И ты не считаешь себя магом, дон Хуан, правда? – спросил я.
ОГОНЬ ИЗНУТРИ
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.. 3
1. Новые видящие.. 8
2. Мелкие тираны... 19
3. Эманации Орла.. 41
4. Светимость осознания.. 59
5. Первое внимание.. 75
6. Неорганические существа.. 91
7. Точка сборки.. 120
8. Позиция точки сборки.. 140
9. Сдвиг вниз. 154
10. Большие полосы эманаций.. 171
11. СТАЛКИНГ, НАМЕРЕНИЕ И ПОЗИЦИЯ СНОВИДЕНИЯ.. 181
12. Нагуаль Хулиан.. 197
13. Толчок земли.. 217
14. Накатывающаяся сила.. 231
15. Бросившие вызов смерти.. 244
16. Человеческая матрица.. 269
17. Путешествие тела сновидения.. 284
18. Разрушение барьера восприятия.. 301
ЭПИЛОГ.. 309
Предисловие
Мои предыдущие книги были подробными отчетами, в которых я описывал свое ученичество у дона Хуана – индейского мага из Мексики. Дон Хуан хотел, чтобы я понял и усвоил понятия и практические методы, бывшие для меня совершенно чуждыми. Поэтому мне не оставалось ничего другого, как только представить его учение в виде повествования о том, что происходило, ничего не изменяя и не добавляя от себя.
В основе метода обучения, которым пользовался дон Хуан, лежала концепция двух типов человеческого осознания. Он называл их «правая сторона» и «левая сторона». Дон Хуан говорил, что правостороннее осознание – это нормальное состояние осознания, нужное для адекватного функционирования в повседневной жизни. В левостороннем же осознании заключено все, что есть в человеческом существе загадочного. Левостороннее осознание – это состояние осознания, в котором человек действует как маг и видящий. Соответственно этой классификации типов осознания дон Хуан разделял свое обучение на две части – обучение для правой стороны и обучение для левой стороны.
Все инструкции для правой стороны дон Хуан давал мне, когда я находился в состоянии нормального осознания. Описанию именно этой части обучения и посвящены мои предыдущие книги. Дон Хуан сообщил мне, что он маг, когда я был в обычном состоянии осознания. Он также познакомил меня с другим магом – доном Хенаро Флоресом. Из того, какие взаимоотношения установились между нами, логически вытекало, что они взяли меня в ученики.
Это ученичество закончилось непостижимым действием, к выполнению которого подготовили меня дон Хуан и дон Хенаро. Они сделали так, что я смог прыгнуть с вершины плоской горы в пропасть.
Все, что произошло там, на вершине, описано в одной из моих книг. Это последняя драма в учении дона Хуана для правой стороны была разыграна самим доном Хуаном, доном Хенаро, двумя их учениками – Паблито и Нестором, и мной. Паблито, Нестор и я прыгнули тогда с вершины в пропасть.
Прошли годы, в течение которых я был уверен – для подавления рационального страха, возникшего во мне перед лицом реального уничтожения, было достаточно только лишь моей абсолютной веры в дона Хуана и дона Хенаро. Сейчас я знаю, что это не так. Секрет моего непостижимого поступка заключался в учении дона Хуана для левой стороны. Теперь я отдаю себе отчет в том, какая огромная дисциплина и настойчивость требовались для того, чтобы передать мне это учение.
Прошло десять лет, прежде чем мне удалось вспомнить в точности все, что происходило, когда дон Хуан проводил обучение для левой стороны, что позволило мне быть настолько готовым к тому, чтобы совершить столь непостижимое действие, как прыжок в пропасть.
Именно в учении для левой стороны заключался основной смысл того, что дон Хуан, дон Хенаро и их помощники делали со мной в действительности. И именно там лежала разгадка того, кем они на самом деле были. Они вовсе не обучали меня магии, но учили меня, как владеть тремя аспектами древнего знания, которыми обладали сами. Осознание, сталкинг и намерение – так называются эти три аспекта. Сами же дон Хуан, дон Хенаро и их помощники не были магами. Они были видящими. А дон Хуан, кроме того, был еще и нагуалем.
Многое из того, что касалось понятий «видение» и «нагуаль», дон Хуан объяснил мне еще в учении для правой стороны. Насколько я тогда понял, видение является способностью человеческих существ расширить область своего восприятия настолько, что они становятся способными определять не только внешние проявления, но сущность всего. Дон Хуан так же объяснил мне, что видящие видят человека как поле энергии, которое выглядит как светящееся яйцо. У большинства людей это поле энергии разделено на две части. Однако некоторые мужчины и женщины состоят из четырех или трех частей. Так как эти люди более жизнеспособны чем обычные, то, научившись видеть, они могут стать нагуалями.
