Соотношение философии с религией, искусством и наукой

Учебное пособие

Подготовил А.В. Орехов

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Философия с момента своего возникновения, - а она стояла у истоков науки, - всегда занимала особое место в системе человеческих знаний. Это объясняется тем, что ядро философии составляет проблема места и роли человека в окружающем мире.

Какова основная задача философии? Объяснить в полном объеме и на всех уровнях, почему наша жизнь устроена именно так, а не иначе. И как же именно в своих глубинных взаимосвязях она устроена. Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.

Сегодня как никогда от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют философской культурой. Этим и объясняется непреходящая ценность философии, необходимость овладения ею для обретения будущим специалистом надежного ориентира в непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом обостряющихся глобальных проблем.

Философия - это ответы на главные вопросы Вашей жизни, и именно Вашей. Помочь в овладении основами философской культуры - таково назначение предлагаемого учебного пособия. Оно не претендует на раскрытие всего богатства и многообразия философских течений, направлений и проблем. Но оно поможет получить первоначальное представление о предмете философии и ее истории, о ее основной проблематике, о философском языке, о методах и категориях философии; позволит более полно и глубоко осмыслить состояние современного общества и его связей с природой, предоставит возможность заглянуть в будущее. Однако, все это справедливо лишь в том случае, если обращение к философии не будет случайным и единичным, от аттестации до аттестации, лишь тогда, когда интерес к философскому пониманию мира и его отдельных фрагментов приобретет постоянный характер.

Челябинск, 2017

Основы философии: учебное пособие по дисциплине / Подготовил преподаватель А.В. Орехов. Челябинск,ФГОУ СПО «Челябинский колледж информатики, информационных технологий и экономики», 2011.

Учебное пособие подготовлено на основе тематических планов и рабочих программ дисциплины «Основы философии», разработанных предметной (цикловой) комиссией гуманитарных дисциплин ФГОУ СПО «Челябинский колледж информатики, информационных технологий и экономики» в соответствии с ФГОС СПО по специальностям: 030912 Право и организация социального обеспечения, 072501 Дизайн (по отраслям), 080110 Банковское дело, 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 080118 Страховое дело (по отраслям), 100401 Туризм, 100701 Коммерция (по отраслям), 101101 Гостиничный сервис, 120714 Земельно-имущественные отношения, 230701 Прикладная информатика (по отраслям), 230401 Информационные системы (по отраслям), 230115 Программирование в компьютерных системах.

Пособие окажет помощь в самостоятельном изучении материала. Рекомендуется для очной и заочной форм обучения, а также для обучения по сокращенной форме обучения на базе ВПО, СПО.

Учебное пособие рассмотрено и одобрено на заседании Методического Совета ФГОУ СПО «Челябинский колледж информатики, информационных технологий и экономики»

Рецензенты:Пашинцев Е.В., кандидат философских наук, зав. кафедрой философии ФГОУ ВПО «Челябинский институт путей сообщения»

Майер Н.А., преподаватель ФГОУ СПО «Челябинский колледж информатики, информационных технологий и экономики»

Технический редактор:В.Р. Ананин.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Раздел I. Роль философии в жизни человека и общества. Основные этапы формирования философской картины мира. 3

Тема 1.1 Философская картина мира. Сущность, структура и значение философии как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста. 3

Тема 1.2 Древневосточная философия. 7

Тема 1.3. Философия Античности. 12

Тема 1.4. Философия Средних веков. 18

Тема 1.5. Философия Нового и новейшего времени. 21

Тема 1.6. Русская философия. 28

Раздел II. Философское осмысление природы и человека, сознания и познания. 32

Тема 2.1. Основные категории и понятия философии. Основы философского учения о бытии. 32

Тема 2.2. Материя. 35

Тема 2.3. Духовный мир (сознание). 37

Тема 2.4. Учение о познании (гносеология). Сущность процесса познания. 41

Раздел III. Основные ценности человеческого бытия. 47

Тема 3.1. Аксиология (теория ценностей). 47

Тема 3.2 Философская антропология. Личность и условия ее формирования. 52

Тема 3.3. Свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, смысл жизни и другие ценности человеческого бытия. 57

Раздел IV. Духовная и социальная жизнь человека. 62

Тема 4.1. Философия и культура. 62

Тема 4.2. Философия и основы научной картины мира. 65

Тема 4.3. Философия и основы религиозной картины мира. 70

Тема 4.4. Социальная философия (философия общества). 72

Тема 4.5 Философия и глобальные социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. 77

Раздел I. Роль философии в жизни человека и общества. Основные этапы формирования философской картины мира

В результате изучения раздела «Роль философии в жизни человека и общества. Основные идеи истории мировой философии» обучающийся должен уметь:

- прослеживать влияние философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли;

- соотносить их с актуальными проблемами современности.

