Требования к результатам обучения по дисциплине

Компетенции (результаты обучения) модуля Планируемые результаты обучения по дисциплине, необходимые для приобретения требуемых компетенций Форма контроля (оценивающий инструментарий), вид и номер занятия
ОК 1 Знать архитектуру как вид искусства, его роль и значимость в создании условий В результате чего человек создает материально упорядоченную зону проживания, необходимую ему как для полновесной жизни, так и для трудовой деятельности, формирование ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности; сформировать мировоззренческие и методологические основы культуры мышления студента.   Понимать архитектурное искусство как мастерство созидания красоты.Знать соотношенеие понятий «строительство», «архитектура», «архитектурное искусство», «материальная культура», «архитектура – вид искусства», «архитектурный комплекс», «архитектурный ансамбль», «гармония архитектуры», «красота архитектуры», «гармония с окружающей средой», «ландшафтная архитектура».   Рассмотрение основного материала: занятие №1. занятие №1 - опрос.
ОК 2 Архитектура - выражение определенной идеи, смысла. Гармоничное слияние всех видов искусств в зодческом деле создает действительно изящное и восхитительное произведение архитектуры.   Знать историю возникновения и развития архитектуры как творческий процесс, создание «второй» природы для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.   Самостоятельная про-работка учебного материала, опираясь на материалы занятий № 2.  
ОК 3 Рассматривать историю возникновения и развития архитектуры как искусство в тесной связи с историей самого человечества. Каждая человеческая цивилизация развивалась с характерным ей архитектурным стилем, который символизировал определенный исторический период, его характер, основные черты и политическую идеологию. формами и приемами рационального познания.   Знать связь архитектуры с религией, идеологией, социально-политическим устройством государства, историческими соьытиями, географическими условиями, образом жизни.     Рассмотрение материалов занятий № 3 - №22 дополнить их необходимым учебным материалом. Опрос, дискуссия, презентация.
ОК 4 Архитектурные памятники способны донести вековую информацию о том, что люди ценили в момент их возведения, что на тот момент являлось эталоном красоты в искусстве архитектуры, насколько просвещенным в плане культурного развития был их образ жизни. Уметь пользоваться знаниями в качестве методологии анализа разнообразных социально-политических, экономических и духовных процессов того или иного периода.   Большая часть архитектурных сооружений прошлого представляют собой архитектурные памятники и составляют культурное наследие ЮНЕСКО. Обзор шедевров архитектурного творчества и технических достижений архитектуры.       Рассмотрение мате-риалов занятий №23 - №26, дополнить их необходимым учебным материалом. Опрос, дискуссия, презентация.    
ОК 5 Уметь работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями и дать им анализ     Выполнение требований, указанных в силлабусе.       СРС № 1, СРС № 2, глоссарий    
ОК 6 Развитие научно-исследова-тельской деятельности и творческой деятельности в условиях научно-технического прогресса.   способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации,постановке исследовательских задач и выбору путей их решения Участие в НИРС    
ОК 7 Навыки публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики.   умение логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем и способность в определенных условиях признавать правоту оппонента .   участие в дискуссиях Занятия № 27 - №30. Дискуссия.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ИСКУССТВА»

