Шумер и древневавилонское царство 4 страница
Регулярная планировка римских городов и военных лагерей, окруженных стеной с башнями и городскими воротами,
с мощеными улицами, пересекающимися под прямым углом, с большой площадью форума – главного общественного и торгового центра, с кварталами домов – инсул – легла в основу планировки многих европейских городов.
Завоевав Грецию, римляне переняли у греков все возможные художественные и архитектурные формы. Не стесняясь, вывозили они из покоренной Греции колонны, скульптуры, архитектурные детали. Когда на все не хватало греческих подлинников, с них делали римские копии. Греческое искусство дошло до нас в основном в руинах или в римских копиях. У римской же культуры оказались прямые наследники. Именно в Италии в XV веке возник интерес к своим античным памятникам и руинам, и эпоха Возрождения началась с освоения и изучения искусства Древнего Рима. Впоследствии идеалы имперского Рима послужили образцом для выражения больших государственных имперских идей.
Прямолинейность римлян делала их произведения понятными и приспособляемыми практически к любым заказам и вкусам власти. Очень скоро прагматичные римляне поняли, что ничто не в состоянии так возвеличить и увековечить деяния императора, как памятники монументального искусства.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
1. Акведук Пон-дю-Гар в Ниме, на юге Франции.
2. Аппиева дорога.
3. Капитолийская волчица.
4. Тосканский ордер.
ТЕРМИНЫ
акведук (от лат. aqua – вода и duco – веду) – сооружение в виде моста (или эстакады) с водоводом (трубой, лотком, каналом); строят в местах пересечения водовода с оврагом, ущельем, рекой, дорогой и др.
арка (от лат. arkus – дуга) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами)
аркада (франц. arcade) – ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы
ИСКУССТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
(I-V вв. н.э.)
С началом эпохи Империи Рим начал бурно перестраиваться. О первом римском императоре Октавиане Августе его биограф Светоний писал, что "он получил Рим кирпичным, а оставил его мраморным". Каждый император, приходя к власти, считал своим долгом построить свой собственный форум и увековечить время своего правления постройкой монументальных сооружений самого разного назначения.
Периоды безграничной роскоши сменялись временами умеренности. Дворец императора Нерона (54-68 гг. н.э.) был прозван "Золотым домом" за экстравагантность, размеры, роскошь оформления. Целостное пространственное решение "Золотого дома", заключавшего в себе искусственное озеро, стало возможным лишь благодаря применению бетона. Нерон был последним представителем аристократической династии Юлиев-Клавдиев. Веспасиан (64-79), профессиональный военный простого происхождения, следовал республиканским идеалам, провозглашенным Августом. Символом его правления стал возведенный на месте "Золотого дворца" огромный амфитеатр Колизей (для этого потребовалось осушить озеро).
Самым впечатляющим символом могущества Рима был Форум Романум, построенный еще этрусками как политический центр города, достраивавшийся Цезарем и Августом. Последующие императоры возобновили традицию, запечатлев свои деяния в монументальных архитектурных формах. Так возникли Храм Мира на форуме Веспасиана, Форум Траяна, последний и самый замечательный из всех императорских форумов.
С возведения храма Божественного Юлия на Римском Форуме берет начало обычай обожествлять императора после его смерти, имевший важное значение для популяризации императорской власти. В императорском Риме сошлись прямо противоположные культурные традиции. Идеалы высокой морали и добродетели республиканской эпохи пришли в столкновение с тягой к богатству и роскоши, характерной и для эллинистических абсолютных монархий. Следуя примеру Александра Македонского, эллинистические государи предпочитали идеализированный портрет, портрет-символ. Реалистический мраморный бюст Веспасиана вписывается в традицию республиканского портрета. Бронзовый колосс, установленный возле "Золотого дома", выражал образ и суть его августейшего владельца –
Нерона.
Римляне, вопреки идее обязательной "полезности" архитектуры, выдвинутой теоретиком архитектуры Витрувием, создали абсолютно бесполезный, с практической точки зрения, тип монументального сооружения – триумфальную арку: отдельно стоящие ворота из ниоткуда в никуда. Единственным назначением таких сооружений был триумфальный проезд императора, после одержанных побед вернувшегося в Рим. Абсурдные с точки зрения логики триумфальные арки, так же как и триумфальные колонны – отдельно стоящие и ничего не несущие, кроме статуи императора, стали необычайно популярны в Риме, в наиболее концентрированном виде выражая идею триумфа государя и величия державы. Эти постройки прижились и в Европейских империях Нового времени, добрались даже до России, сохранив не только римскую форму, но и содержание.
