Тема 5. Эстетические представления эпохи Средневековья
Основные принципы. Термин Средневековая эстетика употребляется в двух смыслах. В широком смысле средневековая эстетика представляет собой эстетику всех средневековых регионов, включая Западную Европу, византийскую эстетику, древнерусскую эстетику и прочие. В узком смысле, средневековая эстетика - это эстетика Западной Европы V - XIV веков. В последней выделяется два главных хронологических периода - раннесредневековый (V - X века) и позднесредневековый (XI - XIV века), а также два основных направления - философско-богословское и искусствоведческое. Для первого периода средневековой эстетики характерна охранительная позиция по отношению к античному наследию. В позднесредневековый период появляются специальные эстетические трактаты в составе больших философско-религиозных сводов (так называемых "сумм"), повышается теоретический интерес к эстетическим проблемам, что особенно характерно для мыслителей XII - XIII веков.
Большой хронологический период Средневековья на Западе соотносится с феодализмом, предполагавшим иерархическую структуру общества. Аналогичным становится представление о так называемой небесной иерархии, которая находит свое завершение в Боге. Природа оказывается видимым проявлением сверхчувственного начала (Бога). Представления об иерархичности носят символический характер. Отдельные видимые, чувственные явления воспринимаются лишь как символы "невидимого, невыразимого Бога". Мир мыслился как система, иерархия символов.
Религиозный характер Византийской эстетики основывался на эстетических идеях античности и ранней патристики. Патристическая эстетика Византии - начала складываться на основе греко-римской и библейской эстетик и в основном сформировалась в IV-VI вв. Идеалом ранневизантийской эстетики становится христианский Бог как источник «абсолютной красоты» и «собственно прекрасного». Византийцы сумели создать свою художественную систему, которая включала элементы культуры Древней Греции, Сирии, Древнего Египта. Появился своеобразный византийский стиль, связанный с новым христианским вероучением. В искусстве господствуют строгие правила и каноны, а красота материального мира рассматривается как отблеск неземной божественной красоты. Вершиной художественной культуры этого периода считаются храм св. Софии в Константинополе (532-537) и церковь Сан-Витале в Равенне (V-VII вв.).
Красота божественного и способ его постижения - основная идея средневековой эстетики. Выделяется три уровня красоты в трактатах Псевдо-Дионисия Ареопагита: абсолютная божественная красота; красота небесных существ; красота предметов материального мира. Божественный свет, выступает главной модификацией прекрасного. Основой этого учения стало евангельское предание о Фаворском свете, физическом и духовном, озарившем лицо Иисуса в момент преображения на горе Фавор. «Свет умный» нужен и человеку для узрения мысленных вещей и слияния со светом божества. Другая модификация прекрасного – цвет. Византийская эстетика выработала живописный канон, предполагавший символическое значение цвета: пурпурный цвет символизирует божественное; голубой и синий – трансцендентное, небесное; белый – святость; красный – жизнь, огонь, спасение и кровь Христову; золотой – свет. Особенностью византийской эстетики является ее символический характер. Поскольку Бога нельзя постичь человеческим разумом, можно приблизиться к нему через образ, символ. У того же Дионисия Ареопагита весь земной мир – это система символов, через которую просвечивает божество.
Живописный канон и символическое значение цвета. Символический характер Византийской эстетики. ВVIII-IХ вв. начинается новый этап в развитии патристической эстетики, связанный с острой полемикой между иконоборцами и иконопочитателями. Иконоборцы считали, что божественную природу Христа нельзя воплощать в изобразительном искусстве, а можно лишь намекнуть о его присутствии некоторыми знаками (например, крестом, виноградной лозой, цветами). Против иконоборцев выступил византийский отец церкви Иоанн Дамаскин (700-750).
В своем трактате «Три защитительных слова против отвергающих святые законы» средневековый богослов доказывает, что икону нужно понимать как идеально видимый облик первообраза. Поэтому, когда мы поклоняемся иконе, мы поклоняемся не только образу, а первообразу. Отношение к иконе стало и сущностью эстетической концепции Иоанна, в основе которой лежало образно-символическое понимание искусства. В IX в. иконопочитание было восстановлено, однако Византийское искусство становится все более условным, лаконичным и каноничным. Борьба иконоборцев и иконопочитателей сформулировала новые подходы к пониманию икон. Христианский богослов Иоанн Дамаскин выделил три главных аспекта иконопочитания: дидактический (икона – это книга для неграмотных); психологический (икона вдохновляет религиозные чувства); догматический (икона выступает документальным свидетельством о трансцендентной реальности, источником благодати). Икона, будучи признанная символом духовной реальности, позволяет созерцать сверхчувственные объекты. Религиозная эстетика Византии имела много общего с проникнутой христианством эстетикой европейского средневековья.
Главное эстетическое достижение искусства средневековья - формирование двух больших стилей: романского и готического. Романское искусство, стиль архитектуры и других отраслей искусства, возникший в Зап. Европы в Х веке. Термин «романский» (франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от лат. romanum - римский), появился в начале XIX века, когда историки и художники-романтики, открыв для себя искусство раннего средневековья заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую. Главная особенность романской эпохи - открытость внешним влияниям. Искусство готики XII – XIV вв.
В готическом искусстве сходились все нити интеллектуальной и духовной жизни эпохи. На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль - готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно.
Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя раннеготические церкви допускали широкое варьирование форм, при возведении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преимущества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов. Толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле, поэтому произошла настоящая революция. Отличительные хронотопные характеристики каждого стиля эпохи. Куртизанская эстетика позднего средневековья в Европе.