Выходные данные трех видов экранной продукции.

§ Фильм: название, режиссер, автор сценария, киностудия, год выпуска, количество частей (для кинофильма) и время в минутах (для видеофильма); иногда также указывается источник финансирования и категория фильма (художественный, короткометражный, документальный) и авторы дубляжа для импортной продукции. Авторство фильма и год выпуска устанавливается по тексту после значка ( в самом фильме, авторство фонограммы должно быть указано после значка ( на упаковке или в самом фильме, если он дублированный (автор русского синхронного текста и режиссер дубляжа).

§ Передача: название, автор, телекомпания, год выпуска; дата, время и канал первого выхода в эфир (премьерного показа).

§ Сюжет в составе передачи (репортаж, новостная информация с комментарием на месте съемки без компилирования): имена и фамилии журналиста (корреспондента) и оператора ТЖК, место съемки, название (логотип) телекомпании.

Контент–анализ — буквально анализ содержания; фактически — количественное исследование конкретного текста, первичным результатом которого является совокупность параметров — любых объективных текстовых характеристик, доступных непосредственному измерению и выражаемых количественно, но не вычислимых. При анализе телевизионных текстов обычно используются хронометраж планов, кадров или сюжетов, печатного текста — частотные характеристики встречаемости слов, выражений или символов (т.е. стереотипов или букв алфавита). Затем массив чисел (матрица) обрабатывается т.н. факторно–корреляционным анализом по алгоритмам, заимствованным из социологии — т.е. применяется доступная форма кластерного анализа. Возможности современных компьютерных программ таковы, что успех содержательного результата объективной эмпирической процедуры контент–анализа зависит практически только от искусства исследователя составлять репрезентативную выборку, в противном случае можно получить вообще любой результат, например, искусственную или искаженную типологию жанров. Кроме формально–доказательной объективности, контент–анализ обладает еще одним преимуществом — это единственный метод исследования самого сообщения, иные методы исследования циркуляции и эволюции информации в обществе — психологические и социологические, например, в форме экспериментальных опросов — изучают коммуникатора или реципиента (аудиторию), т.е. две другие составляющих коммуникативного процесса. К сожалению, для получения значимого результата, который невозможно предвидеть, необходима не просто большая репрезентативная выборка, но и измерение значительного количества параметров, что требует дорогостоящей работы нескольких наблюдателей по видеозаписи (не с прямого эфира).

в начало

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адресное самовыражение творческой личности возможно лишь при ее интегрированности в социальную систему (многоролевую игру) типа телевидения, поскольку основным критерием и одновременно имманентным свойством любой системы — от физической до семантической — является независимость поведения целого от составляющих элементов (интерпретация принципа Хинчина). Иными словами, рассматривая телевидение одновременно как форму искусства, поскольку телепродукция есть результат творческого акта, и как социальную самоорганизующуюся систему, поскольку это один из примеров продленных кооперативных эффектов психики, можно понять, почему и как синергично интерферируют таланты ярких и несхожих, часто непримиримых личностей. Иными словами, телевидение как социальная система представляет собой многоролевую игру того же типа, как, например, всемирные выставки, банковская система, институты менеджерства или продюсерства в искусстве и многие другие, которые каждый раз щедро возникают возникают на в безвременье перелома эпох (катастрофической фазе). Таким образом, возникнув в роли СМК, телевидение наглядно продемонстрировало еще один атрибут системности — преадаптированное решение более широкого круга задач, чем можно было предвидеть исходно. Ведь склонные к повышенному самоутверждению люди, ищущие путей самовыражения выше круга лично знакомых друзей, естественным образом используют возможности привлечения внимания широкой аудитории к собственной личности или продуктам собственного труда. Пока будут появляться чудаки, идущие совим путем, избегающие занятой ниши, то есть жанра, который уже является яркой и неповторимой ролью Владимира Ворошилова, Леонида Якубовича или Владимира Молчанова, и молчаливые эстеты по другую сторону экрана не будут обмануты в своих ожиданиях и диалог через экран и шум на нем, однажды связав нас, уже не прервется.

