По направлению 035400 История искусств

Программа

Для поступающих в магистратуру

по направлению 035400 История искусств

Прием в магистратуру производится на основе собеседования с членами приемной комиссии по представленному абитуриентом реферату. Тема реферата выбирается абитуриентом в соответствии с предполагаемой направленностью его дальнейшей научно- исследовательской деятельности. В реферате абитуриент обязательно делает ссылки на использованную литературу, в конце реферата приводится список используемой литературы. Структура работы предполагает наличие «Введения» с обоснованием выбора темы, постановкой проблемы исследования, выявлением его целей задач и актуальности и аннотированным обзором литературы, основной части с разработкой различных аспектов темы и заключения с итоговыми выводами. Реферат следует сдать на кафедру искусствоведения не позднее, чем за 7 дней до назначенной даты экзамена.

Реферат предоставляется в распечатанном виде в текстовом редакторе WORD, объемом не менее 20 страниц, интервал полуторный, размер шрифта 14 пт, гарнитура Times New Roman Cyr, абзацный отступ – 1,25 см. Поля: сверху – 25 мм; снизу – 25 мм; слева – 30 мм; справа – 10 мм. Ссылки необходимо располагать постранично.

Темы для рефератов:

1. О возможности применения семиотики для исследования античной расписной керамики

2. Древнеегипетское искусство на аукционах Soteby и Christis в 2000-2011 гг. - анализ основных тенденций

3. Древневосточное и античное искусство на российских аукционах последних лет

4. Проблематика научных исследований Г. Вёльфлина.

5. Вклад Э. Панофского в искусствоведение XX в.

6. Понятие стиля в теории искусства

7. Современные теории происхождения искусства.

8. Современные российские теоретики искусства.

9. Писатели и поэты об истории искусства и художниках.

10. Особенности подхода к визуальным искусствам в отечественной семиотике.

11. Социологические исследования искусства в России и Европе XX века.

12. Формально-стилистический анализ в исследованиях советских и российских искусствоведов.

13. Византийские традиции Древнерусской иконописи XII-XIV вв.

14. Система храмовых росписей в искусстве XII-XIV вв.

15. Художественная культура великокняжеской Москвы XVI в. и творчество Дионисия.

16. Творчество Симона Ушакова и новые тенденции в иконах XVII в.

17. Жанровая система Академии Художеств во вт.пол. XVIII – нач.XIX веков

18. «Эстетика» русского портрета пер.пол. XVIII века

19. Новые композиционные приемы и развитие системы художественных представлений в искусстве «петровского» времени

20. Проблема сентиментализма и предромантизма в русском искусстве к. XVIII - нач. XIX вв.

21. «Медный всадник» М. Фальконе в контексте эволюции европейского конного памятника.

22. Педагогическая система Академии Художеств и ее значение в истории русской культуры второй половины XVIII-XIX вв.

23. Процесс эволюции исторического жанра в русской живописи второй половины XVIII - XIX века.

24. Академическая традиция и русский романтизм первой половины XIX века

25. Национальная проблематика в творчестве А.Г.Венецианова и учеников его школы.

26. Религиозные искания рубежа XIX-XX веков и живопись М.В.Нестерова.

27. Творчество П.А. Федотова и жанровые тенденции русской живописи середины XIX в.

28. Романтические тенденции в русской живописи первой половины XIX века

29. Образы провинциальной России в творчестве Б М Кустодиева

30. Русский импрессионизм конца XIX – начала XX в.

31. Ретроспективные сюжеты в творчестве художников объединения "Мир искусства"

32. С. П. Дягилев как автор идеи "кураторского проекта".

33. Товарищество передвижных художественных выставок: Коммерческий аспект.

34. Ретроспективное и реальное решение темы «Петербурга» в творчестве мирискуссников.

35. Книжная графика «Мира искусства».

36. «Пленеризм» в русской живописи 80-90 годах XIX века.

37. «Эстетическая» программа художников «Мира искусств» и художественная полемика рубежа XIX-XX веков

38. «Галантный» жанр К. Сомова и тема «исторических ретроспекций» в русском искусстве нач. XX века

39. Судьба «символической поэтики» В. Борисова-Мусатова в русской живописи нач.XX века

40. Европейские художественные течения и русская художественная школа на рубеже XIX-XX веков

41. Проблема «синтеза искусств» и художественные концепции в творчестве художников «мирискусников».

