Цели и задачи учебной дисциплины. Основной целью дисциплины является представление развития теории изобразительного искусства и архитектуры на протяжении античности и XV – XX веков
Основной целью дисциплины является представление развития теории изобразительного искусства и архитектуры на протяжении античности и XV – XX веков. Курс предполагает обращение к ряду самых известных текстов этих периодов, касающихся следующих вопросов: сущность изобразительного искусства и архитектуры, специфика этих видов искусства, общие законы развития искусства, феномен художественного творчества, проблема восприятия и проблема научного исследования как «истории искусства», так и отдельных произведений.
Особое место в курсе занимает обсуждение такой типовой исследовательской задачи, сопоставляющей теорию и практику искусства как исследование творческого метода (художника, объединения, большой эпохи в развитии искусства).
Задачи дисциплины:
- изучение типичных для каждой изучаемой эпохи представлений о природе искусства и творчества;
- изучение типичных для каждой эпохи требований к профессиональному образованию художника;
- изучение типичного для каждой эпохи подхода к оценке мастерства художника и художественных достоинств произведения;
- ознакомление с основными сочинениями по теории искусства разных времени и деятельностью теоретиков искусства;
- освоение принципов исследования творческого метода (сопоставление целей творчества и их реализации в творческой работе)
Содержание учебной дисциплины (лекционная часть)
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Содержание раздела (темы) |
1. | Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса | Определение цели и задач курса. Краткий обзор содержания, основных терминов, а также литературы по курсу. Понятия: теория искусства, научное исследование искусства (искусствоведение), творческий метод. |
2. | Тема 2. Античное наследие и теории изобразительного искусства и архитектуры в эпоху Ренессанса | Античная литература об искусстве и средневековые руководства для художников как источники итальянских теоретиков. Структура и основное содержание «Десяти книг об архитектуре» Витрувия (нач. 1 в. н. э.). Теория архитектуры от Витрувия до А. Палладио. Природа как главная учительница художника: трактаты Л. Б. Альберти о живописи и скульптуре, записки Леонардо о живописи. Истолкование красоты в природе и искусстве. Художественная деятельность как комплекс наук (пластическая анатомия, учение о пропорциях, перспектива). Теоретические рассуждения об искусстве на Севере Европы: трактаты А. Дюрера. Первые опыты создания «истории искусства»: «Комментарии» Л. Гиберти (сер. XV в.), «Жизнеописания…» Дж. Вазари (1550), сочинения итальянских и североевропейских последователей Вазари. Эволюция итальянского искусства XIII – XVI веков по Дж. Вазари. Особенности взгляда на историю искусства и специфику североевропейских художественных школ в «Книге о художниках» К. Ван Мандера (1604). |
3. | Тема 3. Классицистические теории искусства и становление Академий (конец XVI - XVII век) | Общая характеристика теорий, а также художественной и архитектурной практики конца XVI – XVII века. Великие мастера прошлого как учителя современного художника. Абсолютное превосходство античных художников в области скульптуры. Основание Академий в Италии и Франции и вопросы художественного образования в конце XVI – XVII веке. Теория французского классицизма. Теоретики живописи французского происхождения: Н. Пуссен, Ш. Лебрен. Спор пуссенистов и рубенсистов о колорите. Письмо Н. Пуссена о «модусах» (1647). «Теория экспрессии» Ш. Лебрена (трактат «О методе изображения страстей» (1698). Иерархия жанров в живописи классицизма и специфика трактовки исторического жанра у классицистов. Взаимоотношения теории классицизма с идеалистической философией: «Идея живописца…», доклад Дж. П. Беллори в Академии св. Луки в Риме (1664) |
4. | Тема 4. Европа XVIII века. Развитие теории и истории искусства во Франции, Италии, Британии, России и германских странах | Общая характеристика европейского искусства и культуры в XVIII веке. Развитие «энциклопедического» подхода к изучению искусства и архитектуры: Ж.Б. Дюбо, Д. Дидро, немецкие историки второй половины XVIII века. Развитие археологии и антикварного дела в Италии и других странах Европы. Новая волна учреждений Академий художеств в Европе (Россия, Британия, страны Северной Европы). Теоретическая деятельность У.Хогарта и его полемика с Дж.Рейнольдсом о верности классицистических представлений об искусстве и пользе академического образования. «Анализ красоты У. Хогарта» (1753) и его критика европейскими авторами. Художественное образование и литература об искусстве в России второй половины XVIII – начала XIX века. |
