Типичная структура урока изложения
Уроку изложения может предшествовать предварительная подготовка хотя бы в течение недели. На протяжении этого времени учитель, который уже знает текст для изложения, может систематически на уроках русского языка работать над словами, которые могут вызвать трудности в плане орфографически правильного написания. Также это может быть работа над пониманием значений отдельных слов, фразеологизмов и т.п., с которыми впоследствии встретятся ученики в тексте изложения. Возможна организация экскурсий, классных часов, специальных бесед и т.п., которые помогут ученикам лучше понять смысл текста, усвоить факты, события.
1 этап. Оргмомент.
2 этап. Вводная беседа с целью актуализации знаний, создания определенного настроя, подготовки к восприятию текста т.п. На этом этапе можно вспомнить, как готовились к изложению на протяжении недели.
3 этап. Ознакомление учащихся с текстом. Ознакомление может быть зрительное (читают напечатанный или записанный текст), слуховое (воспринимают текст на слух) и зрительно-слуховое. Данный этап предполагает три подэтапа: первичное восприятие текста, проверка первичного восприятия, вторичное чтение. Если первичное восприятие будет зрительным, то лучше, чтобы ученики читали про себя. Это позволит научить детей воспринимать текст самостоятельно, с учетом собственного темпа. Вторичное чтение в этом случае должно состояться как чтение вслух. Т.е., на данном этапе читаем текст не более двух раз. Если текст известен детям и не вызывает затруднений в плане содержания, то можно прочитать и один раз.
4 этап. Постановка учебной задачи. Учебная задача должна носить конкретный характер. Например, лучше не «Мы сегодня будем писать изложение» (очень обобщенная задача), а «Мы будем учиться составлять план, который поможет написать изложение» (конкретная задача). Таким образом, чтобы задача звучала конкретно, необходимо в ней сформулировать умения связной речи, которые будут формироваться на уроке. Лучше, если дети сами сформулируют учебную задачу, ответят на вопрос: «Чему научатся при работе с текстом». Для того, чтобы ученики самостоятельно сформулировали учебную задачу, можно создать определенные условия. Например, предложить текст, не разделенный на части. Наблюдая такой текст, дети приходят к выводу, что его нужно поделить на части. Следовательно, на этом уроке будем учиться делить текст на части. Или можно предложить текст без заголовка, с рядом заголовков, текст с пропущенной частью и т.п.
Этапы 3 и 4 можно менять местами! Все зависит от текста, от конкретной ситуации в классе.
5 этап. Анализ текста. Занимает центральное место на уроке. Ведется работа над тремя сторонами текста: содержанием, структурой и языковым оформлением. Определение последовательности анализа зависит от текста от уровня развития учащихся, от поставленных учебных задач. Как правило, в процессе анализа выделяют:
- правильность понимания фактического материала: кто главный герой, что с ним произошло, где произошло и т.п.;
- тему текста: о чем текст;
- мотивы поведения героев: почему герой так поступил и т.п.;
- основную мысль текста: что главное хочет сказать автор;
- детали, важные для раскрытия темы и основной мысли (конкретные слова, обороты речи, выразительные предложения, порядок слов в конкретных предложениях и т.п.);
- выделение частей текста, определение микротем каждой части, определение границ частей. В результате – составление плана текста;
- наблюдения над связью предложений и частей текста;
- работу по предупреждению возможных речевых ошибок, фактических ошибок: подбор синонимов с целью предупреждения неоправданных повторов одного и того же слова, наблюдения за тем, как автор по-разному называет своего героя, уточнение значений отдельных слов, фразеологизмов, наблюдения за значение слов с определенными суффиксами и приставками, уточнение определенных фактических данных и т.п.
6 этап. Орфографическая подготовка. Нахождение в тексте слов на определенные орфографические правила, повторение правил и способов проверки.
