От белого пояса к черному поясу
ФИЛИП СУДО
ДЗЭН
И искусство игры на
ГИТАРЕ
Санкт-петербург
АМФОРА
Добро пожаловать
додзё
Добро пожаловать в додзё дзэн-гитары. Прошу вас, оставьте дверь открытой.
Меня зовут Филип Тосё Судо. Это додзё предназначено для всех, кто хочет заниматься музыкой. Мне безразлично, музыкант вы или нет. Я рад видеть каждого, кто находит в музыке очарование.
В Японии, на земле моих предков, ребенком я начал играть на гитаре. Я продолжил обучение в США — стране, где родился. За долгие годы я учился у многих преподавателей как американцев, так и японцев. Будучи детищем двух культур, я искал способ соединить мудрость Востока и мудрость Запада, превратив ее в универсальную философию жизни.
Так я обрел Путь дзэн-гитары.
Дзэн-гитара учит нас исполнять музыку, с который мы пришли в этот мир, ту музыку, которая делает нас людьми. Это дело под силу любому. Музыка только ждет, чтобы мы отомкнули замок и выпустили ее наружу. Додзё дает ключ к этому замку.
Мне бы хотелось поделиться своим опытом, в надежде, что он вдохновит вас подарить миру новую песню. Как вы догадываетесь, искусство дзэн-гитары главным образом основывается на философии дзэн. Под дзэн обычно понимается здравый подход к миру и объектам, его наполняющим. Кто-то знакомится с философией дзэн, занимаясь медитацией, кто-то — практикуя боевые искусства и стрельбу из лука, а кто-то — открывая перед собой чудесный мир икебаны. Все вышеперечисленное — тропинки, ведущие к мудрости.
В нашем случае, мы познаем дзэн через музыку.
Додзё дзэн-гитары — место работ и раздумий. Слово «додзё», образно говоря, означает «Место Пути» - основного пути жизни и смерти, что управляет вселенной. Проявив настойчивость в додзё, мы постигнем путь.
Хорошее додзё сочетает в себе школу, тренировочный зал и храм. Цель — одновременно тренировать тело, сознание и дух. Ваше додзё может находиться где угодно. Точно так же как человеку верующему для молитвы не нужен храм, вам не требуется специального места, чтобы заниматься дзэн-гитарой. Спальня, подвал, гараж, веранда, улица — сгодится всё. Чтобы построить себе додзё, нужен лишь правильный подход.
Мой подход к искусству игры на гитаре сочетает в себе учения различных искусств дзэн: боевых искусств, таких как карате и айкидо, каллиграфии, искусства боя на мечах и японской чайной церемонии. Я многое знаю об этих искусствах, поэтому уверен, что нельзя научиться играть на гитаре, не обретя при этом гармонии тела, сознания и духа. Чтобы играть с душой, необходимо постичь внутреннюю гармонию и единство.
Если вы обретете внутреннюю гармонию, она будет проявляться во всех ваших делах, на работе, в школе, в занятиях спортом, отношениях с другими людьми, в ваших мыслях и чувствах. Путь дзэн-гитары — это путь жизни.
Это додзё предназначено как для новичков, так и для профессионалов. Ваш возраст и опыт не имеет значения. Все желающие пройти курс этого обучения, вне зависимости от имеющихся навыков, начинают с одной и той же точки. Они надевают белый пояс, как все, приступающие к изучению боевых искусств. Даже мастер, имеющий черный пояс по карате, должен надеть белый пояс, если он принимается за изучение другого боевого искусства, например дзюдо. Схожая ситуация и в нашем случае. Не имеет никакого значения, сколько вы уже играете на гитаре и кто был вашим учителем.
Вы надеваете белый пояс, но это не значит, что вы новичок. Впрочем, если вы новичок, в этом нет ничего постыдного. По сути дела, у новичков даже есть преимущества перед теми, кто пришел из других школ, — у новичков ясное, незамутненное сознание. Если вы надели белый пояс, значит, выготовы постичь Путь дзэн-гитары.