5. | Тема 5. Деятельность И.И.Винкельмана и европейская культура второй половины XVIII века | Общая характеристика вклада И. И. Винкельмана (1717 – 1768) в становление искусствоведческой науки. Винкельман и обновление классицистического искусства во второй половине XVIII века. Винкельман и движение немецких грекофилов в последней трети XVIII – начале XIX века. Источники теоретических и исторических концепций Винкельмана. Роль А. Р. Менгса в сложении его взгляда на искусство Древней Греции. Основные сочинения Винкельмана («Мысли о подражании…» (1755), «История искусства древности» (1764)) и их проблематика. |
6. | Тема 6. Романтизм в Европе. Новый взгляд на искусство и художественное творчество. Развитие науки об искусстве в первой половине XIX века | Предромантическая и романтическая культура в Европе. Новое романтическое мировоззрение и его отношение к эстетическим проблемам. Полемика романтиков с неоклассицистами по поводу идеальных образцов в истории искусства. Проявление интереса к средневековой культуре и Ренессансу в художественной практике и научных исследованиях романтического периода. Уравнивание различных стилей и манер в их историческом и художественном значении. Теория стиля Г.Земпера в этом контексте (сер. XIX в.). Идеалистическая позиция немецких романтиков в отношении искусства. Понятия «вдохновение», «фантазия» и др. в европейском романтизме. Особое понимание роли искусства в общественной жизни (Франция, германские страны конца XVIII – первой трети XIX в.). Художник как идеолог. Идеологическое содержание архитектурных стилей и живописных манер. |
7. | Тема 7. Искусство и его изучение в Британии и во Франции второй половины XIX века | Общая характеристика развития искусства и его изучения во второй половине XIX века в Европе. Художественная практика и теории искусства как идеологическое оружие и попытки отказаться от этого взгляда - на примере британской литературы об искусстве (Дж. Рёскин, У. Моррис, У. Пэйтер). Основные сочинения Дж. Рёскина и характеристика его вклада в искусствоведение. Характеристика французского искусствоведения второй половины XIX века. Отношение французского искусствоведения к развитию исторической науки и социологии в Европе. И. Тэн о зависимости художника от географической и политической среды его эпохи (лекции 1860-х годов). Очерки об искусстве Э. Фромантена. |
8. | Тема 8. Немецкоязычные теоретики и историки искусства второй половины XIX – начала XX века. Традиция формального и стилистического анализа в искусствоведении | Общая характеристика деятельности исследователей искусства в Германии и Австрии второй половины XIX – начала XX века. Две основных тенденции: исторический метод изучения искусства и взгляд на историю искусства как на развитие художественных форм, происходящее вне зависимости от исторической ситуации. Изучение искусства и архитектуры Ренессанса и XVII века немецкоязычными авторами XIX столетия. Влияние исторической науки (В. Дильтей, Я. Буркхардт и другие авторы) на прогресс искусствоведения. Основные события в сложении формалистской традиции в искусствоведении от И. И. Винкельмана до авторов конца XIX века. А. Гильдебранд, А. Ригль, Г. Вёльфлин и другие об изучении формы как основном вопросе искусствоведения. Проблематика формалистского искусствоведения: законы развития художественной формы, вопрос о «смене стилей», роль формального анализа в интерпретации содержания произведения, проблема атрибуции по формальным признакам (знаточество XIX – начала XX в.). |
9. | Тема 9. Г. Вёльфлин. Методы исследования, система понятий, основные интересы в истории искусства | Вклад Г. Вёльфлина в искусствоведческую науку. Отношение концепций Вёльфлина к формальному методу исследования искусства и архитектуры, к психологическим интерпретациям искусства и развитию исторической науки. Вёльфлин и обсуждение проблемы стиля в изобразительном искусстве и архитектуре. Вопрос о трансформации стиля и формообразовании в архитектуре и искусстве. Понятие «классического» искусства и его особенности. Влияние ренессансных источников и литературы XVIII – XIX веков на теории Вёльфлина. Характеристика следующих исследований: «Ренессанс и барокко» (1888), «Классическое искусство» (1899), «Основные понятия истории искусства» (1915). |
