Тема 5. Расцвет комедийного кино (8 часов). 7 страница
Этот фильм стал первым лауреатом «Оскара» в категории «Лучший фильм», правда, тогда она носила название «Самая выдающаяся продукция».
«Маленький лорд Фаунтлерой» / Little Lord Fauntleroy
1921, США, ”Mary Pickford Company, 112 мин.
реж. Альфред Э. Грин, Джек Пикфорд
сцен. Бернард Мак-Конвилл
опер. Чарльз Рошер
прод. Мэри Пикфорд
в ролях: Мэри Пикфорд, Клод Гиллингуотер, Джозеф Дж. Даулинг,
Джеймс А. Маркус, Кейт Прайс, Фред Малатеста, Роуз Дайон
Экранизация одноименной повести Фрэнсис Бернетт. В начале 1920-х годов фильм шел в советском прокате под названием «Два претендента». События разворачиваются в 1880-х годах. Вдова капитана Эррола, младшего сына графа Доринкорта, влачит в Америке жалкое существование вместе с сыном Седриком. Граф посылает своего поверенного Хавершема привезти мальчика в Великобританию, так как тот является его единственным наследником, и подготовить его к принятию титула лорда Фаунтлероя. Вдова с сыном отправляется за океан, однако мать вынуждена поселиться отдельно от Седрика, так как граф недолюбливает ее, считая, что она вышла за его сына из корысти. Детская непосредственность Седрика очаровывает графа, но вскоре на титул начинает претендовать некая женщина по имени Минна, которая утверждает, что ее ребенок – отпрыск старшего сына графа. К счастью все разрешается благополучно – вдова примиряется с графом, а Седрик получает титул.
Пикфорд исполнила сразу две роли – юного наследника Седрика Эррола и его матери. Джек Пикфорд, брат актрисы, выступил в качестве второго режиссера.
«Малыш» / The Kid
1921, США, “Charles S. Chaplin Prods.”, 68 мин.
реж. Чарльз С. Чаплин
сцен. Чарльз С. Чаплин
опер. Роланд Тотеро
прод. Чарльз С. Чаплин
в ролях: Джеки Куган, Чарльз С. Чаплин, Эдва Первиэнс, Карл Миллер
Первый полнометражный фильм Чаплина-режиссера и первый шедевр в его карьере. С исполнителем главной роли – пятилетним Джеки Куганом – Чаплин уже работал ранее, когда предложил ему роль в фильме «Дни удовольствий» (1919). Джекки оказался прирожденным актером и схватывал все на лету. Невероятно успешный фильм «Малыш» - это история ребенка, брошенного матерью вскоре после рождения. После цепи приключений подкидыша находит житель трущоб Чарли, который учит ребенка тому, что знает сам. Несмотря на довольно суровое повествование, эта история завершается хэппи-эндом.
«Михаэль» / Michael
1924, Германия, ”Universum Film” (UFA), 90 мин.
реж. Карл Теодор Дрейер
сцен. Теа фон Харбоу, К.Т. Дрейер по одноименному роману Германа Банга
опер. Карл Фройнд, Рудольф Мате
прод. Эрих Поммер
в ролях: Вальтер Шлезак, Бенджамин Кристенсен, Нора Грегор, Роберт
Гаррисон, Дидье Аслан, Александр Мурски
Это история молодого человека (Шлезак), который должен сделать выбор между своим «покровителем» (Кристенсен) и любимой женщиной (Грегор). В итоге Михаэль предает «покровителя», известного скульптора и живописца (напоминающего Родена), который усыновил его и воспитывал, как родной отец. В конце фильма старый художник умирает в одиночестве. Действие разворачивается в эпоху, когда в большой моде были обостренные до предела чувства, порывы и преувеличения.
«Месье Верду» / Monsieur Verdoux
1947, США, ”Charles Chaplin Productions”, 124 мин.