Хотелось предупредить вас с самого начала: книга, которую вы держите в руках, совсем непохожа на прочие учебники и самоучителя игры на гитаре. Вы не найдете в ней аккордов, информации о различных способах звукоизвлечения, сведений о том, как настраивать гитару, читать ноты, играть блюз, здесь не приводится текст «Лестницы в небо». Все вышеперечисленное — информация. Информацию вы можете получить из самых разных источников — из журналов, видеозаписей, на уроках, по компьютерной сети, от друзей. Каждый старательный ученик знает, где и как добыть информацию.
Но информация сама по себе не сможет научить вас игре на гитаре. В додзё дзэн-гитары наша цель — обрести не просто информацию, а мудрость. Наша цель — тренировки и получение опыта, ведь именно через обретение опыта обретается и мудрость. Постичь Путь дзэн-гитары, зная теорию, но отказываясь от практики, невозможно. Точно так же невозможно научиться ездить на велосипеде с помощью учебника. Единственный способ освоить игру на гитаре — научиться воспринимать то, что происходит внутри нас. Путь дзэн-гитары — это обучение посредством восприятия. В дзэн-буддизме часто говорят: «Путь нельзя преподать, им можно только пройти». Это утверждение справедливо и в случае с дзэн-гитарой.
Мне отводится роль проводника. Я буду сэнсеем, дословно «ранее рожденным», хотя это слово очень часто переводится как «учитель». Я не утверждаю, что знаю ответы на все вопросы, однако с удовольствием поделюсь приобретенными знаниями с теми, кто желает пройти путь, схожий с моим. Если мне удастся вдохновить вас пройти ваш собственный путь, значит
это додзё выполняло свое предназначение.
Читающих эту книгу я считаю не учащимися, а унсуями. «Унсуй» по-японски означает «странствующий монах» или «искатель истины». Первый иероглиф означает «облако», второй — «вода». Быть унсуем означает воплощать в себе дух дзэн-гитары, изменчивый, текучий, обладающий формой и одновременно не имеющий ее. Если у вас получится научиться воспринимать себя именно таким образом, ваш Путь дзэн-гитары будет бесконечен.
Новички очень часто спрашивают: «Сколько у нас уйдет времени, чтобы освоить Путь дзэн-гитары?» Я отвечаю, что не очень много, — вся жизнь. Через год упорных занятий друзья будут потрясены вашей игрой, через два года вы сможете выступать на сцене, а через три станете профессиональным исполнителем. Однако, если это предел ваших мечтаний, Путь дзэн-гитары — не для вас. Путь дзэн-гитары надо осваивать каждый день, каждую минуту, каждую секунду, и так до бесконечности. Быстрее не получится.
Еще новички часто спрашивают: «Когда мы получим черный пояс?» Таким я отвечаю, что, пока они не выкинут этот вопрос из головы, черного пояса ям не видать. Если все ваше сознание занято достижением цели, к которой вы стремитесь, вы забываете о настоящем положении вещей. Единственный способ следовать по Пути дзэн-гитары — вкладывать все силы и все внимание в тот единственный шаг, который вы совершаете в данный конкретный момент.
Я не отрицаю того факта, что в некоторых школах боевых, искусств учащийся идет от пояса к поясу. Однако в додзё дзэн-гитары система другая. Здесь учащиеся получают один-единственный пояс, и этот пояс белый. Тот, кто тратит много времени и сил на тренировки, заметит, что пояс день ото дня становится все темнее и темнее, пока окончательно не почернеет. Вот тогда у вас будет черный пояс.
В искусстве дзэн-гитары черный пояс не самоцель. Получение черного пояса вовсе не означает конец тренировок. Может быть, в других школах дальше черного пояса, символизирующего наивысшие достижения, пойти нельзя, но в дзэне гитары черный пояс лишь точка на пути. Я испытываю высочайшее уважение к людям, достигшим черного пояса, я знаю, сколько усилий они к тому приложили. Однако если человек воистину предан Пути дзэн-гитары, то, достигнув черного пояса, он не прекращает тренировок, а удваивает усилия. Черный пояс начинает истераться, терять окраску, пока снова не становится белым. Свершение этого круга — превращение белого пояса в черный и черного в белый — единственный способ постичь глубины Пути. Таким образом, я разделил книгу на пять частей, каждая из которых соответствует определенному этапу на Пути дзэн-гитары.