10. | Тема 10. Взаимоотношения между художественной практикой и теориями искусства в конце XIX – первой половине XX века | Общая характеристика глобальных изменений в художественной и архитектурной практике конца XIX – первой половины XX века и значения современных им теорий искусства. Новые направления во французской живописи последней трети XIX – начала XX века и их теоретическая база. Французские живописцы о художественном творчестве. Развитие примитивизма, появление абстрактной живописи и другие важные события в европейском искусстве первых десятилетий XX века и полемика вокруг них (Франция, Германия и Россия). Попытки теоретического оформления новых направлений у художников. Новое видение профессионального художественного образования. Выступления российских художников в области теории искусства. Полемика вокруг авангардной живописи 1910-х годов в России. |
11. | Тема 11. Развитие теории искусства и искусствоведческой науки в Европе (первая половина XX века) | Теория и история искусства в первой половине XX века: основные направления и проблематика исследований, отношение к современной художественной и архитектурной практике. Расширение точек зрения на искусство и круга методов его изучения. Отношение искусствоведения первой половины XX века к исторической науке, социологии, классической филологии, психологии, исследованиям физиологии зрительного восприятия и другим отраслям научного знания. Философские аспекты искусствоведческой деятельности. М. Дворжак: взгляд на сущность изобразительного искусства и его развитие, источники Дворжака. Характеристика научной деятельности Э. Панофского: взгляд на изучение истории искусства и исследование отдельных произведений. Общие размышления М. Фридлендера об исследовании искусства в его книге «Об искусстве и знаточестве» (1946). |
12. | Тема 12. Г.Зедльмайр и его взгляд на общую теорию искусства | Очерк научной деятельности Г.Зедльмайра (1896 – 1984). Сборник теоретических статей «Искусство и истина» (1958). Критика искусствоведов-формалистов и критика взгляда на развитие искусства как на «историю духа». Проект идеальной науки об искусстве у Зедльмайра. Образцовые интерпретации произведений искусства. Зедльмайр как исследователь искусства и архитектуры XIX – XX веков: «Утрата середины» (1955) и другие исследования. Характерная для них оценка произведений современного искусства, современного художника и зрителя. |
13. | Тема 13. Особенности развития искусствоведения в СССР и России XX в. | Вклад в искусствоведение историков искусства и художественных критиков России дореволюционного периода. Научная и критическая периодика по вопросам искусства и архитектуры 1900-х — 1910-х годов. Основные особенности советского искусствоведения раннего периода: научные школы, интересы в области истории и теории искусства, предпочтение исторического, социологического и формального подхода в научном исследовании. Советское искусствоведение с середины XX в.: научные школы, основные сферы исследовательской работы, требования к научным публикациям, терминология, различные аспекты взаимодействия науки и государственной идеологии. Российское искусствоведение с начала 1990-х годов: «открытие» русского авангарда и расширение круга исследуемых историками искусства областей в связи с изменениями политической и идеологической ситуации. |
14. | Тема 14. Теоретическое исследование искусства во второй половине XX-го - начале XXI-го в. - основные мировые и российские тенденции | Художники-теоретики искусства XX-го - начала XXI-го вв. Теоретические публикации об искусстве у искусствоведов и специалистов смежных гуманитарных дисциплин. Взаимодействие искусствоведения с философией, эстетикой, социологией и другими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами, а также современными идеологиями. Формирование новых научных тенденций и исследовательских методов искусствоведения на базе этих связей, их достоинства и недостатки. Проблематика теоретических текстов русскоязычных авторов конца XX-го - начала XXI-го в. ( С. Даниэль, М. Алленов, В. Паперный, Б. Гройс, Б. Бернштейн, А. Раппапорт, В. Мириманов и др.) |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Арсланов В. Г. Западное искусствознание XX века. - М.: Академический проект, 2005. - 864 с.
2. Арсланов В. Г. История западного искусствознания XX века. - М.: Gaudeamus, 2003. - 768 с.
3. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс, 1994. - 528 с.
4. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб.: Издательство В. Шевчук, 2009. - 330 с.: ил.