В результате изучения раздела «Роль философии в жизни человека и общества. Основные идеи истории мировой философии» обучающийся должен знать:

- наиболее выдающихся философов и основные идеи, появлявшиеся в истории философии;

- смысл и значение той или иной эпохи развития философии.

Тема 1.1 Философская картина мира. Сущность, структура и значение философии как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста

Краткое содержание: Философия и ее основные разделы. Философская картина мира. Соотношение философии с религией, искусством и наукой. Основной вопрос философии. Функции философии.

Соотношение философии с религией, искусством и наукой - student2.ru Философия и ее основные разделы

Философия (греч. phileo - любовь, sophia - мудрость) зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был известный древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил древнегреческий философ Платон.

Философия включает в себя следующие основные разделы:

· онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытии;

· гносеология(греч. gnosis - знание) - учение о познании;

· логика (греч. «искусство рассуждения») - наука о законах мышления;

· этика (греч. ethos - нрав, обычай)- учение о морали;

· эстетика (греч. aisthetikos - чувственный) - учение о прекрасном в жизни и искусстве;

· аксиология(греч. axia - ценность) - теория ценностей;

· социальная философия(лат. socius - общественный) - учение о законах развития общества;

· история философии - учение о развитии философского знания.

Такое деление носит условный характер: все эти разделы тесно переплетаются друг с другом.

Философская картина мира

Картина мира - целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер. Выделяют обыденную (повседневную), религиозную, научную и философскую картины мира. Картине мира очень близко понятие мировоззрение. Мировоззрение- целостный взгляд на мир и место человека в нем. Различие между ними в том, что картина мира претендует на объективность, а мировоззрение всегда субъективно. Мировоззрение указывает не на мир сам по себе, а на наше отношение к нему. Наиболее распространенный взгляд на философию: во-первых, как на тип мировоззрения, а во-вторых, как на науку. Исторически выделяются четыре формы ми­ровоззрения:обыденное мировоззрение, мифология, религия и философия.

Ü Обыденное мировоззрение является первоисточником всех других типов. Оно основано на жизненном опыте человека и служит ему ориентиром в повседневной деятельности.

Ü Мифология (греч. mythos) - древнейшее мировоззре­ние, основанное на фантасти­ческом, эмоционально-образном отношении к миру. Как правило, мифы пытаются дать ответна вопросы о происхождении Вселенной, Земли и человека; опричинах природных явлений; о жизни, судьбе и смерти человека; о чести, долге и морали. Характерными чертами мифаявляются:

• очеловечивание природы, когда неизвестное и опасное сводится к близкому и понятному. Любое явление природы - результат действий духов и божеств, которые так похожи поведением на человека, а значит, их можно задобрить дарами и молитвами;

• слитность с природой: человек и природа - единое целое, древнее сознание не отделяло душу от тела, мысль от чувства, человека от остального сообщества.

• практическая направленность на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.)

Ü Религия(лат. religio - святость)- мировоззрение, основанная на вере в сверхъестественное. Религия зарождается в мифологии, сменяя ее. Религия исследует те же вопросы, что и миф.

Ü Чем же тогда вообще отличается мифология от религии?

· Своей основой - верой в сверхъестественное. В мифологии такого понятия вообще не было: духи, русалки, божества молнии или сна для древних людей были вполне реальны. К этапу возникновения религии человечество уже понимало, что есть норма (естественное), а есть чудо (сверхъестественное) как нарушение этой нормы, выходящее за рамки привычного и повседневного.

· Для религии важнейшая задача - разработка моральных норм человека как пути единения с богом. А в мифе мир духовный никогда не отделялся от мира материального (греческие божества жили в том же мире, что и человек, и соблюдением моральных норм себя не обременяли).

· Для религии характерен больший догматизм. Догма (греч. dogma - решение, мнение) - положение, принимаемое за непреложную истину без всяких доказательств.

Ü Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• опирается не только на эмоции и чувства, а прежде всего на доказательства и логику;

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философияпредставляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение в ходе исторического развития прошла три основных стадии своей эволюции:космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм.

