом параллельность линий прямоугольников, параллелепипедов и т.д. исчезает, создавая впечатление объема.
4. Глубина за счет освещения.
5. Глубина за счет светотени.
6. Глубина за счет твердости. Создание твердости форм – это нечто иное, чем действия с тенями. Твердость - это понятие особое. Предметы могут быть изображены твердыми. Затем можно добавить перспективу. Тени - это ближе к освещению.
6. Глубина за счет фокусировки. Предметы, расположенные ближе к наблюдателю, изображаются четкими, а отдаленные предметы – размытыми. Яркое солнце дает четкость деталей. В фотографии при мягкой фокусировке сделайте маленькую спираль вазелином посередине линзы.
7. Глубина за счет бокового движения.
Это первая классификация чистых типов перспективы.
Раздел 14. ЦВЕТ
Цвет – это один из основных инструментов, который нужно хорошо понимать и использовать во многих областях художественного творчества: рисовании, фотографии, создании дизайна сцены или фильма, интерьера и т.д. Каждый цвет спектра обладает тремя характерными свойствами: оттенком, светлотой и насыщенностью.
ОТТЕНОК – это и есть подлинный цвет, представленный на цветовом круге.
СВЕТЛОТА представляет собой тон, т.е. смесь цвета с некоторым количеством белого или черного.
НАСЫЩЕННОСТЬ - это яркость или интенсивность цвета.
ГАРМОНИЯ ЦВЕТА
Для создания гармонии цвета используют цветовой круг. Возьмем в качестве примера съемочную площадку. Гармония цвета требует наличия в наборе цветов основного цвета, который затем не будет меняться – так, например, в кадрах на улице превалирует зеленый цвет травы; в некоторых сценах цвет костюмов подчеркивает настроение.
ОСНОВНОЙ ЦВЕТ - это наибольшее количество цвета, на котором нужно сосредоточить внимание зрителей в кадре или картине. Гармония цвета базируется на основном цвете, который становится основой для использования других цветов в кадре или картине в соответствии с цветовым кругом.
Доминирующие цвета должны интегрироваться и создавать впечатление гармоничного сочетания (для чего и используется цветовой круг). Цвет должен использоваться не для создания «приятного впечатления», а для того, чтобы создать эффект сочетаемости различных вещей.
Существует 4 типа цветовой гармонии, которые обычно упоминаются в литературе по этому предмету.
1. «Прямая» гармония: здесь используется цвет, прямо противоположный основному на цветовом круге. Этот цвет называется «дополнительным цветом» или «дополнением» к основному. В этом случае дополнительный цвет в кадре используют в равном или меньшем количестве по отношению к основному.
2. «Родственные цвета» - это цвета, смежные с основным на цветовом круге, которые расширяют цветовую гармонию. Некоторые источники называют смежные цвета «аналогичными гармониями».
3. “Расщепленный дополнительный цвет» или «расщепления». Это цвета, смежные с «дополнительным» к основному цвету (в некоторых источниках их называют «контрастными цветами»). Когда вы применяете «расщепления», то должны делать это с целью зрительного уменьшения размеров, и то очень осторожно.
4. «Гармония триад» – «триады». Это относится к цветам, находящимся на расстоянии двух сегментов с обеих сторон от «дополнительного цвета». Если вы решили применить «триады», то используйте их только для создания цветовых пятен на рисунке, «триады» и «расщепления» должны занимать очень малую площадь картины.
Чем меньше цветов в кадре, тем более интегрированным он выглядит.
ГЛУБИНА ЦВЕТА
С цветом связан еще один аспект, в котором следует разобраться. Это «глубина цвета». Под этим термином подразумевается кажущееся относительное расстояние от зрителя. Это еще одна характеристика цвета, которая зависит от фона, с которым этот цвет сочетается.
Если расположить цвета в порядке кажущегося увеличения расстояния от зрителя, то на белом фоне это выглядит так:
- сине-зеленый (самый ближний к зрителю);
- голубой;
- пурпурный;
- красный;
- желтый;
- желто-зеленый (самый удаленный от зрителя).
Если фон черный, то порядок другой:
- красный (самый ближний к зрителю);
- оранжевый;
- желтый;
- зеленый;
- сине-зеленый;
- голубой;
- фиолетовый (самый удаленный).
Глубина цвета и цветовая гамма должны быть согласованы.
Приведу пример использования этой технологии. Однажды мне представили на рассмотрение декорации для фильма, которые выглядели несколько дезинтегрированными, как будто они не составляли единого целого. Главным недостатком было то, что в сцене классной комнаты черная классная доска, казалось, находится ближе к зрителям, чем студенты, тогда как на самом деле было наоборот, - не было глубины. Я пытался поработать с цветовым кругом, подбирая цвет фона, и обнаружил, что я не могу найти нужной комбинации цветов ни на цветовом круге, ни на таблице восприятия глубины. Получалось, что для достижения нужного эффекта доска должна быть желтой.
Еще один пример. В предлагаемых декорациях греческого храма, которые мне нужно было исправить, глубина была сделана наоборот, что нарушало всю картину и делало ее маленькой. Задние стены, полы и колонны должны были быть из греческого белого мрамора, а декоративный фриз на задней стене мог быть только яблочно-зеленым (поскольку фон в этих декорациях был белым). Цвета костюмов также должны способствовать восприятию глубины – в Греции были ткани почти всех оттенков.
Более подробную информацию о глубине цвета можно найти в книге Дж. Миллерсона «Методика освещения на телевидении и в кино»
ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ
Цветовая гамма выражает общее настроение живописи, иллюстрации, графического дизайна, причем некоторые настроения удается вызвать легче, чем другие. Ощущения естественности можно достичь при помощи «земных» оттенков вроде коричневого, и зеленого. Теплый образ получается при использовании «теплых» оттенков – красного, оранжевого, желтого и т.д.
Согласно маркетинговым исследованиям, существует целый перечень эмоциональных реакций на различные цвета. Например, голубой обычно ассоциируется со знанием или спокойствием, безмятежностью; желтый чаще всего ассоциируется с ценностью, а красный побуждает импульсивно делать покупки. Эти ассоциации были предметом различных исследований, и деятелю искусства стоит потратить время, чтобы ознакомиться с этим предметом. Например, не следует использовать голубой, который ассоциируется с безмятежностью, в качестве основного цвета в картине, которая должна передать ощущение ужаса.
Принципы глубины цвета, гармонии цвета, цветовых ассоциаций – это бесценные инструменты, помогающие донести ваше послание. Знайте их.