5. История европейского искусствознания. - М., 1963 – 1969
6. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в семи томах. - М.: Искусство, 1965 – 1970
б) дополнительная литература:
1. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. - М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры. Том 1, 1935. - 392 с. Том 2, 1937. - 800 с.
2. Беллори Дж.П. Идея живописца, скульптора и архитектора… // Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. - СПб.: Андрей Наследников, 2002. - С. 209 - 222
3. Бернштейн Б. Пигмалион наизнанку. К истории становления мира искусства. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 256 с.
4. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 2001. - 544 с.
5. Буркхардт Я. Рубенс. - СПб.: Академический проект, 2000. - 240 с.
6. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. 5 книг. - М.: Терра, 1994. - 3340 с.: ил.
7. Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве. - М.: Искусство, 1977. - 264 с.
8. Ванеян С.С. Пустующий трон. Критическое искусствознание Ханса Зедльмайра. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.
9. Ван Мандер К. Книга о художниках. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 608 с.
10. Варбург А. Великое переселение образов. - СПб.: Азбука-Классика, 2008.- 416 с.
11. Вёльфлин Г. Классическое искусство. - СПб.: Алетейя, 1999. - 326 с.
12. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. - СПб.: Азбука- Классика, 2004. - 288 с: ил.
13. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 800 с.: ил.
14. Виньола Дж. да. Правило пяти ордеров архитектуры. - М.: Архитектура-С, 2005. - 168 с.
15. Витрувий Поллион Марк. Десять книг об архитектуре. - М.: КомКнига ,2011. - 320 с.
16. Воррингер В. Абстракция и одухотворение // Современная книга по эстетике. Антология. - М.: Иностранная литература, 1957. - С. 459 – 475
17. Гейнзе В. Ардингелло и блаженные острова. М. - Л.: Academia, 1935. - 596 с.
18. Гердер И. Г. Избранные сочинения. М. - Л.: Гослитиздат, 1959. - 392 с.
19. Гёте И. В. Об искусстве. - М.: Искусство, 1975. - 624 с.
20. Гёте И. В. Собрание сочинений. Том десятый: Об искусстве и литературе. М: Художественная литература, 1980. - 511 с.
21. Гиберти Л. Commentarii (Комментарии). - М.: Изогиз, 1938. - 104 с.
22. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. - СПб.: Алетейя, 2000. - 656 с.
23. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. - М., : Логос, 2011. - 144 с.
24. Гинзбург К. Мифы - эмблемы - приметы. Морфология и история. - М.: Новое издательство, 2004. - 348 с.: ил.
25. Даниэль С. М. Европейский классицизм. - СПб.: Азбука-Классика, 2003. - 304 с.
26. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. - М.: Искусство, 1986. - 200 с.
27. Дворжак М. История искусства как история духа. - СПб.: Академический проект, 2001. - 336 с.
28. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. В двух томах. Том 2. XVI век. - М.: Искусство, 1978. - 394 с.: ил.
29. Дидро Д. Салоны: в 2 т. - М.: Искусство, 1989. - Т. 1. - 267 с.: ил. - Т. 2. - 398 с.: ил.
30. Дидро Д. Собрание сочинений. Т. 6: Искусство. - М., 1946. - 640 с.: ил.
31. Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. - М.: Мысль. 1991. - 608 с.
32. Дюбо Ж. Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи. - М.: Искусство, 1976. - 768 с.
33. Дюрер А. Трактаты, дневники, письма. - СПб.: Азбука, 2000. - 704 с.: ил.
34. Зедльмайр Г. Искусство и истина. - СПб.: Axioma, 2000. - 276 с.
35. Земпер Г. Практическая эстетика. - М.: Искусство, 1970. - 320 с.
36. Золотов Ю. Пуссен. - М.: Искусство, 1988. - 376 с.: ил.
37. Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти. - СПб.: Алетейя, 2001. - 454 с.
38. Зубов В.П. Из истории мировой науки. Избранные труды 1921 — 1963. - СПб.: Алетейя, 2006. - 632 с.
39. Зубов В.П. Леонардо да Винчи. - М.: Наука, 2008. - 350 с.
40. История искусства зарубежных стран 17 — 18 веков / ред. В. И. Раздольская. - СПб.: Изд-во В. Шевчук, 2009. - 536 с.: ил.