Первый этап («Белый пояс») учит вырабатывать особое отношение к постижению пути, отношение, которое необходимо сохранить в себе навсегда. Это отношение я называю «сознанием новичка».
Во второй части («От белого пояса к черному поясу») даются практические советы, которым должен следовать ученик я продвижения по Пути дзэн-гитары. Эта практика затрагивает этические установки. Практическую работу надо продолжать на всем пути совершенствования. В этой же части я расскажу о наиболее часто встречающихся ошибках, которые могут завести в тупик вне зависимости от объема прикладываемых вами усилий.
В третьей части («Черный пояс») объясняется, что такое настоящее мастерство и рассказывается об ответственности, связанной с достижением столь высокого уровня. В этой части речь идет о чувствах, образах мыслей и отношении к миру человека, имеющего право претендовать на черный пояс. На этом этапе тело, сознание и дух начинают сплавляться в единую сущность.
Четвертая часть («От черного пояса к белому поясу») рассказывает о препятствиях, скрывающихся за пределами великолепной техники игры, и способствует более глубокому пониманию Пути.
Последняя часть («Белы Пояс») раскрывает истинный Путь дзэн-гитары.
Я убеждаю учеников воспринимать этапы Пути как можно шире. Быть может, вы новичок в мире музыки, но вы не вчера родились. Весьма вероятно, у вас уже есть черный пояс в какой-нибудь другой области — юриспруденции, кулинарии, программирования, лыжном спорте. Используйте имеющиеся знания, чтобы постичь Путь дзэн-гитары. Постижение Пути вознесет уже имеющиеся у вас таланты и способности на качественно иной уровень. Людям, знакомым с игрой на гитаре, постижение Пути поможет достичь новых высот. Я знаком со многими талантливыми гитаристами, которые не могут четко сформулировать, что заставляет их заниматься тем, чем они занимаются. Путь дзэн-гитары намечает перед такими исполнителями цель. Более того, у них появляются определенные рамки, находясь в которых они ставят себе новые цели. Освоив принципы дзэн-гитары, вы можете применять их к самым разным аспектам жизни, не обязательно затрагивающим музыку. Следуйте принципу самураев: «Познав одну истину, познаешь десять тысяч других». Музыка может научить всему, что вам захочется узнать.
Если вам стало интересно, когда же, наконец, зайдет речь о философии дзэн — не забивайте себе голову. Сосредоточьтесь на игре. Если вы последуете моему совету, со временем ответы на ваши вопросы придут сами собой.
Ну а тем, кто хочет уйти прямо сейчас, скажу спасибо за проявленный интерес. Вас всегда с радостью примут обратно, обучение можно начать в любой момент. Дверь в это додзё всегда остается открытой. Тем же, кто предпочел остаться, пора надеть белый пояс. Вы только что сделали первый шаг.
Белый пояс
Сознание новичка
Все дело в голове. Я слышу звуки
и никто кроме меня не сможет
сложить из них музыку.
Джими Хендрикс
«Зачем вы пришли сюда?» — спрашиваю я учеников, и многие не могут ответить на мой вопрос. Им просто хочется играть на гитаре. Некоторые рассматривают игру на гитаре как способ самоутверждения, хотят привлечь внимание девушек или, в некоторых случаях, молодых людей. Другие говорят, что уже умеют играть на гитаре, и им просто интересно, чем это мы здесь занимаемся.
Мне не ведомо, что привело вас сюда, однако я верю, что у всех нас в этом додзё есть одна общая цель, заставившая каждого из вас перешагнуть порог:
Мы здесь для того, чтобы породить звук.