Космоцентризм - типфилософского мировоззрения, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Дре­вней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы - Бога (преобладал в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового времени, современные философские школы).

В современном мире существуют все типы мировоззрения, они тесно связаны между собой.

Основной вопрос философии

У основного вопроса философии две стороны: вопрос о первичности и вопрос о познаваемости. Тот или иной ответ на этот вопрос определяет специфику различных философских направлений и школ. При решении первой стороны основного вопроса философы разделились на два больших противоположных во взглядах лагеря - идеалистов и материалистов.

Существует три варианта решения первой стороны основного вопроса философии:

· Бытие, внешний мир, вещи и т. д. - реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания (и вообще от любого сознания, духа), первичное по отношению к нему. Это - материализм.

· Внешний мир, вещи и т.д. существуют благодаря сознанию человека, являются продуктом его деятельности. Этот взгляд подразумевает субъективный идеализм.

· Внешний мир, вещи и т. д., а также наше сознание существуют благодаря какому-то высшему, духовному началу (мировой разум, мировая Воля, Бог). Это - объективный идеализм.

И материализм, и идеализм - это монистические философские учения. Но кроме монистической философии существуют дуалистические концепции. Примером дуализма может служить учение Рене Декарта (1596-1650),который считал, что материя и сознание являются независимыми друг от друга равноправными и взаимосвязанными сторонами реальности.

В связи со второй стороной основного вопроса философии, вопроса о познаваемости мира, также существуют различные точки зрения. Большинство философов, да и обычных людей, отвечают на этот вопрос утвердительно.

Соотношение философии с религией, искусством и наукой - student2.ru Для позиции этого большинства исторически не сложился общеупотребительный термин, мы будем называть эту точку зрения гносеологическим оптимизмом. Но есть группа философов, которые оспаривают возможность достоверного познания мира. Это - агностицизм.

Функции философии

Специфику философии нельзя раскрыть достаточно полно, не затрагивая вопроса о ее функциях:

Ü мировоззренческая - рисует целостную и широкую картину мира;

Ü методологическая - вырабатывает принципы и способы освоения действительности;

Ü прогностическая - формулирует гипотезы о тенденциях развития человека и мира;

Ü аксиологическая - обосновывает значение духовных ценностей (добра, красоты и т.д.);

Ü социальная - охватывает различные стороны общественной жизни;

Ü общекультурная -является показателем уровня образованности и культуры;

Ü интегрирующая -систематизирует данные частных наук, является общей «наукой наук»;

Ü критическая -критикует устаревшие нормы ; формирует недогматическое мышление.

Все функции философии тесно связаны между собой и только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого существования, о наиболее общих характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях.

Философия помогает ясно судить о том, что происходит вокруг в природе, в обществе и в сознании людей.Философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия состоит из разделов, основными из которых являются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, аксиология, социальная философия и история философии. Философия как мировоззрение прошла три основных стадии своей эволюции:космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм. У основного вопроса философии две стороны: вопрос об отношении бытия и сознания и вопрос о познаваемости мира. Философия выполняет ряд важных функций, основными из которых являютсямировоззренческая, методологическая, прогностическая, аксиологическая, социальная, общекультурная, интегрирующая и критическая.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Нужна ли философия обществу? А лично Вам? Прокомментируйте свою точку зрения.

2. Чем различаются между собой религиозное и мифологическое мировоззрения?

3. Что такое философское мировоззрение? Чем отличается оно от других исторических форм мировоззрения?

4. Сводима ли философия к науке?

5. В чем состоит основной вопрос философии?

6. Перечислите основные функции философии. Какие еще функции можно добавить к этому списку? Обоснуйте свой ответ.

Тема 1.2 Древневосточная философия

Краткое содержание: Философия Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии. Буддизм. Философия Древнего Китая. Основные этапы развития китайской философии. Конфуцианство. Даосизм. Легизм.

Философия Древней Индии

В древнеиндийской цивилизации сформирова­лось несколько оригинальных и тщательно разработанных фи­лософских систем. Их фундаментом во многом являются «Ве­ды»(в переводе с санскрита - «знания») - сборники древних религиозных текстов, складывавшихся с начала III тысячеле­тия до н.э. Философская часть «Вед» называется «Упанишады» (санскр. - «сидеть у ног учителя»). Многие понятия, важные для понимания индийской философии, формировались под влиянием «Упанишад». Приведем некоторые из них:

· сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни; учение о реинкарнации, т.е. переселении души из тела в тело;

· карма- закон воздаяния;предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравст­венного развития - мокши. (Для этого душа может пройти много земных жизней.)

