Рекомендации к выполнению курсовых работ на темы различного характера

Если объектом изучения являются один или группа памятников архитектуры или изобразительного искусства, то источником должны стать те произведения, которые студент может изучить в оригинале, и к которым искусствоведы либо вообще не обращались, либо оценили или охарактеризовали их недостаточно полно, неверно атрибутировали. Принципиальная особенность подобной работы состоит в том, что в ней студент не просто демонстрирует овладение искусствоведческим анализом, а подчиняет его задаче атрибуции произведения, включения в контекст творчества мастера, стилистического направления, эпохи. При этом не нужно забывать, что для науки ценны не только положительные, но и отрицательные выводы, например, аргументированное сомнение по поводу традиционной атрибуции. К работе должен быть приложен самостоятельно составленный паспорт произведения по образцу музейного, чертежи и обмеры архитектурного памятника, фотографии, как анализируемого произведения, так и его аналога.

Предположим, Вами избрана тема «Русская портретная гравюра. Предположим, Вами избрана тема «Русская портретная гравюра XVIII века». Рассмотрим один из вариантов подхода к ее разработке.

В отечественной гравюре XVIII века портрет занимает более скромное место, чем в живописи. И, тем не менее гравюра отразила те же, что и живопись, этапы развития портретного жанра. Необходимо проследить, начиная с гравюр петровского времени, через листы Х.А.Вортмана, М.И.Махаева, И.А.Соколова, и кончая созданиями Е.П.Чемесова и Г.И.Стародумова, как изменялись отношения к человеку, оценка личности и одновременно стилистика и технические приемы. Это составляет цель и задачи настоящей работы.

Другой пример: «Г.Р.Державин и современное ему русское искусство». Изучение взаимосвязей между различными видами искусства – одна из характерных тенденций современной искусствоведческой науки. Для студентов направления «Искусство» темы, подобные предложенной, закономерны. В данном случае следует обратиться к зафиксированным в литературе фактам дружбы, знакомства Державина с современными ему художниками, изучить его поэтические и прозаические отклики на произведения изобразительного искусства и архитектуры, проанализировать прижизненные портреты Державина, иллюстрации к его произведениям. Все это составит, если так можно выразиться, начальный уровень работы. Далее следует попытаться выявить формы связи поэзии Державина с современными ему явлениями пластических искусств в содержании и образном строе. Вслед за чем откроются более общие стилистические параллели между различными видами искусства.

Возможны аналогичные темы, посвященным связям с изобразительным искусством творчества других писателей XVIII века, например Л.П.Сумарокова. Целый комплекс тем открывает многогранная деятельность М.В.Ломоносова. Приемлемы темы, построенные на стилистических жанровых параллелях: оды и парадного портрета, классической трагедии и исторической картины и т.д.

Полезны историографические темы. Например, «Александр Бенуа о русской архитектуре XVIII века». Историографические работы значительно расширяют кругозор студента, учат анализировать не только произведения искусства, но и литературу о них, что так важно для формирования будущего искусствоведа. Объектом исследования в данном случае являются труды А.Н.Бенуа, посвященные русской архитектуре XVIII века. Среди них «Царское село в царствование имп. Елизаветы Петровны», статьи в журналах «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Старые годы». Список дореволюционных литературных трудов Бенуа содержится в книге Эткинда М.Г. «Александр Николаевич Бенуа. 1870-1960». (Л.-М.. 1965). Послереволюционные статьи и письма собраны в книге «Александр Бенуа размышляет…» (М., 1969). Ценные материалы по теме содержатся в мемуарах художника «Мои воспоминания», (М., 1980). Изучая литературное наследие А.Н.Бенуа, студент должен фиксировать на специальных карточках каждое упоминание имени того или иного зодчего XVIII века и каждой постройки, что дает возможность составить алфавитный указатель таких упоминаний, который станет фундаментом курсовой работы. Студенту необходимо проанализировать метод Бенуа-историка искусства, проследить, как он оценивает отдельные памятники и русскую архитектуру в целом, как характеризует ее связи с зарубежными школами, ее самобытность и место в мировом искусстве. Избравший настоящую тему столкнется с двумя сложностями: ему необходимо будет самостоятельно познакомиться с историей отечественного искусствознания, без чего невозможно определить вклад Бенуа в развитие архитектуроведческой науки, и самостоятельно изучить творчество А.Н.Бенуа.

По согласованию с преподавателем возможны темы, близкие к рассмотренной: «Бенуа о русском изобразительном искусстве XVIII века», «Бенуа о русской художественной культуре середины XVIII века».

Историографический характер будут иметь работы, посвященные другим исследователям русского искусства, например, С.Н.Дягилеву, И.Э.Грабарю, Н.Н.Врангелю. Любая историографическая работа может перерасти в дипломную.

Аналогичного подхода требует тема «Теоретические взгляды В.И.Баженова». Баженов не сформулировал свое теоретическое кредо в специальных трудах. Поэтому для того, чтобы сделать выводы и обобщения относительно его взглядов на проблемы архитектурного творчества, необходимо сопоставить отдельные дошедшие до нас высказывания зодчего в отразившими его теоретические воззрения проектами и законченными постройками.

В курсовых работах необходимо пользоваться специальными терминами изобразительного искусства и искусствоведения, обращаться к специальной справочной литературе. Обращаем внимание студентов на периодические издания по проблемам искусствоведения: «Советское искусствознание», «Вопросы искусствознания», «Художник», «Искусство», «Творчество», «Декоративно-прикладное искусство», «Архитектурное наследство» и другие. Могут быть полезными региональные издания, краеведческая литература, труды высших учебных заведений и музеев.

