Раздел 1. Бухгалтерский учет в России: современная практика и перспективы развития

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«__» _____________2016 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 38.03.01 Экономика

профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций»

Екатеринбург

РГППУ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Бухгалтерский учет». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 30с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

Автор: Ст. преподаватель В.В. Ефремовских
       
Рецензент: к.э.н, доцент М.М.Леонтьева

Одобрен на заседании кафедры экономики. Протокол от 05 февраля 2016г. № 7.

Заведующий кафедрой экономики   А.Г. Мокроносов

Рекомендован к печати методической комиссией Института гуманитарного и социально-экономического образования РГППУ. Протокол от 15.02. 2016 г. № 7.

Председатель методической комиссии института ГСЭО     В.П. Фалько  
Зам. директора Н.Б   Е.Н. Билёва
     
Директор института ГСЭО   Н.В. Третьякова
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016 © В.В. Ефремовских, 2016  

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель настоящего курса - дать студентам теоретические знания и практические навыки по основам системы бухгалтерского учета и его методологии. Познакомить студентов с механизмом реализации теоретических и методологических основ бухгалтерского учета в практической работе и ролью и значением учета в управлении организациями.

Задачи изучения дисциплины:

· научить применять различные методики бухгалтерского учета;

· изучить принципы учета денежных средств, расчетных и кредитных операций, учета основных средств, нематериальных активов и материально-производственных запасов;

· раскрыть особенности учета расчетов с персоналом по оплате труда;

· проиллюстрировать порядок учета доходов и расходов организаций и определения финансовых результатов их деятельности;

· изучить принципы учета капитала на коммерческих предприятиях;

· научить составлению и использованию бухгалтерской отчетности;

· научить осуществлению налогового учета и налогового планирования в организации.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

· использовать знание содержания основной нормативно-правовой базы в области бухгалтерского учета и применять ее положения в практической деятельности;

· применять на практике принципы, методы и приемы ведения бухгалтерского учета организации в разрезе отдельных участков и разделов учета;

· организовать постановку и комплексное ведение бухгалтерского учета как соответствующей системы на предприятии.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «Бухгалтерский учет» входит в базовую часть Расчетно-экономического модуля (М3).

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Теория бухгалтерского учета»:

Знания: принципы, цели, задачи бухгалтерского учета и приемы ведения учета на предприятиях, основы нормативного регулирования учета в Российской Федерации, исторические аспекты возникновения и дальнейшего развития учетных записей, теоретические аспекты основополагающих концепций бухгалтерского учета, современные тенденции оценки объектов бухгалтерского наблюдения, экономико-правовые аспекты и логику отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета, методику формирования учетных записей и формы документирования свершившихся фактов, классическую процедуру бухгалтерского учета, ее учетно-технологические аспекты и контрольные моменты;

Умения: правильно идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать на бухгалтерских счетах отдельные факты хозяйственной деятельности, определять в соответствии с их экономическим содержанием их влияние на показатели бухгалтерской отчетности, оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах;

Владения: навыками самостоятельного применения теоретических основ и принципов бухгалтерского учета в организации учетной деятельности предприятия.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

«Корпоративные финансы»,

«Налоги и налогообложение»,

«Комплексный экономический анализ»

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины «Бухгалтерский учет» выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК),соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

расчетно-экономическая деятельность:

- способностью формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации (ПК-15);

-способностью оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов во внебюджетные фонды (ПК-16);

- способностью отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации (ПК-17);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· нормативные правовые документы бухгалтерского учета;

· методику ведения объектов бухгалтерского учета на предприятии;

· методику составления бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности организации.

Уметь:

использовать знание содержания основной нормативно-правовой базы в области бухгалтерского учета и применять ее положения в практической деятельности;

применять на практике принципы, методы и приемы ведения бухгалтерского учета на предприятиях в разрезе отдельных участков и разделов бухгалтерского учета;

организовать постановку и комплексное ведение бухгалтерского учета как соответствующей информационной системы на предприятии.

Владеть:

· методами самостоятельного применения теоретических основ и принципов бухгалтерского учета в организации учетной деятельности предприятия;

· способами составления бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности организации;

· алгоритмами расчета системы показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность организации.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, из них: аудиторная работа - 68 часов; самостоятельная работа – 112 часов.