В своем учении для левой стороны дон Хуан развернул передо мной всю сложность того, что значит видеть и быть нагуалем. «Быть нагуалем, – говорил он, – это нечто гораздо более сложное и далеко идущее, чем просто быть особо жизнеспособным человеком, который научился видеть. Быть нагуалем – значит быть лидером, учителем, быть тем, кто ведет и указывает путь».
В качестве нагуаля дон Хуан возглавлял группу видящих. Согласно традиции, такая группа называется отрядом или партией нагуаля. В партию дона Хуана входили восемь женщин видящих – Сесилия, Делия, Эрмелинда, Кармела, Нелида, Флоринда, Зулейка и Зойла, три видящих мужчины – Висенте, Сильвио Мануэль и Хенаро, а также четыре курьера или вестника – Эмилито, Джон Тума, Марта и Тереза.
Дон Хуан не только возглавлял свою партию нагуаля, но также обучал и вел группу видящих учеников. Это была новая партия нагуаля. Она состояла из четырех молодых мужчин – Паблито, Нестора, Элихио, Бениньо и пяти женщин – Соледад, Ла Горды, Лидии, Хосефины и Розы. Номинальным лидером новой партии нагуаля являлся я совместно с женщиной-нагуалем Кэрол.
Чтобы быть в состоянии воспринять учение дона Хуана для левой стороны, мне необходимо было входить в совершенно особое состояние ясности восприятия. Это состояние называется известно как состояние повышенного осознания. В это состояние меня вводил дон Хуан. В течение всех лет нашего с ним общения он использовал для этого особый удар ладонью по верхней части моей спины.
Как объяснял дон Хуан, в состоянии повышенного осознания ученик может вести себя почти так же естественно, как в обычной жизни, но разум его способен при этом концентрироваться на чем угодно с необычной силой и ясностью. Однако неотъемлемым свойством состояния повышенного осознания является то, что оно не восприимчиво к обычному вспоминанию. То, что происходит в этом состоянии, становится частью ежедневного осознания ученика только через потрясающие усилия по восстановлению этого опыта.
То, что происходило между мной и партией нагуаля, было примером этой трудности вспомнить. Я взаимодействовал c ними только тогда, когда находился в состоянии повышенного осознания. Исключение составлял лишь дон Хенаро. Поэтому в своей повседневной жизни я не мог вспомнить ни одного из этих людей. Даже смутными образами во сне они мне не являлись. То, каким образом мы с ними каждый раз встречались, было почти ритуалом. Я приезжал к дому дона Хенаро в небольшом городке на юге Мексики. К нам с доном Хенаро сразу же присоединялся дон Хуан, и втроем мы проходили какую-то часть учения для правой стороны. Затем дон Хуан изменял уровень моего осознания, и после этого мы отправлялись в соседний городок, где жил сам дон Хуан и остальные пятнадцать видящих.
Каждый раз, входя в состояние повышенного осознания, я не переставал изумляться тому, насколько различны эти две стороны моего существа. Ощущение всегда было таким, словно занавес поднимался перед моими глазами. Как будто я был полуслеп и вдруг мгновенно становился зрячим. То ощущение свободы и всеобъемлющей радости, охватывающее меня в этих случаях, нельзя было сравнить ни с чем когда-либо мной испытанным. И в то же время в этом ощущении присутствовало пугающее чувство печали и тоски. Они были неотделимы от свободы и радости. Дон Хуан говорил, что без печали и тоски нет полноты. Без них нет ни доброты, ни уравновешенности. А мудрость без доброты и знание без уравновешенности бесполезны, говорил дон Хуан.
В соответствии с организацией обучения для левой стороны требовалось, чтобы дон Хуан совместно с некоторыми из своих товарищей видящих раскрыл передо мной три аспекта своего знания: владение осознанием, владение сталкингом и владение намерением.
Данная книга посвящена владению осознанием, которое является частью полного комплекса обучения для левой стороны, комплекса, использованного доном Хуаном для того, чтобы подготовить меня к поразительному поступку – прыжку в пропасть.