Быть может, вы слышали, как этот звук уже породил кто-то другой, и этот звук оказался мя вас очень значимым, тронул вас за душу. У каждого гитариста есть свой рассказ о звуке, заставившем его взять в руки гитару. Быть может, вы слышите, как звук грохочет в вашем сердце, он нарастает, стремясь вырваться наружу. Вы слышите его настолько ясно, что руки сами тянутся к гитаре, чтобы выпустить его в мир. Быть может, вы находитесь в поиске и сами толком не знаете, что за звук вы ищете. Вам только известно, что этим звуком не является. Некоторые из нас чувствуют и слышат звук настолько ясно, что хотят донести его до других, поделиться пламенем — зажигая горящей свечой другую свечу.
Это додзё предназначено как раз для такого звука. Мы найдем его в своем сердце, прочувствуем его и, самое главное, выпустим наружу.
Многие студенты спрашивают меня, что представляет собой этот звук? Рев электронных гитар, обрушивающийся на нас из динамиков? Классическая музыка, которую исполняют в Карнеги Холле?
Этот звук все и одновременно ничто. Божественная искра, которую каждый из нас носит в своем сердце. Подобно вою волков или крику младенца, этот звук находится вне языковых или культурных границ. Когда он звучит, жизнь начинает кружиться в танце. Наставники дзэна называют его «сэкисю-но ондзё» — «звук хлопка одной ладонью».
У каждого из нас хватит сил найти этот звук. Кто-то его обнаруживает в барабанном бое и плаче волынок, кто-то в калимбах*, кто-то в синтезаторах. Некоторые находят его в пении. Кому-то удается найти этот звук в танце, подводном плавании, игре на сцене, зодчестве или просто в тишине.
Однако найти средства выражения звука недостаточно, хотя, как ни прискорбно, некоторым людям даже это не под силу. Вам надо найти свой звук, а потом заглянуть в себя и искать до тех пор, пока не доберетесь до его источника. В этом сложность дзэн-гитары. Источник звука — ключ ко всему. Поиск источника поможет вам расслышать каждый в отдельности звук из всего многообразия
___________________
* Калимба — африканский музыкальный инструмент. (Здесь и далее примеч. пер.)
звуков, окружающих вас, и все эти звуки вместе, сливающиеся в Единую Великую Мелодию. Можете назватьэту мелодию звуком хлопка одной ладонью, можете — гласом Божьим. Если вы доберетесь до источника звука, вы услышите ответы на все вопросы. Постоянно прислушивайтесь к звуку внутри вас, сколь бы ни были велики препятствия и помехи. Будете прислушиваться к себе — никогда не свернете с Пути.
Итак, теперь, когда вы готовы, я хочу сказать, что на Пути дзэн-гитары вы:
1. Повязываете белый пояс
2. Берете в руки гитару
3. Настраиваете ее
4. Играете
Больше от вас ничего не требуется. Посвятите себя осмыслению и постижению истинного значения этих четырех шагов, и вы обретете Путь дзэн-гитары. Идите по дороге, пока хватит сил, но никогда не теряйте из виду начало пути. Ведь в конце пути вы возвращаетесь к его началу, к открытости и чистоте белого пояса.
Повяжем белый пояс
Каждый раз, садясь за новую песню,
я первым делом пытаюсь избавиться
от груза воспоминаний обо всех моих предыдущих
песнях и альбомах.Я стараюсь представить,
что впервые взял в руки гитару
и мне нужно решить, что же с ней делать.
Дэвид Хоуэлл Эвамс, U2
Белый пояс в этом додзё символизирует дух начинаний. Неважно, насколько хорошо вы играете на гитаре. Вы надели белый пояс, и это значит, что вы решили отказаться от предрассудков, забыть на время все то, чему вы научились и распахнуть ваше сознание перед новым знанием, словно вы взяли гитару в первый раз в жизни.
В дзэне такой подход к постижению нового называется «пустой чашей». Однажды в ХIХ векепрофессор из одного университета пришел в гости к знаменитому учителю школы дзэн по имени Нанин. Профессор пришел, чтобы расспросить мудреца о дзэне, но так получилось, что в ходе разговора больше говорил, чем слушал. Нанин стал наливать профессору чай, пока он не полился через край на стол.
— Что вы делаете? — воскликнул профессор.