7 этап. Перечитывание или пересказ текста. Для подробного пересказа лучше перечитывание, для краткого изложения – пересказ. Возможно применение и пересказа, и перечитывание текста.
8 этап. Запись текста. В процессе записи учениками текста изложения учитель активно помогает ученикам, которые нуждаются в помощи. Поощряется обращение учащихся к словарям. Прежде всего, к орфографическому словарю.
9 этап. Проверка написанного. Этот этап не должен быть формальным. Необходимо проверкой руководить, ставить конкретные цели для каждого шага. Текст рекомендуется читать минимум три раза каждый раз с определенной целью: 1) читаем первый раз и выясняем, получился ли текст, выражена ли тема и основная мысль текста, сумели раскрыть содержание; 2) читаем второй раз и определяем, правильно ли поделили текст на части, нашли границы предложения, связали между собой части; 3) читаем текст в третий раз и проверяем, правильно ли написано каждое слово. Проверку также определяют, исходя из поставленных целей урока. Полезно проводить отсроченную проверку, например, через 2 дня раздать ученикам непроверенные работы и предложить проверить свои тексты и исправить свои ошибки. Тогда следует предупредить детей. Что найденные и исправленные ими ошибки не будут учитываться при выставлении отметки.
Тема: «Методика обучения составлению рассказов и сочинений»
План
1. Понятие сочинения и рассказа. Роль сочинений в речевом развитии младших школьников.
2. Классификация сочинений.
3. Требования к отбору темы для сочинения.
4. Особенности работы над сочинением в разных классах.
5. Работа над сочинением: подготовительная работа с учащимися, типичная структура урока сочинения.
Сочинение – это вид учебного упражнения, направленного на создание учащимися собственного текста. Сочинение может быть письменным, так и устным. Устное сочинение в методике также называют рассказом, хотя такое название следует признать неудачным (сравните: рассказ как жанр литературного произведения наряду со сказкой, басней и т.п.)
Сочинение играет значительную роль в развитии младшего школьниками….(самостоятельно продолжить и развить мысль о роли сочинений самостоятельно).
Классификации сочинений.
1. По характеру материала (по источнику): на литературную тему, по личным впечатлениям (на основе собственного жизненного опыта – что видел, где был, что произошло), по картине (по репродукции картины художника), по картинке (по серии картинок), по фильму, на основе воображения и т.п.
2. По типу речи: повествования, описание, рассуждение, смешанный тип (повествование с элементами описания и рассуждения и т.п.);
3. По жанру: рассказ, сказка, письмо, рецензия, отзыв, заметка в газету, очерк, дневниковая запись и т.п.
4. По стилю: художественные, научные.
5. По теме: о природе, о семье, о школе, о труде и т.п.
6. По степени самостоятельности: коллективно подготовленные, самостоятельно подготовленные (индивидуальные).
Кроме того, ученикам можно предлагать дополнительные задания: нарисовать иллюстрацию, выполнить грамматико-орфографическое задание и т.п.
Требования к выбору темы для сочинения:
1. Тема должна быть близкой и понятной детям.
2. Должна быть интересной, будить желание высказаться.
3. Должна быть актуальной (нужно ученику предлагать писать о том, что для него актуально).
4. Тема должна быть узкой, конкретной. Например, тема «Зима» - очень широкая, ее ученик может и не раскрыть, поскольку наметит много микротем и их не раскроет, а только наметит. Лучше предложить более конкретную тему, например, «Зимние забавы».
5. Формулировка темы должна соответствовать стилю будущего сочинения. Например, тема «Приметы весны» настраивает на создание научного текста, а тема «Весеннее пробуждение природы» - на художественное описание.
Система проведения сочинений.
1. Устные рассказы проводятся чаще, чем письменные сочинения.
2. В месяц пишут 1-2 сочинения (имеются полноценные уроки сочинений).