41. Кандинский В. Избранные труды по теории искусства. В 2 томах. Том 1. 1901-1914. - М.: Гилея, 2008. - 432 с.: ил.
42. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2011. - 240 с.
43. Кантор А. М. , Кожина Е. Ф., Лившиц Н. А.и др. Малая история искусств. Искусство XVIII века. - М.: Искусство, 1977. - 376 с.: ил.
44. Коваленская Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. - М.: Искусство, 1964. - 703 с.: ил.
45. Лебедева Г. С. Новейший комментарий к трактату Витрувия "Десять книг об архитектуре". - М.: КомКнига, 2010. - 160 с.
46. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. - СПб.: Азбука-Классика, 2010. - 224 с.
47. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. - М.: Гослитиздат, 1957. - 519 с.
48. Мириманов В. Б. Императив стиля. - М.: Изд-во РГГУ, 2004. - 200 с.
49. Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. - М.: Искусство 1956. - 519 с.
50. Моррис У. Искусство и жизнь. - М.: Искусство, 1973. - 512 с.
51. Муратов П.П. Образы Италии. - М.: Сварог и К, 2005. - 464 с.
52. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. - М.: Архитектура, 2007. - 352 с.
53. Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. - СПб.: Андрей Наследников, 2002. - 240 с.
54. Панофски Э. Перспектива как «символическая форма». - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - 336 с.
55. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. - СПб.: Азбука- Классика, 2006. - 640 с.
56. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. - СПб.: Академический проект, 1999. - 400 с.
57. Паперный В. Культура два. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 408 с.
58. Петракова А. Е. История изобразительного искусства Древней Греции и Рима в отечественных трактатах второй половины XVIII — начала XIX вв. // Из истории архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сб. ст.: СПбГУКИ. - СПб.: СПбГУКИ, 2007. - С. 6 - 30
59. Пруст М. Памяти убитых церквей. - М.: Согласие, 1999. - 164 с.
60. [Пуссен Н.]. Письма Пуссена. М. – Л.: Искусство, 1939. - 208 с.
61. Пэйтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М.: Б.С.Г.- Пресс, 2006. - 400 с.
62. Раппапорт А. 99 писем о живописи. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 344 с.
63. Рёскин Дж. Законы Фиезоло. Истинные законы красоты. - Либроком, 2011. - 152 с.
64. Рёскин Дж. Искусство и действительность. - М.: Типография тов-ва И. Кушнарев и К, 1900. - 319 с.
65. Рёскин Дж. Камни Венеции. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 368 с.
66. Рёскин Дж. Лекции об искусстве. - М.: Б.С.Г.- Пресс, 2008.- 320 с.
67. Рёскин Дж. Прогулки по Флоренции. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 248 с.
68. Рёскин Дж. Семь светочей архитектуры. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 384 с.
69. Рёскин Дж. Современные художники: Общие принципы и правда в искусстве. - М.: Типография Товарищества А. И. Мамонтова, 1901. - 476 с.
70. Рубенс П.П. Письма. Документы. Суждения современников. - М. - Л.: Искусство,1977. - 480 с.: ил.
71. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века в 2-х томах. - М.: Искусство, 1985. - 1056 с.
72. Спор о древних и новых. - М.:Искусство, 1985. - 472 с.
73. Стендаль. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 6: История живописи в Италии. - М.: Правда, 1959. - 560 с.
74. Таруашвили Л.И. К вопросу о теории стиля: заметки нетеоретика. // Эпохи. Стили. Направления. Сб. ст.: РАХ. - М.: Памятники исторической мысли, 2007. - С. 25 – 51
75. Тик Л. Странствия Франца Штернбальда. - М.: Наука, 1987. - 360 с.
76. Тугендхольд Я. А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства: Избранные статьи и очерки. - М.: Советский художник, 1987. - 320 с.
77. Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996. - 352 с.
78. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М.: Советский художник, 1988. - 588 с.
79. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. - М.: Аст, 2009. - 320 с.
80. Форстер Г. Избранные произведения. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1960. - 632 с.
81. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. - СПб.: Классика искусствознания, 2001. - 206 с.
82. Фромантен Э. Старые мастера. - М.: Изобразительное искусство. 1996. – 280 с.