№ недели Темы занятий Кол-во академич. часов Литература с указанием страниц
очн  
      Введение. Лекция №1. Понятие архитектурного искусства. "Архитектура - застывшая музыка" - выражение связи гармонической архитектурной формы с музыкальной гармонией. Искусство архитектуры – стремление к художественному синтезу, взаимодействие искусств. Именно это делают архитектуру Искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты 1,5     осн.   2:5-9; 9:3-4, 21-23, 56-58; 3: 487- 492.    
Мировая архитектура
Семинар № 1: Возникновение архитектуры. В доисторический период начинают возникать примитивные жилые здания - землянки, шалаши, общинные и свайные постройки, культовые сооружения, которые впоследствии совершенствовались. От примитивных культовых куреней первоначальные строители переходят к осложненных архитектурных форм: менгиры, дольменов, кромлех. Итак, архитектура всегда была тесно связана с историей общества, с развитием науки и техники, природно-климатическими условиями, мировоззрением и мировосприятием человеком окружающей среды. Находилась архитектура также в тесной связи с другими видами искусства, в частности со скульптурой, живописью, декоративным искусством. 1,5   осн.: 2:10-11; 10:3-10
    Лекция №2. Архитектура Древнего Востока. Как вид искусстваархитектура начинает формироваться в древних культурах Месопотамии, Египта, Вавилона, Персии, Индии, Китая. Она непосредственно была связана с развитием рабовладения. Почти все сооружения этих стран - пирамиды, храмы, зикураты, ступы, дворцы - были построены для того, чтобы славить могущество богов и правителей, и поражали своим величием, размерам и масштабности.     1,5   2:19-25; 51-58;  
Семинар № 2: Архитектура Древнего Египта. Египетский стиль. Стены, пилоны, колонны как правило испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов. Развития архитектуры неразрывно связан с развитием и становлением египетского государства, где возводились величественные храмы и пирамиды. В этот период строительство полностью подчинено интересам правящей верхушки и было призвано увековечить власть и всемогущих правителей. 1,5   2:10-19;  
      Лекция № 3: Архитектура Древней Индии. Общая характеристика искусства Индии, роль в нем синтеза — архитектуры и скульптуры, архитектуры и живописи, поэзии, живописи и музыки. Знакомство с архитектурными стилями индусского храма. Ранняя мусульманская архитектура.     1,5    
  Семинар № 3: Архитектура Древнего Китая. Священные, религиозные и святые здания. Стили храмовой архитектуры. Восточная школа культовой архитектуры. Архитектура Древнего Китая. Религии, оставившие свой след в архитектуре Китая. Основные исторические этапы развития китайской культовой архитектуры. 1,5   2:89-94;  
  Лекция № 4: Архитектура Японии. Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения. Еще одним важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее. Небольшие ландшафтные сады с прудами и камнями и другие элементы. 1,5   2:94-98;  
Семинар № 4: Архитектура Древней Греции. Древнегреческая архитектура была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания. Мировосприятие древних греков нашло свое подтверждение в их архитектурных сооружениях, которые в отличие от египетских и вавилонских не унижали человека, а наоборот, порождали жизнеутверждающий начало и чувство уверенности. В этот период был разработан специфический архитектурный прием - ордер, что в переводе с латинского означает порядок. 1,5   2:25-40;    
    Лекция № 5: Архитектура Древнего Рима. Наследники греков - римляне, создают крупные общественные сооружения и внедряют в строительство новый материал - бетон. С культурой Древнего Рима связан этап в развитии теории и практики этого вида искусства - Колизей, Пантеон, триумфальные арки, отражавшие идеи государственности и военной мощи Римской империи. Древнеримские зодчие ввели в архитектурное искусство такие важные элементы, как купол и кессоны. Именно архитектура древнего мира заложила фундамент для дальнейшего развития этого вида искусства и обусловила возникновение архитектурного направления. 1,5   2:40-51;  
Семинар № 5: Архитектура мусульманского Востока. Исла́мская архитекту́ра является сочетанием различных архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в раннеисламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама.   1,5   2:82-89;  
    Лекция № 6: Архитектура христианского Запада. Романский стиль (XI-XII вв.) начал возрождение архитектурных традиций Древнего Рима и в результате получил свое название от слова "Рома" (Рим, на латинском языке). Готика — стиль архитектуры зародившийся во Франции, отличается своей изысканностью. Готика — в основном архитектурный стиль, но дизайн и интерьер имеет очень существенные отличия от других стилей, свое собственное и ни с чем не сравнимое "лицо".   1,5   2:58-67; 67-82;    
Семинар № 6: Архитектура эпохи Возрождения. Ренессанс (стиль Возрождения) (XV-XVI вв.). Новый стиль, названный современниками стилем Возрождения, привнес в искусство и культуру средневековой Европы новый дух свободы и веры в безграничные возможности человека. Впервые за полторы тысячи лет человек снова стал творцом красоты и свободным странником, желающим увидеть и ощутить окружающий его мир, он снова готов к открытиям и смелым решениям.   1,5   2:109-136;  
      Лекция № 7: Архитектура Нового времени. Барокко впервые в истории искусства соединил два понятия — стиля и образа жизни. В дизайне интерьера Барокко стремится к величию, пышности, пространственному размаху. Основными принципами рококо были уход от жизни в мир фантазии, игры, мифических сюжетов. Классический стиль — XVII-начала XIX в., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Роскошь предыдущих стилей Барокко и Рококо приобрела в интерьерах классицизма монументальный и величественный характер. Ампир— потомок классицизма, парадный, торжественный, военно-триумфальный стиль, подражающий шику и роскоши Римской империи. Эклектика связана с философией "свободного перемещения в историческом времени" и отказом от строгих канонов в искусстве. Модным и актуальным стало все, что было комфортным и красивым в интерьерах прошлых стилей. 1,5   2:136-160; 160-169;  
Семинар № 7: Современная архитектура. Модерн стоял на заре новой эры ХХ века, и потому, просто обязан был стать неповторимым и великолепным. Стиль, наиболее популярный в современном дизайне интерьеров. Cторонники конструктивизма стремились противопоставить простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. Хай-тек - эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 70-е гг. представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса.   1,5   2:191-195; 195-208;    
  Лекция № 8: Архитектура Казахстана периода саков, уйсуней и канглы (начало 1 тыс.- VIII в.) География, природно-климатические условия, особенности ландшафта страны, характер социально- исторических процессов. Архитектура Казахстана периода саков, уйсуней и канглы (начало 1 тыс.- VIII в.) (Появление и развитие мобильного жилища. Мемориальные сооружения: курганы. Могильники и погребальные комплексы сакского времени на территории Южного Казахстана. Курганы Бесшатыра, Иссыка, Береля, их общность и различия. Становление и развитие мемориального зодчества. Мавзолей Домбаула. Городище Чирик Рабат. Мавзолеи Тагискена, особенности планировки, объемно-пространственной структуры, конструкции). 1,5    
Семинар № 8: Средневековая архитектура Казахстана. Архитектура Казахстана в период раннего средневековья и его расцвета (IX-XII вв.) (Мазар Козы Корпеш-Баян Сулу. Планировочные характеристики комплекса Акыртас. Структура городищ Южного Казахстана Кос-Тобе, Баба-ата и др. Развитие городских центров Казахстана на Великом шелковом пути (Отрар, Исфиджаб –гнездо святых, Кедер, Весидж и др). Башня Сарман-Ходжа, Городище Баскамыр, Городище Тараз, Сауран, Городище Кызылкала Становление новых типов сооружений в связи с распространением Ислама на территории Казахстана. Первые мечети. Мавзолей Арыстан Баба, Мавзолей Айша-Биби, Мавзолей Бабаджа Хатун, Мавзолей Ботогай, Мавзолей Мирали-Баб ) 1,5    
        Лекция № 9: Архитектура Казахстана Монгольского периода и Казахских ханств (XIII-XIV вв., XV-XVIII вв). Архитектура Казахстана Монгольского периода и Казахских ханств (XIII-XIV вв., XV-XVIII вв.) (Развитие портально-купольного типа мавзолеев на территории Центрального (Джоши-хан, Алаша-хан) и Южного Казахстана (мавзолеи Сырлы-там на Инкар-дарье и Жана-дарье, Мавзолей «Абдель-Азиз-Баб», Ламаистский монастырь-крепость Аблайкет является памятником археологии, Башня Аккесене, Восточная баня, Мавзолей Абат-Байтак, Подземная мечеть Бекет-Ата, Резиденция Абылай хана расположена в г. Петропавловск ), конструктивные особенности). 1,5    
Семинар № 9: Архитектура Казахстана ХХ в. Проблемы становления национального стиля. Крупные общественные сооружения: вариации классицистической архитектуры и использование мотивов народного зодчества. Жилищное строительство: развитие многоэтажных построек. Общественные сооружения и промышленная архитектура. Академия наук. Гостиница Казахстан. Казахский Государственный цирк. Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая. Каток Медеу. Дворец Республики. Дворец Спорта. Архитектура Алматы. Сейсмостойкое и экспериментальное строительство. Проблемы градостроительства, ландшафтной архитектуры. Стелла Абылай хана. Мавзолей Джамбула. 1,5        
    Лекция №10: Архитектура Казахстана в XXI веке. Особенности развития архитектуры периода Независимости. Мавзолей Карасай батыра, Мавзолей Сюйинбай Арон улы. Комплекс Нурлы-Тау. Комплекс JW Marriot, Хан Шатыр, Байтерек, Дворец Мира и согласия).   1,5    
Семинар № 10: Архитектура Древней Руси. До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. . Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Виднейшие сооружения русского барокко — Зимний дворец Б. Ф. Растрелли и Никольский Военно-морской собор С.И.Чевакинского. Академии художеств является лучшим произведением начального периода русского классицизма.   1,5   2:98-109; 2:169-177; 177-191;

