Красная конница. Около 1932 Лена
Долгое время «Красная конница», созданная в 1932 году, была единственной работой опального художника, признанной официальной историей советского искусства. Этому способствовало ее правоверное название, звучавшее, казалось бы в унисон с общепринятым восхвалением революции и Красной армии. Малевич преднамеренно закрепил этот пласт толкований датой «18 год» в правом углу холста и в надписи на обороте: «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы».
Меж тем, эта едва ли не одна из самых опустошенно-трагических работ последнего периода творчества художника.
В живописном строе этой картины нашли отражение размышления Малевича, отражающие его отношение к современной действительности: «… Одни вожди звали к духовной жизни, другие – к материальным благам. Так, уверовавшие люди двинулись в путь … Знамена меняются как портянки, и толку нет, ноги потные, пальцы стерты, мозоли нарощены. Движение человеческое в надежде получить благо напоминает собой тех безумных людей, которые, увидев горизонт, бросились туда, ибо полагали найти край земли, позабыв, что все они стоят на горизонте и бежать никуда не нужно…».
Гонимые неведомой силой, затерянные в вечном пространстве, мчатся революционные всадники под красными стягами по земному шару. Тонкие красные силуэты словно истаивают среди супрематических полос чистых цветов. Бесцелен и бессмыслен их яростный бег, ибо бесконечна дорога, безразличны земля и небо к людской суете и никогда не было и не будет во Вселенной земли обетованной.
Работница.1933 Лена
В последние годы жизни Малевич работал над несколькими циклами монументального характера, в том числе над проектом «Социалистический город».
Не исключено, что художник искал способ в цикле живописных полотен или росписей выразить некий универсальный образ общества, состоящего из персонажей разных социальных слоев (рабочие, крестьяне, интеллигенция). Но, в отличие от художников, принявших программу социалистического реализма, Малевич надеялся остаться в рамках своего художественного мировоззрения и стиля.
Можно предположить, что картина «Работница» 1933 года, совмещающая в себе элемент супрематизма и традиций итальянского Ренессанса, могла быть создана или как этюд для задуманного художником проекта или возникла в результате размышлений над ним.
Предстоящая на фоне черного квадрата, пугающего своей всепоглощающей бездной, облаченная в одежду суприматических цветов, женщина абсолютна статична. Ни намека на движение не ощущается ни в постановке ее фигуры, ни в страшном, словно удерживающем не существующего дитя, жесте рук, ни во взгляде. Даже звуки, не успев родиться, умирают на ее полуоткрытых губах. Все это лишает героиню жизни. Обретя плоть и «живописную культуру на человеческом лице», но, утеряв «Великую Духовность», она вступила на путь всеобщего, математически выверенного, усредненного счастья, и ее лицо более не омрачает безумие мысли. «Работница» - это образ перерожденного новым временем человека.
Обращение Малевича в поздних работах к традициям искусства Ренессанса вполне объяснимо, так как его идеи о создании живописной утопии некоего идеального Социалистического города, звучали в унисон с идеями Кампанеллы и его «Городом Солнца», бывшими тогда весьма популярными в Советской России.