Вследствие того факта, что опыт, описываемый мною здесь, имел место в повышенном осознании, он не может иметь структуры повседневной жизни. Ему не хватает словесного контекста, хотя я и попытался, как только мог, восполнить его, ничего не выдумывая. Дело в том, что, находясь в состоянии повышенного осознания, человек в минимальной степени отдает себе отчет в происходящем вокруг него, поскольку его полная концентрация захватывается деталями деятельности, в которую он вовлечён. В данном случае деятельностью, в которую я был вовлечён, являлось разъяснение владения осознанием. В понимании дона Хуана, владение осознанием было современной версией чрезвычайно старой традиции, которую он называл «традицией древних видящих-толтеков».
Несмотря на то, что дон Хуан чувствовал свою неразрывную связь с этой древней традицией, себя он относил к числу видящих нового цикла. Когда я как-то спросил его, чем же собственно отличаются видящие нового цикла, он ответил, что они – воины полной свободы. Они такие мастера осознания, сталкинга и намерения, что не схвачены смертью, как обычные смертные люди, а сами выбирают момент и способ покидания этого мира. В тот момент они поглощаются огнём изнутри и исчезают с лица земли, свободные, как если бы никогда не существовали.
Новые видящие
По пути в горы в поисках дона Хуана я заехал в Оахаку – город в южной Мексике. Утром, уезжая из города, я почувствовал, что неплохо было бы проехать через главную площадь. Дон Хуан сидел там на своей любимой скамейке, словно специально меня поджидая.
Я сел рядом. Он сказал, что приехал в город по делам и остановился в маленькой частной гостинице, где найдется место и для меня. Мы немного поговорили о моей работе, о проблемах мира академической науки.
Как обычно, он внезапно ударил меня по спине, когда я менее всего ожидал этого, и этот удар сдвинул меня в состояние повышенного осознания.
Мы долго сидели молча. Я с нетерпением ждал, когда дон Хуан наконец заговорит, и все же первые его слова застали меня врасплох.
– За века до того, как в Мексику пришли испанцы, – произнес дон Хуан, – здесь жили необыкновенные люди – видящие-толтеки. Они были способны на невероятные, непостижимые вещи. Эти видящие являлись последним звеном в длинной цепи знания, продолжавшейся в течение тысячелетий.
– Видящие-толтеки воистину были людьми необыкновенными, – продолжал он, – могучими магами, мрачными и одержимыми. Им удалось разгадать тайны знания, с помощью которого они влияли на людей и полностью подчиняли их своей воле.
Для этого они фиксировали на чем-нибудь, по своему выбору, осознание своих жертв.
Дон Хуан замолчал и пристально посмотрел на меня. Я чувствовал, что он ждет вопроса. Но я не знал, о чем спросить. Тогда он продолжил:
– Я должен подчеркнуть важный факт. Эти маги знали, как фиксировать осознание своих жертв. Ты не обратил на это внимания, потому что для тебя мои слова ничего не значили. Это не удивительно, ибо одной из самых тяжёлых вещей является признать то, что осознанием можно манипулировать.Я был в замешательстве. Я знал, что он старается к чему-то меня подвести. Появилось неприятное предчувствие – оно уже было мне знакомо, поскольку неизменно возникало в начале каждого нового этапа обучения.
Я сообщил дону Хуану о том, что со мной происходит. Он слегка улыбнулся. Обычно его улыбка излучала радость и веселье, однако в этот раз он был, несомненно, озабочен. Какое-то время он, казалось, колебался – продолжать или нет. Он еще раз пристально на меня посмотрел, медленно двигаясь взглядом вдоль всего моего тела. Затем с явным удовлетворением кивнул и заявил, что я готов к последнему этапу тренировки. Через это должен пройти каждый из воинов, прежде чем решить, что он готов к самостоятельному пути. Я был заинтригован более чем когда-либо.
– Ну что ж, поговорим об осознании, – сказал дон Хуан. – Видящие-толтеки знали искусство управления осознанием. Фактически они были непревзойденными мастерами этого искусства. Когда я говорю о том, что они знали, как фиксировать осознание своих жертв, я имею в виду следующее: их секретные знания и практики позволили им проникнуть в тайну сущности осознания. Изрядная часть этих практик сохранилась до сих пор, но, к счастью, в модифицированном виде. Я говорю «к счастью», поскольку то, что делали древние видящие-толтеки, – почему, я объясню позже, – не привело их к свободе, но, напротив, стало для них роковым.
– А ты сам знаком с этими практиками? – спросил я.
– Ну, разумеется, – ответил дон Хуан. – Мы не можем их не знать. Однако это не означает, что мы ими пользуемся. У нас другие взгляды, другой подход. Ведь мы принадлежим к новому циклу.
И ты не считаешь себя магом, дон Хуан, правда? – спросил я.