Самое мощное и значительное событие в музыкальной культуре второй половины XIX века – деятельность композиторов творческого содружества «Могучая кучка».
Музыка второй половины XIX века
Вторая половина XIX века – пора яркого расцвета русской музыкальной культуры. Это время называют «Русским» Возрождением.
· В конце XVIII века только начала формироваться профессиональная композиторская школа.
· В первой половине XIX века русская классическая школа во главе со своим основоположником М.И. Глинкой утвердила свое значение не только в России, но и за ее пределами.
Во второй половине XIX века русская классическая школа стала одной из ведущих музыкальных культур, утвердив себя, как неотъемлемая часть европейского музыкального искусства.
Музыкальная жизнь России того периода значительно отличалась демократизацией:
v Музыка из придворных салонов и домашних кружков выходит на концертный простор;
v Появляются концертные организации, занимающиеся пропагандой музыкального искусства;
v Появляется множество концертных залов, театров, которые могут посещать самая разнообразная публика: студенты, интеллегенция, мелкие служащие.
1859 год – открытие Русского музыкального общества (РМО) в Петербурге по инициативе Антона Григорьевича Рубинштейна. Цель организации – знакомство широкой публики с произведениями западноевропейской и русской музыки. В 1860 г отделение РМО открылось в Москве, позднее – в других городах России.
1862 год – в России открыта первая консерватория в Петербурге. Ее директором стал А.Г. Рубинштейн.
1866 год – открытие консерватории в Москве, директором стал Николай Григорьевич Рубинштейн (брат А.Г. Рубинштейна).
1862 год – открытие Бесплатной музыкальной школы, инициатором выступил М.А. Балакирев. Ее цель – дать рядовому любителю музыки основные музыкально-теоретические сведения и навыки хорового пения, а также игры на оркестровых инструментах. Концерты школы стали центром пропаганды русских композиторов.
Самое мощное и значительное событие в музыкальной культуре второй половины XIX века – деятельность композиторов творческого содружества «Могучая кучка».
Кружок складывался в течение нескольких лет – 1856 – 1862 гг.Названия кружка были различны:
· Балакиревский кружок
· Новая русская школа
· «Пятерка» (так называли на Западе по количеству входящих в нее музыкантов)
· «Могучая кучка» - это название дал В. В. Стасов.
В состав «Могучей кучки» входили:
§ Милий Алексеевич Балакирев
§ Цезарь Антонович Кюи
§ Александр Порфирьевич Бородин
§ Модест Петрович Мусоргский
§ Николай Андреевич Римский – Корсаков
§ В. Стасов – идейный вдохновитель и наставник композиторов.
Основные идеи композиторов «Могучей кучки»:
§ Продолжение творческой линии М. Глинки, развитие национальной музыки;
§ Воплощение в музыке жизнь народа через события истории, образы поэтических сказок и былин, яркие картины быта. Балакиревцы развернули перед слушателем «океан русских людей, жизни, характеров, отношений»- В. Стасов.
§ Бережно относились к народному творчеству: собирали, изучали фольклор. В своих произведениях опирались на строй русской песни. Кроме того интересовались фольклором других народов, особенно восточной музыкой.
На момент знакомства с Балакиревым будущие музыканты были:
1856 г. – Ц. Кюи – военный инженер;
1857 г. – М. Мусоргский - офицер Преображенского полка;
1861 г. – Н. Римский – Корсаков – выпускник Морского офицерского корпуса;
1862 г. – А. Бородин – молодой ученый, профессор Медико-хирургической академии.
В эти годы русская музыка пользуется признанием за пределами России. Прославленный пианист Ференц Лист при встрече с А. Бородиным за границей признался ему: «Нам нужно Вас, русских…У Вас там живая жизненная струя; у вас будущность…».
Регулярные собрания кружка были своеобразной школой композиторского мастерства. Под руководством Балакирева здесь изучались произведения Глинки, Даргомыжского, Бетховена, Шуберта, Шумана. Глубокий аналитический ум Балакирева отмечал не только различные средства выразительности, но и связь каждого композитора со своей эпохой.
Такие занятия, утверждал Стасов, были «словно настоящие лекции, настоящий гимназический и университетский курс музыки. Кажется, никто из музыкантов не равнялся с Балакиревым по силе критического анализа и музыкальной анатомии».
Музыканты «Могучей кучки» обычно собирались в свободное от службы время у кого-либо из членов кружка. В этих собраниях принимали участие сестры Пургольд, которые впоследствии стали пропагандистами многих песен и романсов и оперных арий, созданных композиторами кружка.
В конце 70-х – начале 80-х годов Балакиревский кружок распался. Каждый композитор нашел свой путь в музыке, но тот опыт, который каждый получил в «Могучей кучке», явился основой для дальнейшего выдающегося творчества.