— Твое сознание наполнено подобно этой чашке, — ответил учитель — Перед тем как научить тебя чему-нибудь, тебе придется ее опустошить.
Опустошая чашку, мы соглашаемся отказаться от предрассудков, которые станут нам помехой на пути постижения нового. Новичок должен достичь именно такого состояния сознания, позволяющего постичь Путь дзэн-гитары.
В этом додзё я постарался разбить текст на уроки, вложив в каждый из них самую суть. Воспринимайте каждый урок как пакетик чая. Чтобы впитать в себя учение, налейте горячей воды. Иными словами, полагайтесь на собственный опыт, ищите подтверждение сказанному в собственной жизни. Действуя таким образом, вы усвоите учение гораздо лучше. Слова могут вас лишь направить. Понимание должно проникнуть в вас до мозга костей.
Опустошите чашку и оставьте ее пустой. Когда вам покажется, что вы уже все знаете и учиться больше нечему, знайте — вы свернули с пути. Сознание новичка есть сознание, полное мудрости.
Возьмем в руки гитару
Если берешь в руки гитару,
а она тебе говорит: «Возьми меня, я твоя,
значит именно она тебе и нужна.
Фрэнк Заппа
Когда я прошу вас взять в руки гитару, я имею в виду следующее. Во-первых, если у вас нет гитары, значит, вам надо пойти и найти ее, ту, что ждет вас, отыскать ту единственную, на которой вам по-настоящему захочется играть. Ваша гитара может быть электрической с различными эффектами или акустической с обычными струнами. Это не так уж и важно. Важно, что вы приходите в восторг от звука, который она порождает, когда проводите рукой по струнам.
Обращайте внимание на качество гитары. То же самое касается и всего остального: усилителя, адаптера, педали и т. д. Не покупайте плохих гитар, они бездушны. Я вовсе не настаиваю на том, чтобы вы покупали самые дорогие гитары и аксессуары к ним. Главное, чтобы гитара отвечала задаче, которую вы перед собой ставите.
Научитесь разбираться в качестве и ценить вещи, в создание которых человек вложил душу. Вглядитесь — и вы поразитесь, с какой тщательностью и вниманию к мелочам мастер подошел к делу. Напитайте себя духом этого труда, это поможет вам в процессе обучения. Чтобы вы ни делали: играли, плотничали, готовили еду — всегда выкладывайтесь полностью. Пусть в каждом действии будет частичка вашей души.
Если вы пока не можете позволить себе гитару желаемого качества, играйте на том инструменте, на который у вас хватит денег. Ваша главная цель — научиться порождать звуки. Человеку, который решил научиться ездить на машине и впервые садится за руль, «Феррари» не нужна. Сойдет любая машина, способная ездить. Мне довелось видеть самодельные однострунные гитары, сделанные из черенка швабры и провода. Насмотрелся я и на ударники из банок из-под краски и крышек от мусорных баков. Если внутри вас музыка, стремящаяся вырваться наружу, вам все под силу.
Во-вторых, под просьбой взять в руки гитару я подразумеваю сам процесс как таковой. Гитару надо брать в руки осознанно, с конкретной целью. Помните, что вы собираетесь играть, пусть еще не решили, что именно. Подготовьтесь к игре.
Может, вам хочется просто потренькать, пока вы смотрите телевизор. В таком случае берите гитару, отдавая себе отчетв том, что вы собираетесь именно тренькать, пока смотрите телевизор. Помните: гитара — это инструмент, а любой инструмент всегда берут в руки с определенной целью. Вам надо помнить об этом всякий раз, когда вы за ней потянитесь.
А если вы уж потянулись за гитарой, то берите ее.
Настроим гитару
Иногда, когда я пишу музыку, я настраиваю гитару иначе,
раскрываю ее перед вселенной. Когда вы открываете для себя нечто, несущее в себе элемент божественного вмешательства,
вас охватывает блаженство.
Джони Митчелл
Перед тем как приступить к игре на гитаре, вам ее надо сначала настроить. Надо научиться воспринимать настройку гитары как можно шире, поскольку она касается всех аспектов игры.