реж. Чарльз С. Чаплин
сцен. Орсон Уэллс, Чарльз С. Чаплин
опер. Роланд Тотеро, Курт Курант
муз. Чарльз С. Чаплин
прод. Чарльз С. Чаплин
в ролях: Чарльз С. Чаплин, Мэди Коррел, Эллисон Родден, Роберт Льюис,
Одри Бетц, Марта Рэй, Ада Мэй, Изабель Элсом, Марджори Беннет
Один из последних фильмов Чарли Чаплина, оразивший милдлионы людей своим содержанием. Сначала его собирался снять Орсон Уэллс с Чаплином в главной роли, но Чаплин отказался, сказав, что фильмы со своим участием он снимает только сам. Выкупив сценарий, он основательно переделал его, оставив Уэллса как автора идеи.
В основу сценария легла реальная история знаменитого женоубийцы Анри Ландрю. Фамилию изменили, но это привело к тому, что в 1948 году на создателей фильма подал в суд банковский служащий Анри Верду.
Невысокий и не отличающийся особой красотой парижанин Анри Верду (Чаплин) в течение 30 лет добросовестно служил в банке, скрывая свою тайную страсть к брачным аферам. В начале Первой мировой войны он потерял работу, и перешел от афер к убийствам богатых дамочек. Верду быстро уловил, что следы легко заметать, если объекты одиноки. И его «рыбки» и «кошечки» исчезали бесследно. Тем не менее, полиция все-таки вышла на след убийцы. Он добровольно сдался, и его приговорили к смертной казни. Последние шаги Верду по направлению к гильотине – одна из знаковых тем мирового кинематографа, которая часто цитируется.
Луис Бунюэль назвал «Месье Верду» одним из лучших фильмов Чаплина. Первоначально прокат этой картины в США был запрещен цензурой, однако после дополнительного монтажа она все-таки была допущена к показу.
«Младший брат» / The Kid Brother
1927, США, ”The Harold Lloyd Corporation”, 82 мин.
реж. Тед Уайлд, Гароль Ллойд, Льюис Майлстоун, Дж. А. Хоу
сцен. Джон Грей, Лекс Нил, Говард Грин
опер. Уолтер Ландин
прод. Джесси Лэски, Адольф Цукор, Гарольд Ллойд
в ролях: Гарольд Ллойд, Джобина Рэлстон, Уолтер Джеймс, Лео Уиллис,
Олин Фрэнсис, Константин Романофф
Семья Хикори пользуется огромным влиянием в типичном для Америки маленьком городке Хикоривилль. Глава этого клана Джим Хикори является местным шерифом. Его ближайшие помошники – два «крутых» сына Лео и Олин, а третий – младший и робкий Гарольд, совсем не вписывается в сложившуюся систему. Однако, использовав на всю катушку свою сообразительность, он сумел заслужить уважение отца и любовь очаровательной Мэри.
«Мушкетеры Свиной аллеи» / The Musketeers of Pig Alley
1912, США, ”Biograph Company”, 17 мин.
реж. Дэвид У. Гриффит
сцен. Дэвид У. Гриффит, Анита Лус
опер. Г. У. Битцер
в ролях: Элмер Бут, Лилиан Гиш, Уолтер Миллер, Клара Т. Брэйси, Джон Т.
Диллон, Мэдж Керби, Гарри Кери, Роберт Хэррон, Джек Пикфорд
Один из первых «гангстерских фильмов», если вообще не первый. Бедный музыкант покидает свою девушку и больную мать, отправившись на поиски заработка. Девушка встречает у дверей своего дома местного бандита Снаппера Кида (Бут), который хочет расположить ее к себе. Но она дает ему пощечину и уходит. Вернувшись, девушка обнаруживает, что ее мать умерла. Музыканту же все-таки улыбнулась удача – он заработал много денег. Узнав об этом, Кид и его банда напали на счастливчика, ограбив его. Пострадавший решает вернуть похищенное. Тем временем подруга девушки приводит ее на вечеринку, где проводят время бандиты. Между двумя из них возникает ссора и на Свиной аллее происходит ганстерская разборка. Случайно оказавшийся здесь музыкант увидел своего обидчика и попытался вернуть кошелек. Полиция останавливает Кида, но бандит заявляет, что все время был в гостях у девушки и предлагает проверить это. Музыкант и девушка подтверждают сказанное, и Кида отпускают. Музыкант и девушка счастливы.
«Навигатор» / The Navigator
1924, США, ”Buster Keaton Prods.”, 59 мин.