4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Форма обучения
Очная Заочная
Семестр  
Общая трудоемкость дисциплины 5.(180) 5.(180)
Аудиторные занятия, из них:
лекции
практические занятия
семинарские занятия    
лабораторные работы    
др. виды аудиторных занятий  
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
курсовая работа контрольная работа    
домашние задания  
подготовка к экзамену
Вид промежуточного контроля экзамен экзамен

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Бухгалтерский учет в России: современная практика и перспективы развития Еженед. Собесед. – 1,; Участие в практ. занятии – 1
2. Учет собственного капитала и займов Еженед. Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
3. Учет основных средств и нематериальных активов. 3,4   Еженед. Собесед. – 3,4; Участие в практ. занятии – 3,4,
4. Учет производственных запасов и готовой продукции. 5,6 Еженед. Собесед. – 5,6; Участие в практ. занятии – 5,6.
5. Учет денежных средств и расчетов. 7,8 Еженед. Собесед. – 7,8; Участие в практ. занятии –7,8.
6. Учет труда и заработной оплаты. 9,10 Еженед. Собесед. – 9,10; Участие в практ. занятии – 9,10.
7. Учет расходов на производство продукции. 11,12 Еженед. Собесед. – 11,12; Участие в практ. занятии –11, 12.
8. Учет продажи продукции (работ, услуг). Учет финансовых результатов и использования прибыли. 13,14, Еженед. Собесед. – 13,14; Участие в практ. занятии – 13,14,15.
9. Бухгалтерская отчетность 15,16,17   Еженед. Собесед. – 15,16; Участие в практ. занятии – 15,16,17
  Подготовка к экзамену          
Всего за курс   экзамен
 
                   

4.3. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Бухгалтерский учет в России: современная практика и перспективы развития.

Цель, задачи, содержание и формы работы по дисциплине «Бухгалтерский учет», связь с другими дисциплинами.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Увязка требований бухгалтерского учета с действующим гражданским законодательством. Виды учета в России: финансовый учет, налоговый учет, управленческий учет. Содержание, основные особенности, проблемы взаимодействия. Использование данных бухгалтерского учета для налоговых расчетов. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Континентальная (европейская) и американская модели учета. Стандартизация и гармонизация бухгалтерского учета и отчетности на международном уровне: необходимость и предпосылки. Международные стандарты финансовой отчетности и роль комитета по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee) в их разработке. Американские общепринятые учетные принципы (GAAP)

Тема 2. Учет собственного капитала и займов.

Понятие капитала Составляющие собственного капитала. Уставный капитал и его формирование. Учет уставного капитала. Добавочный капитал, нераспределенная прибыль, целевые (специальные) фонды. Формирование и учет резервного капитала. Учет нераспределенной прибыли. Формирование и учет целевых (специальных) фондов.

Понятие кредитов и займов. Их отличительные особенности. Виды и порядок учета кредитов банка. Порядок отражения в учете расходов по уплате процентов по ссудам в банке. Виды и порядок учета заемных средств. Порядок отражения в учете расходов по уплате процентов по займам.

Тема 3. Учет основных средств и нематериальных активов.

Понятие, классификация, виды оценки основных средств. Учет поступления основных средств. Особенности бухгалтерского отражения безвозмездного получения и передачи основных средств. Документальное отражение оприходования основных средств в зависимости от способов их поступления (покупка, товарообменная операция, лизинг, безвозмездное приобретение и т.д.) на предприятие. Порядок начисления и учет амортизации основных средств производственного и непроизводственного назначения. Виды амортизации. Учет затрат по содержанию основных средств. Отражение операций по текущему и капитальному ремонту основных средств. Понятие, классификация, оценка нематериальных активов. Учет поступления и создания нематериальных активов, определение их балансовой стоимости. Документальное отражение оприходования нематериальных активов, определение срока их амортизации. Учет списания, реализации и прочего выбытия нематериальных активов.

Тема 4. Учет производственных запасов и готовой продукции.

Понятие, классификация, оценка товарно-материальных ценностей (по методу средней себестоимости, ФИФО). Учет поступления товарно-материальных ценностей. Особенности учета и оценки ценностей, поступающих по договору мены. Накладные (заготовительно-складские) расходы и порядок их распределения. Учет отпуска товарно-материальных ценностей в производство. Учет реализации и прочего выбытия товарно-материальных ценностей. Учет движения товаров в розничной торговле. Учет движения товаров в оптовой торговле. Учет товаров в комиссионной торговле. Инвентаризация запасов.

