Как показывает опыт работы с персоналом, принимаемые контрольные цифры будут более напряженными, если привлечь со­трудников к определению параметров.

Контроллинг в логистических системах

Логистическая система способствует созданию эффективного управления организацией, которое обладает некоторыми характер­ными чертами независимо от масштабов проблемы или управляемого процесса, как-то:

• существование стратегических целей организации;

• разработка тактических целей, подчиненных достижению стра­тегических целей;

• правильный выбор единиц измерения, приближающий к кон­кретным целям (например, эффективность использования ресурсов или время);

• определение нормы или контрольных цифр в выбранных еди­ницах (например, срока выполнения заказа или суммарной трудо­емкости в нормо-часах выполнения заказа);

• сравнение информации об управляемом процессе со стандар­тами, нормами или контрольными цифрами;

• принятие решения или корректирующих воздействий по ре­зультатам сравнения;

• контроль результатов управляющих воздействий.

Обеспечивают ли эти черты достижение поставленной цели? Насколько они эффективны? Соответствуют ли усилиям в достиже­нии цели? Стимулируют ли работу отдельных исполнителей или коллективов в организации? Решение всех перечисленных вопросов во многом зависит от функции контроллинга в логистической системе (рис.1).

Система управления имеет вход, т.е. определенную цель в зави­симости от уровня иерархии управления. Не всегда ясно, как узнать, что реализация целей, определенных в самом начале цикла управле­ния, является успешной. В самом деле, успех в одном аспекте дея­тельности может привести к неудаче в другом. Выбор параметров оценки деятельности, смысл которой — достижение этих целей, диктует тип единиц измерения результатов деятельности. С этого этапа начинается контроллинг. Например, вас назначили ответст­венным за освоение новой продукции, и вы в первую очередь заин­тересованы в том, чтобы она была высокого качества. В то же время работники бухгалтерии заинтересованы в снижении издержек про­изводства, а экономисты — в его эффективности. Каждый из участ­ников производства прав со своей точки зрения, но может возник­нуть ситуация, когда различные критерии сталкиваются и нужно выбирать наиболее важные из них. Такую ситуацию характеризуют, например, противоречия между сторонниками производства това­ров или услуг высокого качества и сторонниками производства их по низкой цене (хотя высокое качество не всегда означает высокую стоимость).

Контроллинг

Внутренние воздействия

Рис.1. Контроллинг в логистической системе

Как показывает опыт работы с персоналом, принимаемые контрольные цифры будут более напряженными, если привлечь со­трудников к определению параметров.

Не менее важный этап — получение информации по каналам обратной связи о промежуточном результате. Здесь нельзя ошибать­ся в интервале времени получения информации и, ее объеме. Затем идет этап сравнения установленных параметров и норм с информа­цией о промежуточном результате. Искусство менеджера заключается в умелом определении (вручную или с использованием ЭВМ) уровня рассогласования между заданными и фактическими значениями параметров: ведь от этого зависит выработка регулирующего воз­действия на процесс управления. При этом могут усиливаться или ослабляться воздействия механизма мотивации работников, вклю­чаться или отключаться дополнительные корректирующие звенья (а соответственно и ресурсы) или применяться сила власти.

Наши рекомендации