Образцы геометрической резьбы на анималистическую тему.

Активный процесс эстетического воспитания в труде ведет к формированию художественного вкуса, приобретению учащимися разнообразных профессиональных навыков.

Развивая зрительную память и воображение, приобретая практические навыки в рисунке, дети начинают эстетически оценивать окружающее.

Мы рассмотрели три вида декоративно-прикладного искусства. Любой из них может быть использован в процессе воспитания в школе. Не следует думать, что ребят можно увлечь только чеканкой, инкрустацией или резьбой. В практических занятиях могут быть с успехом применены деревянная мозаика, художественные токарные работы, роспись по дереву, занятия с сучками и корнями, декорирование изделий соломкой, изготовление игрушек, перегородчатая эмаль, филигрань и многие другие виды декоративно-прикладных работ. Художественное начало и производственный труд эстетически обогащают учащихся, приобщают их к художественному творчеству, пробуждают стремление преобразовать рядовые материалы в декоративные формы и образы. Это будет способствовать делу дальнейшего повышения культурного уровня, эстетического, нравственного и трудового воспитания советских людей.

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ,

ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В КНИГЕ

Абразивный порошок — шлифовальный порошок, состоящий из толченого стекла, наждака, окиси хрома и других веществ, определенной зернистости. В технологии чеканки абразивный порошок применяют для удаления патинирующих пленок с выпуклых участков изделия. Басменое тиснение (баема) — вид художественной обработки листового металла. Возник в России в X — XI вв. Если в чеканке рельеф появляется от многократных ударов чекана, при басменом тиснении его выполняют сначала на матрице (металлической доске толщиной 6 — 12 мм), а затем ударами деревянного молотка или под давлением в прессе переводят через свинцовую прослойку на тонкий металлический лист. С одной матрицы можно делать многократные оттиски. Бляшка — в технологии чеканки бляшкой называют металлическую листовую заготовку; в инкрустации это плоские элементы композиции, вырезанные из металла. Вколачивание — закрепление металлических элементов инкрустации в деревянной основе легкими ударами молоточка. Вощение (восковая отделка) — отделка деревянной поверхности восковыми мастиками, которые готовят обычно сами мастера. Дает мягкий, спокойный блеск, без резких бликующих пятен.

Мастику наносят на поверхность щетинной кистью или жесткой щеткой, тщательно втирая в поры дерева. Выдерживают около суток, а затем протирают поверхность кусочками фетра или грубого сукна. Чтобы закрепить непрочную восковую пленку, наносят один-два слоя лака. Вылащивать — выравнивать, выглаживать фон у чеканки чеканом-лощатником. Вычеканивать — специальными инструментами создавать рельеф на металлическом листе.

Декоративная фактура — материальные, осязаемые свойства поверхности. Используется как средство наибольшей выразительности в декоративно-прикладном искусстве. Может быть гладкой, рельефной, сверкающей, матовой и т. п.

Характер фактуры обусловлен декоративно-образными задачами, назначением изделия, особенностями материала, техникой и технологией исполнения. Державки — приспособления для закрепления режущего инструмента или детали во время обработки.

Дцфовка (выколотка) — прием работы с листовым металлом, выполняемый ударами молотка, в результате чего изделию придается необходимая форма. Домовый узор (домовая резьба) — украшение на деревянных строениях. Покрывают резьбой наличники, карнизы и другие архитектурные детали. Может быть ажурной (фон выпиливают). При глухой или барельефной резьбе узор выступает над углубленным фоном. Работу выполняют пилой, сверлом и крупными стамесками.

Канфарение рисунка — перевод подготовительного рисунка в чеканке с бумаги на металлическую заготовку (бляшку). В результате ударов чекана-канфарника о металл по контурам рисунка на бляшке остаются углубленные пунктирные линии. Канфаренный фон — поверхность дерева или металла, обработанная чеканом-кан-фарником, покрытая множеством углубленных точек.

Киянка — деревянный молоток, сделанный из твердых пород дерева: дуба, березы, бука. Размер и форма могут быть различными.