· ахимса- единство всех форм жизни на земле (человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда никому, отказ от убийства.

Общим для большинства древнеиндийских философских школ было также представление о том, что земная жизнь на­полнена страданием. Поскольку существует сансара, страда­ния будут продолжаться вечно, если не будет найден путь из­бавления от них. Соответственно поиск такого пути был ко­нечной целью каждой философской теории.

Древнеиндийские философские школы обычно подразде­ляют на две группы в зависимости от их отношения к «Ведам». Каждая школа предлагает свой путь избавления от страда­ний.

Древнеиндийские философские школы
Ортодоксальные (признающие авторитет «Вед») Неортодоксальные ( не признающие авторитет «Вед»)
веданта йога вайшешика ньяя миманса санкхья локаята (чарвака) джайнизм буддизм

Ортодоксальные школы опираются на традиции «Вед»:

· веданта(санскр.- «завершение «Вед»)предлагает тщательно изучать тексты «Вед», поскольку в них уже «даны ответы на все вопросы», а в случае непони­мания она советует обратиться к гуру (учителю), умеющему толковать непонятные места и выявлять скрытый в них смысл;

· йогадобавляет к этому систему физических и духовных упраж­нений, целью которых является освобождение от мира, полное отре­шение от боли и страданий;

· вайшешика (санскр. - «особенный») считает: для того чтобы избежать страданий, следу­ет принять действительность такой, какая она есть. Эта школа наиболее интеллектуальна - в ней разработаны общие катего­рии познания и бытия, правила логики, учение об атомах.

· ньяя (санскр. - «правило») близка вайшешике. Мир существует независимо от сознания, и без его правильного познания нельзя добиться освобождения человека от желаний и страстей Освобождение, мокша - это свобода от оков тела и чувств.

· миманса (санскр.- «размышление»), как и веданта, главное внимание уделяет защите и оправданию ведийских ритуалов, многие из которых становились с веками все непонятнее. Подлинным источником знания является слово, авторитет ведийского текста, не созданного человеком или божеством. Только соблюдение ведического ритуала вырабатывает энергию, которая так необходима для освобождения от страданий.

· санкхья(санскр. - «перечисление») стоит на позициях дуализма. Основной идеей этой школы является противопоставление двух вечных начал: пракрити (материи) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира. Человек может избавиться от земных страданий, освободив пуруши от пракрити.

Неортодоксальные школы предлагают более нетрадицион­ные способы освобождения от тягот и лишений жизни и обязательно связанного с этим страдания:

§ локаятастоит на позициях материализма,отрицает законы кармы, сансары, жизнь после смерти. Со страданием может справиться лишь удовольствие. Смерть неизбежна, а жизнь коротка, и надо успеть ею насладиться. Чарвака - более поздняя разновидность этой школы.

§ джайнизм, напротив, говорит, что тело - темница бессмертной души. Если душа стремится к благу, то тело - к греху. Путь из­бавления от тирании тела - аскетизм и ахимса;

§ буддизм- наиболее развитое в философском отношении уче­ние Древней Индии - видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны (нирвана (санскр. - «угасание») - блаженное небытие, идеальное состоя­ние, вечный покой; избавление от сансары и вечных страда­ний).

Буддизм основал Сиддхартха Гаутама (ок. 623-544 до н.э.), на­званный Буддой (т.е. достигшим просветления). Согласно легенде, он был сыном правителя небольшой области в северо-восточной Индии. Гаутама воспиты­вался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пре­делы дворца, он поочередно увидел старика, больного и похоронную про­цессию. Осознав всю глубину страданий человека, Гаутама решил посвя­тить жизнь поиску истины. Он покинул дворец и 6 лет жил отшельником, пока не достиг просветления (стал Буддой). Всю оставшуюся жизнь он провел, проповедуя свое учение, которое с каждым годом приобретало все большее число сторонников, становилось все более и более популярным.