реж. Дональд Крисп, Бастер Китон
сцен. Клайд Брукман, Джин Хэвез, Джозеф А. Митчелл
опер. Байрон Хаук, Элджин Лесли
прод. Джозеф М. Шенк, Бастер Китон
в ролях: Бастер Китон, Кэтрин Мак-Гайр, Фредерик Врум, Ноубл Джонсон
Герои фильма попадают в крайне необычную ситуацию, но их действия в высшей степени обыкновенны. Миллионер оказывается в открытом море, на корабле, покинутом командой. По странной случайности здесь очутилась также и его возлюбленная. Не умея ровным счетом ничего, Бастер старается показать себя во всей красе: он и капитан, и матрос, и кок, и стюард, и механик-водолаз.
«Наконец в безопасности» / Safety Last!
1923, США, ”Hal Roach Studios”, 70 мин.
реж. Фред Ньюмайер, Сэм Тэйлор
сцен. Хэл Роуч, Сэм Тэйлор, Тим Уэлан
опер. Уолтер Ландин
прод. Хэл Роуч
в ролях: Гарольд Ллойд, Милдред Дэвис, Билл Стротер, Ноа Янг, Весткотт
Кларк, Рой Брукс, Мики Дэниелс
Комедия положений о молодом человеке, который уезжает из провинции в большой город на заработки и пытается добиться успеха. В то же время он обманывает свою невесту, убеждая ее, что всего достиг. Устроившись клерком в универмаге, Гарорльд хочет привлечь в магазин побольше покупателей и для этого просит своего друга, «человека-муху», подняться по стене здания магазина. В конечном итоге, ему самому приходится карабкаться вверх на глазах у толпы зрителей. Финальная сцена, когда Гарольд повис на стрелке часов, является одним из самых знаменитых эпизодов в истории кино. Говорят, во время премьерных показов люди, глядя на происходящее на экране (сцена продолжалась 20 минут), падали в обморок.
«Нанук с Севера» / Nanook of the North
1922, США, “Les Freres Revillon”/ “Pathe Exchange”, 79 мин.
реж. Роберт Дж. Флаэрти
сцен. Фрэнсис Флаэрти, Роберт Дж. Флаэрти
опер. Роберт Дж. Флаэрти
прод. Жан Ревийон, Роберт Дж. Флаэрти
в ролях: Аллакариаллак, Нила, Кунайю, Алли, Аллигу, Берри Крюгер
Запись жизни и борьбы за выживание храброго эскимоса и его семьи. Этот фильм, ставший классикой кино, заложил основу для дальнейшего развития документального кинематографа. Спонсирован французскими меховщиками братьями Ревийон. 16-месячные съемки обошлись в $50.000. Флаэрти столкнулся с огромным сопротивлением со стороны американских дистрибьюторов, которые сомневались в коммерческом потенциале фильма. В конце концов, в 1922 году он достался Pathe, и успех был ошеломляющим. После показов в Париже и Берлине, картина собрала за первую неделю проката в Нью-Йорке $40.000. Нанука на самом деле звали Аллакариаллак. Его жен и детей играли эскимосы, не являющиеся женами и детьми главного героя. Одна из «жен» Нанука родила ребенка от Флаэрти. Мороженое «Эскимо» получило свое название после успеха этого фильма.
«Наше гостеприимство» / Our Hospitality
1923, США, “Joseph M. Schenck Prods.”, 73 мин.
реж. Джон Блайстоун, Бастер Китон
сцен. Клайд Брукман, Джин Хэвец, Джозеф А. Митчелл
опер. Гордон Дженнингс, Элджин Лесли
прод. Джозеф М. Шенк
в ролях: Бастер Китон, Джо Робертс, Ральф Бушман, Крэйг Уорд, Монти
Коллинз, Джо Китон, Китти Брэдбери, Натали Толмедж
Действие этой комедии ситуаций и пародии на мелодрамы происходит в тридцатых годах XIX века. Кенфилды и Мак-Кеи – две непримиримые семьи. Главный герой фильма Уилли Мак-Кей (Китон) – простак двадцати с небольшим лет, возвращается в родной город. Ранее он сбежал оттуда, не желая участвовать в смертельной вражде. И лишь завещанный ему умершим родственником дом заставил Уилли вновь посетить родные места. По пути он познакомился с девушкой, дочерью главы враждебного клана, и влюбился в нее. Ухаживания приносят Уилли много проблем, даже при том, что по законам южного гостеприимства его враги должны обходиться с ним по-доброму, пока он находится в их доме. С этого момента Уилли изо всех сил старается остаться гостем своих потенциальных убийц, а они с улыбкой пытаются выдворить его из дома...