3. Помимо указанных в п.2 сочинений на уроках русского языка составляются сочинения малых форм, или сочинений-миниатюр: пейзажные зарисовки, поздравления, заявления, объявления, приглашения и т.п.
4. Полноценные сочинения начинают писать со второго класса. Во втором классе отводится один специальный урок, в третьем классе можно отвести на написание сочинения 1,5 урока, в четвертом классе – 2 урока.
Типичное содержание работы над сочинением по классам.
1 класс. Дети составляют устные рассказы, небольшие по объему, простые по содержанию. Предварительная работа над рассказом носит коллективный характер. В 1 классе нет специальных уроков-сочинений, такая работа включается в уроки русского языка или литературного чтения в виде следующих видов упражнений:
- составление микротекстов из 2-3 предложений на определенную микротему или по непосредственным наблюдениям;
- устные ответы на вопросы, объединенные общей темой (при ответе на эти вопросы получается текст);
- составление текста с опорой на картинку (серию картинок);
- устные рассказы на основе прочитанных произведений (о герое, о своих чувствах, мыслях по поводу прочитанного и т.п. ).
- и др.
2 класс. Составление и запись текста по сюжетной картинке (по серии картинок), по личным наблюдениям под руководством учителя. Темы сочинений: из жизни детей, об их увлечениях, играх, о любимых животных, , игрушках и т.п. Коллективное составление текста-повествования объемом 30-40 слов, или 3-5 предложений.
3 класс. Сочинения –повествования по серии сюжетных картинок, по личным наблюдениям. Темы - близкие жизненному опыту детей. Включение в текст фрагментов описаний или рассуждений. Работа над сочинением предполагает предварительную коллективную подготовку.
4 класс. Сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. Сочинения по картинке, по репродукции картины художника, по диафильму, эпизодам кинофильма, по наблюдениям, на свободную тему. Построение устного ответа по учебному материалу.
Написание сочинений
Уроку сочинения предшествует предварительная подготовительная работа с детьми. Ее цель – создать базу для последующей работы. Эта работа рассредоточена во времени, проводится не только на уроках русского языка, но и чтения, труда, изобразительного искусства, «Окружающего мира» и др. Также эта работа может проводиться и во внеурочной деятельности: походы в театр, музей, экскурсии на предприятия, посещение выставок и т.п. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств, причем учащиеся могут и не знать, что учитель готовит их к творческой работе. Кроме того, на этапе подготовки проводится орфографическая подготовка, ведется работа по предупреждению возможных речевых ошибок (повторы слов, использование слов в неточном и несвойственном им значении и т.п.). Также при подготовке к сочинению-описанию картины художника составляются отдельные предложения по репродукции картины, прослушиваются музыкальные произведения, стихи, созвучные тематике картины, сообщаются сведения о художнике, анализируются изобразительно-выразительные средства в стихах, в музыке, в живописи и т.п.
Структура урока сочинения
1. Беседа о подготовке к сочинению. С учениками уточняется, как готовились к сочинению, что наблюдали, куда ходили, какой материал искали…
2. Постановка учебной задачи. На этом этапе создается речевая ситуация, которая помогает ученику понять, кому и с какой целью мы будем писать сочинение.
3. Обсуждение содержания сочинения:
- определяется тема сочинения и ее границы (с этой целью целесообразно проанализировать заголовок);
- обсуждение основной мысли будущего сочинения. Поиск ответа на вопрос: «Зачем об этом писать? Что основное хочешь передать читателю?»
4. Обсуждение структуры текста, составление плана сочинения, обсуждение последовательности.
5. Работа над языковым оформлением текста: обсуждение употребления нужной лексики, уместных синонимов, фразеологизмов, грамматических форм слов, синтаксических структур. Возможно выделение опорных слов.
6. Орфографическая подготовка. Повторение орфографических правил, орфограмм, которые могут встретиться в тексте сочинения.
7. Запись текста сочинения.
8. Проверка (как при изложении).