До и после второго посвящения (1)
Наибольшей трудностью для ученика, только что миновавшего Второе Посвящение, явится тяжелый, изнурительный процесс ментальной обработки и залечивания своих старых астральных травм. После того колоссального напряжения, которого ему стоила попытка вырваться из объятий своих прежних чувств и взять их наконец под свой контроль — как говорится, "избавиться от цепляния за самого себя", — после всего этого, выйдя из леса на широкий простор и обретя ясную перспективу, он испытывает неимоверную легкость и облегчение.
Поэтому ученика немало обескураживает то обстоятельство, что ему вновь предстоит окунуться в ту самую грязь, которую он, как ему казалось, давно с себя смыл. Все его прежние, старые чувства оживают и возрождаются по новой, и это его несказанно удивляет, ибо он считал, что это — давно пройденная глава жизни. Но когда первое удивление пройдет, он ясно увидит, что теперешний метод анализа, обработки и видения существенно отличается от прежнего.
Да, ему опять предстоит возродить былые чувства и желания, хотя, разумеется, они будут гораздо более вялыми и менее четко проявленными по сравнению с прежними по мощи и силе. Но теперь самое существенное — не астральный угол восприятия, а ментальный. Все должно быть вновь извлечено на свет божий и ментально переработано на всех уровнях и позициях, и самое удивительное, с чем теперь придется столкнуться ученику, это то, что все тончайшие нюансы, которые раньше, в астральной фазе, ускользнули от его внимания, теперь, при ментальном анализе того же события, вновь проявятся с небывалой силой. Но совокупный опыт, даваемый такого рода познанием, будет теперь и глубже, и обширнее, поскольку ученик, вновь переживая те же самые события, эпизоды и случаи, увидит их как бы представленными с двух различных углов зрения.
Все его ментальные функции и дар проницательности значительно расширятся и вырастут, ибо все миражи к этому времени будут изжиты и преодолены, и останутся только иллюзии. Самой большой его победой на этом этапе явится ясное, четкое осмысление им той роли, которую сыграла его личность в том или ином негативном эпизоде из прошлого. Тем самым он придет к более глубокому пониманию той великой роли, которая была отведена его чувствам и, следовательно, его мыслям в том, чтобы данный эпизод развивался именно в том русле, в котором он развивался.
В некоторых случаях он ясно увидит, что данный эпизод по своему характеру был скорее эмоциональным, чем ментальным. Это явится указанием на то, что в данном отдельном случае он успел многое переработать и преобразовать, так что на данный момент от него требуется не так уж и много. В других случаях, наоборот, он ясно увидит, что в процессе разрешения того или иного травмирующего и болезненного для него конфликта был задействован избыток ментальной субстанции, в то время как сами проблемы были скорее проблемами астрального порядка. Поэтому ему будет несложно понять, что в данном локальном случае тщательному анализу и обработке подлежит весь эпизод в целом, и, как только он поймет это, он будет внутренне готов приступить к ним во всеоружии своих знаний.
В ходе проводимых Нами экспериментов с ученическими парами было интересно наблюдать за тем, как оба партнера стимулировали и вдохновляли друг друга — астрально и ментально. Обычно один из двух партнеров несколько быстрее достигает финишной черты — Врат Посвящения — в ходе этого напряженного эмоционального состязания, которое наглядно показывает, что у "проигравшего" астральный аспект был подавлен значительно сильнее, чем у "победившего". После такого расклада события развиваются достаточно конкретно и четко. В то время, как первый из партнеров обретает ясный обзор и приступает к ментальной фазе познания, второй обычно только-только приступает к обработке и переделке своих эмоциональных залежей, в ходе которых он обнаруживает, что он был далеко не столь ментальным, как ему это казалось.
Теперь в нем все настойчивей будет заявлять о себе астральная сущность, становясь главенствующим фактором его жизненных проявлений. Подобное открытие будет ошеломляющим для ученика, считавшего себя столь умным, логичным и здраво-рассудительным и потому наивно полагавшего, что он может взять под контроль свои чувства в любой момент, когда пожелает. Это неожиданное открытие: что ярость и гнев по-прежнему при нем и что они способны в любой момент исторгнуться с прежней силой — может оказаться для него достаточно жестоким испытанием, поскольку этот удар, образно говоря, настигнет его со спины и будет тем сильней, чем тщательней на протяжении стольких лет все эмоциональные стороны его характера подавлялись и упрятывались в подвалы подсознания.
Его первой, непосредственной реакцией на это скорей всего будет то, что он тут же переложит всю свою вину на партнера, который тем временем достиг еще большего ментального совершенства. Он пустится во все тяжкие и все владеющие им негативные чувства припишет своему партнеру. И это вполне закономерно. Поскольку на протяжении многих лет вся эта грязь подавлялась и находилась под спудом ментальных заслонов, то теперь, ткнувшись, как говорится, в нее носом, он попытается бессознательно спроецировать эти свои чувства на партнера, утверждая, что это он/она всему виной, поскольку-де она и раньше обнаруживала подобные наклонности.