Готовая продукция: понятие и варианты учета готовой продукции и ее выпуска из производства. Понятие, классификация, оценка материально-производственных запасов. Порядок изменения балансовой стоимости производственных запасов и источники покрытия. Учет поступления материалов. Особенности учета и оценки материалов при использовании счетов бухгалтерского учета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонения в стоимости материалов». Заготовительно – складские расходы, порядок их учета и распределения. Учет материалов в пути и неотфактурованных поставках. Учет отпуска материалов в производство и их оценка. Учет продажи и прочего выбытия материалов. Инвентаризация материально-производственных запасов.

Тема 5. Учет денежных средств и расчетов

Экономическое содержание объектов учета. Основные нормативные документы, регламентирующие порядок ведения операций. Порядок ведения и отражения в учете кассовых операций. Безналичная форма расчетов. Учет операций по расчетному счету и другим счетам в банке. Оценка в бухгалтерском учете операций в иностранной валюте. Особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютному счету. Инвентаризация денежных средств.

Экономическое содержание расчетных операций. Учет расчетов с бюджетом: по федеральным налогам, по налогам субъектов Российской Федерации, по местным налогам. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов и исковой давности. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Учет расчетов по посредническим операциям. Авансы, полученные и выданные. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Учет расчетов по претензиям и возмещению материального ущерба. Учет поступивших штрафных санкций. Учет расчетов с подотчетными лицами. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям. Учет расчетов по внебюджетным платежам. Учет расчетов с учредителями и акционерами. Учет расчетов с филиалами. Учет налога на добавленную стоимость. Инвентаризация расчетных операций.

Тема 6. Учет труда и заработной оплаты.

Экономическое содержание объекта учета. Основные нормативные документы, регламентирующие порядок учета труда и его оплаты. Классификация персонала предприятия и учет его численности. Первичная документация по учету труда. Учет отработанного времени. Документы по учету труда и его оплаты. Принципы исчисления заработка и других выплат. Учет расчетов по трудовым отпускам и временной нетрудоспособности. Учет удержаний. Составление расчетно-платежных ведомостей на оплату труда. Синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда.

Тема 7. Учет расходов на производство продукции

Понятие расходов производства, основные задачи учета затрат. Классификация затрат на производство:

· по экономическому признаку (основные и накладные);

· по составу (одноэлементные и комплексные);

· по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные);

· по отношению к объему производства (переменные и постоянные);

· по периодичности возникновения (текущие и единовременные);

· по отношению к отчетному периоду (истекшие, зарегистрированные и расходы будущих периодов);

· по эффективности (производительность и непроизводительность);

Учет вспомогательного производства и управленческих расходов, порядок их распределения. Методы учета затрат (простой, нормативный, попередельный, позаказный) и определение себестоимости продукции, работ и услуг данных методов.

Тема 8. Учет продажи продукции (работ, услуг). Учет финансовых результатов и использования прибыли

Товары отгруженные: варианты оценки и учета. Управленческие расходы и их списание при определении финансовых результатов. Коммерческие (внепроизводственные) расходы и их учет. Учет реализации продукции (работ, услуг) и определение выручки по моменту отгрузки продукции и предъявлении покупателю (заказчику) расчетных документов. Структура финансового результата деятельности предприятия. Порядок его формирования и отражения в учете. Учет финансовых результатов от продажи продукции. Учет финансовых результатов от финансовых вложений в другие организации. Учет прочих доходов и расходов. Доходы будущих периодов: понятие, основные виды, порядок учета. Учет использования прибыли. Учет дивидендов. Учет нераспределенной прибыли

Тема 9. Бухгалтерская отчетность.

Состав и содержание бухгалтерской отчетности. Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности. Порядок составления и представления консолидированной (сводной) отчетности. Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности. Правила оценки статей баланса

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Дисциплина представляет собой курс с использованием как традиционных форм обучения (лекции и семинарские занятия), так и инновационных, направленных на формирование и закрепление практических навыков, развитие способности анализа экономических процессов и явлений. К ним можно отнести групповые дискуссии по наиболее актуальным экономическим проблемам, обсуждения, доклады. Для контроля знаний студентов используются тестовые задания по темам дисциплины.

Необходимой формой выступает консультирование студентов по вопросам учебного материала, подготовке докладов и сообщений.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Раздел 1. Бухгалтерский учет в России: современная практика и перспективы развития

Практическое занятие №1

1.Цель, задачи, содержание и формы работы по дисциплине «Бухгалтерский учет», связь с другими дисциплинами.

2.Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

3.Виды учета в России

4.Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Наши рекомендации