83. Фюзели Г. Афоризмы, относящиеся главным образом к изящным искусствам // Шестаков В. Генри Фюзели: Дневные мечты и ночные кошмары. - М., 2002. - С. 199 – 271
84. Херберт З. Варвар в саду. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. - 328 с.
85. Хогарт У. Анализ красоты. - Л.: Искусство, 1987. - 256 с.: ил.
86. [Челлини Б.].Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим. - М.: Зарубежная классика, 2002. - 544 с.
87. Ченнини Ч. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. - М.: БиблиоПолис, 2008. - 304 с.
88. Шапиро М. Стиль // Советское искусствознание. Вып. 24. 1988. - С. 385 – 429
89. Шеллинг Ф. Философия искусства. - М.: Мысль, 1999. - 608 с.
90. Шестаков В. П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 с.
91. Шестаков В. П. Эстетика Морриса и современность. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 256 с.
92. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. - М.: Искусство, 1983. - 926 с.
93. Эстетика Винкельмана и современность. Сб. ст.: РАХ. - М., НИИ теории и истории изобразительного искусства, 1994. - 244 с.
94. Эстетика немецких романтиков. Антология. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 576 с.
Словарь основных терминов
1. Теория искусства — донаучное и научное исследование общих вопросов искусства (архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусств) , творчества, вопросов художественного восприятия
2. Метод научного исследования — специальный подход к предмету исследования, нередко отличающийся определенным порядком научного анализа и терминологией. В гуманитарных науках отдельные методы работают, в основном, с отдельными аспектами изучаемого предмета и требуют комбинаций и согласования. Основные методы современного искусствоведения: исторический и формально-стилистический подходы, социологическое и семиотическое исследование искусства
3. Ренессанс — эпоха в истории культуры и искусства, у некоторых авторов определяемая как позднее средневековье. В истории итальянского искусства и архитектуры Ренессанс разделяют на периоды и датируют второй половиной XIII – XVI вв.
4. Трактат — традиционное, восходящее к римской античности название для научных сочинений, ставящих перед собой цель детального и всестороннего анализа отдельного предмета (например, «трактат о живописи»).
5. Манера — в современном искусствоведении и художественной критике — индивидуальные стилистические особенности работы того или иного мастера. В эпоху итальянского Ренессанса — также стиль больших исторических периодов или поколений художников (например, «манера древних»)
6. Учение о перспективе — один из разделов профессиональной подготовки художника и архитектора, предлагающий разные варианты изображения пространства на плоскости и особенно ценимый в эпоху Ренессанса
7. Учение о пропорциях - один из разделов профессиональной подготовки художника и архитектора, соприкасающийся с математикой и концепцией гармонии. В случае мастера изобразительного искусства — также с реальным натурным изучением человеческого тела.
8. Пластическая анатомия - один из разделов профессиональной подготовки художника-скульптора и живописца, изучающий поверхностную анатомию человека и отдельные аспекты моторики тела.
9. Стиль — одно из центральных понятий искусствоведения, относительное единство формальных законов искусства и архитектуры на протяжении какого-то временного периода, в ряде регионов и др. Кроме формальных аспектов, в определение отдельных стилей обычно включают устойчивую идейную специфику, устойчивые подходы к задачам художественной деятельности, определенные трактовки жанров и тому подобное. На всем протяжении развития теории искусства и искусствоведения стиль, его определение, вопрос о его возникновении и этапах эволюции — является одной из самых обсуждаемых и полемических тем.
10. Классицизм — стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, наиболее актуальный в XVII - XIX вв. Основной тезис классицистических программ — сохранение и развитие творческого метода греческой и римской античности, в том числе и при помощи специальной образовательной системы (см. Академия изящных искусств (художеств).
11. Колористическая традиция — техническое и метастилистическое явление в европейской живописи XVI - XXI вв. Опирается на способ изображения на плоскости, который в профессиональной подготовке художников называется работа пятном (в отличие от работы линией) и отталкивается от живописных экспериментов Тициана и других представителей венецианской школы Высокого и Позднего Ренессанса
12. Академия изящных искусств (художеств) — важнейший культурный институт эпохи классицизма, образовательный и исследовательский центр для художников и теоретиков искусства, а также учреждение, осуществляющее практическое взаимодействие между профессионалом-художником и властью. Образцовое учреждение — Королевская Академия изящных искусств в Париже (была основана в 1648 г.)