42. Портретная живопись второй половины XVIII века. Творчество Ф.С.Рокотова и Д.Г.Левицкого.

43. Портретный жанр в творчестве О.А. Кипренского и К.П. Брюллова.

44. Историческая живопись в творчестве К.П. Брюллова.

45. Историческая живопись в творчестве А.А. Иванова.

46. Эпоха сентиментализма и портретная живопись В.Л.Боровиковского.

47. Теория классицизма и ее отражение в русской исторической живописи XVIII – начала XIX вв.

48. Национальные мотивы в русской жанровой живописи первой половины XIX века.

49. Образ Москвы XVII века в произведениях А.М.Васнецова.

50. Русский стиль в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве конца ХIХ - начала ХХ вв.

51. Сказочные мотивы в творчестве В.М. Васнецова и М.А.Врубеля.

52. Художественные объединения и выставочная практика конца XIX – начала XX вв. в России.

53. «Исторический жанр» второй половины XIX века в творчестве В.Г.Шварца и А.П.Рябушкина.

54. Театрально-декорационное искусство начала ХХ века.

55. Эволюция русского пейзажа XIХ – начала XX вв.

56. Архитектурный пейзаж в русской исторической живописи XVIII - ХIХ вв.

57. Интерпретация романтического идеала и «крестьянские сюжеты» А.Венецианова

58. Соотношения «античного» и «библейского» сюжетов в творчестве А.Иванова

59. Концепции пейзажного реализма вт.пол. XIX века

60. Образы войны в графике художников русского авангарда 1910-х годов.

61. Библейские мотивы в творчестве художников русского авангарда: религиозные и стилистические аспекты.

62. Коллаж и фотомонтаж в русском искусстве 1910-20-х.

63. Образы пространства в творчестве Александра Дейнеки 1920-х годов.

64. Творчество И.Бродского: соцреализм между живописью и фотографией.

65. Модерн в русском искусстве рубежа веков. Проблемы национальной традиции.

66. Творческий метод В.Борисова-Мусатова. Проблема соотношения импрессионизма и символизма в русском искусстве рубежа веков.

67. Художественные объединения 1920-х г. и проблемы утверждения нового «пролетарского искусства».

68. Пространство и цвет в творчестве К.Петрова-Водкина.

69. Метод соцреализма и проблемы его становления в искусстве 1930-50-х г.

70. Соц-арт в скульптуре 1970-80-х гг. в контексте искусства постмодернизма.

71. «Митьки» и традиции петербургского искусства ХХ века.

72. Современная петербургская художественная фотография.

73. «Русский авангард» - аспекты историографии и проблемы изучения.

74. Павел Никонов. Образы русской деревни в живописи художника 1980 – 2000-х годов.

75. Петербург Тимура Новикова: образы пространства.

76. «Объект» в творчестве петербургских художников 1970 – 1990-х годов.

77. Абстракция и беспредметность в неофициальном искусстве Ленинграда 1960 – 1980-х годов: генезис и становление.

78. Книжная графика А. и Г. Трауготов и традиции ленинградского искусства 1960-70-х. годов.

79. Зураб Церетели и постсоветская монументальная скульптура 1990-х годов

80. Юмор и ирония в современном российском искусстве 1990-2000-х годов.

81. Российское искусство 2000-х: современность и национальные традиции.

82. Российское искусство 1990-2000-х на Венецианских биеннале.

83. «Возвращение живописи» 2000-х: в поисках новой реальности.

84. Иконографические методы изучения искусства и научное наследие Э. Маля.

85. Проблема символа в Раннехристианском искусстве.

86. Мосарабские традиции в средневековом искусстве Испании.

87. Проблема интерпретации античного наследия в искусстве Каролингского ренессанса.

88. Проблема типологии романской живописи Франции.

89. К вопросу о региональных особенностях романской архитектуры Италии.

90. Тема «Страстей Христовых» в романском искусстве Западной Европы.

91. Проблема синтеза искусств в готическом храме на примере Нотр-Дам в Шартре.

92. Иконографические, технологические и стилистические особенности английской школы витража.