Темы курсовых и выпускных квалификационных работ обсуждаются на заседании кафедры и утверждаются заведующим кафедрой.

Структура курсовой работы предполагает: обложку, титульный лист, содержание (оглавление), текст курсовой работы в соответствии с содержанием (оглавлением), список иллюстраций, иллюстрации, приложения, список литературы и источников.

Иллюстрации могут быть помещены в тексте курсовой работы. Если иллюстраций достаточно много, то оформляется альбом иллюстраций со своей обложкой и титульным листом.

В приложении помещаются копии архивных документов, писем, рецензий, схемы, планы и другие документы. На приложение, как и на цитаты или некоторые факты, делаются ссылки в тексте курсовой работы. Если приложений несколько, то они нумеруются (Приложение № 1). Обязательно указывается источник документа (архив, каталог, книга, экспозиция музея и т.п.).

Объем курсовой работы 20-25 страниц. Во введении обосновывается тема, дается анализ литературы по избранной теме, определяются цель и задачи исследования, характеризуются источники.

В заключении делаются выводы на основании изученных материалов и источников.

О размерах произведений, или «метрика вещей»

(по кн. Щаповой Ю.Л. Естественнонаучные методы в археологии. М., 1989.)

Еще в античную эпоху всем понятиям, связанным с мерой и числом, было определено место в системе философских категорий. По Аристотелю, число вводит в дефиницию сложного понятия – «идея»: идея есть число, гармония, образ.

Число (arithmos) есть мера сущего, которое характеризуют три категории: количество, качество и отношение. Эти категории реализованы в законе перехода количества в качество через отношение.

Пифагор и его последователи понимали Вселенную как гармонию и число. Познание гармонической и числовой структуры космоса Пифагор считал высшей этической целью, очищением (катарсисом) души.

Гармония (harmonia) имеет три качественных состояния: наличие (обладание), действие, страдание (habitus, actio, passio).

Все три состояния характеризуют ультраустойчивость организма. Л.Бернал в 1868 году сформулировал эту закономерность: «Сохранение постоянства внутренней среды есть основе свободной жизни организма». Этот же закон известен в химии как закон кратных отношений, а в физике – как великие физические константы. Современные представления о гармонии исходят из неразрывной связи гармонии и числа, отводя гармонии значительное место в художественном творчестве.

Образ (фигура, схема) как понятие также складывается из трех составляющих: место, время, положение (topos, chronos, situates). Эту триаду определил И.Ньютон в 1661 году, полагая указание места, времени и положения обязательным для описания физических состояний. Этот язык физических описаний применяется в современной науке для фиксирования состояний человеческого организма, линейных систем управления, в общей теории систем, в описании археологических памятников, произведений искусства и архитектуры.

Нарушение гармонии приводит к гибели организма, вещи, произведения, культуры, природы. Связь гармонии с устойчивостью организма (вещи) обеспечивает гармонию и существование самого организма (вещи). Нечто существующее целостно (произведение, вещь, организм) гибнет в результате нарушения гармонии. Целостным явлением можно считать, например, археологические культуры, художественную культуру и т.п.

Представление о памятнике становится полным, если установлены его размеры, а не только форма, декор, назначение, время и место бытования. В размерах памятника выражены его связь с формой и его отношение с миром, в котором памятник (вещь) функционирует. Известно, что вся метрика вещей, весь искусственно созданный мир соотнесен с человеком, с его ростом, силой, художественным вкусом и разумом. Очень важно включать в описание произведения искусства его размеры и, чтобы получить более полное представление о памятнике, надо обязательно видеть подлинник, оригинал, а не только его воспроизведение в виде репродукции, фотографии или рисунка.

Для описания метрики вещи (произведения) необходимы пять основных параметров:

- L (long) – длина;

- C (carrure) – ширина;

- D (diametere) – диаметр;

- H (hauter) – высота;

- E (epaisseur) – толщина.

Кроме основных (полных), иногда нужны дополнительные метрические данные: например, диаметр ручки или толщина стенки сосуда и т.п.

На основе обработки метрики можно найти гармонию в соотношении (пропорциях) соответствующих частей. Главная гармоническая характеристика – это соотношение высоты и диаметра или длины и ширины (основания). Эти величины относительно друг друга могут быть равны единице, больше или меньше единицы, т.е. H = D, H : D = 1; H > D, H : D > 1; или H < D, т.е. H : D < 1. Речь идет о квадрате (кубе) или прямоугольнике (параллелепипеде), положенном на длинную (широкую) или поставленном на короткую (узкую) сторону.

В III в. до н.э. Эвклид открыл «золотое сечение» (section aurea, название дал Леонардо да Винчи). На основе теории Пифагора была открыта пропорция «ворота красоты» (ianua harmonial). Обе эти пропорции применяли, используя геометрические фигуры, основой которых были квадрат или прямоугольник (ad quadratum u ad trianqulum).

Древнерусские источники XVI в. донесли до нас символический смысл некоторых чисел: 3 – число Божества, 5 - единение человека с Богом, 7 – человеческое число, 15 – символ Богоматери. В этих символах много нераскрытых тайн, но очевидна необходимость изучения метрики вещей.

Наши рекомендации