«Нетерпимость» / Intolerance
1916, США, “Triangle Film Corp.”, 197 мин.
реж. Дэвид Уорк Гриффит
сцен. Дэвид Уорк Гриффит
опер. Уильям Битцер
прод. Дэвид Уорк Гриффит
в ролях: Мэй Марш, Роберт Хэррон, Ф.А.Тернер, Лилиан Гиш, Сэм Де Грасс,
Вера Льюис
Четыре новеллы, показывающие четыре эпохи: древняя Иудея (распятие Христа), Вавилон (539 г. до н.э., предательство жрецами царя Валтасара), Франция (1572 год, Варфоломеевская ночь), наши дни (1914 год, вражда приводит к смертной казни невинного человека). Гриффит строит действие, свободно переходя от Вавилона к современности и обратно, а не в хронологическом порядке. Части связываются в единое целое образом женщины (Лилиан Гиш), укачивающей ребенка, и строками из Уолта Уитмена: «Бесконечно качается колыбель… Соединяющая настоящее и будущее». Несмотря на широкую рекламу и довольно успешный старт в прокате, «Нетерпимость» потерпела колоссальный коммерческий крах.
«Пароходный Билл-младший» / Steamboat Bill, Jr.
1928, США, ”Buster Keaton Prods.” / ”Joseph M. Schenck Prods.”, 71 мин.
реж. Чарльз Райснер, Бастер Китон
сцен. Карл Харбо
опер. Берт Хэйнс, Деверо Дженнингс
прод. Джозеф М. Шенк
в ролях: Бастер Китон, Том Мак-Гайр, Эрнест Торренс, Том Льюис, Мэрион
Байрон, Джеймс Т. Мэк
Китон сыграл смешного студента, попадающего в самые невероятные ситуации. Все начинается с того, что он вступает во владение стареньким пароходиком отца и берет в жены дочь его конкурента. Затем он вызволяет отца из тюрьмы, спасает всех от ужасного циклона и восстанавливает дружбу отца с бывшим компаньоном. Классический гэг фильма: циклон разрушает все, кроме старого суденышка. Рушатся дома, на Китона падает целый фасад, но от смерти его спасает окно, и он продолжает невозмутимо идти вперед, пока до него не доходит весь ужас положения. Китон так рассказал о съемке этой сцены: «Я должен был вписаться в раму с точностью до трех дюймов, чтобы она не задела моей головы и плеч. Фасад дома, я не шучу, весил две тонны. Его следовало построить из тяжелого и твердого материала, чтобы он не гнулся и не деформировался под напором ветра. Вся съемочная группа восстала против исполнения мною этого гэга. Впервые я видел, что операторы смотрели в другом направлении. Но мы с техническим директором предусмотрели все детали и знали, что все получится».
«Перекати-поле» / Tumbleweeds
1926, США,”William S. Hart Productions”, 78 мин.
реж. Кинг Бэггот, Уильям С. Харт
сцен. Си Гарднер Салливан
опер. Джозеф Огуст
прод. Уильям С. Харт
в ролях: Уильям С. Харт, Барбара Бедфорд, Люсьен Литлфилд, Дж. Гордон
Рассел, Ричард Нил, Джек Мерфи, Джеймс Гордон
Экранизация рассказа Хэла Дж. Эвартса. Ковбой Дон Карвер (Харт) живет по принципу «перекати-поле»: постоянно меняет места обитания и работу, бьется за справедливость, но остается скромным и даже немного нелепым и смешным. Решимости ему придает любовь к прелестной Молли Лэситер (Бедфорд) и желание помогать униженным и оскорбленным. Суровый рассказ режиссеры разбавили трогательными и комическими эпизодами, сделав характер главного героя более объемным. Насколько отчаянно храбрым он был с подонками и негодяями, настолько же робким оказывался в присутствии возлюбленной. История любви, разыгранная на просторах дикого Запада, стала классикой немого кино.