93. Проблема пространственных построений во франко-бургундской школе книжной миниатюры.

94. Иконографические и стилистические особенности сиенской школы живописи XII – XIV вв.

95. К вопросу о византийском влиянии в итальянском искусстве Проторенессанса и Раннего Возрождения.

96. Античные реминисценции в контексте эволюции итальянской школы скульптуры эпохи Кватроченто.

97. Интерпретация символа и аллегории в итальянской монументальной живописи XIV в.

98. Иконографические особенности и стилистическая эволюция рельефов бронзовых врат в Италии XI – XV вв.

99. Проблема композиции в итальянской монументальной живописи эпохи Кватроченто.

100. Иконографические и композиционные особенности створчатых алтарей в нидерландском искусстве XV в.

101. Фольклорные мотивы и смеховая культура в живописи Нидерландов конца XV – XVI вв.

102. Автопортрет в искусстве XVI в.

103. Эволюция образа Венеры в искусстве эпохи Возрождения.

104. Проблема композиции в живописи римского маньеризма.

105. Эсхатологическая тематика в немецкой графике эпохи Возрождения.

106. Проблема репрезентативного парадного портрета в итальянской и испанской живописи XVI в.

107. К вопросу о технической и стилистической эволюции французского карандашного портрета в XVI в.

108. Миниатюрный портрет в английском искусстве XVI в.

109. «Караваджизм» как явление в европейском искусстве XVII в.

110. Понятие «академизм» в контексте европейского искусства XVII в.

111. Тема евангельских притч в европейской живописи XVII в.

112. Монументально-декоративная живопись Рима XVII в. и проблема эволюции стиля барокко.

113. Мотив «Вакханалий» в европейской живописи XVI – XVII вв.

114. Проблема света в европейском офорте XVII в.

115. Испанский натюрморт XVII в. в контексте европейской художественной традиции.

116. Язык аллегорий в живописи П.П. Рубенса.

117. Тема драки в искусстве Голландии и Фландрии XVII в.

118. Феномен классицистического пейзажа в европейском искусстве XVII в.

119. Проблема интерпретации образа в испанкой деревянной скульптуре XVII в.

120. Интерьер в голландской живописи XVII в.

121. Образы античной греко-римской мифологии в европейской скульптуре XVII в.

122. Персонажи Комедии дель арте во французском искусстве XVII – XVIII вв.

123. Мотив руин в европейском искусстве XVIII в.

124. Эстетические воззрения эпохи сентиментализма и английский пейзаж второй половины XVIII в.

125. Проблема синтеза искусств в интерьере эпохи рококо.

126. Техника пастели в контексте рокайльных тенденций в искусстве XVIII в.

127. «Салоны» Д. Дидро и французская живопись второй половины XVIII в.

128. Салоны 1818, 1824 и 1827 гг. и «романтическая битва» в художественной критике.

129. Французские писатели XIX века о современном искусстве.

130. Джон Рёскин и английская теория искусства и художественная критика в XIX в.

131. Кубизм в теории искусства и художественной критике.

132. Поп-арт в теории и художественной критике.

133. Роль художественной критики в контексте современного искусства.

134. Динамика функциональных и стилистических особенностей женского костюма ХХ века.

135. Романтизм в костюме первой половины 19 века

136. Геральдика в светском костюме: традиции и новации.

137. Взаимодействие русской культуры и европейской моды в ХХ веке

138. Ретроспективные направления в формировании женского костюма ХХ века.

139. Костюм как феномен культуры: теоретический аспект

140. Принцип «цикличности» моды как фактор ее динамики.

141. Взаимодействие «массового» и «элитарного» в моде второй половины ХХ века.

142. Диалог культур в европейском костюме (на историческом примере)

143. Костюм в пространстве коммуникативного процесса

144. Мода как игровое пространство культуры

145. Роль личности в формировании моды (теоретический или исторический аспекты)

146. Роль и место текстиля в истории материальной и художественной культуры.

147. Эволюция орнаментальных мотивов в художественном текстиле XX века.

148. Ювелирное искусство как часть материальной и художественной культуры.

149. Функция и символика в ювелирном украшении.

150. Основные тенденции развития западноевропейского ювелирного искусства в XX веке.

Наши рекомендации