Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают».

Карим Рашид

Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru Что главное в сотовом телефоне или кухонном комбайне – содержание или функциональность? Как вы отстали от жизни! За окном – время дизайна, время наслаждаться формой, цветом и фактурой.

Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru Общество так зациклилось на стильности, что стильным теперь должен быть любой предмет интерьера, будь то журнальный столик или зубная щетка. «Ты – то, чем ты владеешь», - сказал Уильям Моррис еще в XIX веке и сегодня эти слова как нельзя более актуальны. Дом, в котором живет человек, автомобиль, в котором он ездит, костюм, который носит перестали быть просто показателями престижа, превратившись в способ самовыражения и демонстрации своего «Я».

Сегодня, когда индивидуальное взяло верх над общественным, а частная жизнь человека стала признанной ценностью, дизайн стал неотъемлемой частью повседневной жизни человека..

Мир, окружающий современного человека – это мир дизайна.

ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru История дизайна смешивается с Историей. Дизайн - сочетание внешнего вида предмета и его функций - присутствовал в любой области деятельности человека испокон веков. И примитивные каменные орудия труда, и мебель древних египтян, и греческие керамические сосуды – все эти предметы могут по праву считаться образцами дизайна своего времени. При этом дизайн – самый молодой из шести видов изобразительного искусства, поскольку связан, в первую очередь с промышленным производством. Поэтому существуют несколько точек зрения на историю дизайна.

Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru

В первом случае (при расширительной трактовке дизайна) утверждается, что дизайн - явление, имеющее длительную историю, измеряемую тысячелетиями, а "современный дизайн" - это не более чем количественный скачок. Он выражается в резком увеличении количества вещей, в создании которых участвует художник, и соответственно в самоопределении дизайна как самостоятельной деятельности за счет его выделения из искусства и инженерии.

Сторонники второй точки зрения полагают началом истории дизайна 1907 год, когда художник, архитектор, дизайнер Петер Беренс начал работу в компании "Allgemeine Elektrizita:t Gesellschaft".

Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru Последователи третей теории началом дизайна считают годы кризиса 1929 года, когда Раймонд Лоуи, Уолтер Дорвин Тииг, Генри Дрейфус и ряд других художников начали работу в американской промышленности и на американских промышленников, испытывающих трудности со сбытом продукции.

И, наконец, четвертая точка зрения: история дизайна связана с началом научно-технической революции середины XIX века и насчитывает чуть более 150 лет.

Как бы то ни было – история дизайна – это невероятно интересный процесс обновления, изменения и превращения предметной среды, окружающей человека. Революционные изобретения, новые материалы и технологии, новейшие философские воззрения, оптимистическая устремленность в будущее и, даже, пессимизм разочарования урбанистического настоящего – все это находит отражение в тенденциях дизайна.

Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают».

Теренс Конран.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИЗАЙНА

Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru
Design (англ.) - производное от итальянского "disegno", означает не только чертеж или рисунок,

Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru но и сложные вещи - всю область работы художника.

Дизайн – ( англ. проект, образ) - замысел, идея, необычность нестандартность деятельности.
Дизайн - теория (техническая эстетика) + практика (художественное конструирование).
Художественное проектирование - эстетизация промышленной среды.

Художественное конструирование - эстетизация техники. Творческая деятельность по созданию

технических систем индустриальным способом в соответствии с художественными и утилитарными закономерностями. Техника - искусственные материальные средства человеческой деятельности.

Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru Художественно-утилитарная деятельность - архитектура и дизайн (искусство) + конструирование (красота и польза).

Стайлинг- художественная адаптация уже готовой формы (интерьер-экстерьер) или улучшение технической части объекта.

Китч - примитивный, вульгарный "дизайн", подделка под что-то ценное и новомодное. В настоящее время определение носит оттенок пренебрежения и презрения. Этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя.

ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА:


Промышленный - дизайн промышленных товаров, массовый дизайн. Проектирование 3-х мерных объектов.


Средовой- дизайн архитектурной среды (интерьер-экстерьер).

Графический- проектирование символов-знаков, логотипов, услуги дизайнеров,

проектирующих полиграфическую продукцию и тд.

Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru Фэйшн-дизайн – дизайн предметов одежды, обуви и аксессуаров.


Нон-дизайн - организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения.


Web-дизайн - проектирование интернет- серверов.


Сайнс-дизайн - научный дизайн.

Фито-дизайн - дизайн с применением, в основном, природных элементов, цветов и растений.

Футуро-дизайн - исторический дизайн и прогностический дизайн будущего.

Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru
Арт-дизайн - дизайн штучный, концептуальный, элитный.


Психо-дизайн это наука адаптации интерьеров, архитектурных и ландшафтных форм под конкретного человека, его психологические особенности и потребности. Методика, объединяющая принципы дизайна и психологии.


1750-1800 гг. ПЕРВЫЕ ШАГИ   Триумфальное шествие дизайна началось с середины XVIII века. Новые открытия требовали создания новых вещей, призванных изменить жизнь человека к лучшему. «Летающий» челнок Джона Кея модернизировал ткачество, рядовая сеялка Дж.Тулла улучшила сельское хозяйство, а доменная печь сделала широко доступным литье стали. Меняется и образ жизни человека и возможности работы. Вещи, столетиями изготавливаемые вручную, выполняются теперь промышленным способом. Мелкие кустарные лавочки заменяются крупными предприятиями, место ремесленника - занимает предприниматель, место человека – машина…  
Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru В 1762 г. английский производитель фаянсовой посуды Джозайя Веджвуд назначен «Королевским керамистом». Его керамическая фабрика «Этрурия», основанная в Стаффордшире стала одним из столбов промышленной революции. Для росписи фарфора Веджвуд приглашает известных художников – Дж. Флаксмена, Дж.Стаббса, Дж.Райта. Триумфом Веджвуда стал «Королевский сервиз», изготовленный в 1763 г. и украсивший обеденный стол ее королевского величества.  