Будда полагал, что к избавлению от страданий - нирване - ведет «восьмеричный путь». У этого пути есть несколько обязательных этапов:

· праведное знание есть знание «четырех истин»: 1) жизнь - это стра­дание; 2) причина страданий - наши желания; 3) прекращение страданий есть подавление желаний; 4) страдания уменьшают­ся, если во всем и всегда следовать «восьмеричному пути»;

· праведное отношение есть понимание того, что нужно отре­шиться от суеты окружающего мира и со всей строгостью следовать путем, предначертанным Буддой;

· праведная речь есть отрешение от ложных мнений и неточных слов;

· праведное поведение есть неуклонное и беспрекословное подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкого­ля и наркотиков»;

· праведное занятие - это образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом;

· праведное усилие есть упорная и постоянная борьба с соблазнами;

· праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний;

· праведное сосредоточение есть духовное самопогружение.

Считалось, что человек, точно исполняющий все предписания, мог достичь вечного блаженства, вырвавшись из круга сансары, и больше не возрождаться для земной жизни и постоянно сопутствующих ей нескончаемых человеческих страданий.

Из знакомства с «восьмеричным путем», который пред­ставляет собой серию конкретных шагов к спасению, ясно, что буддизм есть прежде всего практическая философия, отда­ющая предпочтение поступкам и действиям, а не рассуждени­ям и теориям. Главное - указать путь для спасения человека и избавления его от страданий, а не размышлять о причинах и основаниях бытия.

Таким образом, в древнеиндийской философии пред­ставлено поразительное многообразие различных систем и оригинальных идей, обращение к которым привело к значи­тельному обогащению мировой философской мысли. Евро­пейская философия в последние столетия все чаще обращается к идеям вселенского страдания и ненасилия, духовного само­погружения и самосовершенствования, каждый раз раскрывая новые грани их рассмотрения.

Философия Древнего Китая

Основные этапы развития китайской философии

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

Этапы развития китайской философии Основное содержание этапа
VII в. до н. э. - III в. н. э. Зарождение и становление древнейших национальных философских школ
III - XIX вв. н. э Проникновение в Китай из Индии буд­дизма (IIIв. н. э.) и его влияние на национальные философ­ские школы
ХХ в. н. э. - современный этап Постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской фи­лософии достижениями европейской и мировой философии

Поворотной эпохой в развитии Древнего Китая стало первое тысячелетие до нашей эры. На фоне накопленно­го к этому времени обществом опыта мифология, ранее пре­тендовавшая на объяснение законов мироздания, обнаружила свою ограниченность. Выход из сложившегося тупика призва­на была найти формирующаяся философия. Наиболее влиятельными национальными философскими учениямив Китае являлись даосизм, конфуцианство и легизм.

Даосизм- древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Ли Эр (604 г. - VI вв. до н. э.), более известный под именем Лао Цзы («Старый Учитель»). Его cчитают автором книги «Даодэцзин» («Учение о Дао и Дэ», или «Книга о пути и силе»).

Основными понятиями даосизма являются Даои Дэ.

Дао имеет два значения:

· путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный закон существования мира;

· первоначало, от которого произошел весь мир, энергетически емкая пустота.

Соотношение философии с религией, искусством и наукой - student2.ru Дао - естественный ход вещей, судьба всего в мире. Однако эта судьба понимается специфически - не как жесткая предопре­деленность, а как вечное движение и изменение.

Дэ - энергия, исходящая свыше, благодаря ко­торой первоначало Дао преобразовалось в окружающий мир.

Соотношение философии с религией, искусством и наукой - student2.ru В китайской философии все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

Для даосизма судьба - переход всего в свою противополож­ность, чередование темных и светлых полос, инь и ян. Графи­ческий символ инь-ян - круг, разделенный на две равные час­ти, взаимопроникающие друг в друга. Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство. Без тьмы нет света, без света нет тьмы; человеком называют и мужчину, и женщину. Взаимодейст­вие двух начал рождает движение, развитие.

Основные идеидаосизма:

· все в мире взаимосвязано и развивается согласно Дао - естественному пути всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян все находится в посто­янном изменении;

· мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, поэтому вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу. Нельзя пытаться управлять высшими законами при­роды (принцип у-вей);

· особа императора священна, только он имеет духов­ный контакт с богами и высшими силами;

· цель человека - гармоничное слияние с природой, согласие с ок­ружающим миром, приносящее удовлетворение и покой; путь к счастью, познанию истины - освобождение от жела­ний и страстей;

· развитие общества и цивилизации ведет человека к замене ес­тественного искусственным, к дисгармонии с миром. Следствие разрыва связей с природой - хаос, бунты и войны. Необ­ходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе.