В 1925 году 60-летний Уильям С. Харт попытался вернуть своего зрителя и снял вестерн «Перекати-поле». Студия «Парамаунт» отказалась финансировать эту постановку, и Харту пришлось вложить собственные средства. Фильм словно ностальгически оглядывался назад, на подходившую к финалу эпоху. Успех картины оказался довольно скромным. К тому же Харта подвел партнер – кинокомпания “United Artists”. Обожаемый миллионами зрителей киноковбой тяжело перенес происходящее и, в конце концов, удалился на собственное ранчо в калифорнийском Ньюхолле, где принялся писать мемуары и книги для детей. В звуковом кино Харт появился лишь одиножды, когда в 1939 году для «Перекати-поле» сняли пролог, в котором актер с любовью вспоминал немое кино. После чего окончательно удалился от дел.
«Поцелуй Мэри Пикфорд» («Король экрана»)
1927, СССР, «Межрабпом-Русь» / «Совкино», 90 мин.
реж. Сергей Комаров
сцен. Сергей Комаров, Вадим Шершневич
опер. Евгений Алексеев
в ролях: Игорь Ильинский, Анель Судакевич, Яков Ленц, Дуглас Фэрбенкс,
Мэри Пикфорд, Вера Малиновская, Абрам Роом, Наум Рогожин
Киношутка, построенная на актерском трио Игорь Ильинский – Мэри Пикфорд – Дуглас Фэрбенкс. Замысел картины возник в связи с прибытием в Москву знаменитых американских актеров. Третье название фильма: «Повесть о том, как поссорились Дуглас Фэрбенкс с Игорем Ильинским из-за Мэри Пикфорд». Билетер кинотеатра Гога Палкин влюблен в Дусю Галкину, мечтающую о славе кинозвезды. Дуся обещает ему взаимность в том случае, если Гога станет знаменитостью. Случайно попав на киностудию, Палкин оказывается под куполом ателье, а все участники съемки едут встречать американских кинозвезд. Прибыв на студию, Мэри Пикфорд находит Гогу Палкина весьма забавным и дарит ему свой поцелуй. Гога сразу же становится суперпопулярным, и Дуся отдает ему свое сердце.
«Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь» /
Die Macht der Bilder: Leni Riefenstahl
1993, Германия-Франция-ВБ-Бельгия, “Arte”/”Channel Four Films” /”Nomad Films”/”Omega Film GmbH” /”Without Walls”/”Zweites Deutsches Fernsehen” (ZDF), 180 мин.
реж. Рэй Мюллер
сцен. Рэй Мюлер
опер. Мишель Бодур, Вальтер А. Франке, Ульрих Янхен, Юрген Мартин
прод. Жак де Клерк, Димитри де Клерк, Вальдемар Янущчак, Ганс Петер
Кохенрат, Ганс-Юрген Паниц
Монументальный документальный фильм, воссоздающий всю историю жизни одной из самых знаменитых и самых ненавидимых звезд немецкого кино. В двадцатых годах прошлого века она соперничала с Марлен Дитрих, и кто знает, на какой уровень вывела бы ее актерская судьба, если бы Лени Рифеншталь не стала «главным режиссером» нацистской Германии. Ее фильмы «Триумф воли» и «Олимпия» стали вехой в истории мирового кинематографа. «Я была танцовщицей сердцем и душою. Если говорить об актерской жизни, то мои желания так и остались нереализованными. Фотографом я стала только потому, что после войны попала под бойкот и не могла снимать фильмы». Когда ей было уже под 80, она занялась подводными съемками, отсняв самые потрясающие кадры за всю историю этого жанра. Рифеншталь скончалась 9 августа 2003 на 102 году жизни.
«Прерванный роман Тилли» / Tillie’s Punctured Romance
1914, США, “Keystone Film Company”, 74 мин.