Клей животного происхождения — костный, мездровый, рыбий. Применяют для склеивания древесины. Композиция — структурное построение художественного произведения, соединение всех его компонентов в единое целое.

Контурная резьба — вырезывание линий различной ширины и глубины — прямых, циркульных и произвольной кривизны. Полученный орнамент напоминает линейный рисунок.

Круглопнльные станки — механизмы для продольного и поперечного раскроя древесины. Режущий инструмент представляет собой диск с зубьями по окружности.

Левкас — грунт деревянных изделий, предназначенный для окраски и позолоты. Состоит из слоя мела, замешенного на мездровом или костном клее. Линейный ритм — чередование или сопоставление линий композиции в контурной резьбе или инкрустации. Масла веретенное, швейное, трансформаторное — разновидности индустриальных масел. Находят применение в технологии чеканки. Веретенным и швейным протирают чеканные рельефы после патинирования или оксидирования, чтобы возвратить им металлический блеск. Трансформаторное охлаждает стальные инструменты при закалке.

Медная кислая ванна — водный раствор сернокислой меди (CuSO4) и серной кислоты (H2SO4). Количество сернокислой меди для электролита берут в пределах 130 — 160 г/л, а содержание серной кислоты — 30 — 35 г/л.

Монохромные узоры — узоры, составленные из оттенков одного цвета. Мотив типа розетки — узор в виде стилизованного цветка. Издавна широко применяют в декоративном искусстве. Муфельная печь (муфель) — нагревательный прибор, сделанный из огнеупорной массы и заключенный в металлический кожух. Внутри имеется камера для обжига. Электрические муфели можно использовать для закалки, отпуска и отжига стали при изготовлении инструментов. Температура в муфельной печи регулируется и может достигать 1000° С. Натартоваться или получить наклеп — мягкий металл в процессе механической обработки под ударом чеканов превращается в жесткий, хрупкий, ломкий. Наклеп снимается в результате отжига металла. Напильник — стальной брусок определенного профиля, на котором нанесена насечка в виде зубьев. По их количеству на 10 мм напильники подразделяются на драчевые, личные и бархатные. При обработке изделий декоративно-прикладного характера применяют напильники с числом насечек 13 — 22 и 25 — 50 (личные и бархатные).

Наплывы-капы — один из пороков древесины. Своеобразный шаровидный нарост на стволе или корнях (капо-корень) различных деревьев. Благодаря необычному строению, наибольшей красотой отличаются наплывы грецкого ореха, вишни, клена, березы.

Насечка — украшение драгоценными и цветными металлами различных изделий, б кружковой работе с учащимися широко применяют насечку медью, латунью, бронзой, мельхиором по дереву.

Насмолка — закрепление на смоле металлической пластинки (бляшки) перед выполнением чеканного рельефа.

Ножевой вал — деталь строгального станка (фуговального, рейсмусового). Представляет собой стальной вал с закрепленными на нем 2 — 4 тонкими ножами. Вал вращается от электродвигателя. Нож-резец (нож-резак, нож-косячок, сапожный нож) — основной инструмент для исполнения контурной или трехгранно-выемчатой (геометрической) резьбы. Может быть широким или узким, в виде плоской стамески с ручкой или скошенной стальной пластины.

Оброй (оброниое гравирование) — декоративный рельеф на металле, выполненный специальными зубилами-штихелями (стальными резцами).

Оксидирование — образование на металлической поверхности окисей и закисей металла в процессе химических реакций. Оселок — мелкозернистый брусок естественного или искусственного происхождения, применяемый для правки заточенных режущих инструментов. Отбеливание — удаление с поверхности чеканки (или заготовки) случайных цветовых наслоений в слабых растворах соляной или серной кислот. Отбортовать — отогнуть края металлического листа (бляшки) перед насмолкой, для того чтобы прочнее закрепить на вязкой основе (смоле), а также для придания жесткости изготовленной чеканке. Отжиг применяют в чеканке для снижения жесткости и повышения пластичности металлического листа. Металл нагревают до определенной температуры, выдерживают и затем медленно охлаждают. Отпуск стали — конечная операция термической обработки закаленных сталей. Повышает вязкость металла при сохранении прочности.