Конфуцианство основал Кун Фу Цзы (551-479 до н.э.), считается одним из величайших мудрецов древности и, несомненно, самым известным и влиятельным китайским философом. В европейской тра­диции его имя звучит как Конфуций.Ученики Кун Фу Цзы, записав мысли, изречения и воспо­минания философа, составили книгу «Лунь-юй» («Беседы и су­ждения»). В этой работе изложены следующие основные идеи:

· человек не рождается злым, но в течение жизни он ожесточает­ся. Портит его дурное воспитание. Следовательно, для того чтобы зло не проникло в душу, необходимо правильное воспи­тание;

· древность - идеальная эпоха благородных людей. Поэто­му правильным будет воспитание в духе древних традиций;

· традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если че­ловек будет строго соблюдать все правила этикета («ли»), то в его поведе­нии не окажется места для конфликтов и зла.

· Человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следо­вательно, благовоспитанность связана с почитанием предков; живым воплощением древних традиций являются родители и старшие люди.

· Представители конфуцианства выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управ­ления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям.

· согласно Кун Фу Цзы, важно «не делать другим, чего не жела­ешь себе». В поведении необходимы взаимность и любовь к другим - «жень»;

· исполнение всех требований, изложенных выше, ведет челове­ка по пути совершенствования. Цель этого пути - превраще­ние человека в средоточие всех добродетелей - благородного мужа.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

Как вести себя в обществе? Учение Конфуциядает такие ответы: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;быть человечным.

Как управлять людьми? Большое внимание Конфуций уделяет вопросам, каким дол­жен быть начальник (руководитель) и подчиненный.

Руководитель долженобладать следующими качествами: подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; управлять на основе добродетели («бадао»); обладать необходимыми знаниями; верно служить стране, быть патриотом; обладать большими амбициями, ставить высокие цели; быть благородным; делать только добро государству и окружающим; предпочитать убеждение и личный пример принуждению; заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

В свою очередь, подчиненный должен: быть лояльным по отношению к руководителю; проявлять старание в работе; постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества. До середины ХХ века оно было официальной идеологией Китая.

Легизм (школа законников, или Фацзя) также являлся важным социальным учением Древнего Китая.Его основателя­ми были Шан Ян(390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй(288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле­гизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управ­лять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.Таким обра­зом, легизм - философия сильной государственной власти.

Основные принципы легизма:

· человек обладает изначально злой природой, а движущая сила его поступков - личные интересы;

· как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

· основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

· основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили законы;

· государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству);

· государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Идеи человечности (конфуцианство) и естественности (дао­сизм), подробно разработанные в китайской философии, ста­ли весомым и важным вкладом в мировую философскую мысль. Например, конфуцианство востребовано в философии воспитания, а идеи даосизма популярны в экологической фи­лософии последних десятилетий. Идеи легизма также имеют много сторонников, в том числе и в современной России.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Основой древнеиндийской философии являются древние священ­ные тексты - «Веды». В трактовке «Вед» жизнь есть череда реинкарнаций, наполненных страданием. Цель большинства философских школ - поиск пути избавления от страданий. Ведущей школой индийской философии является буддизм, предла­гающий практические предписания для достижения нирваны - бла­женного состояния отрешенности от жизненных страданий.

Китайская философия всецело подчи­нена духовно-нравственной проблематике, интересуясь в пер­вую очередь поведением человека и его внутренним миром. Цель даосизма - гармоничное слияние человека с природой,согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой. Цель философии конфуцианства - формирование «благородного мужа» - образованного, воспитанного, заботящегося об окружающих, вежливого и знающего тради­ции. Цель легизма - создание сильного централизованного правового государства.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Перечислите основные философские школы Древней Индии. Дайте краткую характеристику каждой из этих школ.

2. Укажите основные положения философии буддизма.

3. Каковы основные положения даосизма? Согласны ли вы с ними? Обоснуйте ваше мнение.

4. Назовите основные идеи Кун Фу Цзы. Выделите наиболее важные.

5. Актуальны ли философские идеи легизма для современной России?

Тема 1.3. Философия Античности

Краткое содержание: От мифа к Логосу. Причины появления древнегреческой философии. Этапы и периоды развития античной философии. Период становления античной фи

Наши рекомендации