Настройка означает обретение гармонии. В первую очередь нам надо сделать так, чтобы гитара находилась в гармонии сама с собой. Большинство исполнителей используют стандартную настройку, которая допускает разные способы самовыражения. Однако подход к настройке в дзэн-гитаре далек от общепринятого. Если та или иная настройка идеальна для конкретного человека или песни, все законы музыки ровным счетом ничего не значат. Если исполнитель силен духом, дзэн способен проявиться в любом звуке.
Некоторые новички не видят в настройке гитары ничего сложного, другие бьются над настройкой долгие месяцы. В настройке нет никакой особой техники или хитрых приемов. Если у вас трудности с настройкой гитары, работайте и тренируйтесь. На пути, которым вы следуете, крайне важны концентрация и терпение. Желание постичь новое — отличное лекарство против отчаяния. Если вы рассчитываете на немедленный результат, вам никогда не познать дзэн-гитары.
Настраивая гитару, вы одновременно учитесь слушать. Слишком у многих людей зрительное восприятие является доминирующим. Закройте глаза, уподобясь слепцу, и слушайте. Если вы на время откажетесь от одного из аспектов восприятия, другие аспекты только усилятся.
Любому человеку, способному отличить чирикание птахи от лая собаки, под силу различать высокие и низкие ноты, а значит, и освоить искусство настройки. Пройдет немного времени, и, набравшись опыта, вы начнете слышать разницу между двумя очень похожими звуками, точно так же как ваши глаза, например, различают два оттенка синего цвета. Обратите внимание на то, что мать всегда отличит плач своего ребенка от крика чужих детей. Если вы научитесь слушать и слышать, вы быстро освоите настройку гитары.
Помимо настройки гитары вам надо научиться быть с ней в гармонии. Точно так же как певцы чувствуют свой голос, вам надо научиться чувствовать инструмент. У каждой гитары, как и у машины, есть свои капризы и отличительные черты. Музыка зависит от свойств гитары. Возьмете двенадцатиструнную гитару «Рикенбакер» — у вас получится одно, «Фендер Телекастер» — и музыка будет совсем другой. Обретите гармонию с гитарой, и вы найдете свою музыку.
Гораздо более сложным на пути дзэн-гитары представляется обретение внутренней гармонии — тела, сознания и духа. Исполнитель должен освободиться от нетерпения, разочарования и прочих внутренних барьеров и помех. В противном случае ваш дух будет потрескивать словно радио, настройка которого слегка не дотягивает до нужной волны. Вам надо добиться звука, который китайцы зовут ци-юань — «приятный трепет духа». Это гармония, передающаяся от вашего сердца к сердцу слушателя, неосязаемое дуновение, помогающее преодолеть разобщенность и ощутить великое единство. Научитесь узнавать ци-юань в музыке, вас вдохновляющей, в любимых картинах, в выступлении великого танцора или гимнаста. Почувствуйте внутри себя душевный подъем — мы ‚ ‚ здесь собрались именно ради этого.
Если уж речь зашла о настройке, необходимо сказать об игре на гитаре в коллективе других исполнителей. В данном случае правильная настройка жизненно необходима. Она — тот общий язык, с помощью которого могут общаться исполнители, представляющие разные культуры. Воспринимайте настройку как путь к общению. Сколько групп развалилось по причине внутренних неурядиц! Сколько распалось браков, команд, учреждений, советов и комитетов по причине того, что люди не могли достичь гармонии в общении друг с другом! Неспособность обрести гармонию ввергает наш мир в хаос. Порой единственный способ обрести гармонию с другими кроется в сострадании, мужестве и самоотверженности. В этом и заключается сложность Пути дзэн-гитары.
О гармонии с окружающим миром, которую может обрести человек, рассказывает одна дзэнская притча.
Однажды поздно вечером монах по имени Рёкан вернулся домой и обнаружил, что к нему забрался вор. Рёкан был аскетом, и вору было нечем поживиться, поэтому монах обратился к вору со словами: «Ты долго шел и не должен уходить с пустыми руками. Возьми в подарок мою одежду». Он протянул ее вору, но тот убежал. «Бедняга, — вздохнул монах, поднимая взгляд к ночному небу. — Жаль, что я не могу подарить ему эту прекрасную луну».