реж. Мак Сеннет
сцен. Мак Сеннет, Хэмптон Дель Рут по пьесе «Ночной кошмар Тилли»
Эдгара Смита и Э. Болдуина Слоуна
опер. Ганс Коэнкамп, Фрэнк Д. Уильямс
прод. Мак Сеннет
в ролях: Чарли Чаплин, Мэри Дресслер, Мэйбл Норманд, Мак Суэйн, Честер
Конклин, Чарльз Беннет
Первая полнометражная кинокомедия в истории и первый полнометражный фильм с участием Чарли Чаплина. Городской парень, лицемер и пройдоха, отправляется в деревню, где знакомится с Тилли, дочкой фермера. Она далеко не красотка, но зато у ее отца водятся кое-какие деньги, и парень хочет заполучить их. Тилли, никогда прежде не встречавшая такого кавалера, влюбляется в него и сбегает из отчего дома. «Жених» приглашает ее в ресторан, где она напивается, а он, завладев деньгами, сбегает со своей старой подружкой. Чуть позже газеты сообщают, что дядя Тилли, увлекающийся альпинизмом, погиб в одной из экспедиций, и она становится единственной наследницей миллионного состояния. Беглец возвращается к Тилли и уговаривает ее выйти за него замуж. Они отправляются на виллу дяди, где устраивают вечеринку. В разгар веселья Тилли обнаруживает своего суженого с его старой подружкой, которую тот устроил в дом горничной. Тилли в ярости устраивает погром, пытаясь отомстить неверному. Между тем дядя Тилли вовсе не погиб. Он благополучно возвращается в разгромленный дом. Вся троица, продолжая разбираться друг с другом, спасается от дядиного гнева и полицейского, которого отрядили за ними в погоню. В конечном итоге девушки понимают, что молодой брачный аферист – не пара ни одной из них, и становятся подругами. В советский прокат фильм выходил под названиями «Молодая девушка» и «Тилли заводит роман».
«Приключения Долли» / The Adventures of Dollie
1908, США, “American Mutoscope & Biograph”, 12 мин.
реж. Дэвид У. Гриффит
сцен. Дэвид У. Гриффит, Г. У. Битцер
опер. Артур Марвин
в ролях: Артур В. Джонсон, Линда Арвидсон, Глэдис Иган, Чарльз Инсли,
Мэдлин Вест
Режиссерский дебют Дэвида Гриффита, где он описывает злоключения маленькой девочки и членов ее семьи, которые столкнулись со злоумышленниками. Похитив Долли, они поместили ее в бочку, упавшую в реку. Ее обнаруживает рыбак и вытаскивает на берег. Появившиеся вскоре родители обнаруживают, что их малютка жива и невредима.
Гриффит согласился выполнить эту работу, чтобы заработать себе на починку ботинок. Во время съемок бочка не желала уходить из поля зрения киноаппарата, несмотря на направлявшие ее движение невидимой для объектива струны от рояля. Премьера состоялась 14 июля 1908 года в театре Кейти и Проктора и в «Юнион сквэр», главном кинотеатре Нью-Йорка. Общие затраты на производство составили $65, сборы в России – $17 500, сборы в США – $6 000 000, мировые сборы – $2 690 961.
«Путешествие на Луну» / Le voyage dans la lune
1902, Франция, “Star Film”, 14 мин.
реж. Жорж Мельес
сцен. Жорж Мельес по мотивам романа «Первые люди на Луне» Г. Дж.
Уэллса и романа «С Земли на Луну» Жюля Верна
опер. Мишо, Люсьен Танги
прод. Жорж Мельес
в ролях: Виктор Андре, Блюэтт Бернон, Анри Деллануа, Жорж Мельес
(профессор Барбенфюйис)
Один из самых ранних фантастических фильмов в истории кинематографа. Это была уже 400-я кинолента режиссера, но именно она принесла ему бессмертную славу. Прежде всего потому, что, получив астрономический по тем временам бюджет (10 000 франков!), М. создал феерическое зрелище, насыщенное революционными визуальными эффектами. Ученый делает в Академии доклад о возможности полета на Луну. После бурных дискуссий решено отправить на Луну экспедицию, для которой строится космический корабль в виде полого снаряда, который запускается в космос выстрелом из огромной пушки. Снаряд падает на Луну. Академики выходят на поверхность Луны, любуются видом на Землю и ложатся спать. Утром они идут исследовать найденную пещеру, где встречают прыгучих селенитов (в фильме их изображали профессиональные акробаты). Расправившись с селенитами при помощи зонтиков, ученые решают вернуться на Землю, садятся в снаряд, после чего последний академик сталкивает снаряд с края Луны и сам прыгает следом. Снаряд падает в океан и благополучно доплывает до гавани. Прибывших путешественников с почётом встречают соотечественники.