Описание заданий на СРО

№ п/п Наименование СРО Срок сдачи Объем работы и требования к выполнению
В виде реферата 5-7 листов, слайды, флипчарт Темы СРС №1. 1. Связь архитектуры со всеми видами искусства. 2. Ранние жилищные сооружения. 3. Древние культовые сооружения. Мегалиты. 4. Пирамиды Египта. 5. Отличие греческой архитектуры от египетской. 6. Особенности архитектуры Древнего Рима. 7. Особенности архитектуры Древней Индии. 8. Храмы, монастыри Древнего Китая. 9. Традиционная архитектура Японии. 10. Храмы готического стиля. 11. Мечеть, медресе, тюрбе, караван-сарай. 12. Архитектура эпохи Возрождения. 13. Барокко, классицизм, ампир. 14. Рококо, модерн и посмодерн.. 15.Конструктивизм, хай-тек.   4-6 неделя     – выберите тему, – составьте план; – объем работы, выполненной от руки – 8-10 листов, на компьютере – 5-7 листов Times NewRoman; 12, слева – 3 см., справа – 1,5 см., сверху и снизу – 2 см; – укажите использованную литературу .
СРС №2 1. Юрта – переносной дом. 2. Мемориальное зодчество. 3. Акыртас. 4. Мавзолей Ахмета Яссави. 5. Астана – современная архитектура. 6.Архитектура Древней Руси. 7. Санкт-Петербургский Версаль. 8. Особенности Венецианской архитектуры. 9. Испанская архитектура. Кордова. 10. Версаль:прошлое и настоящее. 12. Дом на деревьях. 13. Туризм: стеклянные мосты. 14. Ландшафтная архитектура. 15. Гармония архитектуры с окружающей средой. 8-13 неделя     – выберите тему, – составьте план; – объем работы, выполненной от руки – 8-10 листов, на компьютере – 5-7 листов Times NewRoman; 12, слева – 3 см., справа – 1,5 см., сверху и снизу – 2 см; – укажите использованную литературу .

Наши рекомендации