в начало

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. – М., 1978

2. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М., 1975

3. Богомолов Ю. Проблема времени в художественном телевидении. – М., 1977

4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991

5. Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. – М., 1960

6. Борецкий Р.А. Телевизионная программа. – М., 1967

7. Борецкий Р.А. Журналистская информация и социальное управление. В кн.: Проблемы информации в печати. – М., 1971

8. Буданцев Ю.П. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация. – М., 1979

9. Вакуров В.Н. О языке радио– и телепередач. М., 1960

10. Вакуров В.Н. Язык и стиль советского фельетона. – М., 1963

11. Вакурова Н.В. О выразительных средствах документального телевидения (некоторые выводы социологического исследования). Инф. сб. Гостелерадио. Вып.2 – М., 1984

12. Вакурова Н.В.Типология и основные направления развития документального фильма. – Журналистика в 1996 году. Тезисы научно-практической конференции. М., 1997, часть III, с. 51

13. Вачнадзе Г. Всемирное телевидение: новые средства массовой информации — их аудитория, техника, бизнес, политика. – Тбилиси, 1989

14. Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы. – М., 1966

15. Вильчек В. Контуры. Наблюдения о природе телеискусства. – Ташкент, 1967

16. Воронцов Ю., Вильчек В. Телевидение и художественная культура. – М., 1977

17. Голдовская М. Человек крупным планом. Заметки теледокументалиста. – М., 1981

18. Демин В. Первое лицо. Художник и экранные искусства. – М., 1977

19. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс–медиа. –М., 1997

20. Дробашенко С.В. Феномен достоверности. Очерки теории документального фильма. – М., 1972

21. Дюран, Одел. Кластерный анализ. – М., 1979

22. Егоров В. Телевидение и зритель. – М., 1977

23. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой коммуникации и репродуцированное искусство. – М., 1981

24. Зобов Р.А., Мостепаненко А.М. О типологии пространственно–временных отношений в сфере искусства. – В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л., 1974.

25. Каган М. Морфология искусства. – Л., 1972.

26. Кузнецов Г.В. ТВ журналист. – М., 1980

27. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979

28. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин, 1973

29. Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973

30. Московкин Л.И., Вакурова Н.В. Жанровые особенности подачи новостной информации СМИ России. – Журналистика в 1996 году. Тезисы научно-практической конференции. М., 1997, ч. I, с. 32–34

31. Муратов С.А. Диалог. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 1983

32. Отт У. Вопрос + ответ = интервью. – М., 1991

33. Саппак В., Шитова В. Семь лет в театре. Саппак В. Телевидение и мы. – М., 1968

34. Светана С.В. Телевизионная речь. Функции и структура. М., 1976

35. Успенский Б. Поэтика композиции.

36. Фирсов Б. Пути развития средств массовой коммуникации (социологические наблюдения). – Л., 1977

37. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М., 1973

38. Юровский А.Я. Телевидение— поиски и решения. Очерки истории и теории советской телевизионной журналистики. – М., 1975

Сборники

1. Взаимодействие и синтез искусств. – Л., 1978

2. Документальное и художественное в современном искусстве. – М., 1975

3. Жанры телевидения. – НМО Комитета по радиовещанию и телевидению, 1967

4. Многосерийный телефильм. Истоки. Практика. Перспективы. – М., 1976

5. Музы ХХ века. Художественные проблемы средств массовой коммуникации. – М., 1978

6. Система средств массовой информации России. Учебн. пос. под ред. Засурского Я.Н. – М., 1995

7. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. — М., 1996

8. Телевизионная аудитория: структура, ориентация, культурная активность. – Свердловск, 1973

9. Телевизионная журналистика. – М., 1994

На EVARTIST



[1][1] Борецкий Р.А., Информационные жанры телевидения. – М., 1960.

[2][2] См. Багиров Э.Г., Очерки теории телевидения. – М., 1978.

[3][3] Прохорова Л.Г., Структурно–композиционные особенности телевизионного текста. – Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. – МГУ, 1988.

[4][4] См. Бахтин М.М., Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972.

[5][5] Каган М., Морфология искусства. – Л., 1972.

[6][6] Вакурова Н.В., Пространственно–временная организация телевизионных передач. – Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. – М., 1981.

[7][7] Дюран и Оделл, Кластерный анализ

[8][8] Система средств массовой информации России. Учебн. пос. под ред. Засурского Я.Н. – М., 1996.

[9][9] Телевизионная журналистика. – М., 1994.

[10][10] Буданцев Ю.П., В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация – М., 1979

Наши рекомендации