Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования
Содержание, интонационный язык и формы музыки
Мир звуков. Возникновение музыки. Музыка — искусство, выражающее чувства людей, отражающее картины окружающего мира посредством звуковых образов.
Интонация как структурный элемент и средоточие образного содержания произведения. Интонации разговорной и музыкальной речи. Зерно-интонация. Выразительные и изобразительные интонации.
Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр). Аккомпанемент.
Развитие музыки. Способы музыкального развития — повтор, контраст, варьирование.
Формы музыки: одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.
Нотная запись как средство фиксации музыкальной речи.
Функционирование музыки в жизни человека
Музыка — язык, который не требует перевода. Способы музыкальной коммуникации. Виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, слушание. Композитор. Исполнитель. Слушатель.
Импровизация. Аранжировка. Инструментовка.
Основные сферы бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты, спектакли. Фестивали музыкального искусства. Домашнее музицирование.
Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая музыка. Современная музыка. Музыка серьёзная и «лёгкая».
Первичные музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вторичные музыкальные жанры. Опера, балет, симфония, концерт.
Запись и чтение нотного текста.
Отечественная и мировая музыкальная культура
Отражение жизни народа, его истории, внутреннего мира белоруса в белорусском фольклоре. Фольклорные обряды. Жанры фольклорного искусства. Региональные особенности белорусского музыкального фольклора. Традиции исполнения фольклорных произведений. Этнофония. Народные истоки в творчестве композиторов. Музыка народов, проживающих в Республике Беларусь.
Жанровое и содержательное разнообразие белорусской музыки. Характерные особенности белорусской музыкальной культуры XVI—XX веков. Сегодняшний день белорусской музыки. Белорусские композиторы. Белорусские исполнители и исполнительские коллективы.
Шедевры мирового музыкального искусства. Выдающиеся композиторы и исполнители.
Сходство и различие белорусской музыки с музыкой других народов. Музыкальные культуры народов Европы, Америки, Азии, Африки. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.
Учащийся должен:
иметь представление:
· о сущности интонации — структурном и содержательном «зерне» музыкального произведения;
· выразительности и изобразительности музыки;
· способах музыкальной коммуникации — слушании, исполнении, сочинении;
· сферах бытования музыкального искусства;
· музыкальных жанрах;
· белорусском фольклоре, его характерных особенностях;
· связи народного и композиторского творчества;
· музыке народов, проживающих в Республике Беларусь;
· разнообразии музыкальных языков, общих и особенных чертах в музыке разных народов;
знать:
· средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр);
· способы развития музыки (повтор, контраст, варьирование);
· музыкальные формы (одночастные, двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации);
· элементы нотной грамоты (нотный стан, скрипичный ключ, положение нот на нотном стане, систему длительностей);
· шедевры мирового музыкального искусства;
· выдающихся композиторов и исполнителей;
· наиболее ярких представителей национальных музыкальных культур;
уметь:
· определять и характеризовать различными способами содержание музыки;
· прослеживать развитие музыки;
· определять форму музыкальных произведений;
· осуществлять элементарную композиторскую деятельность в соответствии с собственными возможностями и предпочтениями (сочинять простые мелодии, аранжировать и инструментовать фрагменты музыкальных произведений);
· читать и записывать несложные музыкальные тексты;
владеть:
· навыками сравнительного и целостного анализа музыкальных произведений;
· навыками использования средств музыкальной выразительности при решении творческих задач в различных видах музыкальной деятельности;
· навыками импровизации.