Пасты ГОИ — полировочные пасты. Названы по первым буквам Государственного оптического института, разработавшего их рецепты. Существуют три вида пасты: грубая, средняя, тонкая. Все они пригодны для полировки чеканной поверхности. Имеют зеленоватый оттенок. Выпускают в виде брусков длиной 50 — 100 мм. поперечным сечением 20x20 — 35X35 мм. Для нужд школьного кружка такую пасту можно получить от шефов металлообрабатывающего предприятия. Патина — налет различных цветовых оттенков на произведениях декоративно-прикладного искусства, а также скульптурах, выполненных из цветных металлов и их сплавов.

Патинирование — процесс образования на поверхности металла сернистых или хлористых соединений.

Перегородчатая аиаль — один из видов декоративно-прикладного искусства. На металлическом изделии выкладывают узор тонкими узкими пластинками металла. Они устанавливаются вертикально и служат перегородками для эмалей (стекловидного легкоплавкого вещества различного цвета), которые закладываются в порошкообразном состоянии и затем расплавляются. Древние русские мастера владели в совершенстве этим искусством уже в X — XII вв.

Перовое сверло (перка) — инструмент для сверления круглых отверстий. Перки бывают ложечные и центровые (для сверления отверстий большого диаметра). Центровая перка представляет собой стальной стержень с расширенной нижней (рабочей) частью, заканчивающейся в центре заостренным жалом. Рабочая часть имеет две кромки — одну направляющую, другую режущую. Сверло работает при вращении в одну сторону и образует отверстия с плоским дном. Используется в технике инкрустации для подготовки углубленных гнезд под металлические бляшки.

Пинцет монтировочный — небольшие пружинные щипцы, способные удержать мелкие предметы. Отличаются удлиненными рабочими пластинами (браншами) и твердой пружиной. С внутренней стороны снабжены рубчатой нарезкой, удерживающей скользкие предметы. Используются при паянии и отжиге чеканок и в других работах, связанных с операциями, опасными для рук.

Поднутрение — прием, создающий зрительный отрыв чеканного рельефа от плоского фона путем углубления контуров. Выполняется специальным чеканом-«са-пожком» или чеканом-расходником.

Подрезание — заключительная стадия плоскорельефной резьбы по дереву. Наколотые или надрезанные элементы извлекаются из деревянной плоскости ножом-резцом или стамеской. Порока древесины — отклонения от нормы в строении и внешнем виде древесины, снижающие возможности ее применения: свилеватость, косослой, завиток; не используются в инкрустации и резьбе.

Причелина — архитектурная деталь деревянном избы, представляющая собой доску (часто с прорезным домовым узором) на фасаде постройки, защищающую от влаги торцы кровли.

Пуансон — специальный инструмент для чеканки. По внешнему виду напоминает чекан, но имеет фигурную боевую часть. След от него может быть треугольным, напоминать листочки, звездочки и другие фигуры. В истории русской чеканки известны пуансонные рисунки в виде человеческого глаза, кисти руки. Разновидности чеканки: 1. Плоскостная — фон вокруг узора уплотненный, расплющенный. 2. Орнаментально-пуан-сонная — орнаменты на металле выполнены пуансоном. 3. Рельефная (объемная) — выполняется попеременно то с лицевой, то с оборотной стороны. Это позволяет получать высокорельефные изображения. Расходка по контурам — углубление контурных линий рисунка на металлической бляшке. Выполняется с помощью чекана-расходникя (обводного чекана). Резьба в Средней Аани:

— багдадн — древнейший вид узбекской резьбы по дереву. Представляет собой простые геометрические узоры, выполненные в трехгранно-выемчатой технике. Резьба богата светотеневыми аффектами. Применялась для украшения ворот, дверей и для отделки домашней утвари;

— гярнх — рисунок из сложнейших геометрических переплетений ломаных линий;

— ислнмя — плоскорельефная резьба из растительных узоров;

— паргорн — вид резьбы, распространенный в городах Коканде, Бухаре, Самарканде, Ташкенте. Изящный узоо, составленный нэ мелких элементов. Выразительность возникает от сочетания гладкого рельефа и фактурного точечного фона. Используется для декора столов, табуретов, шкатулок. В настоящее время этим видом резьбы в совершенстве владеет узбекский резчик Усто Кадырджан Хайдаров из Коканда.