Арки и производные от них цилиндрические своды широко использовались римлянами при строительстве терм. Римские бани – термы – это совершенно особый тип сооружений. Ни в одной стране мира не существовало ничего подобного. Говоря современным языком, термы – это спортивно-оздоровительные и культурно-рекреационные центры. Помимо собственно бань с парными, огромными бассейнами с холодной и горячей водой, здесь были спортивные залы, массажные кабинеты, просторные залы для прогулок, философских споров и бесед, а также библиотеки с латинскими и греческими книгами. Римляне очень любили проводить свободное время в термах. Самыми большими, роскошными и знаменитыми были термы императора Каракаллы, которые, к сожалению, дошли до нас в руинах. Здесь все поражало своим размахом, богатством внутренней отделки, огромными высокими сводами, величавый, спокойный ритм которых прекрасно настраивал на неторопливые возвышенные беседы и блаженную негу в этом, в общем, утилитарном заведении. 1700 лет назад в Риме насчитывалось около 800 небольших частных и 5 крупных императорских терм, вмещавших одновременно до 3000 человек.
В совершенстве овладев искусством кладки арок и возведения сводов, римляне создали купол, который оказался логическим завершением развития этих конструкций. Купол, как множество арок, перекинутых через одну точку – замок купола, – во всей своей красе предстает перед нами в великом римском сооружении эпохи императора Адриана – Пантеоне, построенном в 117-138 годах и посвященном всем главным римским богам. Император Адриан решил перестроить старый, еще времен Октавиана, храм Юпитера-Мстителя. Храм сильно обветшал в результате многочисленных пожаров, часто случавшихся в густонаселенном Риме. Адриан посвятил его 7 главным богам римского пантеона.
Большой интеллектуал и знаток греческого искусства, император пригласил возглавить работы прославленного архитектора и инженера Аполлодора из Дамаска.
Именно формы римской архитектуры, такие как купол и базилика, были подхвачены архитектурой христианского мира и не миновали исламских стран. Базилики – огромные общественные здания, разделенные на 3 или 5 коридоров – нефов – колоннами, поддерживающими аркады, римляне обязательно ставили на форумах. В базиликах совершались торговые сделки, выступали ораторы или даже сам император, велись диспуты, вершился суд при одновременном стечении большого количества людей. Как и многое другое в римской архитектуре, базилики поражают своими размерами. Самая большая из известных построек подобного типа – базилика Максценция. В соединении базилики Максценция с куполом Пантеона", был рожден другой шедевр мировой архитектуры – храм Святой Софии в Константинополе.
Еще одна идея римлян нашла достойную оценку и развитие в эпоху Возрождения и послужила отправной точкой для создания особого вида архитектуры – садово-парковой. Речь идет о римских виллах – частных загородных резиденциях императоров и богатых патрициев, где они могли отдыхать от суеты большого города и важных государственных дел, наслаждаясь красотами природы, соединенными с совершенными творениями рук человеческих. Самой знаменитой Римской виллой является вилла императора Адриана в предместье Рима, Тиволи. Адриан имел хороший художественный вкус, чувство меры при
богатых возможностях. Прекрасное сочетание природного ландшафта с архитектурными постройками, малыми архитектурными формами, садово-парковой скульптурой, водоемами
и рукотворными уголками природы сделало эту виллу, даже
в руинах, эталоном для многочисленных садово-парковых
ансамблей Европы.
Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, "домашние" портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях – стали мощным основанием культуры последующих эпох, замешанном на органичном освоении культуры Древней Греции, Этрурии и эллинистического мира.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
1. Базилика Максценция.
2. Бронзовый колосс Нерона.
3. Вилла императора Адриана в Тиволи.
4. Колизей.
5. Конный памятник.
6. Мраморный бюст Веспасиана.
7. Пантеон.
8. Термы Каракаллы.
9. Триумфальная арка.
10. Триумфальная колонна.
11. Форум Романум.
12. Храм Мира на форуме Веспасиана.
ТЕРМИНЫ
амфитеатр (от греч. amphitheatron) – 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале
(в театре и цирке за партером) или в аудитории, расположенные уступами
базилика(от греч. basilike – царский дом) –прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Древнем Риме базилики – судебные и торговые здания; позже базилика – один из главных типов христианского храма
термы (лат. thermae, от греч. therme – тепло, жар) – в Древнем Риме общественные бани, включавшие, кроме горячей (кальдарий), теплой (тепидарий) и холодной (фригидарий) бань, также парильни, залы для спорта, собраний и т.д.
форум (лат. forum) – в Древнем Риме площадь, рынок, ставшие центром политической жизни. Главный форум Рима – форум Романум, развиваясь с VI в. до н.э., превратился в парадный архитектурный ансамбль
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Искусство Древнего Египта
1. Монументальное искусство Древнего Египта.
2. Амарнское искусство.
3. Изобразительное искусство Древнего Египта.
4. Сокровища Тутанхамона.