Когда я призываю вас воспринимать процесс настройки как можно шире, я имею в виду обретение гармонии с самим собой, другими и всем окружающим миром.
Игра
Человека, не являющегося музыкантом, потрясает сама возможность приобщиться к музыке, он готов сидеть круглый день и играть одну и ту же ноту. Он порой способен слушать, поскольку не способен ни на что другое.
Брайан Эно
Вы повязали белый пояс, взяли гитару, настроили ее, теперь можно играть.
«Что играть? — спросите вы. — Я же только начал, песен я не знаю. Да какие там песни, я ведь и играть толком не умею!» Начнем мы вот с чего. Сыграйте одну ноту на одной струне и вложите в эту ноту всю душу без остатка. Повторите еще раз.
С технической точки зрения, на такое способен любой новичок. Все дело в силе духа. Принцип здесь тот же, что и в большом теннисе: тренер просит новичка со всей силы бить по мячу и не думать, куда этот мяч потом полетит. Человек сначала учится бить по мячу и только потом работает над точностью удара. Тот же принцип и в дзэн-гитаре.
Если вы не можете сыграть то, что слышите, слушайте, чтО вы играете. Вкладывайте в ваши действия столько усилий, словно вы, надрываясь, кричите на волны, стоя на берегу моря. В боевых искусствах этот крик зовется катсу. Это крик человека, который знает, что это такое — быть живым. Обратите внимание на то, как кричат мастера боевых искусств, когда проводят бросок или удар. Этот крик укрепляет дух. Также обратите внимание на то, что крик и удар представляют собой единое целое. Попытайтесь подойти к игре на гитаре именно с таким состоянием духа.
Прогресс будет заметен, только если вы вкладываете в упражнения с одной нотой все силы. Потом играйте две ноты вместе, потом три ноты. Выучите аккорд, потом еще один и еще. Если вы научились играть три аккорда, вкладывая в них всю душу, у вас есть все, чтобы серьезно браться за музыку. Нередко бывало, что и три аккорда покоряли мир.
Самое главное, играйте с удовольствием. Тогда вы обретете Путь.
Я уже отмечал, что дзэн-гитара — не совсем обычный метод обучения игре. В первую очередь я стремлюсь ответить на вопрос «почему», а не «как». Дзэн-гитара — путь самовыражения через музыку, вне зависимости от опыта, качества инструмента или даже техники игры. Впрочем, я не хочу принизить значение хорошей техники. Однако в нашей школе выработка хорошей техники служит единственной цели — освобождению духа. Техника игры не является самоцелью. В этом додзё подход и душевный настрой во время игры гораздо важнее самой игры или техники исполнения.
Так или иначе, дзэн-гитара не является определенным стилем или направлением. Они могут быть любыми — джаз, блюз, кантри, классика, авангард. Все это реки, впадающие в один и тот же океан. Самое главное — вкладывать в игру сердце и душу. Если это вам под силу, то ни к чему искать собственный стиль — он появится сам собой. Уникальность, как и отпечатки пальцев, дается вам с самого рождения. Стиль дзэн-гитары должен сложиться внутри, а не быть заимствованным извне.
Вам под силу постичь Путь дзэн-гитары — было бы желание. Это не игра в баскетбол, в которой один бездарный игрок может подвести всю команду. Дзэн гитары больше похож на марафон. Кто хочет — тот бежит. У кого хватит мужества и воли — дойдет до финиша. Самураи говорят: «Единственный соперник находится внутри нас самих». Секретов и уловок нет. Все дело в мужестве — шаг за шагом вершить свой путь. В дзэне гитары честность, целеустремленность, сила духа и глубина убеждений гораздо важнее умения. Качества, о которых только что шла речь, привносят в музыку жизненную энергию и не имеют ничего общего с природным талантом. Главное — воля.
Играйте. Ваш белый пояс начал темнеть.