Рейсмусовый ставок — станок, предназначенный для строгания досок, брусков, щитов по заданной толщине. Станки бывают односторонними (с одним ножевым валом) и двусторонними (с двумя ножевыми валами) для одновременной обработки двух плоскостей. Слесарные ножницы режут листовой металл толщиной до 1 мм. Бывают с прямыми и кривыми лезвиями. Кривые вырезают заготовки с фигурными очертаниями.

Стали У17, У8 применяются в декоративно-прикладном искусстве главным образом для изготовления специальных инструментов (чеканов, молотков, резцов, стамесок и т. д.). Буква «у» указывает на углеродистость. Цифра после буквы определяет содержимое углерода в десятых долях процента. Например, У7 обозначает углеродную инструментальную сталь с содержанием углерода 0,7%. Тонирование бумаги — окраска поверхности бумажного листа в тот или иной цвет. Торцовый нож-резец — инструмент для выполнения проколов под металлическую насечку в технике инкрустации дерева металлом. Представляет собой узкую стальную пластинку, вставленную одним концом в шаровидную ручку. Другой конец пластинки остро отточен. Травленый узор — узор на металле, полученный путем химического вытравления (например, азотной кислотой) углубленных участков.

Участок яасмолкн — место для разогревания смолы, закрепления на ней бляшки и снятия чеканки со смолы. Фаска — скошенный край бруска или листа.

Филигрань (скань) — техника создания изделий из скрученных металлических проволочек, чаще всего изогнутых, сплетающихся в сложный ювелирный узор. Филигранный узор может быть сквозным или напаянным на фон — гладкую металлическую пластинку.

Фрнэ — (здесь) плоская поверхность верхней части стены, вытянутая в ленту. Нередко представляет собой пояс рельефных изображений.

Фуганок — длинный рубанок (70 — 90 см), употребляемый для окончательного (отделочного) строгания прямолинейных деревянных плоскостей. Соприкасаясь всей длиной с обрабатываемым материалом, фуганок дает возможность получать ровные, строго прямолинейные поверхности, которые обыкновенным рубанком получить трудно.

Фуговальный станок применяется для строгания деревянных плоскостей. Станок состоит из чугунной станины, на которой расположены передняя и задняя плиты стола. Между ними от электродвигателя вращается вал с 2 — 4 тонкими ножами. Цвета побежалости — цвет окисных пленок при разогревания металлического изделия. Зная соответствие цветов температуре, можно зрительно определять границы нагревания.

Циркульный узор — композиционное сочетание различных окружностей, сопряженных дуг и круговых элементов. Создается с помощью циркуля. Чекан — продолговатый стальной стержень с особой заточкой нижней (боевой) части. Длина стержня колеблется от 120 до 180 мм.

Чеканка: 1. Процесс обработки металла с помощью специальных стальных инструментов — чеканов. 2. Произведение декоративно-прикладного искусства. Чернь: 1. Техника декорировки металлических изделий особым сплавом черного цвета. 2. Изделия, декорированные этой техникой, также называют чернью. Шеллаяная политура — состав, применяемый для полировки деревянной поверхности. В основе ее шеллак — природная смола тропических растений. Ее теплый охристый оттенок передается защитной пленке, покрывающей древесину. Шерхебель — инструмент, предназначенный для первоначальной обработки плоскости при строгании древесины. По внешнему виду напоминает рубанок. Отличие состоит в том, что колодка у шерхебеля несколько уже и режущая кромка ножа заовалена.