13. Теория выражения/экспрессии — одна из сфер наблюдения и изучения человеческого тела в области изобразительного искусства и художественной педагогики, исследующая преимущественно связь между эмоционально-физиологическими состояниями и мимикой. Вопросы теории выражения были в целом разрешены в XVI — XVII вв.
14. Идеализм — философские направления разных эпох, отталкивающиеся от рассуждений Платона о мире идей - пробразов объектов и ситуаций реального физического мира.
15. Рококо — стиль архитектуры и искусства в Европе XVIII в., первоначально появившийся в рамках придворной французской культуры.
16. Эпоха Просвещения — идейные направления в культуре ряда стран Европы второй половины XVIII в., направленные на социальные, моральные и иные реформы, связанные с усилением социальной и культурной роли европейской буржуазии
17. Живописцы эпохи Просвещения — ряд французских художников, в творчестве которых воплотились идеи французских и европейских просветителей — с точки зрения выбора сюжета, интереса к определенным жанрам или их трактовкам, формальной ориентации на искусство Голландии XVII в. и тому подобное. Основные представители: Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Грёз.
18. Неоклассицизм в изобразительном искусстве — первоначально: отклик на пересмотр и переоценку античности в археологии и теории искусства XVIII в., который привел к изменению работы с пропорциями и мимикой человеческого тела, новому отношению к жанру исторической картины и др. Характерные представители: А. Р. Менгс, Ж. М. Вьен, А. Кауфман, А. Канова.
19. Романтизм - эпоха в культурной истории Европы (конец XVIII — первая треть XIX в.), связанная с окончательным переходом от аристократической культуры к буржуазной.
20. Историзм — один из аспектов романтической культуры, научное изучение и творческое художественное переосмысление всего спектра культурных событий всемирной истории, прежде всего, стилей (архитектуры, искусства, литературы и др.).
21. Философия искусства — термин, обычно обозначающий рассуждение о вопросах искусства и творчества, предпринятое с философских позиций. Например, «Философия искусства» Шеллинга — случай идеалистической интерпретации целей и задач художника. Наоборот, у И. Тэна «философия искусства» - условный термин, появление которого связано с неустойчивой научной терминологией, и концепция этого автора не имеет отношения к каким-либо философским учениям.
22. Искусствоведческий очерк — форма искусствоведческого текста, нацеленная на задачу популяризации каких-либо художественных явлений или доступного изложения научной проблемы, профессиональной дискуссии. Аналитические аспекты при этом могут присутствовать в изложении, однако автор очерка опускает строгую аргументацию своей позиции, позволяет себе субъективные и эмоциональные высказывания и др. Становление этой формы связано с деятельностью Дж. Рёскина (например, «Прогулки по Флоренции»). Одно из важнейших требований к очерку — литературные достоинства изложения
23. Проблема формы — одна из ключевых проблем теории искусства, комплекс вопросов, связанных с формообразованием в природе и искусстве, визуальной красотой, зрительным и художественным восприятием, коммуникативными возможностями различных видов визуальных искусств. В интерпретации многих авторов «проблема формы» включает в себя также обсуждение всей проблематики стиля. Само выражение становится актуальным во время развития формализма в немецкоязычном искусствоведении конца XIX — начала XX века (например, книга А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве»).
24. Формализм в искусствоведении — течение первоначально в немецкоязычном искусствоведении конца XIX — начала XX века, сосредоточенное на вопросах стиля, формообразования, зрительного восприятия и т. д. Формализм может трактоваться также и более узко, в зависимости от конкретных авторов. Благодаря вниманию формалистов к данной проблематике окончательно формируются современные научные представления о задачах формально-стилистического метода исследования и требованиях к нему. Представители течения: А.Ригль, А. Гильдебранд, Г. Вёльфлин.
25. Интерпретация произведения искусства — иначе: интерпретация символики, истолкование смысла произведения. Особая задача в искусствоведении, направленная на всестороннее исследование выдающихся произведений, как правило, включает в себя восстановление всевозможных идейных контекстов, иконографическое и формальное исследование памятника.
26. Иконология Э. Панофского — концепция интерпретации произведения, имеющая особую последовательность работы и выдвигающая на первый план иконографический и исторический анализ.