«Пять гробниц по пути в Каир» / Five Graves to Cairo
1943, США, “Paramount Pictures”, 96 мин.
реж. Билли Уайлдер
сцен. Чарльз Брэккет, Билли Уайлдер
опер. Джон Ф. Зайтц
прод. Чарльз Брэккет
в ролях: Фрэнчот Тоун, Энн Бакстер, Аким Тамирофф, Эрих фон Штрогейм,
Петер ван Эйк, Фортунио Бонанова
Экранизация «шпионской» пьесы «Отель «Империал» Лайоша Биро.
Вторая мировая война. Британский солдат Джон Брэмбл (Тоун) волею судьбы оказывается один в маленьком городке, расположенном среди песков Сахары. В город входят германские оккупационные войска. Чтобы избежать плена, он выдает себя за погибшего работника маленького отеля «Империал». Постепенно он входит в доверие к домоправительнице-француженке (Бакстер), глубоко презирающей британцев за то, что они бросили французские войска под Дюнкерком. Отель становится штаб-квартирой фельдмаршала Роммеля (Штрогейм). Брэмбл узнает, что, выдав себя за слугу, он подвергается еще большей опасности, так как покойный был агентом, работавшим на нацистов. Сумев убедить немцев, что он работает на них, Брэмбл получает задание следовать в Каир и готовить вторжение германских войск…
Нельзя не воздать должное актерскому таланту Эриха фон Штрогейма. Роммель в его исполнении – само противоречие – жестокий и мягкий, дерзкий и тихий. Штрогейм создал очень сложный характер.
«Робин Гуд» / Robin Hood
1922, США, “Douglas Fairbanks Pictures”, 117 мин.
реж. Аллан Дуан
сцен. Дуглас Фэрбенкс, Кеннет Дэвенпорт, Эдвард Нокблок, Аллан Дуан,
Лотта Вудс
опер. Артур Эдисон, Чарльз Ричардсон
прод. Дуглас Фэрбенкс
в ролях: Дуглас Фэрбенкс, Уоллес Бири, Сэм Де Грасс, Энид Беннет, Пол
Дики, Уильям Лаури, Рой Каулсон, Билли Беннет
Король Англии Ричард (Бири) отправился в Крестовый поход, оставив вместо себя на троне принца Джона (Де Грасс). Тот оказался тираном и начал всячески угнетать народ. Леди Мэриан (Беннет) написала об этом своему возлюбленному герцогу Хантингдону (Фэрбенкс), который находился в это время вместе с королем Ричардом во Франции. Хантингдон, несмотря на препоны своих противников, вернулся в Англию, чтобы навести порядок. Но здесь и он сам и его друзья объявлены вне закона.
Впервые Робин Гуд появился в кино еще в 1912 году, но подлинным хитом стала картина с участием Фэрбенкса.
«Родственники моей жены» / My Wife's Relations
1922, США, “First National Pictures”, 30 мин.
реж. Бастер Китон
сцен. Бастер Китон, Эдвард Т. Клайн
опер. Элджин Лесли
прод. Джозеф М. Шенк
в ролях: Бастер Китон, Монти Коллинз, Уизер Делл, Гарри Мэдисон, Кэйт
Прайс, Джо Робертс, Том Уилсон
Волею случая герой попадает в загс и ему приходится взять в жены первую встречную, просто стоявшую рядом. Его будущей женой оказалась очень темпераментная женщина из большого и мужского по составу семейства. Она приводит мужа домой, где с чужаком не очень-то церемонятся... Критика признала этот фильм совершенным в плане технического и постановочного мастерства.
«Рождение нации» / The Birth of a Nation
1915, США, “David W. Griffith Corp.”, 125 мин.
реж. Дэвид Уорк Гриффит
сцен. Дэвид Уорк Гриффит, Фрэнк Э. Вудс по роману «Человек клана»
Томаса Ф. Диксона-младшего
опер. Уильям Битцер
прод. Дэвид Уорк Гриффит
в ролях: Лилиан Гиш, Мэй Марш, Генри Б. Уолтхолл, Мириэм Купер,
Дональд Крисп, Ральф Льюис.