Электроэрозия — способ разрушения поверхности металла под действием разрядов. В месте пробоя искры возникает высокая температура (примерно 10000° С), расплавляющая и испаряющая металл. Используется как один из способов декоративной обработки металлов. Элементы трехгранно-выемчатой ревь-бы — треугольники, ромбы, змейка, ви-тейка, елочки, квадраты, соты, звездочки, сияния, розетки, чешуйки — элементы, из которых создается бесконечное разнообразие геометрических орнаментов трех-гоанно-выемчатой резьбы. Эпоксидная смола — полимерный, самотвердеющий при комнатной температуре материал. Используется нередко в качестве клея. При затвердевании накрепко сцепляет металл с деревом. Применяется для вклеивания деталей инкрустации в деревянную основу.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

В приведенном ниже списке литературы указаны источники, которые использовал автор в работе над книгой и которые помогут читателям углубить и расширить знания в различных областях, связанных с вопросами эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения.

В первом разделе дана основополагающая литература. Далее идут материалы по теме «Особенности рисунка и композиции в декоративно-прикладном искусстве».

Книги по истории и технологии чеканки и инкрустации дерева металлом представлены в третьем разделе.

Следующая группа статей и книг содержит материалы, связанные с искусством резьбы по дереву. Завершают список литературы источники, освещающие различные аспекты методической работы с учащимися в области народного и декоративно-прикладного искусства.

I

Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. Сб. Т. 1 — 2. М., «Искусство», 1967.

Ленин В. И. О литературе и искусстве. Сб. М„ «Искусство», 1967.

Брежнев Л. И. Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. Доклад XXV съезду КПСС 24 февраля 1976 года. М., Политиздат, 1976.

Постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов» от 14 августа 1968 года. Справочник партийного работника. Вып. 9. М., Политиздат, 1969.

Постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» от 17 декабря 1974 года. Справочник партийного работника. Вып. 15. М., Политиздат, 1975.

II

Арбат Ю. А. Красота вокруг нас. М., Госиздатместпром, 1962. Ванслов В. О декоративности. — «Творчество», 1972, № 7. Вяхи-Ильвес Л. Т. Декоративное рисование в школе. Л., Учпедгиз, 1960. Каган М. С. О прикладном искусстве. Л., «Художник РСФСР», 1961. Кильчевская Э. В. От изобразительности к орнаменту. М., «Наука», 1968. Русское декоративное искусство. Т. I — III. M., 1962 — 1963. Салтыков А. Б. Избранные труды. М., «Советский художник», 1962. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. М., «Просвещение», 1969. Художественные промыслы РСФСР. Справочник. М., «Легкая индустрия», 1973. Чекалов А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М., Изд-во Академии художеств СССР, 1962.

Эренгросс Б. Искусство вокруг нас. М., «Детская литература», 1968.

III

Джапаридзе А. С. Чтоб ожили стены. М., «Молодая гвардия», 1969. Ерлыкин Л. Послушный металл. М., «Детская литература», 1974. Кильчевская Э. В. Декоративное искусство аула Кубачи. М., Госиздатместпром, 1962.

Лапотышкин Н. М. В мире сплавов. М., «Просвещение», 1973.

Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., «Просвещение», 1974.

Магабели К. Ираклий Очиаури. М., «Советский художник», 1970.

Одноралов Н. В. Гальванотехника в декоративном искусстве. М., «Искусство», 1974.

Пивоварова Л. А, Техника безопасности при холодной обработке металлов. М., Машгиз, 1963.

Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство. М., «Наука», 1974.

Рыбаков Б. А. Ремесла Древней Руси. М, Изд-во АН СССР. 1948.

Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X — XIII веков. Л., «Аврора», 1971.

Савицкая В. Искусство советской Прибалтики в Москве. — «Декоративное искусство СССР», 1974, № 1.

Сергеев Г. Чеканка из меди. Ташкент, Госиздат УзССР, 1960.

Сту рме Б. Пластика металла. — «Декоративное искусство СССР», 1976, № 6.

Тедер Инге. Эстонский металл. — «Декоративное искусство СССР», 1970, № 5.