Однако наряду с «парадной», Веджвуд выпускает дешевую фаянсовую посуду «на каждый день». Производство было поставлено на поток, стандартные формы-болванки расписывались и декорировались по-разному. К 1773 г. Веджвуд выпустил шесть изданий каталога «Повседневная посуда». Веджвуд вошел в историю как один из самых удачливых бизнесменов XVIII века, дело которого процветает и по сей день.

    1752 г- Бенджамин Франклин,изобретатель и государственный деятель, изобрел громоотвод Дж.Уатт (1736-1819) –инженер, изобретатель паровой машины. В 1800 г. в Англии работало уже 500 паровых машин Уатта   1779 г.– построен первый литейный мост через реку. Северная Британия  

Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru

Выставочный зал фабрики «Веджвуд». Акварель нач. XIX века.

1800-1900 гг. У ИСТОКОВ… Маховик истории стремительно набирает обороты, подталкиваемый техническим прогрессом. Сквозь пар и механический шум проступают контуры первых небоскребов… Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru Гражданская война в Америке ускорила технический прогресс. Массовое производство оружия привело к модернизации и рационализации производственных процессов. Так была заложена «Американская система производства» - создание простых по дизайну и доступных по цене вещей, доступных массовому числу людей и призванных поднять их качество жизни. С.Кольт (1814-1862) и Ф.Ремингтон (1816-1889) превратили Америку в ведущую индустриальную державу. Менее воинственный, но не менее известный американец А.Зингер (1811-1875) за 20 лет выпустил 10 000 своих «вечных» швейных машинок.   Еще одним очагом развития дизайна стала Англия. В 1837 г. открывается Лондонская школа дизайна (позднее – Королевский колледж). В конце века британские «школы дизайна» преобразуются в единую систему «школ искусств и дизайна» Южного Кенсингтона, где располагался музей Виктории и Альберта. Оказавшемуся под столь высоким патронажем дизайну не остается ничего иного, как двигаться вперед, используя последние достижения науки и техники.   Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru В 1851 г. в Лондоне состоялась Всемирная выставка, вошедшая в историю как Великая индустриальная выставка всех наций. Хрустальный дворец - павильон выставки был изготовлен фабричным способом по проекту Дж.Пэкстона из 3 300 чугунных колонн, 2224 маленьких балок и 300 000 стеклянных элементов. Гигантская (563 м длиной и 263 м шириной) конструкция из стали и стекла стала гимном во славу промышленного производства. Другим великим памятником прогресса стала построенная в 1889 г. по проекту инженера Ж.Эффеля башня для Всемирной выставки в Париже.   Однако восторженным приверженцам технологии и индустрии противостояла оппозиция. Иную точку зрения выражали критик и художественный историк Джон Раскин, художник Уильям Моррис и другие представители движения «Искусств и ремесел», презиравшие труд машин. Уильям Моррис основал крупнейшее дизайнерское агентство XIX века «Моррис, Маршалл, Фолкнер и К», был создателем эскизов рисунка для ткани, сделавшими его знаменитым и используемых до сих пор. Последователи Морриса организовали гильдии в средневековом духе: Вековая гильдия (1882), основатель А.Г.Макмурдо (1851-1942), Гильдия работников искусства (1884) и Гильдия ремесел Ч.Р.Эшби (1863-1942). Бездушному машинному производству члены гильдий противопоставляли ручной труд в русле исторических традиций, серийному изготовлению - уникальность рукотворного шедевра. Можно сказать, что отголоски этого спора не утихли и в наши дни.
Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru В 1858 г. Михаэль Тонет на основании своей запатентованной технологии изготовления мебели из гнутого дерева создал стул № 14 – один из величайших шедевров мирового дизайна. Эта доступная и удобная модель получила беспрецедентное признание во всем мире, украшая собой жилые интерьеры, кафе и школы. К 1930 г. было изготовлено 50 млн. таких стульев. Стул №14 и по сей день может считаться самым успешным детищем промышленного дизайна     Стул модель №14, 1858 г.   Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru

В конце XIX века предметы индустриального производства прочно занимают место во всех областях повседневной жизни.

С появлением сначала телеграфного, а затем телефонного аппарата исчезла проблема расстояний. Те, кто не имел возможность держать лошадей и коляску, получил свободу передвижения благодаря велосипеду. А безнадежно мечтающие о живописном портрете смогли увековечить свой образ при помощи «моментального снимка». Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru   Телефонный аппарат ок.1876 г.

Люди могут выбирать лишь из того, что им предлагают». - student2.ru

Недавние изобретения стремительно совершенствуются. Из дорогостоящих изделий, принадлежащих лишь избранным, эти предметы постепенно превращаются в доступные широким массам. Спрос стимулирует предложение, и дизайн начинает играть ведущую роль в этом процессе. Дорогие материалы заменяются более экономичными, формы упрощается, громоздкие и неуклюжие аппараты постепенно становятся похожими на своих отдаленных потомков.

«Кодак» №3.1901 г.

Наши рекомендации