Широкомасштабная историческая эпопея, посвященная кровопролитной, разрушавшей семьи и перемалывавшей судьбы людей Гражданской войне в США, и рождению в муках новой нации. Феноменальный успех, сопутствовавший этому самому кассовому немому фильму ($10 млн. сборов при бюджете $110 тыс.), омрачили кровавые потасовки, сопровождавшие показ ленты во многих крупных городах США, и запрет демонстрировать картину в Европе, охваченной войной, где участвовали африканские корпуса. «Рождение нации» – одно из тех немногих кинопроизведений, где потрясающие новации в области формы (использование крупных планов, каше, органичное применение перекрестного (или параллельного) монтажа, нагнетание напряжения за счет особой ритмичности, др.) неотделимы от абсолютно неприемлемой для большинства людей морально-этической и прежде всего политической позиции автора, опиравшегося на откровенно расистское литературное произведение.
«Сага о Йосте Берлинге» / Gosta Berlings saga
1924, Швеция, “Svensk Filmindustri”, 180 мин.
реж. Мориц Стиллер
сцен. Рагнар Хильтен-Каваллиус , Мориц Стиллер
опер. Юлиус Енцон (Йенсон)
в ролях: Ларс Хансон, Грета Гарбо, Свен Сколандер, Эллен Хартман-
Седерстрем, Мона Мортенсон, Торстен Хаммарен, Герда
Лундквист, Сикстен Малмерфельт, Дженни Хасселквист
Экранизация одноименного романа Сельмы Лагерлеф. История жизни, «преступлений» и искупления молодого священника, лишенного сана пастора за склонность к алкоголизму. Он находит работу гувернера, но вскоре, когда его прошлое становится известным, присоединяется к группе своенравных дворян, ратующих за скорейшие социальные преобразования.
Один из самых известных фильмов в истории немого кинематографа снят по мотивам дебютного романа лауреата Нобелевской премии по литературе Сельмы Лагерлеф. Первая значительная роль в кино Греты Гарбо.
«Стиллер умеет отводить легендарным событиям и переживаниям людей, слитных с природой, столько времени, сколько требуется для того, чтобы их вообще можно было изобразить. Если сцена из «Саги о Йесте Берлинге», где волки гонятся за санями, запоминается надолго, то это вызвано как раз ее продолжительностью. Правда, ни один миг в этом эпизоде не остается пустым, ибо пока сани все едут и едут, тусклый блеск снега вокруг, лицо Греты Гарбо в санях и вожжи, ходящие вверх-вниз и как бы задевающие ее лицо, непрерывно дают новые поводы для волнения» (Зигфрид Кракауэр «Мориц Стиллер и шведский фильм»).
«Сад наслаждений» / The Pleasure Garden
1925, ВБ-Германия, “Gainsborough Pictures” / “Munchner Lichtspielkunst AG”, 75 мин. (видеоверсия: 60 мин.)
реж. Альфред Хичкок
сцен. Элиот Стэннард по одноименному роману Оливера Сэндиса
опер. Гаэтано ди Вентимилья
прод. Майкл Бэлкон, Эрих Поммер
в ролях: Вирджиния Вэлли, Кармелита Джерати, Майлз Мэндер, Джон
Стюарт
Пэтси, танцовщица из театра под названием «Сад наслаждений», устраивает в труппу свою приятельницу Джил, жених которой, Хью, направлен на работу в колонию. Пэтси выходит замуж за Леветта, коллегу Хью. После медового месяца, проведенного на озере Комо, Леветт тоже получает назначение в колонию. Тем временем Джил начинает пользоваться успехом у мужчин. Обзаведясь богатым покровителем, она постоянно откладывает поездку к Хью. Пэтси же остается верной Леветту. Получив письмо с известием о его болезни, она сразу уезжает к нему. Приехав на место, Пэтси обнаруживает, что муж вовсе не болен. На новом месте он успел обзавестись женой-аборигенкой, а вот Хью, в которого тайно влюблена Пэтси, действительно смертельно болен.