Технология металлов и конструкционные материалы. М., «Металлургия», 1973.

Флеров А. В. Технология художественной обработки металлов. М., «Высшая школа», 1968.

Холостенко Н. Украинская чеканка XVIII века. — «Декоративное искусство СССР», 1969, № 8.

Червонная С, БогданасК. Искусство Литвы. М., «Искусство», 1972.

Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. М., «Советский художник», 1971.

Чирков Д. Насечка. — «Юный техник», 1974, № 9.

Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тбилиси, «Сабчота Сакарт-вело», 1959.

IV

Аведова Н. Резное дерево. — «Декоративное искусство СССР», 1968, № 8.

Арбат Ю. Добрым людям на загляденье. М., «Детская литература», 1964.

Арбат Ю. Шесть золотых гнезд. М., «Московский рабочий», 1961.

Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., «Советский художник», 1968.

Будзан А. Ф. Резьба по дереву в западных областях Украины. Киев, Изд-во АПН УССР, 1960.

ДвойниковаЕ. С, ЛяминИ. В. Художественные работы по дереву. М., «Высшая школа», 1972.

Дерево ожило. Сб. В помощь кружкам «Умелые руки». М., «Молодая гвардия», 1964.

Динабургский В. Д. Деревья не умирают. Тула, Приокское кн. изд-во, 1974.

Елкин В. Дерево рассказывает сказки. М., «Просвещение», 1977.

Жегалова С. К. Русская народная живопись. М., «Просвещение», 1975.

Званцев М. П. Нижегородская резьба. М., «Искусство», 1969.

Званцев М. П. Заволжье. М., «Искусство», 1972.

КарниловичК. На берегах Невы. М. — Л., «Искусство», 1964.

Крейндлин Л. Н. Столярные работы. М., «Высшая школа», 1974.

Левин Л. П. Резьба по дереву. М., Коиз., 1957.

Лямин И. В. Вторая жизнь дерева. М., «Лесная промышленность», 1970.

Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная. М., «Детская литература». 1970.

О р л о в Д. М. Отделка столярных изделий. М., Гослесбумиздат, 1958.

Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий. М., «Высшая школа», 1973.

Разина Т. М. Русское народное творчество. М., «Изобразительное искусство». 1970.

Симеон И. И. Охрана труда в деревообрабатывающем производстве. М., Профиэ-дат, 1960.

Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М. — Л., «Academia», 1954.

Соколов В. И. Плоскорельефная резьба по дереву. М., 1955.

Стародубова В. Традиции русского дерева. — «Художник», 1974, № 2.

Я к о в л е в И. И., О р л о в а Ю. Д. Резьба по дереву. М., «Искусство», 1974.

V

А т у т о в П. Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М., «Педагогика», 1976.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском воарасте. М., «Просвещение», 1967.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., «Искусство», 1968.

Злобинский Б. М. Техника безопасности. М., Учпедгиз, 1960.

Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Учпедгиз, 1961.

Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., «Просвещение», 1977.

Кузин В. С. Психология. М., «Высшая школа», 1974.

Печерский М. С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих-четвертых классах. М., «Просвещение», 1970.

Полозова Т. Чувство прекрасного воспитывать с детства. — «Декоративное искусство СССР», 1962, № 5.

Сергеев А. И., Калошин А. И. Техника безопасности на уроках труда в восьмилетней школе. М., «Просвещение», 1972.

Трудовое политехническое обучение в средней школе. Под ред. К. А. Ивановича и Д. А. Эпштейна. М., «Педагогика», 1972.

Чага Л. О чувстве декоративности у детей. — «Декоративное искусство СССР», 1961, № 1.

Чебышева В. В. Психология трудового обучения. М., «Просвещение», 1969.

Шпикалова Т. Я. Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании детей. Сб. «Творчество юных». М., «Просвещение», 1973.

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., «Просвещение», 1974.

Шумяцкая Е. Дети-художники. — «Декоративное искусство СССР», 1962, № 9.

Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М., «Просвещение», 1966.

Наши рекомендации