От белого пояса к черному поясу
Практика
От вас требуется преданность делу и много труда, или, точнее, игры, поскольку если вам нравится то, чем вызанимаетесь, процесс должен казаться вам увлекательной игрой. Коротких путей нет. Вы уж поверьте, я потратил немало времени на их поиски.
Чет Эткинс
Если кто-нибудь из нас стал профессионалом в каком-нибудь одном деле, можно сказать ему повезло. Профессионализм дается с трудом, порой человеку так и не удается стать профессионалом. Беда многих в том, что им не хватает самодисциплины.
Предназначение этого додзё стать тренировочной площадкой для тех, кто обладает достаточной волей и самодисциплиной, чтобы познать Путь дзэн-гитары. Японцы называют подобную практику сюгё — «достижение вершин мастерства». Вы должны усвоить, что пока вы находитесь на Пути дзэн-гигары, вы будете пользоваться сюгё. И не перестанете ею заниматься, даже когда вы достигнете черного пояса и пойдете дальше. Путь дзэн-гитары бесконечен.
Однако пусть вас не пугает длина пути. Единственное, что вам нужно, — научиться концентрироваться на том, что вы делаете в данный момент. Переставляйте ноги и ступайте по пути — вот и все. Борьба начнет доставлять вам радость.
После того как вы взяли в руки гитару, настроили ее и начали игру, вам надо разработать систему тренировок. Как это сделать — решать вам. Вы можете все придумать сами или избрать одну из систем, разработанных преподавателями. Если вы хотите освоить некий определенный стиль игры, найдите преподавателя или купите самоучитель. Если у вас хороший слух, слушайте и учитесь самостоятельно. Пытайтесь подражать, разучите аккорды ваших любимых композиций. Ваши любимые песни породили в вас чувства, которыми вы хотите поделиться с другими. Используйте эти композиции как путеводитель по дороге к собственному звуку. Существует мною разных способов, но единой, универсальной формулы — нет. Важнее всего учиться у всех, кто может хоть чему-нибудь научить, используя свой подход, свою систему оценок. Как вы учитесь, где вы учитесь — не главное, важнее всего сам процесс.
Отрезок пути от белого пояса к черному поясу я разделил на две части:
1. Двенадцать точек концентрации
2. Двенадцать обычных ошибок
Двенадцать точек концентрации представляют собой те области, на которых вам следует сосредоточиться в начале обучения. Люди — рабы привычек. Очень важно с самого начала выработать правильный подход к сюгё. Действовать по привычке удобно — это то, что уже знакомо. В данном додвё требуется сохранить хорошие привычки и попытаться избавиться от всего, что вам в самом себе покажется дурным и неправильным.
Выработайте привычку: все делать правильно с первого раза. Повторяйте это правило про себя, пытайтесь ему неуклонно следовать. Тогда дурные привычки исчезнут сами собой.
Воспринимайте каждую из точек концентрации исходя из ее соотношения с вашей практикой и образом жизни. Пусть эти точки будут направлять вашу игру на пути к совершенствованию. Они помогут вам остаться на Пути дзэн-гитары.
Двенадцать заурядных ошибок — представляют собой рытвины на пути, которые каждый исполнитель должен по возможности избегать. Стремление познать Путь требует постоянной бдительности. В один момент мы можем слегка отклониться от пути. Маленькое отклонение, оставшись незамеченным, со временем становится все больше и больше. Точно так же как алкоголик говорит: «Вот дерну еще разок — и все!», многие унсуи искренне полагают, что идут верной дорогой, хотя уже давным-давно свернули не в ту сторону. Для некоторых «дернуть разок» означает пропуск «всего лишь одного» занятия, но пройдет год, и гитара будет пылиться в углу. Себялюбие, эгоизм, лены, — один-единственный поступок может столкнуть вас с пути. Вы должны постоянно быть бдительными — не свернули ли вы с пути, и делать поправки своевременно. Неспособность вовремя признать свои ошибки может унести вас далеко в сторону.
Если вы придерживаетесь двенадцати Точек Концентрации и стараетесь избежать двенадцати Заурядных Ошибок, значит вы делаете все, что в ваших силах. Помните об этом всю жизнь, и вам будет по плечу любое дело.