Тема 6. Ораторское мастерство: понятие, структура, назначение.

Формирование представлений об ораторском мастерстве. Понятие ораторское искусство. Личность оратора. Роды и виды ораторского искусства. Способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера;

Тема 7. Мастерство публичных выступлений - Актуальные вопросы.

Основные условия конструктивного общения. Способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера. Способность извлекать из каждой речевой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем. Способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.

Система упражнений и творческих заданий для самостоятельного изучения и организации практикумов в группе

Данная система представляет собой дидактический комплекс упражнений и заданий, предназначенных для выполнения на практических, семинарских занятиях, а также в ходе самостоятельной работы студентов. Система соответствует трем формируемым в ходе спецкурса компонентам медиакомпетентности – знаниям, умениям, качествам, составляющим медиакомпетентность, и направлена на поступательное их развитие.

Теоретический блок (информационная грамотность)

Использование данных упражнений и заданий обеспечивает расширение представлений студентов о сущности, факторах, конкретных моделях публичного общения.

Задание 1. Каждый из участников должен создать индивидуальную «информационную папку», в которую будут собираться теоретические и практические материалы по изучаемым темам.

Задание 2. Каждый из участников должен проанализировать предложенные определения понятий «Массовая коммуникация», «Модели массовых коммуникаций» и самостоятельно выделить из них основные критерии. Далее выделенные критерии сравниваются в группе.

Задание 3. Каждый из участников готовит информационное сообщение по изученной литературе и представляет его на семинарском занятии. Группа задает вопросы и обсуждает изложенный материал.

Задание 4. Учащиеся разбиваются на равные группы, каждая из которых готовит сообщение на заданные темы. На семинарском занятии проводится дискуссия, в ходе которой группы озвучивают изученный материал и отстаивают свою точку зрения. В конце занятия группа должна прийти к общему знаменателю и сделать основные теоретические обобщения и выводы.

Задание 5. Каждый из участников должен проанализировать понятие «Публичное общение» и самостоятельно выделить из основные положения. Далее по этой теме проводится дискуссия .

Задание 6. На основе изученного теоретического материла и практики предлагается ответить, например, на такие вопросы: «Что мешает качественному публичному общению сегодня?», «Что может привнести умение грамотно коммуницировать в вашу жизнь?», « Быть Мастером публичных выступлений удел избранных или это доступно каждому?».

Задание 7. Закончить предложения: «роль информации в управлении обществом это…», «роль хорошей, грамотной речи в жизни и карьере…».

«Мастер публичных выступлений это…», и т. д.

Практический блок (отработка умений и навыков)

Представленные упражнения и творческие задания углубляют восприятие правильного публичного общения, тренируют возможность грамотного коммуницирования, развивают критическое мышление: умение видеть недостатки и преодолевать их.

Задание 1. Студентам предлагается несколько текстов – статей из сетевых СМИ. Необходимо, используя полученные знания определить, вид воздействия предложенных материалов на общество.

Задание 2. Проанализировав несколько медиатекстов, студенты с помощью информационных памяток должны дать характеристику моделям массовых коммуникаций. После работы над упражнением группа вместе с преподавателем обсуждает полученный результат.

Задание 3. По тем же текстам группа должна выработать одну или несколько позиций, в отношении их ценности и точности. При этом важна быстрота, полнота, ясность, глубина, логичность, последовательность ответов и выражаемых мнений, готовность спорить, приводить аргументы. Со стороны студента роль играет самостоятельность суждения и интерпретации, со стороны группы – активность в дискуссии.

Задание 4. Группе предлагается несколько текстов. Необходимо проанализировать их содержание и переработать тексты для собственного комфортного произнесения их на публике.

Задание 5. Студенты с помощью приобретенных знаний отрабатывают навыки и техники выступлений в неблагоприятных условиях.

Задание 6. Отработка в группе таких необходимых для любого выступающего на публике навыков, как: уверенность в себе, зрительный контакт с аудиторией, техники жеста.

Задание 7. Игра «оратор и аудитория». Задается тема выступления оратора, связанная с каким-либо произошедшим событием, известным всем. Участники делятся на команды. Все команды готовят тексты по заданной теме, т. е. студенты как бы играют роль оратора. После того, как речи будут произнесены « на публике» команды приступают к анализу прослушанных сообщений

Научный руководитель СНК: Кадушева Е.Ю/______________/

подпись, ФИО

Наши рекомендации