Но, поскольку она или он уже миновали Врата Посвящения и видит все абсолютно ясно, она непременно захочет выяснить, действительно ли это только проекции или же это что-то другое. Поэтому сразу по окончании кризисной ситуации она первая заострит внимание на этих вещах. Однако у партнера, еще не достигшего Врат Посвящения, эта необходимость копаться в себе или выслушивать о себе что-либо неприятное будет вызывать одно лишь отвращение, поэтому он, скорей всего, начнет долго и упорно внушать самому себе, что она не так уж и намного его опередила, коль скоро и в ней тоже не угасли ярость, гнев и прочие чувства того же порядка.
Подобный ученик не замечает собственной слепоты, поскольку заблудился в своем лесу и никак не может из него выйти. Собственное заблуждение он осознает не раньше, чем после того, как вновь восстановит контакт со своей душой и будет сохранять этот канал в чистоте. Может получиться так, что если она в это время проходит фазу ментальной обработки своих прежних травм, то она тоже поверит в то, что она астральна, поскольку процесс рестимуляции всех ее чувств был астральным. Однако желание иметь ясную перспективу и знать истинное положение дел вскоре вернет ее к реальности, ибо на этой стадии понимание достигается очень быстро, стоит лишь партнерам высветить все свои иллюзии, с чем они довольно успешно справляются, если только они не отягощены сильными ментальными пороками, легко искажающими всю картину.
Таким вот образом, наперекор всем большим и малым кризисам или невзгодам, достигается полная сыгранность между партнерами в такой паре, что оказывается возможным лишь за счет того, что оба всем сердцем стремятся к подлинному взаимопониманию. Несмотря на то, что тот из партнеров, который еще не прошел Второго Посвящения, во многих отношениях слабее первого, поскольку он по-прежнему пребывает во власти собственных миражей, тем не менее, его духовная воля и душевная связь, вопреки всему, будут оказывать на него благотворное влияние, так что он скрепя сердце согласится выслушать своего партнера и его ментальную версию и анализ случившегося, и, хотя его личность будет рьяно восставать против этого, однако в душе он будет вполне ясно сознавать, что это справедливо. Тем не менее, если подвернется возможность или случай, он все же не побрезгует прибегнуть к своим старым защитным механизмам, и если у нее достанет ума и сообразительности (а их должно достать, коль скоро ею руководит душа), то она в момент наиболее яростного и провоцирующего разгула страстей просто оставит его на время наедине с самим собой.
Если она не сделает этого, он может переборщить и хватить сверх всякой меры: его сильный астральный темперамент, который в той или иной мере подавлялся и зажимался внутри, может вдруг с силой прорваться наружу и вылиться в форме не очень грубого насилия. Если он все это время основной упор делал на интеллект, подавляя им свои эмоции и чувства, то в этом случае будет иметь место именно ментальное насилие, вызревшее на почве сильных чувств.
Однако оба партнера довольно быстро найдут выход из создавшейся трудной ситуации и увидят, как наилучшим образом можно улаживать подобные конфликты. Хотя насилие в подобных случаях никогда не исключается, однако обе стороны, как правило, стремятся в своих действиях исходить из того, чтобы по возможности не сеять и не накапливать новую негативную карму. Поэтому они всегда очень внимательны, рассудительны и стараются по возможности быть ответственными за все свои мысли, чувства и поступки, даже несмотря на то, что одному из партнеров, тому, кто еще не прошел астральную фазу, достаточно трудно что бы то ни было ясно увидеть и осознать, пока он не выберется из ловушек своих собственных миражей. До тех пор, пока он слеп и не преодолел своих ложных оценок и заблуждений, он обычно всячески избегает ответственности, поскольку личность неустанно и исподволь нашептывает ему, что если что-то случилось, то в этом прежде всего повинен кто-то другой, но только не он.
Хотя миражи достаточно прочно владеют учеником, он в конце концов их преодолевает — если сам этого хочет. Это прежде всего вопрос его собственных желания и воли: хочет ли он понять, хочет ли быть ответственным, хочет ли слушать и т.д. В астральной фазе познания он часто сталкивается с проблемой понимания, и сталкивается только потому, что не хочет слушать. А как можно что-либо понять, если не слушать? Суть подобного испытания в том, чтобы выяснить, может ли один из партнеров выносить бесконечные повторения, которые он изо дня в день слышит от другого. Если они вызывают в нем раздражение, это верный знак того, что он бессознательно оградил себя от понимания, и, как следствие подобной позиции, он по-прежнему то и дело будет прибегать к системе самооправданий в качестве самозащиты.
Только тогда, когда ученик серьезно осознает положение дел, только тогда он откроется навстречу истинному, внутреннему пониманию себя, и тогда повторения станут для него счастьем, ибо непрерывно будут поставлять ему все новые и новые познания на пути вверх, спиралями опоясывающем склоны его собственной горы.