Но между наукой и религией есть различия

Наука не исходит из абсолютных истин, науке свойствен критический взгляд на то, что происходит в ее поле. Давление новых доказательств может привести к пересмотру прежних положений. Источником религиозности является не объективная реальность, а сверхналичное откровение, знание, данное человеку свыше (от Бога). Откровение не подвергается критической рефлексии, оно является высшей, абсолютной информацией, которую ограниченный разум человека в его конечном бытии не может представить во всей полноте. Религия восходит к смыслу человеческого существования, отвечает на предельные вопросы, связанные с абсолютными идеалами.

Наука тоже сталкивается с проблемой абсолютов, но они уходят в бесконечность, которой нет конца и границ, раздвижение пределов познания не уменьшает мир непознанного, это стимулирует дальнейшее освоение реальности.

В религии абсолют выступает миром должного, идеального, задающего бытию человека смыслообразую-щие компоненты.

Наука изучает сущее, религия – мир должного.И наука, и религия отвечают на важные вопросы человеческой жизни, но религия дает ответы и на те вопросы, на которые пока не дает ответ наука.

Наука и религия не противоположны, они действуют по принципу дополнительности формально-рационально-познавательного и инстинктивно-этического способов освоения мира.

И пока есть пределы научного познания, будет место религиозному мировосприятию, исходящему из целостности и всеохватности мира. Научное развитие разрушает традиционные установления, но открывает новые возможности, в том числе и для религии. Наука не вытеснила религию. Раздвинув границу познания, наука столкнулась с еще большими глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума «тайной», что создает поле для религиозного мироощущения.

Вопрос 15

Искусство– эта сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; это один из способов эстетического освоения мира.

Художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика – подразделяются на виды искусства. Выделяют более 400 видов искусства.Традиционная классификация искусства выделяет 3большие группы:

***пространственные искусства (пластические) – это такие виды художественного творчества, в которых нет движения (архитектура, скульптура, живопись, графика);

***временные(литература, музыка);

***синтетические.

Искусство охватывает все сферы художественного творчества.

Вопрос 16

Искусство - одна из форм духовной культуры человечества, которая воспроизводит действительность в художественно-образной форме и оценивает её по критериям красоты, эстетики. Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности.

Классификация видов искусств(появилась с конца 18 века):

1) Пространственные искусства (статическими или предметными, воспринимаются зрением) - живопись, скульптура, архитектура, графика, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. (Также такие ансамблевые формы, как монументальное искусство, сценофафия, костюм, в которых художественные образы существуют в пространстве, но не развиваются в прямом смысле во времени).

2) Временные искусства (динамические или процессуальные, воспринимаются слухом) – музыка и художественная литература.

3) Пространственно-временные искусства (синтетические, т.е. непосредственно существующие одновременно в пространстве и во времени; объединяют в себе предметность и процессуальность; воспринимаются зрением и слухом) – театр, танец, кино, цирк, видеоискусство, телеискусство, радиоискусство.

4) Компьютерные искусства – компьютерная графика, музыка, анимация.

Виды искусства отличаются друг от друга предметом изображения и использованием различных изобразительных средств.

Вопрос 17

Всемирно-историческое назначение искусства - воспринимать мир во всей его полноте, сохранять целостность личности, культуры и жизненного опыта человечества.
1. Общественно-преобразующая(искусство как деятельность).
Искусство - творение художественной реальности и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника. Например, порабощенный исландский народ создавал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные герои-богатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы о свободе и независимости. Мечты народа об освобождении от власти татаро-монгольского ига отражены в русских былинах. Эротизм кино и романов XX в. во многом определил сексуальную революцию 60 -70 гг.
2. Компенсаторная(искусство как утешение). Воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение и волнение, порожденные реальной жизнью, и хотя бы частично компенсируют монотонность повседневности.
Компенсаторная функция имеет три основных аспекта:
• отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный);
• утешающий;
• способствующий духовной гармонии человека (собственно ком
пенсаторный).
Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство способно утешить человека, увести его в мир грез. Своей гармонией оно дает человеку равновесие, порой помогающее ему удержаться на краю пропасти, дает возможность жить дальше.
3. Познавательная(искусство как знание и просвещение)Философия Платона и Гегеля считала искусство низшей формой познания истины, проявляла недоверие к познавательным возможностям искусства. Однако они огромны, их нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Из романов Ч. Диккенса можно узнать о жизни
английского общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистов той эпохи, вместе взятых. Формула воды Н2О, но в ней
нет прелестного журчания ручья, напоминающего голос любимой, нет лунной дорожки на поверхности моря, нет таких бурлящих волн как на
картине И.В. Айвазовского «Девятый вал». Конкретно-чувственное богатство и сотни свойств воды остаются за пределами научного обобщения.
Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в самые глубины психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств, воли, раскрывает источники и побудительные мотивы действий и поступков людей.
4. Коммуникативная (искусство как общение). На коммуникативности искусства основывается его современное рассмотрение как знаковой системы. Искусство имеет свои условности. Многие виды искусства (музыка, живопись, танец) не требуют для их понимания перевода на другие языки. Искусство сближает людей, позволяет им лучше узнать друг друга (культурный обмен между странами).
5.Воспитательная (искусство как катарсис). Искусство формирует целостную личность. Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством, оно проявляется подсознательно. Аристотелевская теория катарсиса состоит в том, что показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей. Человек обогащается опытом других людей и быстрее и качественнее вырабатывает собственные ценностные установки.
6. Эстетическая(искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации). Искусство формирует художественный вкус, способности и потребности человека, пробуждает его творческое начало.
7. Гедонистическая(искусство как наслаждение). Эстетическое наслаждение имеет особый духовный характер, и еще древние греки отличали его от плотских удовольствий. Художественное творчество доставляет людям радость постижения красоты и художественной правды.
Также по праву принадлежащим искусству можно выделить функции: внушающую, информационную, анализирующую, предвосхищения.

Вопрос 18

Многонациональность и бла бла бла

Вопрос 19

Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая — тысячу лет христианского государственного.

Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода.

Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX—XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа — киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта — ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.

Второй период связан с династией Романовых (1613—1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.

Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация — на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую.

Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

Вопрос 20

Наши рекомендации